Search in the blog:

2019-01-26

Нухун-Гол

Скатался до Нухун-Гола.




Надо было в начале января ехать, с народом, заездом в Дабады и подъемом в гору. Но хоть такая однодневная поездка.

Поскольку Cherokee теперь в лес не катается (специально снял с него лифт, чтобы не было соблазна), то в ход идет мой Suzuki Jimny.




Дорога не сложная, а только утомительная длительностью движения.

Первый и второй броды подготовлены для лесовозов, которые активно продолжают оттуда лес таскать - скоро и там тайга выкошена будет.




От первого до второго брода есть две дороги. По лесу (по земле). И вдоль берега (по льду). На легкой машине проще и веселее проехать вдоль берега. Там видны попытки ездить на тяжелой технике - местами лед разломан.




Уже на подъеме к Нухун-голу заинтересовало ответвление, не замечал его раньше. Видна дорога, по ней даже кто-то ездил.




К сожалению, не было времени покататься (слишком поздно заметил).

А так все привычно. Народ явно там бывает, но не так активно, как в некоторые прошлые годы, когда туда дорога была очень накатана и очень простая.

Остальные фотографии: http://malykh.com/album/2019-01-25/

2019-01-25

Unit vs module: блок против модуля

В SZ Viewer, да и в моих текстах встречается неоднородность. Чаще всего я называю электронное устройство, которое заведует какой-то частью электроники автомобиля, блоком управления (control unit), но иногда и модулем управления (control module).

Теперь решил перейти к единому термину. Победил вариант "модуль управления" (control module).

Это менее привычно, этот термин содержит больше символов, но он более близок к современной терминологии Suzuki: ECM (Engine Control Module), TCM (Transmission Control Module), BCM (Body Control Module) и т.д. Плюс исчезает неоднозначность термина ECU: в зависимости от контекста это либо блок управления двигателем (Engine Control Unit), либо просто электронный блок управления (Electronic Control Unit). ECM - это именно управление двигателем, а не общее название модулей.

Соответствующие сообщения SZ Viewer будут подправлены в следующих версиях. Осталось самому приучиться говорить модуль, а не блок. :-)



Еще по этой теме:

2019-01-24

NEXPEAK NX101: почти, но не совсем нормальный ELM327 адаптер (ошибка CAN Flow Control)

Еще один ELM327 адаптер в коллекцию. Меня он заинтересовал крайне противоречивыми отзывами при использовании моего SZ Viewer. Некоторые радовались и говорили, что это хороший адаптер. У других были странные проблемы.

И вот этот адаптер у меня:




С виду обычный адаптер, у меня есть в похожем корпусе. Тоже с индикаторами и кнопкой. Но на этом фирменное название: NEXPEAK NX101.




На первый взгляд это обычный китайский ELM327 v1.5, что само по себе неплохо.

Если проверять на моем Suzuki Jimny, то все хорошо. Работает, достаточно стабильно, подключается ко всем модулям. Но у меня они только по K-Line отвечают.

А вот если проверить на машине с CAN-шиной, то все гораздо хуже. К модулям, работающими по CAN-шине, моя программа через этот адаптер подключается, но данные принять не может - выдается ошибка ответа.


Проблема оказалась в работе CAN Flow Control - это управление потоком нескольких CAN-сообщений, представляющих один целостный ответ. Об этом я уже рассказывал как раз на примере одной заложенной ошибки ELM327.

Что же в данном случае?

Опять тот же пример с запросом VIN стандартным OBD2 запросом 0902 (к сузуки не имеет отношения, но хорошо показывает проблему).

Если делать с настройками по умолчанию (т.е. в CAN Flow Control Mode 0), то все работает:




Но если, как я уже показывал, использовать CAN Flow Control Mode 1, то приходит только первое сообщение ответа:




Просмотр данных показывает, что в NX101 ошибочная реализация команды ATFCSD (установка сообщения для Flow Control). Она работает, влияет на запросы, но выставляет не то сообщение. Например, ATFCSD300000 выставляет не 30 00 00 00 00 00 00 00 как можно было ожидать, а 00 00 00 80 00 00 00 00.

Естественно, выставленное NX101 сообщение не является корректным, поэтому модуль управления так и не отправляет остаток сообщений.


Отсюда следует вывод: адаптер NEXPEAK NX101 почти нормальный v1.5 китайский адаптер, но с ошибкой в реализации ATFCSD.

Для текущей реализации SZ Viewer это означает, что работать с CAN-модулями автомобилей через этот адаптер невозможно. С K-Line модулями работа возможна без проблем.

К покупке этот адаптер не рекомендую.


Теперь вопрос концептуальный. Стоит ли поддерживать такие заведомо неисправные (с ошибками) адаптеры в SZ Viewer?

В принципе, я вижу два варианта, которые это позволят для этого адаптера.

1. Просто использовать CAN Flow Control Mode 0. Это работает (проверил), пусть и немного нестабильно в некоторых ситуациях (вызывает перезапросы)

Но из-за достаточно ограниченной реализации ELM327 возможно подключение через CAN только к модулям управления двигателем и AT/CVT. К остальным модулям через этот режим по CAN-шине подключиться невозможно.


2. Использовать все же CAN Flow Control Mode 1, но сделать специальную обработку именно этой ошибки NX101. По факту там перепутан порядок битов, экспериментальным образом подобрал, что для установки сообщения 30 00 00 00 00 00 00 00 надо вызывать команду ATFCSD00000006.

Это позволяет подключаться ко всем модулям по CAN-шине, но это именно самый настоящий "костыль" сугубо для данного адаптера.


Пока я еще не решил. Возможно, что более правильно подводить пользователей к использованию нормальных адаптеров, а не поддерживать продажи такого почти нормального, но все же неполноценного хлама.


p.s. А еще оцените на данном примере с какими изощренно-кривыми адаптерами приходится иметь дело. А потом злобные юзеры ругаются: "SZ Viewer глючит! А другие программы работают! Дизлайк-отписка".


Изображения из альбомов:

2019-01-23

Холодильное масло Fuchs Reniso Triton SEZ 32

По результатам осмотра решил пока перестать использовать готовые добавки в моторное масло (моющие и т.п.). Не из-за их вредности, а из-за отсутствия нужного мне эффекта.

А вот интерес к холодильным маслам POE (с полиол-эстерами) остался. Но канистра Suniso SL 32 закончилась. В этот раз выбрал Fuchs Reniso Triton SEZ 32




Той же вязкости (32 сСт) при 40°С.




Есть предупреждение о необходимости использования всего этого масла сразу после вскрытия. Я считаю, что это перестраховка. Но такое масло гигроскопичное, нужно аккуратно хранить и обязательно проверять перед использованием.

Вот так оно выглядит свежим:




Пузырьки - это канистра была взболтана (в машине ехала). Масло светлое и почти прозрачное.

Если масло стало желтеть и терять прозрачность, значит использовать его уже нельзя (или можно, но с умом, но лучше не надо).



Изображения из альбомов:

2019-01-22

Масляные фильтры для PowerTech V6 3.7 Jeep Cherokee/Liberty KJ

Фильтры, что я пробовал для мотора PowerTech V6 3.7 своего Jeep Cherokee KJ:


Blue Print ADM52117: внешний видраспил б/усравнение с Filtron OP 532/1. (клон Filtron OP 532/1)

Filtron OP 532/1: внешний вид, сравнение с BLUE PRINT ADM52117 (клон Blue Print ADM52117).

Fram FP3600: внешний вид, распил б/у

Fram PH5803: внешний вид. (клон Purflux LS907)

Knecht/Mahle OC606: внешний видраспил б/у, сравнение с Mopar 04781452BB.

Mann W719/27: внешний видраспил б/у

Mopar 04781452BB (MO-452): внешний видраспил б/у, сравнение с KNECHT/MAHLE OC606, сравнение с Wix 51516.

Purflux LS907: внешний вид, распил б/у (клон Fram PH5803)

Ufi 23 440 00: внешний видраспил б/у.

Wix 51516: внешний видраспил б/у, сравнение с Mopar 04781452BB. (похож на Mopar 04781452BB)


Пока не выбрал самый подходящий для себя вариант. Filtron (или Blue Print) самый дешевый, но не скажу, что его конструкция идеальна. У Fram FP3600, как заявляется, хороший фильтрующий элемент, но в остальном конструкция вызывает вопросы (как и цена). Конструктивно наиболее интересны Wix и Mopar, но первый не особо доступен, а второй сравнительно дорогой (но только сравнительно).

А вот Purflux и его клон Fram PH, а также Ufi я точно не выберу. Mann так себе, при его нынешней цене смысла в нем не вижу.


Для откручивания фильтров на этом моторе использую "ременный" съемник SATA, довольно удобно.



Еще по этой теме:

2019-01-21

Новые Suzuki и SRS: продолжение

Вот самое удивительное в истории со свежими Suzuki и недоступностью блока SRS через мою диагностическую программу, что я об этом узнаю последним и совершенно случайно. Один человек из Польши (!) попросил уточнить данные для полного привода Vitara 2016 (кажется) года. По моей просьбе прислал данные и для других блоков. И тут я заметил, что SRS среди них и нет.

Забавно! Теперь уже постфактум я нахожу сообщения на форумах Vitara и SX4 сообщения, что SRS не читается. Старые сообщения! И ни один человек мне об этом не написал.


Хорошая новость же в том, что я сделал поддержку новомодного CAN-UDS протокола, но пока только для SRS (на нем еще как минимум должен быть TPMS), но пока только чтение идентификаторов и ошибок. Но это уже неплохо. И это будет в следующих версиях.


И пользуясь случаем, напоминаю, что если же вы хотите улучшить расшифровку или подключиться к новым блокам: Помощь разработке SZ Viewer

Кроме того, без необходимости я практически не перевожу на русский описания DTC и не добавляю их новые расшифровки. Делаю это только по требованию (или если где увижу реальные ошибки случайно). Хотите уточнения ошибок DTC, их перевода - кидайте их номера мне любым способом. Достаточно только номеров, но это должны быть реальные ошибки, что вы получили на каком-то автомобиле Suzuki.

2019-01-20

No-Slip для Cherokee KJ: 2 года и примерно 40 т.км

В моем Jeep Cherokee в заднем мосту установлена автоматическая межколесная блокировка (разблокировка) Powertrax No-Slip - это более "продвинутая" версия LockRight. Бегает она с января 2017 года, т.е. прошла два года и примерно 40 т.км.

В начале января нынешнего 2019 года менял масло в мостах, заодно (поскольку нужно крышку снимать) посмотрел состояние блокировки:




Все нормально, все работает.

Мне нравится, снимать No-Slip не планирую. Но и однозначно рекомендовать не буду. Большинству людей она избыточна, хватает имитаций. Но если есть какие-то маломальские съезды с дороги, что в грязь, что в снег, что по сильным неровностями, то польза весьма ощутима. Особенно с учетом легкости установки.



Изображения из альбомов:

2019-01-18

Samsung Internet Browser и YouTube

Сейчас на мобильных устройствах я использую в качестве браузера Samsung Internet Browser. Он хоть и от Samsung, но работает и на телефонах других марок. Основная причина его использования - это поддержка плагинов блокировки рекламы, которые выполняют свою задачу весьма неплохо.

И меня все интересовало, а отработает ли эта блокировка на youtube? Проверять было лень, но в какой-то момент меня стала дико раздражать реклама в стандартном youtube-клиенте. Вот просто дико, ощущение, что смотришь телевидение, где тебе в мозг громко и агрессивно пихают какой-то мусор. Невозможно, просто перестал смотреть youtube на мобильном телефоне.

Но все же решил проверить в самсунговском браузере. Сперва смутил диалог при открытии youtube-ссылок:




Создается ощущение, что альтернативы нет: или смотришь через стандартного клиента, или не смотришь вообще. Но нет, выбор "отмена" открывает youtube внутри браузера. И, что самое хорошее, блокировщики работают! Можно спокойно смотреть видео.

Единственный, пожалуй, минус, что открывается в браузере какая-то несколько урезанная и даже местами странная версия. Но основные функции есть, этого хватает.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2019-01-16

Большое Голоустное

А это уже Байкал около Большого Голоустного, несколько дней назад:




Цвет торосов у берега - это не ошибка "баланса белого", именно такой и есть:




Живьем выглядит очень необычно.




А по этому льду даже ходить страшно. Кажется, что он очень тонкий, практически отсутствующий, а под ним прозрачная вода.




Но когда присмотришься, то видно, что он уже набрал толщину для хождения человека.



Изображения из альбомов:

2019-01-15

Листвянка

Поселок Листвянка на Байкале, первые числа января 2019 года.




Сейчас там уже лед.



Изображения из альбомов:

2019-01-14

Читая отзывы на адаптеры: SZ Viewer, ноги OBD2

Иногда поглядываю на алиэкспрессе разные адаптеры ELM327 для добавления в коллекцию. Особо ничего интересного не попадается, а вот отзывы на покупки бывают забавные.

Иногда упоминают SZ Viewer, как в этом болгарском отзыве (точнее говоря, в отзыве от человека с емейлом в .bg домене - алиэкспресс так страну назначает):




А иногда даже за продавца обидно становится:




Уже не знаю, поддельный адаптер или нет, но претензия к разной длине ножек адаптера совершенно напрасна.

Для OBD2 со стороны адаптеров ножки контактов 4 и 5 (общая масса кузова и сигнальная масса) специально делают более длинными. Чтобы они раньше других подключались при вставке в разъем, а затем позже остальных отключались при извлечении из разъема. Это уменьшает риск порчи оборудования, особенно с учетом, что питание (контакт 16) подается постоянно.



Изображения из альбомов:

2019-01-13

Pro-Staff: Kei грузовик + Jimny + Tibus (?)

Японская Pro-Staff верна своему направлению.

Берется Kei грузовик (по виду это Suzuki Carry), к нему приделываются мосты от Jimny, а на мосты от Jimny ставятся колесные редукторы (от Tibus, видимо).




Передний мост поближе (в процессе подготовки):




Японский стиль внедорожного тюнинга ("казаться, а не быть") ощущается, конечно. Но все равно забавно.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2019-01-11

Аккумулятор Suzuki 33610-83E70 (Varta) от SX4

Вот хорошо сделали на европейском (венгерском) Suzuki SX4, что не пожалели место под полноценный аккумулятор. Например, на этом автомобиле 2012 года с завода был установлен Suzuki 33610-83E70:




Реально это Varta 560 125 060 на 60 Ач. "Обратная" полярность, размеры 278x175x175, но под капотом спокойно размещается и более высокая версия 278x175x190.

В принципе, этот аккумулятор оказался неплохого качества. Отходил с 2012 года в условиях полного отсутствия обслуживания, да еще и в городских условиях. Но эта зима его подкосила. Какой-то маломальский ток он еще выдавал, не очень живо, но стартер работал, но емкость по ощущениям стала совсем небольшой - это хорошо было видно по заметному падению напряжению после стоянок, особенно в морозы.

Замер разрядом 5А до 10.5В показал всего лишь 12.57Ач. Не густо.




В качестве временного варианта была использована чуть более крупная Varta с моего Cherokee. Она примерно на год моложе, но условно живая. Но только условно.

Ну а сейчас поставлена новая Topla Energy, тоже чуть крупнее оригинального аккумулятора. Какие либо выводы рано делать, естественно.

2019-01-09

ELM327: бредовый режим Flow Control Mode 2

Забавную багофичу ELM327 обнаружил, экспериментируя с SZ Viewer.

Если говорить упрощенно, то CAN-шина рассчитана на передачу коротких пакетов с полезным содержимым до 8 байтов включительно. Если нужно передать более длинные данные (одним куском), то для OBD2 предлагается использовать ISO 15765-2. Это представление данных в нескольких фреймах. Поскольку получатель должен адекватно успеть принять все фреймы ответа, то есть механизм управления потоком фреймов (Flow Control).

Адаптер ELM327 предназначен в том числе для работы с CAN-шиной, потому там есть какая-никакая поддержка ISO 15765. Для более тонкой работы есть возможность управления Flow Control переключением режимов (команда ATFCSMx - поддерживается с v1.1).

Простой пример чтения VIN-номера через CAN-шину стандартным OBD2 запросом 09 02 (не все машины поддерживают). Для отправки запросов использую ELM327Chat, так просто удобнее.




В данном случае используется режим Flow Control Mode 0 (по умолчанию). ATH1 включает показ заголовков. На этом автомобиле (не Suzuki) 09 02 отрабатывает адекватно - приходит ответ из трех фреймов, в которых содержится VIN (размыл его из соображений приватности). Фреймы приходят с идентификатором 7E8 - это стандартный ответ от блока управления двигателем.

Но кроме режима 0 есть еще режимы 1 и 2. Их отличия показаны в таблице из документации к ELM327:



По этой таблице ожидаешь, что в режиме 2 можно предоставить только данные фрейма Flow Control, а ELM327 остальное возьмет на себя.

Проверяю:




ATFCSD выставляет данные, ATFCSM2 переключает ELM327 во второй режим Flow Control. Только это не работает! Ответ на 09 02 состоит только из одного фрейма, остальные два не приходят вообще.

А теперь полностью ручное управление (режим 1):




ATFCSH ставит идентификатор (7E0 в данном случае для запроса к блоку управления двигателем), ATFCSD уже установлен в предыдущем примере, режим переключается в ATFCSM1. И в этот раз все работает хорошо, как и в примере с режимом 0.

Причина поведения режима 2 раскрывается простым мониторингом CAN-шины. В этом режиме ELM327 отправляет фрейм Flow Control не с идентификатором 7E0 (как в режимах 0 и 1), а с идентификатором 7E8. Но это же бред! Зачем ставить идентификатор ответа, а не запроса?

Сперва я подумал, что это ошибка китайской версии ELM327 v1.5, но проверка на реальном v2.2 показала, что там поведение полностью идентично. Более того, такое поведение описано в документации:



Т.е. идентификатор для Flow Control фрейма выставляет такой, что указан в ответе First Frame. Крайне странное решение. Возможно есть какой-то параллельный мир, где это оправдано, но для нашего реального мира диагностики в этом нет никакой пользы. И ведь режим 0 так себя не ведет!


Резюме: если хочется ручного управления, то не используйте ATFCSM2, лучше принудительно выставлять идентификатор и переходить на ATFCSM1. Ну или использовать обычное поведение в режиме ATFCSM0 - он сравнительно адекватно работает.

2019-01-08

Российские реалии: 1 vs 0.9

Две бутылки Coca-Cola:




1 литр метрический и 1 литр российский, величина которого зависит от скорости удорожания продукции. В данном случае 1 российский литр в исполнении Coca-Cola равен 0.9л метрического.



Изображения из альбомов:

2019-01-07

Pennzoil Motor Oil 5W-20

После коллекции разных моторных масел 5W-20 и 0W-20 (раз и два) решил перейти к единому 5W-20 ILSAC GF-5 минимальной стоимости, но, конечно, на короткие сроки эксплуатации.

Для этой цели я как-то обзавелся маслом Petro-Canada Supreme (не Synthetic) 5W-20. Но оно волшебно разошлось, толком даже не попробовал. Это был первый претендент, но я нашел масло еще дешевле:




Самый простой Pennzoil вязкости 5W-20. До тотального перехода на желтые канистры это масло в народе называлось PYB (Pennzoil Yellow Bottle), оно же Pennzoil Conventional.

По допускам обычный API SN/ILSAC GF-5:




Весь смысл в низкой цене. 5 кварт (4.7л) стоят около 1 т.р у Тритон-Импорт (на emex он обозначен RAKO), артикул 550038052. Очень дешево по современным меркам.

И масло не древнее. Маркировка на канистре показывает июль 2016 года.




А вот маркировку для УФ (вроде той, что у Ultra Platinum) не обнаружил. Может решили не тратиться на нее для самого простого масла.

Заказал несколько канистр, надеюсь использовать в будущем как основное масло.



Изображения из альбомов:

2019-01-03

SZ Viewer A1-2019-01-03 (Android)

Начинаю год с обновления SZ Viewer для Android.


Требования к оборудованию:

1. Android версии 4.0 или новее.
2. Автомобиль (Suzuki) с поддержкой протокола SDL-KWP или SDL-CAN.
3. Подходящий диагностический адаптер ELM327: Bluetooth или Wi-Fi (в режиме точки доступа).


Изменения:

1. Изменение способа определение подделок. Меньше ложных срабатываний, определение более хитрых подделок.

2. Довольно сильно переделана работа с Bluetooth-адаптерами. Должно стать лучше (я надеюсь).

3. Для CAN-шины тоже много изменений. Должно работать стабильнее, для некоторых блоков еще и быстрее.

4. Немного привел в порядок выводимые сообщения. Пытался сделать их более понятными и адекватными.

5. Данные угла опережения зажигания для двигателя (странно, что раньше не добавил - забыл совсем).

6. Для некоторых современных Suzuki (Vitara, например) данные по блоку полного привода:




Забавно, есть дополнительные данные по сравнению с тем же SX4 первого поколения.




Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2018-12-29

SZ Viewer: адаптеры, которые использую для проверки (2018)

Что изменилось в моей "коллекции" адаптеров с 2016 года?

Если говорить про не-ELM327 адаптеры, то изменений нет. Все те же 5 штук:

1. Орион (FTDI), только K-Line, конечно.
2. Китайский VAG 409, только K-Line, конечно. Оказался на поддельном FTDI, что вызывает проблемы при эксплуатации.
3. VAG K+CAN "Commander", работает по K-Line и CAN.
4. Еще один VAG K+CAN "Commander"
5. Клон Mini-VCI. J2534 (PassThru)-адаптер, работает с K-Line и CAN.

На практике чаще всего использую VAG K+CAN "Commander", но не для диагностики, а для отладки (мониторинг, например).


А вот среди ELM327 небольшое пополнение (5 штук добавилось):




Перечислю все адаптеры (слева направо):

Первый сверху ряд:

1. Старенький "синий" Bluetooth адаптер v1.5. Работает без проблем.
2. Еще один "синий" Bluetooth адаптер v1.5. Тоже без проблем
3. Bluetooth адаптер v1.5, аналог "синих", но в другом корпусе и с кнопкой включения/отключения.
4. И еще один живой "синий" Bluetooth адаптер v1.5, но более поздних времен.
5. Vgate iCar 2 (Wi-Fi) адаптер v1.5. Нормально работает, но не умеет подключаться к некоторым блокам через K-Line (к SRS моего Jimny, например).


Второй сверху ряд :

6. "Синий" Bluetooth адаптер v1.5, обмен с пользователем SZ Viewer для проверки. Оказалось, что вообще не работает с K-Line (что-то отвалилось, видимо).
7. "Синий" Bluetooth адаптер v1.5, тоже обмен с другим пользователем. Работает, но выпадает в time-out, недочитывает ответы.
8. Ancel AD100, Bluetooth адаптер v1.5, адаптер на уровне обычных китайских v1.5, но работает менее стабильно.
9. Поддельный Bluetooth адаптер v2.1 в "синем" корпусе. К использованию непригоден.
10. Еще одна подделка старых времен: Bluetooth адаптер v2.1, но в другом корпусе. Аналогично непригоден к использованию.


Третий сверху ряд:

11. Универсальный (Wi-Fi/USB) адаптер v1.5. К реальной эксплуатации малопригоден, поскольку, во-первых, сделан на поддельном FTDI, во-вторых, Wi-Fi работает в режиме Ad-hoc, а не "точка доступа".
12. Поддельный Wi-Fi адаптер v1.5. Делает вид, что якобы понимает команды v2.2, но реально почти ничего не работает - это самая наглая китайская подделка.
13. Vgate iCar 3 (Bluetooth) адаптер v2.1. Но работает, хоть и на уровне китайских v1.5. Иногда сбоит.


И нижний ряд:

14. Адаптер на оригинальном ELM327 v2.2, но с поломкой: не работает CAN-шина. Все не соберусь найти, где там внутри контакт отвалился.
15. Адаптер на оригинальном ELM327 v2.2 - работает нормально.
16. USB адаптер v1.5 на чипе CH340. Обычный китайский уровень.


Обычно я использую адаптер на оригинальном ELM327 v2.2 или старый китайский v1.5, который в черном корпусе с кнопкой. Остальные в основном для тестирования.

2018-12-28

Cannondale Cujo 1 (2018): первые пробы зимой

Мне было очень интересно, как мой новый велосипед (Cannondale Cujo 1) покажет себя зимой. Все оказалось весьма забавно.




Вообще, конечно, технически этот Cujo для зимы подходит меньше, чем мой старый GT Avalanche. Если на Avalanche были механические (тросиковые) тормоза (V-brake) и передняя вилка с пружиной, то на Cujo тормоза гидравлические, а вилка воздушная. И то, и другое не любят морозов.

Поэтому к новому велосипеду приходится относится гораздо бережнее. Например, сразу решил не ездить при действительно низких температурах (меньше -15°C, например). При движении старался не делать долгих остановок - пока вилка работает, она прогревается и не так скидывает давление. Постоишь на месте - вилка ощутимо просаживается. Естественно, заранее в вилку пришлось набить побольше воздуха.

Но зато колеса 27.5+ (больше и шире, чем на том Avalanche) и общее поведение велосипеда оказались гораздо более подходящими для зимы. Колеса едут, хороший зацеп, хорошая устойчивость. Некоторое ощущение "утюга" после избыточной вертлявости Avalanche даже в плюс. Автоматически едешь спокойно, по дугам с большим радиусом. При торможении велосипед стабилен, даже почти по льду колеса блокируются не сразу, довольно плавно. Очень понравилось.

Конечно, чудес нет, и по глубокому или плотному снегу этот велосипед не едет как и другие велосипеды. Но его небольшой выигрыш оказывается удачным там, где на обычном велосипеде с колесами 2.0-2.3" уже едешь с трудом, а этот Cujo позволяет даже получать удовольствие. Реально была поездка в компании с найнером (29") с колесами 2.25". Там, где я на Cujo ехал довольно устойчиво, человек на найнере сперва помучился, а потом просто пошел пешком. Вот так эти небольшие отличия проходимости и проявляются.


В целом очень понравилось, внезапно захотелось зимой кататься (раньше такого чувства не было). Единственное, погода этой зимой не способствует. В реальные морозы и самому холодно, а велосипед жалко.


А еще подумалось, что на фэтбайке зимой еще веселее должно быть. При соответствующих финансах я, наверное, не отказался бы от фэтбайка именно только на зиму, в конфигурации с механическими тормозами (и без вилки, конечно).

2018-12-27

Мои новые мультиметры (2018): резюме

В этом году у меня три новых мультиметра:




Слева направо: Uni-T UT61EGreenlee DM-210A (семейство Brymen BM25x)Richmeters RM109.

Все три нравятся, все довольно шустрые, но у каждого свой "характер".

UT61E, наверное, самый специфичный. Вряд ли имеет смысл покупать его в качестве универсального (или единственного) варианта. Но при всех недостатках у него 22000 отсчетов и он подключается к PC. Это скорее специализированный инструмент.

А вот DM-210A, наоборот, наиболее универсальный. Если оставлять только один из этих трех мультиметров, то я выбрал бы именно его. Он же самый качественный из всех трех - это ощущается. Недостаток в его достаточно высокой (по российским меркам) цене. Ну и 6000 отсчетов маловато по нынешним меркам.

RM109 самый прикольный (внешний вид, размер), если можно так сказать про мультиметр. И достаточно универсальный. Когда нужно взять мультиметр с собой, то скорее выбираю именно RM109. Но качеством он, конечно, не блещет. Хотя я вещи эксплуатирую довольно аккуратно, но здесь на экране уже видны потертости - этому способствует и его выгнутая форма.


А так каждому мультиметру находится свое применение.



Изображения из альбомов:

Blog Archive