Search in the blog:

2013-11-14

Амортизаторы Bilstein 24-193382 для Jimny

Продолжаю улучшение штатной подвески Jimny методом варки каши из топора.

Первым шагом была замена передних пружин на неоригинал для дизельного Jimny (Lesjöfors 40 889 24). Получилось хорошо. Небольшая прибавка жесткости скомпенсировала дополнительную массу лебедки и ее площадки.

Далее был выбор передних амортизаторов. Проблема, что неоригинальные заявленные заменители оказываются слишком короткими в растянутом виде, а оригинальные бензиновые слабоватые, недостаточно энергоемкие. Еще есть известный вариант Kayaba 443106/343195 для Тойоты. Судя по отзывам,это дешево и сердито. Но как-то не очень интересно. :-)

Выбирал между сузуковскими 41600-84A00 (для дизельного Jimny) и Bilstein 24-193382. Победили вторые. Очень хотел попробовать однотрубные амортизаторы на Jimny.

Итак, передние амортизаторы Bilstein 24-193382. Серия B6 Offroad.



Надпись про тестирование на Нюрбургринге очень "актуальна" для Jimny. :-)
TYP 4 - это указание типа верхнего крепления. В инструкции приведены варианты:




Сам амортизатор вызывающего желтого цвета. Никаких гофрированных чехлов для разведения лягушек (опыт отрицательный и на амортизаторах, и на демпферах). В комплекте съемный грязеотбойник синего цвета. Мягкий и легкий, похоже, что из полиэтилена.




А насколько эти амортизаторы короче родных японских? Оказывается, что разница небольшая. Амортизаторы в максимальном растянутом состоянии:





Bilstein короче на 10-20 мм.

Проверил длину и в сжатом состоянии. Фотографии нет, поскольку у Bilstein довольно ощутимый подпор, этот амортизатор нужно силой удерживать в сжатом состоянии. Но получилось, что Bilstein длиннее в сжатом виде, чем оригинал. Примерно на 20 мм. Надеюсь, что разработчики это учли, что не нужно удлинять отбойник.

Установка прошла без проблем. Все есть в комплекте. Шток удерживается шестигранником H5, в это время гайка закручивается ключом на 17.

Поставил. Покатался. Подсознательно казалось, что эти амортизаторы будут дико жесткими, "табуреточными". А вот и не так: "сбитость" есть, нарочитой жесткости нет. По гравийной дороге и в лесу пока не ездил. По асфальту (в том числе по плохому, с ямами и буграми) идут хорошо.

Зато теперь чувствуется, что задняя подвеска в текущем виде здорово проигрывает передней. Даже на пустой машине проезд препятствия звучит так: "тук"-"БЫДЫЩ". Задняя подвеска отрабатывает очень грубо, шумно, часто пробивает.

Теперь на очереди задние пружины и амортизаторы. Насчет пружин идей пока нет. Амортизаторы хотел поставить этой же серии B6 Offroad, но, увы, они как-то внезапно подорожали на 1000 рублей за штуку. :-/ Родные амортизаторы точно ставить не буду. Очень слабые. Каябу AGX (743036) посмотреть? Кроме B6 Offroad подходящих однотрубных, похоже, нет.

2013-11-13

Suzuki Jimny: номера цепей для раздатки

Небольшое продолжение темы раздаток для Jimny.

Посмотрел каталоги запчастей. Для Suzuki Jimny JBx3 в настоящее время есть только два актуальных номера используемых в раздаточной коробки цепей.

1. 29225-55C00
Цепь для раздаток с 1.320 на верхнем ряду. Это и старая (ручная) раздатка 1.320/2.145, и более новая (электроуправляемая) 1.320/2.643. Более того, эта цепь указана и для старых Jimny (если JDM, то JB32W, JA22W, JA12W) с цепными раздатками (у них тоже 1.320 на верхнем ряду).

2. 29225-84A00
Цепь для раздаток 1.000/2.002. Это европейская механика с электроуправляемой раздаткой (и еще несколько регионов). На праворульных японских Jimny такая цепь не используется. Эта цепь более редкая и дороже, чем 55C00.

2013-11-12

Suzuki Jimny: тормозные магистрали (практика-1)

От теории тормозных магистралей к практике. Начну с тормозных трубок (для Suzuki Jimny, но идея общая для большинства основных японских автомобилей). Трубки иногда изнашиваются, ржавеют, ломаются. Или бывает необходимость замены на трубки, которые соединяются в другой конфигурации.

Расскажу о практическом опыте с реальными номерами весьма неплохих деталей. Но это, конечно, не единственный путь. Так же оставлю за пределами темы спор о том, можно ли использовать медные трубки вместо стальных (или других). Здесь рассказ о применении медных трубок.

1. Гайка-наконечник ("штуцер") для трубок 4.75 мм с резьбой M10x1.

Первый вариант был подсказан самураеводами. Это деталь VAG под номером WHT 000 078.




Но европейцы не были бы европейцами... Эти наконечники оказались под гаечный ключ на 11. А такая экзотика без необходимости не нужна. Поэтому эти гайки ушли в запас. Взамен начался поиск нормальных под гаечный ключ на 10. В результате остановился на продукции польской фирмы WP, которая делает довольно хорошие компоненты для тормозных магистралей. И, что хорошо, эти детали доступны в РФ. Например, много что возит тот же exist или autodoc.

Каталог WP деталей в PDF: http://pwpnet.pl/Katalog_2013-2014_m.pdf

У них есть гайки-наконечники именно для японских автомобилей. Номер Z-116.





Они и были заказаны. Сравнение WHT 000 078 (слева) и Z-116 (справа):




2. Медные трубки диаметром 4.75мм или 3/16".

Тот же WP производит трубки в бухтах, но привезти их не удалось. Есть альтернативный вариант. Идем к ним на сайт в раздел поиска компонентов: http://pwpnet.pl/index.php?l=en&s=prod&co=sp
В группе "by. NIPPLES & LENGHT" указываем штуцеры 116 с обеих сторон и выбираем нужную длину. Или можно посмотреть каталог для всех вариантов.

Если длины кусков известны, то можно обойтись без вальцовки. Но я решил, что лучше иметь свободу (вдруг понадобится поменять трубки на той же Интегре). Поэтому просто заказал одну из длинных готовых трубок. WP-919:




Это трубка длиной 4450 мм, требуемого диаметра 4.75 мм. С двумя штуцерами Z-116 по краям (пойдут в запас).




Эту трубку резал на куски нужной длины и вальцевал. Для вальцовки использую набор Jonnesway AN040043 (это метрическая версия, еще есть дюймовая AN040042).




Но подойдет любой, умеющий вальцевать double flare на трубке диаметром 4.75 мм или 3/16". Только не совсем дешевый, чтобы хватило хотя бы на десяток вальцовок. Double flare делается в два этапа, в комплекте идет специальный "грибок" для первого этапа:




Общая идея вальцовки описана, например, здесь: http://www.jeepforum.com/forum/f8/brake-line-fuel-line-flaring-how-1022237/

И общий вид в качестве резюме:




Слева направо: трубка WP с наконечником Z-116. родная трубка Suzuki с родным наконечником, наконечник WHT 000 078 отдельно, наконечник Z-116 отдельно.

2013-11-11

Рекорд Почты РФ

Не, правда рекорд.

Принято 28 октября:




Прибыло в место вручения 7 ноября:




Это всего лишь мелкий пакет USPS First Class (США). Полторы недели. Так быстро даже трековые USPS Priority и EMS не приходили (две недели бывало).

Эх, всегда бы так летало.


Изображения из альбомов:

2013-11-09

Мост в Усть-Баргузине

В марте 2013 задавался вопросом, а будет ли открыт в этом году мост через р.Баргузин (в Усть-Баргузине)? Хорошая новость: мост открыт!

Новость сопровождается суровой картинкой:




Теперь не придется стоять в очереди на паром. С другой стороны, не будет ли наплыва народа? Паром все же был некоторым ограничителем трафика.


Изображения из альбомов:

2013-11-08

Suzuki Jimny: три вида раздаток с завода?

Известно, что на Jimny (JBx3) устанавливались два вида раздаточных коробок.

1. Сперва была раздатка с ручным управлением. С цепью и планетарной передачей для понижения. Передаточные числа 1.320/2.145.



2. После "рестайлинга" (в Японии это было в октябре 2004 года, номера JB43W-200001 и далее, JB23W-400001 и далее) ставится раздатка с электронным управлением. С цепью, но для понижения используются шестерни постоянного зацепления с промежуточным валом. Передаточные числа 1.320/2.643 или 1.000/2.002.




К чему это? Меня интересуют дизельные Jimny: какие были передаточные числа трансмиссии ДО установки на них электроуправляемой раздатки? Ведь есть упоминания о дизельных Jimny еще до "рестайлинга". В поисках ответа смотрел инструкцию по ремонту. И нашел там интересную вещь.

Вот схема раздатки дизельного Jimny до "рестайлинга":




Да, но ведь эта схема практически копия схемы "рейсталинговой" раздатки (за исключением пары мелочей). И там же рядом наблюдается рычаг переключения, об электронном управлении нет и речи.





Получается весьма интересная история: на дизельные Jimny до "рестайлинга" с завода ставили раздатку, которая уже работает по схеме "рестайлинговой" раздатки (шестерни постоянного зацепления с промежуточным валом для пониженного ряда), но еще использует ручное управление. Это позволяет говорить о третьем типе раздаток Jimny, пусть и выпускавшихся крайне малым количеством.

Означает ли это, что можно переделать электроуправляемую раздатку на ручное управление, используя только заводские детали (без колхоза)?

Указание передаточных чисел раздатки найти не удалось, но, думаю, это те же 1.000/2.002, что на дизельных Jimny с электроуправляемой раздаткой. Числа МКПП и ГП, думаю, тоже совпадают.

2013-11-07

Топоры Fiskars X10 и X17

Обычно использую два топора Fiskars. X10 и X17 (чередую :-)




X10 позиционируется как "плотницкий топор", масса примерно 1 кг, длина 440 мм. X17 - это "топор-колун", масса примерно 1.6 кг, длина 600 мм.

Кроме размеров и массы ожидаемая разница в форме лезвия:






Оба топора хорошего качества. Но для "автомобильного" использования X17 считаю более универсальным. Форма лезвия не мешает выполнять не только колку, но и рубку. Масса и длина как раз минимальный комфортный уровень. X10 же больше похож на узкоспециализированный инструмент. А в качестве "неавтомобильного" туристического он слишком большой, а для "автомобильного" универсального слишком маленький и легкий. Но он лучше, чем ничего.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2013-11-05

Suzuki M18A (про SX4 и два графика)

Считал, что двигатель Suzuki M18A устанавливался (с завода) только на Liana и его японском двойнике Aerio. Но, оказывается, еще он ставился (хоть, похоже, и не очень массово) на Suzuki SX4 для Китая примерно с 2009 года. Об этом есть упоминания на новостных сайтах: 1.8 Suzuki SX4 to hit market soon完美升级 试驾长安铃木1.8L新天语SX4.






С двигателям SX4 вообще "разброд и шатание". Если не брать дизельную экзотику, то максимальный двигатель для Европы - это M16A. Для Японии же из M-серии только M15A, но зато ставили J20A. J20A был и в США. А в Китае, оказывается, M18A.

Зато, пока искал информацию по M18A для китайской SX4, наткнулся на график внешней скоростной характеристики: 长安铃木 天语SX4 M18A 1.8L 汽油机



Более того, если порыться по ужасному оф.сайту http://www.changansuzuki.com/cars/newsx4-2/ (осторожно, музыка и тонны флеша), то можно найти оставленную, видимо, по недосмотру другую версию графика:



Если посмотреть внимательно, то эти два графика довольно близки, только надо учитывать, что первый нарисован для диапазона 2000-6250 об/мин, а второй - 1000-6800 об/мин.

Видно, что по этим графикам M18A в диапазоне 2000-5500 об/мин выдает не менее 90% от своего максимального крутящего момента (170 Нм). Ожидаемо для такого бензинового двигателя.

Показательно, что на 1000 об/мин крутящий момент больше, чем максимальный крутящий момент джимниковского M13A. Естественно, речь идет о полностью нажатой педали газа (график строится для таких условий). Но это не удивительно при такой разнице рабочих объемов.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2013-11-04

Шины Kingpin в Top Gear

В спец.выпуске Top Gear: India Special "для смеха" Rolls-Royce Silver Shadow и Jaguar XJS были обуты в какие-то симексоподобные шины:






Иногда на шине даже видна надпись Trekker:




Simex Extreme Trekker? Но откуда такой размер 235/70R16, да еще и радиальный? А это не Simex, а некий Kingpin:




Это наварные шины с названием Kingpin Extreme Trekker.


Изображения из альбомов:

2013-11-02

Колесные редукторы: подшипники 102307 (для ведущих задних полуосей)

Мне сейчас для установки колесных редукторов нужны подшипники 80x35x21 (для задних полуосей). Можно было поставить шариковые 6307, но решил все же провести эксперимент с 102307.

Это подшипник интересного типа: роликовый (однорядный) без сепаратора.
Этот тип широко применяется в отечественной грузовой автотехнике — так, это подшипник заднего моста (шестерня коническая, ведущая) грузовиков ЗИЛ, в том числе, седельных тягачей (4331, 431510, 431410, 433100, 433110, 433360, 441510, 442160, 494560, 495710, 495810), раздаточной коробки ЗИЛ 137, заднего и среднего моста ЗИЛ 133. Также устанавливается в грузовые автобили МАЗ — 543, 7310, 73101 (редуктор второго заднего моста), 7410 (планетарная коробка передач). Устанавливается в привод ножа режущего аппарата комбайнов «ДОН» (1200 и 1500) (механизм качающейся шайбы).
Поскольку наивно искать запчасти для МАЗ-543/7310 (этот агрегат известен как "Ураган"), то стал смотреть запчасти хотя бы для ЗИЛа. С запчастями для ЗИЛа у нас тоже, оказывается, проблемы. Самый верный вариант - это обращаться в места, где торгуют именно подшипниками. Такие места, где вот такой антураж перед входом :-)




В двух подобных местах и нашел такие подшипники. Точнее не 102307, а 102307М.




Видна конструкция. 16 роликов. Без сепаратора. Во внутреннем кольце ролики удерживаются за счет бортов. Во внешнем кольце - за счет стопорных колец. Осевую нагрузку держать вообще не будут, там и люфт в этом направлении ощутимый. А вот радиальную должны держать хорошо, но и не любят перекос.

Получилось, что подшипники двух разных заводов: 3ГПЗ (Саратов) и 10ГПЗ (Ростов-на-Дону). По рейтингам качество должно быть сравнимым.

Осталось поставить и посмотреть, сколько проходят и задние полуоси, и эти подшипники.

Поиск по блогу

Вернул поиск по данному блогу, которого явно не хватало. См. в верхней части каждой страницы под заголовком. Поиск сейчас сделан очень прямолинейно (при помощи переадресации на обычный поиск Google с использованием site), но результаты сравнительно релевантные.

2013-10-31

Suzuki Jimny 1.3: MAF или MAP?

Для нормальной работы системе впрыска нужно знать количество поступившего воздуха. Есть два основных способа узнать это: использовать MAP (датчик абсолютного давления) и отдельный IAT (датчик температуры поступающего воздуха) или использовать MAF (датчик массового расхода воздуха со встроенным датчиком температуры). Идеального варианта нет, у каждого свои достоинства и недостатки. А что используется на Jimny с бензиновыми двигателями 1.3?

Двигатели G13*

Никаких упоминаний об использовании MAF в этих двигателях найти не удалось, поэтому можно считать, что там используется только связка MAP+IAT.

Двигатели M13A

А здесь интереснее. Версии без VVT используют MAP+IAT. А вот версии с VVT могут использовать MAP+IAT или MAF в зависимости от рынка и времени выпуска.

Мировые Jimny с M13A и VVT используют MAF. Это же относится к праворульным машинам не для внутреннего рынка Японии. Например, праворульные для Новой Зеландии с M13A и VVT идут с MAF.

А вот с Японией (точнее с ее внутренним рынком) как всегда все необычно. Во-первых, там вообще не было M13A без VVT. Все M13A на Jimny Wide/Sierra имеют систему VVT (на впуске). Во-вторых, там долгое время на M13A (с VVT) использовался MAP+IAT.

Мой Jimny Sierra, например, с M13A (и VVT). И MAF там нет. Но на совсем свежих Jimny Sierra стал наблюдаться MAF. По моему подозрению, переход с MAP+IAT на MAF произошел в 2010 году. Думаю, что это произошло начиная с номеров JB43W-450001-, т.е. в сентябре 2010 года.

Итого:

G13*: MAP+IAT
M13A (без VVT): MAP+IAT
M13A (с VVT для JDM до 2010 года): MAP+IAT
M13A (с VVT остальные и JDM после 2010): MAF

Узнать, используется MAP+IAT или MAF довольно легко: достаточно посмотреть на корпус-коробку воздушного фильтра.

Если используется MAP+IAT, то из коробки в стороне от воздуховода торчит датчик температуры (IAT):


(здесь IAT под номером 17).


Если же используется MAF, то отдельного датчика температуры (IAT) нет, зато есть датчик расхода воздуха (MAF) в патрубке, через который воздух поступает в двигатель:



(здесь MAF под номером 17)



Изображения из альбомов:

2013-10-30

Suzuki Swift (HT51S, первое поколение, M13A).

Понадобилось собрать информацию по японскому праворульному Suzuki Swift первого поколения (основные внешние отличия по годам). HT51S, двигатель M13A.

2000.2
GH-HT51S-600001-...




2001.4
LA-HT51S-700001-...

Новая АКПП


2002.1
LA-HT51S-710001-...




Измененная панель (место магнитолы стало сверху), другая решетка (овальный значок), колпаки плоские с пятью "спицами", двигатель без белой надписи на пластиковой крышке.

2003.6
UA-HT51S-800001-... (750001-... для 4WD)





Новая решетка (знак S и одна полоса), колпаки с шестью "спицами", новый руль (с эмблемой), немного иное оформление приборов.

2004.11
Второе поколение.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2013-10-29

Suzuki X-LANDER

Suzuki собирается на выставке 43rd Tokyo Motor Show 2013 представить несколько концептов. Интерес вызывает X-LANDER:



Сделан на агрегатах Jimny, но в духе "зеленого" времени:

Based on the Jimny, Suzuki’s world-class compact 4WD vehicle, the X-LANDER is equipped with a 1.3L engine and a newly developed automatically controlled manual transmission. It incorporates a compact lightweight hybrid system equipped with a highly-efficient motor built onto a 4WD system, achieving both up-to-date environmental performance and excellent running performance.




Но очень сомнительно, что дело пойдет дальше концепта, уровень которого мало отличается от давних попыток сделать гибрид из УАЗа (тоже электродвигателем через раздатку).

Настораживается упоминание "робот-коробки". С них станется такое в серию запустить. Представляю, как ужасен будет Jimny с "роботом" на бездорожье.


Изображения из альбомов:

2013-10-28

Castrol Axle EPX 80W-90

Как уже упомянул, перешел на Castrol 75W-90 в качестве основного масла для мостов/раздатки Jimny.

Но началась возня с колесными редукторами. То их промыть, то масло в них поменять, то масло в мостах тоже испортилось. В результате масло меняется очень часто. Сперва было даже полезно: избавился от старых запасов трансмиссионки (Shell, в основном, который перестал использовать после перехода на неудобные канистры). Потом запасы кончились, перешел на новый Castrol. И стало что-то денег жалко, ведь стоит-то он ощутимо, чтобы его на неделю заливать.

В общем, пришлось еще искать Castrol Axle EPX 80W-90 (GL-5).




Он дешевле, хотя по цене уже близко к Petro-Canada Traxon XL Synthetic Blend 75W-90, который зимой намного веселее. Но тут все дело в волшебном носике, который упрощает замену. Связался с Кастролом только из-за его упаковки.

2013-10-27

Подключение радиатора ATF (штатный для Jimny JB23W)

Когда писал про штатный радиатор ATF (который ставится на Jimny JB23W, т.е. с двигателем K6A), то, глядя на схему подключения к основному радиатору, сделал поспешный вывод о том, что этот дополнительный радиатор подключается после контура основного радиатора.

И тут подумалось внезапно, а что мешало в основном контуре направить ATF в обратном направлении (в сравнении с JB33W/JB43W при одинаковом радиаторе)? Решил посмотреть. JB23W, где можно было бы снять патрубки, под рукой нет, поэтому приходится доверять каталогу запчастей.

Сперва сравнение подключение JB33W и JB23W со старой коробкой АКПП. Красным цветом обозначил ATF, которая, как мне представляется, выходит из АКПП. Синим - ATF, которая возвращается в АКПП.

JB33W:


(радиатор здесь не обозначен, но легко представляется)

JB23W:



Интересно получается. И контрольное сравнение на JB43W и JB23W с новой АКПП:

JB43W:




JB23W:




Из этих схем получается, что на JB23W контур охлаждения ATF работает в другом направлении. И, соответственно, дополнительный радиатор подключен ДО основного. И ATF в дополнительный радиатор подается сверху вниз. Признаю свою ошибку (в нескольких местах утверждал, что Сузуки подключает дополнительный после основного).

Так... И что мне делать? :-) Я уже успел подключить по обратной схеме (дополнительный после основного, а ATF подается в дополнительный снизу вверх). Как бы подключение после основного рекомендует производитель нештатных радиаторов, да и практических претензий к работе этим летом (после профилактики) не было.

Хотя, можно попробовать поменять местами шланги в месте подключения к металлическим трубкам АКПП. Тогда будет работать по такой же схеме, как на JB23W. Ладно, посмотрю потом.

Blog Archive