В блоге:

2013-11-23

Раздатки с цепью: cхемы

Навеяло разговорами о возможном растяжении цепи в раздатке при езде на переднем приводе Suzuki Jimny (со снятым задним карданом).

Но начну не с Jimny. Начну с других машин.

Схема раздатки Suzuki Escudo/Vitara второго поколения:



Похожая схема использовалась на первом поколении. И на третьем (только с межосевым дифференциалом).

Ключевые позиции: 1 - входной вал, 8 - выходы на задний (сверху справа) и передний (снизу слева) карданные валы,  14 - приводная цепь.

Входной вал и выход на задний карданный вал лежат на одной прямой. И при работе на верхнем ряду соединяются напрямую (с передаточным числом строго 1). Цепь передает крутящий момент на передний карданный вал только при включении полного привода.

Чем хороша такая схема? На верхнем ряде на заднем приводе передача крутящего очень эффективна: низкие потери, высокая надежность. Цепь нагружена только в режиме полного привода.

Какие недостатки? Передаточное число верхнего ряда 1. И понизить заменой шестерен нельзя. Выход назад расположен высоко, что может вызвать проблемы с углами работы заднего карданного вала.  Езда на полном приводе (без межосевого дифференциала) приводит к повышенной нагрузке на цепь.

Хочу особо отметить, эта схема очень популярна среди цепных раздаток. Например, картинка из инструкции по ремонту Patrol GR Y61:




В деталях другая, но выход назад и входной вал опять на одной прямой, а выход вперед приводится  цепью.

Можно привести схемы и некоторых раздаток Toyota, Mitsubishi и т.д.

Или, для экзотики, старые, точнее даже исторические раздатки. NP203 из 1970-х:




Или совсем экзотичная схема экспериментального Jensen C–V8 FF (1960-е годы):




Такие разные. И такие схожие: входной вал и выход назад на одной прямой, выход вперед приводится цепью. Это типовая схема раздаток с цепью, которая отличается деталями (наличие межосевого дифференциала, наличие и реализация пониженного ряда и т.п.).


А вот среди "шестеренчатых" раздаток нет явного численного преимущества конкретной схемы. Среди раздаток, предназначенных для двухосных машин, есть и такие, где входной вал и выход назад лежат на одной прямой, а есть раздатки, где на одной прямой лежат выходы вперед и назад.

Например, в раздатке Dana Spicer 18 (она ставилась еще на Willys в 1940-х) на одной прямой лежат выход назад и вперед. Такая же история у ГАЗ-69. А вот в раздатке ГАЗ-67 (где, к слову, не было пониженного ряда) и в раздатке ГАЗ-63 - на одной прямой лежат входной вал и выход назад.

Вернемся к Jimny. Здесь исторически используется схема, когда на одной прямой лежат выходы назад и вперед. И при проектировании цепной раздатки было решено сохранить это свойство, что несколько нетипично.

Схема цепной раздатки Jimny (с электронным управлением):



Позиции: 18 - фланец входного вала, 15 - выход назад, 17 - фланец выхода вперед.

Сравните с самой первой схемой (Escudo). Совсем разные вещи! На Jimny цепь работает ВСЕГДА. И в режиме заднего привода, и в режиме полного. Меньше КПД, меньше надежности. Это и есть основной недостаток этой схемы.

Какие преимущества? Выход назад расположен чуть ниже, что облегчает жизнь заднему карданному валу (который на Jimny и так короче переднего). Передаточное число верхнего ряда можно сделать отличным от 1 (что и сделано). Более того, допустимо существование китов, которые могут изменить передаточное число верхнего ряда.

Есть и практические особенности. Во-первых, нагрузка на цепь мало отличается в режиме заднего и полного приводов. Страшилки про растяжение цепи при езде на полном приводе по твердым поверхностям мало относятся к такой раздатке, хотя делать так все равно не рекомендуется. Во-вторых, поскольку шестерни понижения находятся после цепи, то включение нижнего ряда разгружает цепь (в отличие от схемы Escudo). Поэтому, если хотите, чтобы цепь в раздатке Jimny работала подольше, то не ленитесь включать пониженную. Более того, эта особенность делает осмысленным применение китов, увеличивающих передаточное число нижнего ряда (есть японские, например, такой, дающий 1.522/5.407, только цена очень негуманная).

И, возвращаясь к переднему приводу, для цепи нет разницы между ездой на заднем или переднем приводе (т.е. на полном со снятым задним карданным валом). Цепь работает в обоих случаях.

7 comments:

  1. Познавательно:) Спасибо:)

    ReplyDelete
  2. а как подключается передок в раздатке джимни? Через некую полумуфту? И почему полный привод можно включать на скорости до 100?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Муфтой с синхронизатором.
      Про 100 км/ч не знаю. Возможно, что из-за безопасности.

      Delete
    2. понятно, спасибо!

      Delete
  3. Не совсем прав. Когда едешь на ПП по асфальту и пытаешься повернуть - трансмиссия до цепи начинает подклинивать по понятным причинам - мосты друг с другом борются. А тут ты такой газа посильнее нажимаешь, чтоб оно таки ехало. И получается, что цепь оказывается между молотом и наковальней - двигателем и мостами. Отсюда растяжение.

    Однако, про то, что надо не лениться использовать понижайку - видимо, прав. 8)
    Я всегда включаю её, как только сваливаюсь с асфальта. А как товарищей не спросишь - на чём едут - так говорят, "на повышенной и так нормально прёт".
    В итоге, похоже, только у меня и не растянуло ещё цепь... Правда, все остальные уже эту цепь, после растяжений, сменили на самурайские раздатки. 8)))

    ReplyDelete
  4. вот такое интересное "китование"
    http://www.drive2.ru/cars/suzuki/jimny/jimny/marantono/journal/2719369#a52402858

    ReplyDelete

Blog Archive