Search in the blog:

2014-03-16

Объективы 10-14-16-16 (2/3)

UPDATE: некоторые снимки с ошибкой NX300M, вызывающей неравномерность цвета (лево-право)

Продолжение (см. часть 1/3) простого сравнения Samsung NX 16/2.4, Pentax DA 14/2.8, Зенитар 16/2.8 "Рыбий глаз", Samsung NX 10/3.4 "Рыбий глаз". Теперь близкий объект, но в контровом свете. Samsung NX300M, диафрагма f/8. Neutral в RT. Фокусировка по центру, поэтому нельзя сравнивать детализацию дальних планов.

Начну с Pentax DA 14/2.8:


(полноразмер)


Samsung NX 16/2.4:


(полноразмер)

Как видно, DA 14/2.8 все же лучше противостоит бликам - их практически и нет, тогда как на NX 16/2.4 вылезло бликовое пятно. Похоже, пентаксовское просветление выигрывает у самсунговского. Но, отмечу, что на реальных фотографиях блики на NX 16/2.4 вылезают довольно редко, а контраст, как видно, не страдает.

А небо лучше проработано у DA 14/2.8 только из-за того, что картинка получилась недодержанной по сравнению с NX 16/2.4 (причину пока не знаю: или светопропускание хуже или диафрагма не закрывается до указанного значения). Цвета опять разные.


Зенитар 16/2.8:


(полноразмер)

Тоже вылез блик, но в виде "точки" блика. И ощущение падение контраста.


И NX 10/3.5:


(полноразмер)

NX 10/3.5 бликов не дал, хотя большой угол поля зрения захватил большую засветку на небе.

(окончание)


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-03-15

Объективы 10-14-16-16 (1/3)

UPDATE: некоторые снимки с ошибкой NX300M, вызывающей неравномерность цвета (лево-право)

У меня есть такие объективы:
Samsung NX 16/2.4
Pentax DA 14/2.8
Зенитар 16/2.8 "Рыбий глаз"
Samsung NX 10/3.4 "Рыбий глаз"

Первые два - это широкоугольные объективы (DA 14 можно смело назвать сверхширокоугольным, а NX 16/2.4 на границе, за которой объектив считается сверхширокоугольным), сделанные специально под кроп 1.5. Третий и четвертый - это "рыбьи глаза".

Представляю, на что они способны при реальной съемке, но стало интересно сделать несколько простых сравнений на одной фотокамере. В качестве фотоаппарата выступал Samsung NX300M, съемка велась на диафрагме f/8: на самсунговских объективах она выставлялась на камере, на Зенитаре кольцом диафрагмы, а на Пентаксе при помощи переходника. Выдержка одинаковая.

Проявка raw-файлов (SRW) при помощи свежей версии RawTherapee с нейтральным (Neutral) профилем с одинаковым балансом белого. Поэтому снимки нужно рассматривать с учетом этого - они могут показаться неконтрастными, недостаточно шарпленными, нет исправления хроматических аберраций и дисторсии.

Тест первый: контрастный близкий объект. Фокусировка по центру, поэтому нельзя сравнивать детализацию удаленных объектов (строго говоря, они не попадают в ГРИП даже на таких коротких фокусных)

Samsung NX 16/2.4:


(полноразмер)

Pentax DA 14/2.8


(полноразмер)


На мой взгляд, отличие по углу поля зрения не такое значительное, но, конечно, у Pentax DA угол чуть шире. Хотя на таких фокусных битва идет за каждый градус, но, по-моему, нужно еще смотреть другие параметры (кроме угла поля зрения).

Обращает внимание разница передачи цветов (при одинаковом балансе белого). И у DA 14/2.8 наблюдается неравномерность цвета по полю (похоже, на color shit). И снимок 14/2.8 несколько темнее. Или объектив имеет меньшее светопропускание (из-за более сложной конструкции), или диафрагма закрывается сильнее, чем ожидается.

Далее снимок с Зенитара 16/2.8. Хотя есть очень заметная дисторсия, но угол поля зрения близок к двум вышеприведенным снимкам.


(полноразмер)

Не зря полнокадровые рыбоглазные объективы на кропе считаются скорее обычными сверхширокоугольными, но с сильной дисторсией.

И опять наблюдается другой цвет и color shit. Картинка светлее, чем с других объективов. Я пробовал оба варианта выставления диафрагмы: и кольцом на объективе, и через переходик. Разницы практически нет.


И для демонстрации снимок с рыбоглазного NX 10/3.5.


(полноразмер)

Специально оставил видимым штатив. Это показывает, что при таком большом угле поля зрения нужно быть очень аккуратным, а то в кадр попадает все подряд: штатив, руки, ноги, уши.

На снимках видно, что все четыре объектива выдают хроматические аберрации в той или иной степени. Для такого разрешения (20Мп) и больших углов поля зрения это нормально. Большая часть этих аберраций хорошо правится в raw-конверторе (в RT автоматически в default-профиле).

(продолжение)


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-03-14

Тестовые адаптеры ELM327

Для тестирования своей сузуковской диагностической программы пришлось обзавестись разными адаптерами для тестирования. Два K-Line адаптера, а к ним еще нелюбимые, но необходимые ELM327-адаптеры.




Скажу, что это не самые удачные модели адаптеров (даже среди китайских).

Начну с правого (черного). Интересной его особенностью является гибридность: этот адаптер способен работать как через USB (используется FTDI-чип), так и через Wi-Fi. Через USB работает нормально. Через Wi-Fi почти нормально: организуется Wi-Fi сеть, выдается ip, адаптер отвечает на 192.168.0.10:35000. Но сеть, увы, ad hoc. Для Android без доработки такой адаптер не подходит (с ad hoc у Android проблемы как были, так и остались). С учетом этого, не рекомендую такой адаптер для использования.

Адаптер слева (синий ELM 327 Mini Bluetooth) хоть и выглядит несолидно, но вполне приемлемый вариант (с учетом его небольшой цены). Он работает только через Bluetooth (PIN для подключения 1234), но на практике скорость приема данных через K-Line у него не хуже, чем у USB/Wi-Fi версии справа. И этот адаптер хорош своими небольшими размерами. Из недостатков отмечу отсутствие какого-либо выключателя. На разъем OBD2 питание подается постоянно, поэтому, оставляя надолго машину, приходится надеяться на низкое потребление тока этим адаптером. Или нужно вытаскивать его из разъема. Опять же с точки зрения безопасности не очень хорошо, когда Bluetooth виден за пределами машины без присутствия хозяина. Без включенного зажигания с машиной ничего не сделаешь (в случае Сузуки с SDL-KWP), но вот те же настройки ELM327 можно сбить.

Оба адаптера версии 1.5 (т.е. самодельная китайская прошивка). Интересно, что они ведут себя несколько по-разному. Когда проверял первый раз, то черный адаптер сразу смог сделать быструю инициализацию, а вот синий ругался на эту попытку знаком вопроса (неправильная команда). Но потом оказалось, что синий в этом вопросе своим поведением более близок к оригинальному ELM327: согласно документации перед быстрой инициализацей нужно явно установить нужный протокол. В результате оба адаптера без проблем работают с моей программой.


Изображения из альбомов:

2014-03-13

Защиты "ушей"

Защита креплений продольных рычагов Jimny к раме при помощи шайб проста и довольно эффективна, но не всегда способна противостоять внешнему воздействию. После декабрьской поездки на штатном Jimny по камням очень уж захотелось что-нибудь предпринять для дополнительной защиты. Поэтому с Нового года лежит новый комплект защит.




JAOS. И передние, и задние.




Со всеми болтами, шайбами, кронштейнами.




Вот только все руки не доходят поставить. :-)
И металл кажется несколько тонковатым, но надеюсь на качество и перераспределение усилия.


Изображения из альбомов:

2014-03-12

Размеры экранов и "технический прогресс"

Два ноутбука Lenovo из одной линейки ThinkPad X: один старый еще под именем IBM ThinkPad X41 (2005 год) и один современный Lenovo ThinkPad X240 (2013 год). У первого размер экрана 12.1", у второго  - 12.5".

Сравнение размеров:


(X41 поверх X240)

По высоте они практически одинаковые (может разница в пару мм). А вот по ширине X240 побольше будет.

А теперь экраны:




Речь не о качестве, речь о размере. Слева X41 с экраном 12.1" 1024x768 (4:3), справа X240 с экраном 12.5" 1366x768 (16:9).
Виден весь "технический" прогресс за это время: огромные каемки (при этом "не нашлось" место даже для индикаторов), проигрыш по высоте экрана. Не говоря уж про смешное по современным планшетно-телефонным меркам разрешение. Точнее говоря, есть модификация X240 с 1920x1080, но наикривейшая реализация масштабирования в Windows делает такое разрешение даже не то, чтобы бессмысленным, но и просто вредным.

2014-03-10

ИК-чувствительность камер Samsung NX

Китайский ИК-фильтр:


(под резьбу 52мм, но использую с переходником на 43мм)

Как бы IR720, т.е. не должен пропускать излучение с длиной волны меньше 680 нм, а 50% пропускание достигается при 720 нм. Это позволяет делать фотографии в ближнем ИК-диапазоне (картинку формирует разная отражающая способность объектов), слегка захватывая видимый диапазон.

Для глаза фильтр выглядит как очень плотный красный фильтр (как написал выше, захватывается часть видимого диапазона), но цифровые матрицы все же воспринимают ИК-излучение. Разница в чувствительности, что зависит от применяемых матричных фильтров. Вот мне стало интересно, насколько отличается ИК-чувствительность матриц фотокамер Samsung NX10, NX20, NX300M.

По результатам тестов матрица NX10 чуть более чувствительная к ИК-излучению, примерно на 1/2EV. У NX20 и NX300M ИК-чувствительность примерно одинаковая. Но матрицы всех трех камеры довольно нечувствительны к ИК-излучению, что обычная ситуация для современных цифровых фотоаппаратов. Разницу по экспозиции с видимым диапазоном оценил бы в 10-11EV (в солнечный день).  Практически это означает, что, например, выдержку при ИК-съемке нужно ставить как минимум в 1000 раз более длинную. Для повышения ИК-чувствительности нужно заниматься снятием матричных фильтров.

К слову, хотя NX10 чуть ИК-чувствительнее, но использовать без доработки его сложнее: в сложных условиях картинка на экране недостаточно усиленная, т.е. очень темная, шумная, о фокусировке даже речи нет. У NX20 и NX300M ситуация сильно лучше. Что-то видно и, если повезет, можно даже использовать автофокус (или ручную фокусировку по экрану).


Изображения из альбомов:

Тормозные жидкости (низкотемпературная вязкость)

Тормозные жидкости есть разные, но практический интерес к жидкостям на гликолевой основе, поскольку тормозные системы используемых мною автомобилей официально не рассчитаны на силиконовую основу "тормознухи".

Опять же параметры, по которым можно сравнивать эти жидкости, есть разные. Большие спецификации. Но лично в наших условиях наиболее важным считаю низкотемпературную вязкость. Меня этот вопрос интересует давно, поскольку доводилось сталкиваться со странным поведением тормозов в хорошие морозы: то сильно резкая реакция, то педаль как будто не стремится возвращаться, то какая-то ватность присутствует. При исправных тормозах это вызвано большой вязкостью тормозной жидкости (как изначальной, так и в результате ее деградации). Если присутствует система ABS или ABS совместно с ESP, то тем более отрицательно влияет повышенная вязкость (гидравлика на вязкой жидкости не выходит на заложенные параметры).

Собрал из разных стандартов-спецификаций минимальные требования, которые задаются пределом кинематической вязкости при -40°C (чем меньше сСт, тем менее вязкая жидкость).

SAE J1703: не более 1800 сСт
FMVSS 116 DOT 3: не более 1500 сСт
ISO 4925 Class 3: не более 1500 сСт
FMVSS 116 DOT 4: не более 1800 сСт
SAE J1704: не более 1800 сСт
JIS K 2233 BF-4: не более 1500 сСт
ISO 4925 Class 4: не более 1500 сСт
FMVSS 116 DOT 5.1: не более 900 сСт
ISO 4925 Class 5-1: не более 900 сСт
ISO 4925 Class 6: не более 750 сСт

Наиболее известные из них - это DOT по американскому стандарту 116. Выглядит странно, что DOT 4 допускает большую вязкость при низкой температуре, но основная задача DOT 4 - это улучшение высокотемпературных характеристик. Например, у DOT 3 температура кипения "сухой" жидкости должна быть не меньше 205°C, а у DOT 4 - не меньше 230°C. Более подробно см. FMVSS 116

Но из DOT самый лучший вариант - это DOT 5.1 (NON-SILICONE BASE в отличие от просто DOT 5). Там и высокотемпературные качества на высоком уровне (260°С для сухой жидкости), и морозные хорошие.

Но если стремиться к идеалу зимней тормозной жидкости, то стоит еще обратить внимание на жидкости class 6 по ISO 4925. Они имеют самые лучшие низкотемпературные характеристики из доступных. И лишь немного проигрывают DOT 5.1 по высокотемпературным характеристикам, выигрывая по ним у DOT 3 и DOT 4.

И, конечно, не нужно забывать регулярно менять тормозную жидкость. Если она деградировала, впитала много воды из атмосферы, то никакие изначально высокие характеристики не помогут.



Еще по этой теме:

2014-03-08

Трансмиссионное масло

Перешел весной прошлого года на трансмиссионное масло Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90. Масло само по себе нормальное, но цена стала, на мой взгляд, не очень соответствующей характеристикам. Сделал попытку перехода на более дешевое Castrol Axle EPX 80W-90. Его цена более приемлемая, но зимние свойства разочаровали. Я уже и отвык от такого. И зима была не особо морозная, но при температурах меньше -20°C после продолжительной стоянки стойкое ощущение, что машину придерживают за хвост (особенно с учетом, что хабы зимой я сейчас не выключаю). При температурах ближе к -30°C машина ощутимо теряет тягу, не едет. К слову, по спецификациям 80W-90 рассчитано до -26°C, при более низких температурах сильно возрастает вероятность проблем с подшипниками ведущей шестерни редуктора. И еще на 80W-90 при морозах стал пинаться задний LockRight.

В общем, вернулся к тому, от чего ушел: Duron Petro-Canada Traxon XL Synthetic Blend 75W-90




Зимние свойства лучше 80W-90, немного проигрывают Кастролу 75W-90, но разница цен оправдывает себя.

Это для мостов. А в раздатку пойдут остатки Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-03-07

Эх, мобильные телефоны...

Нашел интересную "историческую" фотографию, снятую мною в марте 2004 года, т.е. почти десять лет назад.




Мобильные телефон (слева направо):

Mitsubishi T200. Cтандарт DAMPS (был у нас наряду с NMT до распространения GSM). Один из тех телефонов, что в наших краях открыли мир беспроводной мобильной связи за достаточно вменяемые деньги. Интересно, что к нам они попадали как refurbished с эмблемой AT&T. И антенна у него выдвигающаяся.

Nokia 3320. Тоже стандарта DAMPS. Похож на знаковый 3310 стандарта GSM, но чуть более удобное управление. У него был тяжеловатый аккумулятор, поэтому по меркам GSM-моделей вес телефона был великоват. А вот габариты вполне компактные по тем временам. И, конечно, интересно отсутствие внешней антенны. И пользовательский интерфейс Нокии был прорывным на фоне конкурентов: понятный, удобный. Странно, но два таких телефона довольно быстро сломались. Это довольно нетипично для Nokia тех времен.

Nokia 3510i. Здесь и далее уже GSM стандарт. 3510i имел хоть и грубоватый, но цветной экран. В остальном типичная Nokia тех времен, разве что размеры несколько крупноватые (но ради этого он и покупался).

Philips Xenium 9@9++. Мой первый телефон стандарта GSM. Не такой удобный как Nokia, у него нет "цветного экрана и полифонии". Но зато он очень хорошо держал связь, работал на одной зарядке неделями. И он фантастически надежен! Именно этот экземпляр до сих пор рабочий с родным аккумулятором (месяц, конечно, не вытянет, но неделю спокойно работает). И корпус у него прочный и "сбитый" в отличие от хрустящего пластика нокий. Очень удачная модель именно как телефон для звонков.

Sony Ericsson T100. Легкий, компактный. Приятный телефон, хоть и очень простой.

Sony Ericsson T300. Своего рода "попсовая" версия Ericsson T68. Приносила мир "цветного экрана и полифонии" за сравнительно небольшие деньги. В остальном все же ощущалось, что Sony Ericsson - это не Nokia.

Nokia 2100. Бюджетный телефон с ч/б-экраном. Особо ничем не выдается, но и не проигрывает. Конкретно этот экземпляр был вообще получен практически бесплатно по акции, связанной с приходом Tele2 в Иркутскую область. Тогда Tele2 при подключении продавал телефоны с очень большими скидками.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-03-06

Идентификаторы блоков (через диагностику)

В сузуковском протоколе есть режим получения идентификаторов. Они могут быть использованы для точной настройки интерфейса (какие данные как показывать, какие тесты работают и т.д.). Интересно, что блоки обычно способны выдать два разных идентификатора.

Например, на моем Jimny блок управления двигателем возвращает и 33920-76JA* и 33920-81AJ. Первый номер совпадает с действительным номером блока (33920-76JA0). А вот второй номер - это что-то вроде условного номера "семейства", по которому тот же CASCADE определяет список данных и тестов.

В своей программе я пока не использую эти идентификаторы для фильтрации: отображаю вообще все данные, что удалось найти по известным мне номерам local-таблиц. Из-за этого в тех же таблицах есть некоторый "мусор" - значения, которые рассчитаны по сырым данным FFh или 00h и которые вообще не меняются. Думаю, что сейчас это оправдано: Windows-версию я рассматриваю в первую очередь как инструмент для любопытных, а показ всех данных позволяет находить интересные штуки (например, local-таблицы, которые не знает CASCADE, но в которых есть какие-то динамические значения).


Еще по этой теме:

Ступичный ключ Jimny

Обзавелся таким ключом давно, почти сразу после появления у меня Jimny:




Это ключ для ступичной гайки:




Можно ее откручивать зубилом, но лучше ключом.




Удивительно, но этот ключ пока не пригодился. Передние ступичные подшипники родные. А для замены шкворневых подшипников нет необходимости эту гайку откручивать.

2014-03-04

Новые прошивки: NX300 v1.40 и NX300M v1.10

Только написал, а сегодня обновление прошивок. И сразу для двух камер.

Для Samsung NX300: версия 1.40
1.Adding Shut down Action option of Sensor Cleaning
2.Adding DMF Responsiveness option (support lens 18-55mm-III, 16-50mm)
3.16-50mm S and Power zoom lens compatability
- Improved AF performance and color shading
- Power zoom lens, zoom speed changing option
- Power zoom lens, movie recording touch-zoom function option
- Power zoom lens, display focal-length option
Для Samsung NX300M версия 1.10 с такими же изменениями. Опять подтверждается очень незначительное программное отличие NX300M от NX300.

Наконец-то до них дошло, что пыльчистку лучше запускать при выключении.

Это же означает, что объективы 16-50 уже на подходе.

Samsung NX300 vs NX300M (сравнение живьем)

Тест на внимательность:




В чем отличие между этими камерами? Мобильный телефон плохо передает цвета, но можно увидеть, что левая фотокамера черного цвета, а правая - коричневого. Заглушки вспышечного "башмака" разные по форме.

Но главное отличие вот чем вызвано:




Черная камера слева - это обычный Samsung NX300. А коричневая справа - Samsung NX300M. Покрутил одновременно обе камеры. В чем отличия?

Основное отличие камер - это экран:


(слева NX300, справа NX300M)

У обеих камер экран поворотный, но механизмы поворота разные.




На фотографии выше экран NX300 поднят максимально. А вот экран NX300M можно еще поднимать до упора:




Это и есть смысл выпуска модифицированной версии. Экран NX300M может быть повернут к объекту съемки. Это позволяет делать автопортреты (дурацкое модное слово "селфи"), глядя в повернутый экран.

Угол отклонения экрана вниз примерно совпадает:




Но у NX300M экран находится чуть выше, поэтому не мешает установке камеры на плоскую поверхность (NX300 чуть перекашивает при таком положении экрана).

На этом же снимке видно, что механизм поворота экрана NX300M явно сложнее:




Кроме поворота экран NX300M еще чуть сдвигается (иначе его нельзя было бы развернуть вперед). Он сдвигается даже в сложенном виде:




Не могу назвать такое решение удачным. В сложенном состоянии экран NX300M несколько неприятно люфтит, не дает ощущения монолитности конструкции.

Еще одну проблему заметили сами самсунговцы, которые клеят на верхнюю часть камеры маленькие прозрачные наклейки:


(наклейка на символах "CMOS  sen")

При полном подъеме с разворотом выступающие части экрана будут упираться в наклейки, чтобы не оставлять следы.




Задняя часть у NX300M чуть толще (механизм требует больше места):



Видно, что у камеры слева (это коричневая NX300M) задняя часть выступает чуть сильнее, чем у правой камеры (черная NX300). Это привело и к небольшому изменению хвата:



К сожалению, на этих фотографиях плохо видно, но у NX300 выступ для большого пальца правой руки более выражен (можно это увидеть на предыдущих фотографиях, если посмотреть внимательно).

Других отличий у корпусов не заметил.

Прошивки свежие. У NX300 v1.34:




У NX300M v1.02:



Но, мне представляется, что это прошивки одного поколения. Единственное функциональное отличие в настройке Self Shot, которая есть только у NX300M:




При включенной опции Self Shot автофокус переходит в режим определения лица при полном развороте экрана, одновременно включается съемка с небольшой задержкой после нажатия спуска.

Небольшое использование двух камер с одинаковыми объективами не позволило обнаружить какие-либо отличия в поведении. Скорость, реакция, качество съемки не отличаются, как мне кажется. В конвертерах SRW с обеих камер выглядят идентично (отличие в метаданных: модель камеры).

Мое мнение: если не страдать тягой к съемке собственной физиономии, то в покупке NX300M нет смысла. Она дороже и менее доступна (в РФ официально она вообще не продается). Механизм поворота экрана у NX300M сложнее и ощущается менее надежным своими люфтами. Корпус камеры незначительно, но толще из-за более громоздкого механизма поворота.


И обозначения двух камер:




Обе камеры для корейского рынка (нет российских соц.сетей в Wi-Fi, русский язык присутствует наряду с большим числом других языков). EV-NX300ZAST - обычная NX300 черного цвета. EV-NX300MASV - NX300M коричневого цвета.

И еще скажу, что коричневая NX300M теперь моя. Цвет корпуса нормальный, а вот M-ность не очень понравилась по указанным причинам. Но что есть, то теперь есть. Буду использовать (наряду с NX20) и следить за судьбой прошивок (будет ли расхождение с NX300 в будущем).

P.S. Комплектация двух камер для корейского рынка совершенно идентичная (мелкая внешняя вспышка, 18-55, от которого я отказался, карточка microSD 16ГБ с переходником на SD, ремень, зарядка со шнуром, всякие диски-бумажки).


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-03-02

Чем плох ELM327. И почему его приходится поддерживать

ELM327 является, похоже, самым известным типом диагностических адаптеров. Но, на мой взгляд, в ELM327 есть несколько концептуальных ошибок.

1. Самая главное ошибка - это ориентация на схему "запрос"-"ответ". Неудачное решение. Для некоторых запросов в момент их отправки нет информации, какие и сколько ответов будет получено. Может прийти одно ответное сообщение, а может несколько. Из-за этого в ELM327 применяется плохое решение с временем ожидания. Есть заданное время, в течение которого ожидается следующее сообщение с ответом. При получении одного сообщения дополнительно тратится время время на ожидание второго (а вдруг придет?). Это одна из причин, почему ELM327 такой медленный.

Для быстрой работы нужно искать обходные пути: например, можно подстроить время задержки. Для некоторых запросов время можно выставить поменьше, но для других время необходимо побольше. Разработчики ELM327 знают о проблеме, поэтому сделали аж два алгоритма адаптивных тайм-аутов. Но, увы, это не выход, адаптивные тайм-ауты толком не работают с сузуковской CAN-шиной: ELM327 постепенно уменьшает время ожидания второго ответа, что потом приводит к пропуску хвоста ответа на медленных запросах.

Другой обходной путь, реализованный в ELM327 - это явное указание числа ожидаемых ответов. Это, в принципе, работает с SDL-KWP по K-Line (хотя там может быть несколько ответов на один запрос, но крайне редко). Но такой путь не подходит для сузуковской CAN-шины с ее мелкими пакетами, число которых заранее неизвестно.

Еще один из вариантов обхода: использование мониторинга. Но этот режим создавался для других задач, поэтому нельзя назвать хорошим решением получение ответа таким путем.

2. Вторая важная концептуальная ошибка ELM327 - это неправильное понимание сценария использования. Разработчики ELM327 из страны эльфов, где обычные пользователи подключают диагностический адаптер и общаются с ним исключительно через терминалку, без всяких диагностических программ. Для них удобная возможность сохранить настройки, чтобы потом сразу после инициализации отправлять PID-запросы в терминалке.

Но в реальном мире через терминал с ELM327 работают только разработчики, да и то на первом этапе. Зато разработчикам программ приходится писать код-простыню установки параметров "на всякий случай" после каждой инициализации. Бессмысленная, но необходимая деятельность.

3. Для поддержки предыдущей концептуальной ошибки был выбран текстовый протокол для обмена. Выбран в неудачной форме: этот текстовый протокол ориентирован на человека с терминалкой, а не на программирование. В результате разбор ответа напоминает шаманство и выполняется сугубо эмпирически: т.е. только на основе опыта, а не при помощи формального описания, которого просто нет.

4. ELM327 задумывался как универсальный, но на практике оказалось, что между протоколами есть отличия, которые нужно учитывать. В результате и универсальности не получилось, и специфичности (удобства использования отдельных протоколов) тоже не наблюдается. Тот же ISO 15765-2 (который мне нужен для сузуковской CAN-шины) явно реализован по остаточному принципу: вроде есть, но нельзя  назвать это нормальной поддержкой. Кроме того, "за бортом" остаются специфичные протоколы, которые несколько отличаются от стандартных (хотя в последних версиях ELM327 есть вялые подвижки в их сторону).


По этим причинам некоторые авторы весьма хороших диагностических программ жутко не любят ELM327 и не хотят делать их поддержку. Я же сделал такую поддержку, хоть и считаю ELM327 неудачной вещью, но могу признать следующие вещи:

1. Само название ELM327 удобно для покупки адаптера из-за своей известности и, в каком-то смысле, раскрученности. Есть куча китайских клонов, которые несколько отличаются качеством реализации, но, в принципе, пригодны для использования при своей низкой цене. Тогда как среди альтернативных адаптеров (не ELM327) пусть и лучших, но присутствует "разброд и шатание" - куча версий, куча названий, ориентированность на конкретные модели против ориентации на псевдоуниверсальность ELM327. Как обычному человеку понять, что для диагностики Сузуки по SDL-KWP вполне подходит адаптер для VAG (Volkswagen Audi Gruppe)?

2. ELM327 криво косо, но поддерживает кроме K-Line еще и CAN. Для свежих Suzuki это полезно. Более того, в моем SZ Viewer CAN-шина пока (за неимением других адаптеров) поддерживается только через ELM327. Но, надеюсь, это временно. Поддержку K+CAN Commander 1.4 буду добавлять, когда придет соответствующий адаптер.

3. К сожалению, вообще отсутствуют массовые альтернативные беспроводные адаптеры, тогда как ELM327 в BT и Wi-Fi версиях доступны для покупки по адекватным ценам.

4. При всей кривизне ELM327 все же берет на себя определенные задачи, которые тяжело решать на слабых мобильных устройствах - например, точное временное управление сигналами (тот же fast init).

Поэтому вторым типом адаптеров, которые поддерживает моя программа, стал именно ELM327. А вот дальше планируется поддержка K+Can Commander 1.4 и адаптеров PassThru-J2534 (на примере Mini VCI, знакомого тойотофанатам).

2014-03-01

NX300 vs NX20: съемка видео

Еще при первом сравнении Samsung NX20 с NX300 заметил изменения в настройках съемки видео. У NX300 появилась возможность записи 60 или 50 кадров/с (в зависимости от выбранного NTSC или PAL режима), тогда как у NX20 максимально только 30 или 25 кадров/с.

Но как я мог не увидеть другое изменение:


(Samsung NX300)

Не кажется ли, что маловато вариантов на колесике выбора режима съемки по сравнению с NX20? Понятно, что нет положения "C" (Custom), но все равно как-то "пустовато". И только потом внезапно заметил, что с этого колеса исчез видеорежим.

Да, на NX300 нет отдельного видеорежима. Переключение в запись видео осуществляется отдельной кнопкой (красная, под колесом режимов). Такая кнопка есть и на NX20, но там она вторичная. Так, например, для съемки видео в режиме A (приоритет диафрагмы) на NX20 надо было явно повернуть колесо режимов в положение "видео" и выбрать настройках AE Mode "A".

На NX300 все проще: теперь режим съемки видео совпадает с режимом фотосъемки. Для видеосъемки с приоритетом выдержи нужно поставить "A" колесом режимов и нажать кнопку записи видео.

Вариант NX300 мне кажется более удобным, чем NX20. Единственная особенность: картинка перед съемкой показывается для фотосъемки. Т.е. если снимать фотографии в стандартном формате 3:2, то при начале записи видео (16:9) картинка на экране обрежется сверху и снизу. Т.е. кадрировать нужно с учетом этого различия (с запасом по высоте). Или выставлять фоторежим 16:9, что довольно неудобно и применимо только для особых фанатов видеосъемки. К сожалению, не удалось найти ни одной возможности включения каких-нибудь рамок-подсказок кадра 16:9 при фотосъемке кадром 3:2.

Другое отличие связано с фокусировкой при съемке видео. На NX20 отключить режим CAF (следящий автофокус) при записи видео можно нажатием либо кнопки DOF preview, либо кнопки вправо (на которой написано AF). После этого фокусировка вообще отключается, но в ручной режим не переходит. Единственный способ перейти в ручную фокусировку во время съемки видео - это сдвиг соответствующего переключателя AF/MF на объективе (а он есть далеко не на всех объективах).

На NX300 теперь не так. кнопки DOF  preview вообще нет, а нажатие кнопки вправо (AF) во время съемки видео приводит к переходу из режима CAF в режим ручной фокусировки. Но только для тех объективов, на которых НЕТ переключателя AF/MF. Если переключатель есть, то нажатие кнопки вправо ничего не делает, для перехода в режим ручной фокусировки нужно щелкать этим переключателем.

Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Если на объективе нет переключателя AF/MF, то вариант NX300 лучше. Если переключатель есть, то удобнее NX20.

Что еще нового в записи видео у NX300? Две новые настройки, связанные со звуком:




Регулировка уровня записи звука и Wind Cut (уменьшение шума ветра при записи). Их действие не успел проверить.

Зато посмотрел битрейт видео в разных режимах. На моих тестовых съемках одного и того же объекта получилось, что битрейт видео NX300 больше, чем у NX20 (в настройках было выбрано максимальное качество):

NX20: 1920x1080 @ 30: 10-11 Мегабит в секунду.
NX300: 1920x1080 @ 30: 15-16 Мегабит в секунду.
NX300: 1920x1080 @ 60: 26-27 Мегабит в секунду

Это хорошо. Нет смысла экономить на этом особенно с учетом специфики съемки (это же не видеокамера).

А так не могу сказать, что видео NX300 сильно отличается от NX20. Не идеал, но использовать можно. Теоретически при записи видео должна помогать фокусировка по фазовым датчикам на матрице NX300, но какого-то особого влияния сходу заметить не удалось. Для полноты ощущений нужно много поснимать видео на NX300, а потом вернутся на NX20. Тогда будет понятно, есть и толк от этих датчиков.

2014-02-27

SZ Viewer W1-2014-02-27 (Windows)

Предлагаю новую версию SZ Viewer (диагностическая программа для автомобилей Сузуки).

Описание программы.

Изменения:

1. Поддержка сузуковской CAN-шины (только через ELM327 версии 1.4 или выше). Пока поддержка символическая: работает медленно, из параметров расшифровано только положение педали газа: что успел сделать в машине на улице за час с тормозным ноутбуком. Но ошибки посмотреть можно.

2. Поддержка активного управления/тестов для двигателя (кнопка Output control).


(проверка IAC управлением оборотами, выставлено 555 об/мин)


Блоком могут поддерживаться далеко не все тесты. Если показывается сообщение "Action will not be taken because condition is out of the operating range", то тест может заработать, но условия в данный момент не соответствуют требованиям. Возможные условия (зависит от теста):
а) Не должно быть текущих ошибок (DTC).
б) Скорость движения (должна быть нулевой).
в) Педаль газа (должна быть отпущена).
г) Температура двигателя (должна быть не меньше 80°C, но и не выше 110°C).
д) Работа двигателя (некоторые тесты требуют, чтобы двигатель был заглушен, но зажигание включено).
е) Прочие условия.
Внимание: при больших процентах управления "Step EGR" двигатель может заглохнуть!

3. Показ некоторых текущих значений крупно на отдельной вкладке (двигатель, АКПП, ABS).

4. Убрал показ якобы freeze frame - все равно не удалось нигде проверить работу.

5. В заголовке вкладки DTC показывается число ошибок.

6. Поиск идентификаторов/таблиц/групп DTC убран из вкладки Info в пункт меню Debug -> Find data..

7. Изменен алгоритм поиска блоков (Connection -> Control units...). Сейчас два прохода по известным адресам, а потом перебор неизвестных (и для KWP, и для CAN).

8. Добавил расшифровку некоторых данных (особенно для Powertrain).

9. Убрал страшные и неудобные графики. Буду делать совсем иначе.

10. Прочие мелкие изменения и исправления ошибок.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-02-26

Система Samsung NX mini?

В продолжение темы NXF1: очередные слухи.




Похоже, что это будет аж целая система NX mini под матрицу 1". Как минимум из одной камеры (F1) и двух объективов (9мм и 9-27мм).

С одной стороны, зачем еще одна линейка, ведь есть просто NX? С другой стороны, Samsung пытается повторять маркетинговые сценарии продвижения своих мобильных устройств: наделать всего и побольше, а вдруг что-нибудь "выстрелит".

Определенная логика в этом есть. Цифромыльницы стремительно сдуваются, а беззеркалки NX все же не могут закрыть все ниши. И вот между ними и могут проявиться NX mini. Если будут небольшого размера и шустрые, что будет оправдывать их существование. Матрицы 1" могут это обеспечить, но, например, в исполнении Nikon 1 попытка получилась невнятная: большие размеры при слабой картинке, хорошо хоть со скоростью работы нормально.

Посмотрим! При адекватной цене и характеристиках комплект с 9мм объективом может у меня вызывать интерес.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-02-25

Скорость обновления данных (TPS): K-Line и ELM327

Сузуковские блоки через K-Line передают данные со скоростью 10400 бод. Это сама по себе небольшая скорость, но все еще усложняется тем, что и линия полудуплексная, и самому блоку нужно время, чтобы данные подготовить (например, блок управления двигателем требует дополнительных задержек по сравнению, скажем, с блоком ABS).

Кроме того, накладные расходы возникают и на стороне "тестера". Нужно данные принять, преобразовать, отобразить. И здесь свое влияние оказывает используемый адаптер. Если это простой K-Line-адаптер, то почти все под управлением диагностической программы. А вот если используется ELM327, но все хуже. Во-первых, ELM327 задумывался как универсальный, поэтому использует не самые оптимальные временные задержки. Во-вторых, текстовый протокол ELM327 неудобен для программного использования - нужно парсить, фильтровать всякие возможные текстовые сообщения и т.д. и т.п. В-третьих, сказываются накладные расходы самого ELM327 (это же самостоятельный "компьютер", только простенький). Задержки можно немного поднастроить, но все равно ELM327 работает медленнее, чем K-Line адаптеры. Причем, как показывает опыт, еще и сами ELM327 адаптеры (точнее их китайские аналоги) отличаются между собой скоростью работы (и, например, не факт, что некоторая Wi-Fi версия будет работать быстрее, чем другая Bluetooth версия).

Еще надо учитывать, что, в отличие от стандартного OBD2 механизма с PID-запросами, в сузуковском протоколе данные приходят таблицами. Поэтому можно считать оценкой скорости количество принятых таблиц в секунду. Этот параметр отображается в SZ Viewer под названием TPS (Tables per second). Глядя на него, можно судить о частоте обновления данных. Чем больше значение, тем лучше. Как уже выше сказано, оно зависит от блока управления,  выбранной для показа таблицы, адаптера, скорости PC.

Если говорить о практике, то на моем оборудовании максимально я видел 14-15 TPS при K-Line адаптере и блоке управления ABS. Минимальная скорость около 2-3 TPS при использовании медленного ELM327 с блоком управления двигателем. TPS при использовании ELM327 в самом лучшем случае меньше раза в полтора, чем у K-Line адаптера. В худших случаях - раза в два-три.

2014-02-24

Цифры в ряд

Ну-ка, буквы, встаньте в ряд. Цифры т.е. :-)



333 тысячи 333 км и чуть больше 300 метров (будем считать, что 333). Такой пробег показал сегодня одометр моей пузотерной Хонды.


Изображения из альбомов:

2014-02-23

Ольхон, лед, фото

Фотографии с поездки на Ольхон.

Зимой объектов для съемки мало, но зато лед космический.




Ледовая переправа с вешками:





Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

Blog Archive