В блоге:

2019-08-31

ШИМ-управление электровентилятором Jimny

Вместо штатного электрического вентилятора (кондиционера) на Jimny установил более тонкий, но более мощный Spal VA10-AP50/C-61S.

Сперва хотел сохранить штатное управление вентилятором (включается при работе кондиционера и при сильном перегреве двигателя). Но штатного 20А предохранителя, который стоит в цепи вентилятора и муфты кондиционера, не хватает (перегорает). Для эксперимента ставил 30А, но тоже перегорел. Нужно отдельное, более мощное управление новым вентилятором.

Можно провести новое питание от аккумулятора и поставить обычное реле, управляемое от штатного питания вентилятора, но это слишком скучно. Поэтому решил ставить блок управления с плавной регулировкой оборотов (при помощи ШИМ).

Когда в 2013 году рассматривал вариант установки электровентилятора вместо штатного основного механического, то как раз приобрел модуль Силычъ-Борей для управления. Вентилятор так и не поставил, Борей куда-то забросил. Получается, что сейчас вернулся к вопросу, но искать тот Борей даже не стал. За это время у людей он проявил себя с плохой стороны. Плохо спроектированный, ненадежный модуль.

Но идея ШИМ-управления осталась, в результате поисков альтернативного варианта выбрал малоизвестный модуль A600. Поскольку подключить параллельно штатной системе (с управлением через "плюс") не получится (см. выше), то взял более практичный базовый вариант (А600) с управлением через "минус". У меня чуть устаревшая версия, сейчас идут А600 с тремя пресетами, а у меня только один пресет настроек, но это несущественно.

Модуль для моей задачи мощный (заявлена работа с нагрузкой до 600 Вт), но, во-первых, запас снизит нагрузку на модуль. Во-вторых, вдруг все же поставляю второй электрический вентилятор (вместо основного). Обратной стороной являются сравнительно крупные размеры из-за мощных радиаторов с двух сторон.




Не так просто разместить этот модуль в подкапотном пространстве Jimny. Каких-то крепежных частей на корпусе нет, но ребристая форма намекает на удобство крепления при помощи пластиковых стяжек.

Уже почти начал отпиливать часть ребер, но потом все же нашел подходящее место, куда и прикрепил на стяжки:




Здесь модулю и прохладнее будет, особенно при движении.

Силовое питание напрямую от аккумулятора, зажигание от питания катушки зажигания, плюсовой сигнал включения кондиционера (для принудительного обдува) от штатного управления вентилятором. Но главный вопрос в датчике температуры. Хотелось использовать штатный сузуковский датчик, тем более, что для модуля А600 такая возможность заявлена. Поэтому первоначальное подключение сделал именно с использованием сигнала со штатного датчика температуры.

Но, увы, такой вариант не заработал. Сперва было все нормально, но при установке температурных порогов модуль при 85-90°C уходил в аварийный режим по датчику температуры (принудительно включается вентилятор на 50%). Как сказал разработчик модуля, уровень сигнала штатного датчика становится слишком низким.

Жаль, но есть альтернативный вариант. В комплекте с модулем идет дополнительный датчик температуры, который можно куда-нибудь поставить. Решил врезать дополнительный датчик в металлический патрубок, от которого идет шланг к верхнему патрубку основного радиатора.




При открытом термостате здесь есть поток жидкости, который обеспечит достаточно адекватные замеры температуры. Поскольку снимал радиатор для замены муфты, то одновременно снял этот патрубок, нарезал резьбу (обычная М8) под датчик.

С дополнительным датчиком модуль заработал стабильно.

Поскольку это дополнительный вентилятор, то решил сделать пороги на сравнительно высоком уровне. Нижний поставил примерно 91°C (вентилятор начинает работать на минимальной скорости), верхний - примерно 97°C (вентилятор работает на максимальной скорости - в настройках установил на 100%). Единственное затруднение, что двигатель на холостых оборотах не хотел нагреваться больше 90°C. Пришлось остановить крыльчатку основного вентилятора на муфте. После этого температура начала расти, что позволило выставить пороги.

Была идея использовать температуру ATF, а не охлаждающей жидкости. Только этот дополнительный датчик в магистраль ATF поставить. Но ATF толком не греется, поэтому пока смысла нет.. Пусть лучше будет режим аварийной помощи основному вентилятору.

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive