Search in the blog:

2021-10-01

Toyota RAV4 всё

Кто помнит, осенью 2014 года у меня появился леворульный пятидверный Toyota RAV4 1997 года, на котором я катался до продажи в 2017 году (из-за того, что пересел на нынешний Jeep Cherokee).

(так он выглядел осенью 2014 года)

Автомобиль несколько двоякий, но есть много положительных вещей. Если бы не МКПП, которая была на этом RAV4, то, вполне вероятно, я не пересаживался бы на Cherokee.

И вот узнал, что конкретно этот мой бывший экземпляр попал в серьёзное ДТП. Было столкновение со встречным автомобилем, а затем несколько переворотов через крышу.

Печально. Но самое главное, что все участники (и в RAV4, и во встречной) живы и здоровы.

И здесь надо отметить, что до меня этот RAV4 уже попадал в ДТП, не очень сильное, но сработала система безопасности (две подушки и, насколько помню, натяжители ремней). Систему начали восстанавливать, но не доделали. Остальное пытался сделать сам: поменял накладку пассажирской подушки (сама подушка была уже поменяна), поставил водительскую подушку (она была сработавшей), сбросил ошибки (сам модуль, насколько знаю, тоже поменяли).

Но были, соответственно, сомнения - насколько качественно сделано восстановление? Да и машине уже 24 года. Но в этом ДТП восстановление вреда не оказало, всё, вроде бы, сработало нормально.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-09-29

Cannondale Cujo 1 (2018): после трех лет эксплуатации

Осенью 2018 обзавёлся велосипедом Cannondale Cujo 1 (2018 модельного года). Отзыв после года экспулатации уже был, теперь это отзыв после трех лет эксплуатации.

Что было сделано за это время:

1. Поставлены контактные педали Shimano PD-M530. Родные, кстати, оказались бракованными - не хватало шариков.

2. Для увеличения тяги на низкой скорости заменил кассету 11-42 на 11-48 (SunRace CSMX8 11-46T).

3. Из-за замены кассеты сразу поменял и цепь (штатная стала коротковата). На Shimano CN-HG601-11. В нынешнем году еще раз заменил цепь на такую же, но уже из-за ожидаемого износа.

4. Поменял манетку на Deore XT (Shimano SL-M8000-R). Снятая родная SLX (Shimano SL-M7000) довольно быстро потом сломалась на другом велосипеде.

5. Тугое переключение передач не было вылечено даже переходом на другую манетку, поэтому поменял и рубашку троса.  А это помогло.

6. Поставил вперед уловитель цепи Fifty-Fifty XCR 1x. Какой-то явной нужды в этом не было, но для спокойствия.

7. Два раза перебирал вилку (1, 2). Иначе зимой она дубеет и практически перестаёт работать. Нужно будет перебрать перед зимой ещё раз.

8. Второй зимой сломался штатный дроппер. Приобрел новый дроппер X-Fusion Hilo Strate (SLS), который и поставил на велосипед. Но долго он не ходил - порвался его комплектный трос. На замену под рукой троса не было, да и опять на пороге была зима (зимой дроппер лучше не использовать из-за морозов, которые для него губительны), поэтому перешёл на обычный подседельный штырь Reverse Style Lite, который и остался на велосипеде до сих пор.

9. Износились штатные ручки (грипсы). Вместо них поставил Cannondale DC Dual Lock-On. Неплохие ручки, но требуют использования перчаток (в отличие от штатных).

10. Несколько раз пытался перейти на бескамерное использование покрышек, но не удалось из-за травления по сварным швам обода. Ограничился тем, что перешел на более легкие камеры Kenda SuperLite 27.5x3.0.

11. По акции купил покрышки WTB Ranger TCS Fast Rolling Light 27.5x3.0 (как родные, но с кевларовым кордом и шире на 0.2"). Родные покрышки уже были достаточно изношенные, поэтому поставил эти новые.

12. Первое время откручивался правый шатун. Но потом перестал, пока нормально.

13. Самостоятельно раскрутилась втулка заднего колеса, хотя её я не трогал до этого момента.

14. Аналогично самостоятельно открутился держатель заднего переключателя (т.н. "петух"), что проявилось проблемами переключения передач. Прикрутил держатель обратно.

15. "Восьмерки" на колёсах появляются как-то неожиданно легко. Подправляю регулярно, но вывести в идеальный нуль уже тяжело.


Может показаться, что многовато проблем. И да, и нет. В целом, с учетом эксплуатации проблемы терпимые. Но качество и надежность похуже, чем у старого GT Avalanche (у того только возня с передним переключателем надоедала).


Мне очень нравится трансмиссия 1x11. Отсутствие переднего переключателя - это прекрасно. Но работу заднего переключателя сложно назвать идеальной.




Малейшее отклонение состояния (манетки, тросика, рубашки, переключателя) от идеального начинает вызывать сложности переключения - то не включает, то перевключает. Иногда приходится ловить правильное положение переключателя аккуратным дожатием рычага манетки. Отрегулируешь - нормально, но недолго.


Доволен ли велосипедом? Скорее да, чем нет. Но если сейчас смотреть на выбор именно 27.5+, то, мне кажется, надо было в тот момент (три год назад) доплатить и взять Jamis Dragonslayer. У него и рама интереснее (стальная, а не алюминиевая), и задняя ось нормальная (не quick release).

Но велосипед остаётся у меня, никакой замены не планируется.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-09-27

Suzuki M13A: маслосъемные колпачки

Перед возвращением разбирал двигатель M13A. Для этого снимал распредвалы, а значит была возможность поменять маслосъемные колпачки.

Колпачков 16 (как и клапанов), впускные и выпускные одинаковые. Оригинальный номер 09289-05012. Для экономии можно посмотреть индийские 12934-M68K00. Но я выбрал Corteco 
1902 6088. Внутри ожидаемо оказались NOK:



Вообще, расхода масла на этом M13A раньше не было, но время идёт, поэтому не думаю, что замена была лишней.

Для сравнения снятый колпачок (слева):



Ещё не очень задубел, но уже изношен.

Несколько смутило, что новые колпачки как-то легко садятся на свои места. Не слетели бы при эксплуатации. Но попробовал один колпачок снять (благо был в запасе - взял 17 штук на всякий случай) - снимается не так легко, как можно было бы подумать.



Изображения из альбомов:

2021-09-24

Suzuki Jimny M13A: моторные масла (начинаю заново)

После возвращения двигателя M13A на Jimny история с моторными маслами начинается заново. В этот двигатель я заливал только xW-40, но моё мнение поменялось. Теперь такая вязкость интереса не вызывает, да и нет у меня таких запасов.

В качестве промывочного после сборки-установки залил предельно дешевое, но достаточно жидкое М8-В. Выгнать явную грязь, что могла попасть:



Затем залил хорошее мотоциклетное (4т) масло Castrol Power 1 Racing 4T 10W-30. Оно было как-то куплено из-за небольшой (скидочной) цены:



Я его обычно заливаю в лодочные моторы. Но в них немного масла надо, а запасы были, поэтому и в M13A пошло (тем более на лето).

Но далее планируются xW-20 масла (5W-20 вероятнее всего).

2021-09-22

SZ Viewer A1-2021-09-22 (Android)

Обновление SZ Viewer для Android.


Требования к оборудованию:

1. Android версии 4.0 или новее.
2. Автомобиль с поддержкой протокола Suzuki.
3. Подходящий диагностический адаптер ELM327: Bluetooth или Wi-Fi (в режиме точки доступа).


Изменения:

1. Пообщался с людьми, которым попалась "OBDII v1.5" версия ELM327-адаптеров. Вероятно, что в остальном это обычный адаптер, поэтому добавил его поддержку. Но нужно проверять.

2021-09-20

До скальника Царские ворота (осенью)

После зимней неполной поездки было желание съездить до скальника Царские ворота (Шелеховский  район Иркутской области) по дороге без снега. Не с первого раза (человеческий фактор вмешался), но удалось.

Зимой доезжали всего лишь до этого места :



И правильно, что развернулись. Дальше дорога стала ощутимо сложнее: камни, колея, подъемы.

Но, в принципе, в этот раз, без снега на Jimny + 30 "MT доехали нормально, ни разу лебедка не понадобилась. Колея уже ближе к скальнику для этих шин глубоковата, но можно ехать поверх колеи почти везде, в крайнем случае "набекрень". Но нужно следить за шинами. Здесь как-то очень часто рвут боковины об острые камни. Но обошлось.

До самого скальника автомобильной дороги нет, отсюда нужно идти пешком:



Но надо знать тропинку. Пошли по какой-то увиденной, но она вдруг резко исчезла в лесу, вокруг остались только старые поваленные деревья.

Оказалось, что тропинка идет южнее. Правильный маршрут:



Тропинка достаточно натоптанная:



Скальник впечатляет. Неожиданно высокий. В кадр поместился только с объективом Samsung NX 10/3.5 ("рыбий глаз"), но фотография величину не передаёт:



Вид с обратной стороны:



В лесу хорошо:



Осень уже чувствуется:



Обратно вернулись той же дорогой. Сперва была идея проехать далее далее до Култука, но на 30" MT почему-то не очень тянет ездить по незнакомым лесным местам. Пока, по крайней мере.

2021-09-18

Очень маленький туристический столик

Искал маленький туристический столик. Т.е. небольшой площади и низкий, чего-то такого не хватало иногда в поездках. Есть китайские однотипные варианты, которые понравились.

В сложенном виде (присутствует и дешевый чехол в комплекте):



Столешница "наборная", разворачивается:



Мне такие варианты нравятся больше, чем цельные столешницы. Гораздо проще перевозить.

"Запоры" поворачиваются и сцепляют ноги столика в пары:



Далее ноги расставляются, получается довольно устойчивая конструкция:



Площадь небольшая - примерно формат А3.



На фотографиях кастрюля и чайник из набора Alocs CW-C19T, который продолжаю использовать.

Столик (и столешница) алюминиевый, что хорошо. Можно что-то горячее положить/поставить, да и масса небольшая. Единственный недостаток: этот алюминий тонковат, остаются следы, если сильно надавить или случайно ударить.

А так столик понравился. Именно как планировал, так и получилось использовать.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-09-17

"OBDII v1.5" ELM327

Новый уровень ухудшения китайских клонов ELM327.

Теперь есть экземпляры, которые в ответ на инициализацию присылают не "ELM327", а "OBDII". Соответственно, SZ Viewer не воспринимает их как ELM327-адаптеры:



Забавно, что об этом мне сообщил один продавец (перепродавец, если быть точнее) ELM327-адаптеров, мол покупатели ругаются. С утверждением, что это ошибка в моей программе и никакого ответа "OBDII v1.5"  от продаваемых им адаптеров нет. Спорить с ним не стал, как и продолжать общение.

В принципе, мне не так сложно подправить проверку ответа, поддержав "OBDII". И я могу придумать оправдание, что это разработчики клонов решили избежать обвинений в использовании марки "ELM327". Но более вероятно, что это хлам следующего уровня.



Изображения из альбомов:

2021-09-13

Коронный разряд и свечи (версия Denso)

Уже давно приводил мнение NGK относительно следов коронного разряда на изоляторе свечи зажигания. Теперь мнение Denso:


Мнение аналогично. Такие следы не являются местом прорыва/утечек через свечу, не влияют на работу свечи.

И, кстати, именно свечи Denso с такими следами я даже пилил. Следов "прорывов газов" не оказалось.



Изображения из альбомов:

2021-09-11

Модуль A600 (2019): инструкция по эксплуатации

В 2019 году поставил на Jimny модуль управления электрическим (передним) вентилятором. Это А600 с управлением по "минусу". Модуль плавно (при помощи ШИМ) управляет вентилятором в зависимости от температуры охлаждающей жидкости ДВС (датчик отдельный, свой). И принудительно включается вместе с кондиционером.

За два года проблем с ним не было, работает нормально. Да, настройка несколько неудобная, но, в принципе, один раз настроил и забыл.

Конструкция модуля развивается, сейчас он заметно отличается от моего. Поэтому именно для своего приведу инструкцию по эксплуатации.

Это А600 начала 2019 года, самая простая модель: с управлением по минусу, с одним режимом (плавное изменение скорости между порогами), с одним "пресетом".






Изображения из альбомов:

2021-09-07

Смартфоны Nokia (Android): обновления прошивок (обновления безопасности)

Официальный список обновлений прошивок (в первую очередь обновлений безопасности Android) смартфонов Nokia: Nokia Smartphone Security Maintenance Release Summary

Например, для моего Nokia 5.3:





Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-09-04

Дорога по берегу

И опять обычная история после подъема уровня реки Китой. Была дорога по берегу. И не стало дороги:



Но она вела к каменистому берегу, откуда берут гравий, поэтому довольно скоро появился новый подъезд, сделанный трактором через кустарник.



Изображения из альбомов:

2021-08-31

Уплотнения форсунок Suzuki M13A/M18A

Когда ставил M18A на Suzuki Jimny, то обновил все резинки-уплотнения топливных форсунок (форсунки поставил именно от M18A). Когда возвращал обратно M13A, то решил использовать старые. И даже не те, что были поставлены новыми на M18A, а родные, которые так и оставались на родных форсунках.

Но чуда не произошло. Они за это время "подзадубели", одна форсунка начала чуть подтравливать бензином при тестовых запусках.

Вообще, на одной форсунке три резинки (8, 9, 11):



Верхнее колечко инструкция предписывает менять при каждом снятии. Нижнее уплотнение можно использовать повторно, если оно целое. И средняя резинка-упор обычно служит чуть ли не вечно.

Но я решил опять разом поменять все двенадцать резинок на всех форсунках: четыре штуки 09320-08062 + четыре штуки 15710-09300 + четыре штуки 15720-09300.



На установленном моторе замену делать чуть неудобно, но вполне возможно.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-08-29

Nokia 5.3: ошибка быстрого включения камеры

В Nokia 5.3 есть возможность быстрого включения (вызова) камеры при помощи двойного нажатия кнопки питания:



Удобная вещь, позволяет быстро вызвать камеру даже без разблокировки телефона, но в её реализации есть весьма раздражающая ошибка.

Как-то достаточно случайно, но довольно часто после вызова таким способом приложения камеры вдруг начинается ускоренный разряд аккумулятора. А если посмотреть статистику, то вверх всплывает приложение "Камера":



Хорошо виден момент начала быстрого разряда. Время использования "Камеры" показывается явно некорректно.

Если сразу это заметить, то магическими действиями (принудительная остановка приложения, иногда еще дополнительная перезагрузка) можно остановить процесс. Если не заметить, то аккумулятор будет очень быстро разряжен, что может стать весьма неприятным сюрпризом.

Была надежда на обновление до Android 11, но ничего не изменилось. А приложение "Камера"  отдельно через Play уже давно не обновляется (пишет, что оно теперь не подходит для данного устройства).

Возможно, поможет замена камерного приложения на другое, но такую статистику не собирал. Проблему решил отключением этой удобной возможности быстрого включения. При обычном вызове камеры такой ошибки нет (или, по крайней мере, её проявление маловероятно).

Фактически, это единственная вещь в Nokia 5.3, которая мне не сильно нравится, даже очень раздражает.



Изображения из альбомов:

2021-08-24

M13A на Suzuki Jimny: первые впечатления и планы на будущее

После возвращения родного M13A на Suzuki Jimny уже более-менее покатался, в том числе и в лесу. Конфигурация прежняя: АКПП, ГП 5.375 вместо 4.09, 30" MT в качестве дорожных.

Первое ощущение после M18A вполне ожидаемое: M13A вообще не едет. Всё же разница объёмов весьма значительная.

Потом пришло понимание, что надо поменять привычку ездить "на низах" и начать крутить мотор. Тогда он становится более-менее терпимым, хотя и достаточно неспешным.

По городу вообще проблем нет. Тем более по пробкам.

По трассе, особенно по горам довольно печально, обгонять тяжело. Но 90-100 км/ч долго держать можно, если нет подъёмов. Мотор как бы не едет, но и нет ощущения, что ему плохо. Крутится ровно, без надрыва, но просто мало тяги.

Расход по городу стал немного меньше, по трассе примерно сохранился, но при немного меньшей средней скорости.

Системе охлаждения стало явно легче. И с кондиционером, и без кондиционера температура низкая. Один раз поползла к 100°C, но по жаре и в длинный занудный подъём по лесу.

Психологически теперь проще давить на газ. Не так страшно за трансмиссию. На M18A я старался быть предельно аккуратным, чтобы ничего не поломать.

Что касается ржавчины в четвёртом цилиндре, то пока чего-то страшного не вижу. Расход масла незаметен на таком пробеге.

Понятно, что в такой конфигурации про TSL 34" можно забыть. Даже TSL 32" уже на грани по тяге были. Поэтому даже не пытался.

Но и на 30" MT можно много куда залезть, тем более при наличии межколесных блокировок и лебедки. Мои нынешние сугубо практические задачи "доехать до конкретной точки" решаются.

На будущее три варианта:

1. Остаться на 30" MT и забыть про TSL вообще.

2. Вернуться на TSL 32", как-то на них же ездил. И они лежат в запасе.

3. У меня есть новый кит Trail Gear TGI-308359 (15%-104%) в электроуправляемую РК 1.320/2.643. Его держал для возможной продажи, но можно поставить себе. И тогда вспомнить про TSL 34".

2021-08-22

Деградация карты Transcend microSDXC 128GB Class 10 UHS-I (Premium)

В 2018 году для регистратора TrendVision TDR-719S приобрел карту Transcend microSDXC 128GB Class 10 UHS-I (Premium).



Карта хорошо работала это время, но недавно регистратор начал ругаться словами "медленная карта памяти", перезапуская запись. А это очень плохо. Например, была ситуация, что обгонявший меня через "сплошную" автомобиль очень нагло согнал встречных с дороги в повороте. Хотел повнимательнее посмотреть запись, но как раз нужный момент отсутствовал из-за этого перезапуска.

Сперва решил, что это очередные программные проблемы регистратора - он в этом плане дурной. Но проверка карты при помощи H2testw показала, что карта действительно стала сильно медленнее за эти три года. И на запись, и на чтение. Хотя данные она не теряет.

Поставил более старую карту Transcend microSDHC Ultimate 633x (Class 10 UHS-I U3) на 32ГБ, которую использовал только в фотокамере. Тесты этой карты показывают гораздо большую (в разы) скорость. Регистратор пока не ругается.

Но 32ГБ маловато (это буквально пара часов записи). Наверное, стоит поставить новую карту хотя на 64 или опять на 128ГБ.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-08-20

Мотоцикл Honda NC700X/NC750X: заниженная версия Type LD для JDM

На внутреннем рынке Японии (JDM) у мотоциклов Honda NC700X/NC750X была т.н. Type LD модификация - это заниженная версия. Отличается от обычной версии заниженной подвеской и, соответственно, укороченной подножкой.

Если у обычной версии высота по седлу 830мм и заявленный просвет 165мм, то у заниженной (LD) версии - 800мм и 140мм, соответственно. Версия LD существовала параллельно с обычной (высокой) с 2012 по 2017 год включительно.

NC700X RC63 и NC750X RC72 - 2012-2015 годов

Обычная версия:



Заниженная версия:



Анимация-сравнение:



NC750X RC90 - 2016-2017 годов

Обычная версия:



Заниженная версия:



Анимация-сравнение: 



В каталоге заниженная версия обозначается буквой L в полном названии модели: например, NC750XDLH (заниженная версия NC750X RC90 2017 года с DCT), но не надо путать со специальной (учебной) моделью NC750L (RC67). Узнать по номеру рамы (на JDM традиционно нет VIN) полное название модели - это нетривиальная задача, по крайней мере я не знаю открытых сервисов для этого.

С 2018 года (RC90-120... и далее) отдельная заниженная версия перестала существовать, поскольку она полностью заменила обычную, буква L в полном названии модели осталась.

В 2021 году появилось следующее поколение NC750X (RH09). Эта модель тоже является безальтернативно заниженной.



Это всё относительно JDM. Что касается других рынков, то как таковой отдельной заниженной версии там не было, но модель 2021 года идёт именно заниженной. И я не знаю, являются ли таковыми версии 2018-2020 годов.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-08-18

Новый уровень китайских предохранителей

Знакомый вид китайских предохранителей:



Да, обычное для них состояние, когда сам предохранитель не перегорел, а пластик стал выглядеть карамелькой на жаре.

Но еще смешнее, что здесь и превышения тока не было. Для этого якобы 30А запас должен быть почти двухкратный. Но ему не помогло.

Сейчас вместо этого чуда установлен более приличный предохранитель на те же 30А, он живой пока.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-08-16

Suzuki M13A и помощь Трилон Б

Когда решил уходить с M18A, то возникла проблема. Сам-то родной M13A от Suzuki Jimny остался, но хранился он в другом месте. К счастью, не под забором в траве, а в гараже, но не очень сухом.

Семь лет прошло, поэтому были сомнения, не "залегли" ли поршневые кольца за это время. Более того, когда я попробовал провернуть коленвал, то он пошёл не сразу, что может означать, что поршни ржавчиной прихватило к цилиндрам.

Эндоскоп есть, но плохой, ничего толком разглядеть не удалось, поэтому решил снимать головку блока цилиндров и вынимать поршни, благо это сделать несложно на снятом двигателе.

С кольцам всё оказалось хорошо, немного грязноватые, но подвижность не потеряли. Сами три первых цилиндра нормальные, а вот в четвёртом не очень веселая картина:



Видимо, были открыты клапаны в этом цилиндре, попала влага, которая и привела к появлению ржавчины. Она и прихватила поршень.

Стал пробовать удалять ржавчину, но не механическим, а химическим методом. При помощи того самого легендарного Трилон Б.

Сперва пытался оттирать ржавчину мягкой щёткой и раствором Трилона Б. Верхний ржавчины слой ушёл достаточно легко:



Но более глубокую ржавчину так удалить не получилось. В этом и есть два недостатка Трилона Б: он жидкий и работает достаточно медленно.

Пришлось поставить поршень и залить раствор в цилиндр, оставив в таком виде на сутки.



И это сработало. За сутки раствор почти не убежал, после его удаления ржавчины практически не осталось:



Поэтому решил собирать двигатель для установки.

В четвертом цилиндре поменял кольца (на оригинальные), в остальных цилиндрах оставил родные.

Естественно, поставил новую прокладку головки блока цилиндра (тоже оригинал). Болты измерил по методике из инструкции по ремонту, оказались пригодными для повторного использования (но на третий раз уже явно не подойдут).

Поскольку снимались распредвалы, то заменил маслосъемные колпачки (Corteco-NOK). И, конечно, заменил оба сальника коленвала (оригинал). И пришлось поменять некоторые прокладки и уплотнительные резиновые кольца (оригинал) при перестановке деталей с M18A обратно на M13A.

Мотор, как уже написал, установлен на Jimny, катаюсь аккуратно, слежу за расходом масла.

Вообще, ремонтировать именно M13A нет смысла. Дешевле поменять на б/у посвежее и в лучшем состоянии. Если этот родной вдруг завредничает, то так и сделаю.

2021-08-15

Nokia 5.3: обновление до Android 11

Очень затянулось ожидание (на полгода минимум), но на Nokia 5.3 всё же пришло обновление до Android 11:



Но и то хорошо.

А так ничего нового, уже знаком с Android 11 по более раннему обновлению Nokia 2.2.



Изображения из альбомов:

Blog Archive