Search in the blog:

2014-02-12

SZ Viewer W1-2014-02-12

А что, предлагаю совместно и потестировать работу новой версии SZ Viewer с ELM327.


Требования:

1. ОС Windows не старее XP.
2. Автомобиль Suzuki с диагностическим разъемом OBD2 (J1962) с подключенным контактом номер 7. Если контакт не подключен, то программа ничего не покажет. Для свежих машин могут быть показаны только второстепенные блоки (ABS, SRS и т.п.), поскольку остальные подключены к CAN шине.


Поддерживаемые адаптеры:

1. USB K-Line адаптеры. Очень желателен адаптер на FTDI-чипе (например, один из таких). Адаптеры на других чипах теоретически могут подключиться, но они обязательно должны уметь работать на скорости 10400 бод.
2. Диагностические адаптеры, совместимые по командам с ELM327 версии 1.4 или новее (китайские с 1.5 подходят):
а). USB-версии: желательно на FTDI, но и другие должны работать.
б) Bluetooth-версии: должны быть видны в системе как ком-порт.
в). Wi-Fi-версии: должны отвечать на порту 35000 по адресу 192.168.0.10.



(показываются примерно такие данные в случае подключения к ECU)

Изменения:

1. Поддержка ELM327.
2. Другой диалог выбора порта.
3. Появился диалог поиска блоков управления. Очень специфический, но работает.
4. Изменения в работе с K-Line-адаптерами.
5. Прочее мелкие, уже не упомню.

Кроме JDM еще интересен опыт работы с леворульными Jimny.


Что касается развития, то было бы очень интересно подключиться через CAN-шину (актуально для свежих Suzuki). Тем более, что сейчас есть хотя бы ELM327-адаптер (не лучший вариант для CAN, но другой пока не приехал). Но у меня в Jimny в разъеме OBD2 даже не разведен CAN, а в чужой машине как-то не очень удобно исследования и разработки вести.


Изображения из альбомов:

2014-02-11

SIGMA dp Quattro

Какой чудесный дизайн новых камер SIGMA dp Quattro.

SIGMA dp2 (с несменным объективом 30/2.8):




А что, хоть не унылый "зеркальный" вид, не надоевшие ретро-мотивы и не привычный мыльничный стиль, где даже держаться не за что.

Но интересно, как камера ощущается живьем, как лежит в руке, не мешает ли такая форма переносу в карманах (пусть и больших).


Изображения из альбомов:

2014-02-09

NX 10/3.5 - масштаб

Немного опробовал рыбоглазный Samsung NX 10/3.5. Выводы еще не сформировались (холодно на улице), но объектив довольно понятный.

Для рыбоглазных такое не является редкостью, но этот 10/3.5 умеет весьма близко фокусироваться, выдавая неплохой масштаб увеличения. Заявлено 0.22, что, в принципе, самое большое значение среди NX-фиксов, не считая, конечно, NX 60/2.8 Macro (который выдает хороший масштаб 1, иначе смысла в нем было бы мало). Хотя техническую съемку при помощи NX 10/3.5 вести смешно, а букашки разбегутся от близости передней линзы, но иногда можно использовать для флегматичных объектов съемки.


(диафрагма f/3.5, а горизонт не только завален, но округл)

И даже размытие можно наблюдать. Да и вообще, на кропнутой 20Мп матрице для достижения попиксельной резкости нужно точно фокусироваться даже на таком короткофокусном объективе, тем более на открытой f/3.5. С закрытыми попроще, но но все равно считаю, что автофокусность лишней не будет.

Широкий угол поля зрения (180 по диагонали) заставляет следить за руками в прямом смысле. Руки, держащие камеру, иногда попадают в кадр. Особенно левая река, если придерживать объектив с "растопыркой". Да и вот на этом кадре, если внимательно на крупном размере посмотреть в нижний правый угол, то видно, что чуть попала рука, удерживающая камеру.




Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-02-08

График и режим "продувки" M13A

Неторопливо улучшаю-довожу свою программу диагностики Suzuki по протоколу SDL-KWP. Прикрутил некое подобие графиков выбранных данных. Выглядит жутко, ведь отрисовать - это меньше половины дела. Самое главное - это правильно подобрать масштабы и вид шкал, цвета, реализовать способы управления и т.д.

Но, глядя на результат даже в убогом виде, не могу удержаться и не использовать для "методических" задач. :-)

Есть такой мифический режим "продувки цилиндров", когда двигатель не льет бензин, тем самым позволяя крутить стартером и очищать цилиндры от избытка топлива, что бывает полезно при очень холодной заводке, когда свечи "залило". Мифический он потому, что не понятно, то ли он есть, то ли его нет. Редко где он прописан в инструкции по эксплуатации.

Так вот, глядя на данные двигателя M13A моего Jimny в этой программе диагностики, могу 100% утверждать, что режим продувки у этого двигателя ЕСТЬ.

И вот как выглядит его работа в виде страшного графика:




Смотреть слева направо. Желтый график - это нажатие на педаль газа (датчик нажатия). Белая линия показывает режим смешивания топлива и воздуха (некоторое число, которое означает, как осуществляется управление количеством подаваемого бензина).

Двигатель не заведен. Режим смешивания по диагностике равен 1 - это "open loop" (без обратной связи, по таблицам и накопленным коррекциям). Нажимаю газ, желтая кривая уходит вверх, а в момент нажатия примерно на 45-50% режим смешивания меняет значение на 4. А это режим отключения топлива! В него блок управления переходит, например, при сбросе газа. В этом режиме топливо не подается.

Отпускаю педаль газа - желтая кривая уходит на нуль. Режим смешивания опять возвращается к 1 ("open loop").

Это и есть работа "продувки цилиндров", в которую блок управления двигателем переходит при нажатии педали больше, чем на 45-50% (при неработающем двигателе).

Практическая проверка: смотрим график дальше. Опять нажимаю педаль газа (даже не в пол), режим смешивания уходит в значение 4. Далее включаю стартер (синяя линия показывает включенность стартера). Двигатель крутится с небольшими оборотами (красная линия), но не заводится.

Крутя стартером, через некоторое время отпускаю педаль газа (желтая линия вниз), режим смешивания возвращается к значению 1, в двигатель начинает подаваться топливо. Почти сразу двигатель заводится (красная линия взлетает вверх с набором оборотов). Выключаю стартер (синяя линия уходит вниз).

Далее совсем короткий прогрев, красная линия начинает плавно идти вниз, и в какой-то момент режим смешивания переключается в 2, а это "closed loop" - режим с обратной связью (на основе показаний лямбда-зонда). Двигатель перешел в свой обычный режим холостых оборотов.

Резюме: на M13A (по крайней мере на моем Jimny) есть режим "продувки двигателя". Для перехода в него нужно нажать при заглушенном двигателе педаль газа на не менее 45-50% и попытаться завести двигатель, удерживая педаль газа. Топливо не будет подаваться. Для выхода из режима "продувки" достаточно отпустить педаль газа (даже если стартер продолжает крутить двигатель).



Изображения из альбомов:

2014-02-07

F1 (NX)

Известная картинка с "пирамидой" камер системы Samsung NX. C NX300/NX300M и NX30 все понятно. Будущая NX3000 тоже более или менее представима. Интереснее с NX1 и F1.

Народ, конечно, в ожидании чуда: а вдруг NX1 - это Полный Кадр. Прямо как фанаты Пентакса.

Но если с NX1 сплошные гадания, то якобы снимки с F1 утекают. Например, из свежего: http://www.flickr.com/photos/111716813@N04/12098737683/in/set-72157639024531615/

Уменьшенная версия этой фотографии:



Видно указание камеры NXF1 в EXIF. Подделка или нет? Сложно судить по отражению камеры в кружке. В EXIF указано фокусное 9мм и ЭФР 24мм, что дает кроп-фактор 2.7. Означает ли это, что в F1 будет небольшая матрица 1" (как у никонов-1 формата CX)?

Если матрица будет 1", но что будет с оптикой? Оптика NX будет "длинновата" фокусными. Хотя вот здесь при 9мм фокусного указано использование объектива NX 10/3.5 FishEye. Это несколько странно. Неужели и правда используют рыбоглазный объектив с программной правкой дисторсии? Или там вовсе другой объектив?

Еще логичный вариант - это камера с несменным объективом и матрицей 1". И можно за уши притянуть к системе NX, и не нужно с NX-оптикой ничего городить.

А в Корее уже начались продажи NX30.




Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-02-06

10-16-20-30: объективы Samsung NX, новый NX 10/3.5 FE

Как-то не очень запал в душу объектив NX 50-200 (не конкретная модель, а вообще концепция темного телезума), поэтому решил поменять его на другой. Хоть тоже сомнительный, но повеселее. Тем самым коллекция NX-"блинчиков" пополнилась новым экземпляром:


(все с родными крышками, без бленды)

Речь о левом объективе на фотографии. Это NX 10/3.5 - рыбоглазный объектив. Остальные слева направо: 16/2.4, 20/2.8, 30/2.

Первые впечатления от NX 10/3.5 хорошие. Легкий, компактный. Реально он компактнее, чем кажется из-за громоздкой крышки.


(без крышек)

Крышка нестандартная. Если потеряется, то не знаю, где такую брать.

"Рыбоглаз" с его большим охватом и сильной дисторсией - это вещь специфическая. Хотя дисторсия при таких широких углах мне нравится больше, чем растянутые морды по краям/углам кадра (любимая халтура современных "фотожурналистов", которая должна придавать "драматизм" материалу).

Пока еще толком не поснимал, но, на первый взгляд, картинка приятная.

И еще момент: очень уважаю 30/2 и считаю его одним из лучших объективов системы NX, но на фоне своих блинных братьев он выглядит устаревшим. И кнопки iFN нет, и фокусировка жужжащая и медленнее, чем у тех же 10-16-20. Странно, что его еще не обновили (хотя те же куда менее интересные 18-55 и 50-200 уже в третьей версии выпускают). Но все равно у меня 30/2 остается самым используемым.

Задний карданный вал Suzuki Jimny: чехол ШРУС от Нивы, замена крестовины на оригинал 27200-83812

Осенью 2013 залез под Jimny для ревизии после поездки и углядел такое зрелище:




Смазку ШРУС (который на Jimny используется вместо переднего кардана заднего карданного вала) раскидало по днищу. Порвался защитный пыльник-чехол. И все усложняется тем, что в каталоге нет этого чехла отдельно, а менять ради этого весь вал будет сильно жирно.

Поэтому было решено разобрать ШРУС и поставить какой-нибудь колхозный неродной чехол. С разборкой проблем нет.




Далее нужно выбрать подходящий вариант чехла ШРУС. Не очень нравятся варианты чехлов, используемых в оригинале на полуосях. Там в несколько раз меньшие скорости вращения. Применение на карданном вале опасно дисбалансом и дальнейшим возможным разрывом.

Остановился на чехле для промежуточного карданного вала Нивы. Номер 21213-2202068. К нему еще защитный пластиковый кожух с номером 21213-2202066.


(кожух надет на чехол)

Плюсы: дешевый, достаточно доступный, рассчитан на большую скорость вращения (на Ниве он стоит еще до раздатки).
Минус: низкое качество.

Но делать нечего, решил попробовать. На ШРУС надевается нормально, но пришлось силовым методом снять металлическую (жестяную) часть корпуса. После чего чехол с кожухом надевается прямо на корпус ШРУС.

Была проблема с хомутами. Винтовой решил не ставить из-за возможного дисбаланса. Хотел зафиксировать пластиковым, но там нужны длинные (не меньше 300 мм, да и тот будет на грани). Длинные стоят дорого, да и взятые на пробу хомуты-стяжки монтажные оказались крайне плохими: ломались даже при небольших изгибах. Поэтому временно закрепил все это на корпусе медной проволокой (ужасный колхоз, да). А к самому валу даже не стал крепить хомутом. Выглядит это в сборе так:


(расположение чехла потом чуть подправил по результату эксплуатации)

Удивительно, но недавно залез под машину, а вся эта конструкция в порядке. Ничего не слетело, смазка не выбегает. Хотя с хомутами нужно разобраться.

Кроме того, заменил заднюю крестовину, заедание которой было известно. Внутри оказалась ржавая жизнь:



Но только в двух подшипниках. Остальные два вполне нормальные. Странно.

Поставил новую крестовину. Но Toyo TS-107 сильно подорожала, поэтому использовал оригинал SUZUKI 27200-83812




И сразу отвечу, почему я так держусь за родные валы, а не меняю их на те же тойотовские. Дело в концепции подготовки. "Классической" является замена раздатки на "пониженную", что увеличивает крутящий момент, передаваемый карданными валами. Я же готовил машину или только заменой ГП (с 4.09 на 5.375), или установкой колесных редукторов, что при сохранении родной раздатки разгружает карданные валы: т.е. уменьшает передаваемый крутящий момент за счет увеличения скорости вращения. А из-за повышенной скорости вращений очень не хочется добавлять дополнительную массу карданным валам.

2014-02-04

dcraw и SRW

С SRW-файлами NX-серии до Samsung NX300 была достаточно понятная ситуация: данные там занимали фиксированный объем.

Например, смотрю SRW с Samsung NX10. Данные (4704x3124 пикселов) занимают один и тот же объем: 22042944 байта. Т.е. ровно по 12 бит на пиксел (4704*3124*12/8=22042944). Остальное - это метаданные + очень маленькая картинка (160x120) + JPEG-картинка для просмотра (4592x3056), но с большим сжатием. Эту картинку, например, умеет показывать FastStone ImageViewer. И именно эта картинка определяет "плавание" размера SRW-файла.

Для NX20 похожая история. Данные (5632x3720 пикселов) занимают 31426560 байтов, те же 12 бит на пиксел (5632*3720*12/8=31426560). А размер файла изменяется в большей степени в зависимости от встроенной JPEG-картинки (5472x3648), как и на NX10.

С NX300 другая история. Даже при непродолжительной эксплуатации заметил, что SRW стали даже меньше, чем у NX10. Очевидно, что применяется какое-то сжатие.

Решил посмотреть, какого рода сжатие. В dcraw поддержка NX300 появилась в версии 9.18, поэтому можно посмотреть алгоритм (см. свежий dcraw.c). Разжатие осуществляется в процедуре samsung_load_raw. Навскидку видно, что там используется дельта-кодирование (разностное сжатие, т.е. записывается не само значение, а разница с одним из предыдущих). Но сама разность целочисленная и может иметь разную битность для хранения (битность динамически меняется), поэтому нельзя однозначно сказать, используется ли сжатие с потерями, или битность данных подбирается для каждого блока для исключения потерей. Т.е. наличие потерь определяется алгоритмом сжатия, используемым в камере, а не разжатия. Но, с другой стороны, в строке нет опорных значений (только в начале строке вычисления начинаются со 128), поэтому при недостаточной битности разности будет набегать сильная погрешность, которую нужно периодически как-то компенсировать. Для сравнения можно посмотреть кодирование с потерями на камерах Sony - там разность, но она с коэффициентом и есть опорные значения.



И еще момент для размышления относительно NX300. В dcraw в исходниках зашиты матрицы цветовых коэффициентов для некоторых камер (с комментарием All matrices are from Adobe DNG Converter unless otherwise noted). Есть и матрицы для Samsung NX, которые по значениям делятся на три группы (в каждой группе одинаковые значения):

1. NX5, NX10, NX11, NX100.
2. NX20, NX200, NX210, NX1000, NX1100.
3. NX300, NX2000, EK-GN120 (Galaxy NX).

С первым двумя группами понятно. Это совсем разные матрицы. А вот вторая и третья группа: считается, то там одинаковые (или с незначительными изменениями) матрицы. А вот dcraw считает, что цветопередача у этих групп отличается.


Еще по этой теме:

2014-02-03

Google Street View: теперь Иркутск

Панорамы Иркутска у Яндекса уже есть. Теперь появились снимки Google Street View.




Даже загородные трассы отсняли, но не все и странными кусками.


(М55 возле Култука)


(п.Листвянка)



Изображения из альбомов:

2014-02-01

SZ Viewer 2014-02-01: диагностика через K-Line (первая версия)

Представляю первую публичную версию своей программы SZ Viewer для диагностики по протоколу Suzuki через K-Line.

Требования для работы: компьютер с ОС Windows (не старее XP, но не уверен насчет работоспособности на всяких Windows 8), автомобиль Suzuki с разъемом OBD2 (J1962), у которого подключен контакт 7, K-Line-адаптер на FTDI-чипе (например, один из таких).

Что умеет:
1. Показывать текущие данные (с датчиков и расчетные), но расшифровка сделана только для моего Jimny (для блоков ECU, AT, ABS, SRS). У других расшифровка может совпадать, а может и не совпадать.
2. Показывать и сбрасывать информацию об ошибках (DTC).
3. Показывать общую информацию об идентификаторах блока управления.


(проверяю на своем Jimny показ DTC при отключении разных датчиков "на лету")


Соединение с блоками в этой версии может быть довольно долгим (перебираются методы и их параметры), это нормально.


Программа точно не будет работать со старыми Suzuki с протоколом SDL и соответствующей 5В линией (разведенной или на свой нестандартный разъем, или на контакт 9 разъема J1962).

У свежих Suzuki (примерно с 2008 года) могут быть видны только некоторые блоки (ABS, SRS) - поддержки шины CAN для остальных блоков пока нет.

ELM327-адаптеры этой версией НЕ поддерживаются.

Поддержку K-Line-адаптеров НЕ на FTDI-чипах (но способных работать на 10400 бод) теоретически сделал, но в этой версии отключил, поскольку она не была проверена.


Программа пишется неспешно, в свободное время, поэтому еще много что нужно доделать и реализовать: сделать поддержку CAN-шины и ELM327, улучшить стабильность и скорость работы, изменить внешний вид (мелкие цифры неудобно смотреть на ходу), рисовать графики, сохранять записи показаний, уточнить расшифровку ошибок и данных для других моделей, сделать активное тестирование/управление и т.п. и т.д. Если будет интерес к программе, то буду, по возможности, развивать.

Интересна, кстати, работоспособность на леворульных Jimny (не сильно новых, но и не сильно старых: примерно 2002-2008 гг).


Изображения из альбомов:

2014-01-31

Листвянка: веб-камера

Одна из  немногих веб-камер, что люблю посмотреть: п.Листвянка (оз.Байкал).

Интересно, завтра уже февраль начинается, а Байкал в Листвянке только-только начал покрываться льдом. И то из-за не очень больших морозов на этой неделе. Вот так он выглядит на той веб-камере в момент написания:



Изображения из альбомов:

Samsung NX 50-200/4-5.6 III ED OIS: впечатления

Не являюсь фанатом длиннофокусной оптики, но попробовал объектив NX 50-200/4-5.6 третьей (III) версии.

Сперва удивили размеры. Точнее не сами размеры, они-то ожидаемые, когда рассматриваешь объектив отдельно. Но 50-200 даже на NX20 смотрится крайне негармонично, громоздко:


(самая меньшая длина 50-200 при 50 мм)

На младших камерах еще хуже. Видимо, под этот объектив нужен новый NX30 или забытый всеми GN120 Galaxy NX.

И при съемке с этим объективом крайне желательно использовать видоискатель для большей устойчивости, поскольку держать на вытянутых руках такую конструкцию не очень удобно.

Сам объектив сделан довольно добротно. При таких размерах ожидаемо широченное кольцо изменение фокусного расстояния. Минимальный размер объектив имеет при 50 мм. При увеличении фокусного расстояния выдвигается "хобот", приобретая максимальную длину при 200мм.

Объектив имеет внутреннюю фокусировку - передняя линза неподвижна при фокусировании.

Светосила маловата, хотя и нормальная для такого класса объективов. Максимально открытая диафрагма составляет по данным EXIF (при шаге 1/3EV):
4.5 при фокусных 50-82мм
5.0 при фокусных 89-130мм
5.6 при фокусных 145-200мм

Фокусировка так себе на фоне других объективов NX. Моторчиком надрывно не жужжит, но и стремительность не демонстрирует. Из-за низкой светосилы наблюдаются проблемы с фокусировкой в сложных условиях. Да в простых, казалось бы, условиях иногда не может поймать фокус. Но если фокусируется, то довольно точно.

Есть оптический стабилизатор. Весьма полезен и эффективен. Но, оказывается, дико жрет энергию даже в режиме стабилизации только при съемке и полунажатии. С 18-55 такого не наблюдается. Видимо, тяжело перемещать оптические элементы.

Качество снимков мне показалось хорошим, хотя наблюдается какая-то субъективная "серость", склонность к шумам даже на ISO100 (видимо, микроконтраст передается не очень хорошо).

Но хочется перейти к вопросу о необходимости такого объектива.

Понятно, если речь о репортаже, о съемке всякой живности, самолетов и т.п. Но в таком случае цифрозеркалка с ее оптическим видоискателем и быстрым фазовым автофокусом будет более подходящим вариантом.

Обычные люди любят длиннофокусную оптику, серьезно относятся к показанию "зумности" цифромыльниц. Но зачем?

Понятно, что при мелкой матрице такая любовь вызвана в том числе интуитивным желанием размыть фон, что в какой-то мере достижимо только на больших фокусных. Но на больших матрицах это баловство. Размытый "в хлам" фон с плоской приклеенной "картонкой" на переднем плане быстро надоедает. Так желаемый объем интереснее получать на небольших фокусных расстояниях.

Большие фокусные расстояния - это очень специфичная вещь. Плоская "картинка", небольшая ГРИП, требующая точной фокусировки, необходимые короткие выдержки, ради которых приходится поднимать чувствительность.

Даже не могу показать ни одного приличного снимка с 50-200 для демонстрации, поскольку для меня ценность этого объектива оказалось невысокой. Единственное, интересно попробовать его для пейзажной съемки в горах, но пока для этого не было условий. Там этот объектив может раскрываться.

Поэтому мне вполне понятна позиция Samsung: ведь 50-200 до сих пор является единственным объективом с фокусным больше разумных 85 мм (если не считать крайне сомнительный NX 18-200/3.5-6.3), хотя короткие фокусные довольно неплохо "закрыты". Конечно, наверняка они выпустят что-то вроде планируемого 50-150/2.8, но это уже инструмент для профессионала, если камера NX30 (или ожидаемая более старшая) позволит реализовать все возможности.

Нда. Начал за здравие, а кончил за упокой. :-/ Скажу так: NX 50-200 однозначно оправдывает свою стоимость. Если любите длиннофокусную съемку, но хотите оставаться на NX-камерах и понимаете все недостатки объектива такого класса, то можно брать. Но если у вас только китовый объектив (18-55 или 20-50), но хочется купить какой-нибудь еще, но не знаете какой, хотя и смотрите в сторону 50-200, то приобретите NX 30/2 - это откроет другой мир съемки.

2014-01-30

Fast Init через K-Line (практика прикладных программ)

В большинстве случаев при работе через K-Line по протоколу ISO 14230 используется метод инициализации соединения под названием fast initialization (быстрая инициализация в противовес медленной 5-бодовой). В "холостом" состоянии линия находится в состоянии логической единицы. Для начала соединения нужно на 25 мс перевести линию в логический нуль, затем на 25 мс обратно в единицу. И сразу после этого отправить стартовое сообщение (в обычной конфигурации 8-N-1 со скоростью 10400 бод).

Практическая проблема в том, что указанные временные параметры (25 мс) нужно соблюдать с точностью 1 мс, иначе блок не распознает попытку начала соединения и ничего не ответит. На уровне отдельной железяки со своим микропроцессором в этом нет сложности (почему проще для соединения использовать ELM327 или тому подобное), а вот при прикладном программировании возникают небольшие проблемы.

Сейчас я применяю два практических способа fast initialization:

1. Управление через break. Во многих API последовательного порта есть возможность управления сигналом break. Break сигнал - это как раз нужный перевод линии в состояние логического нуля. Тогда алгоритм инициализации упрощенно выглядит так:

a) set break
b) sleep 25 ms
c) clear break
d) sleep 25 ms
e) write start message

Основная практическая проблема в том, что та же ОС Windows гуляет сама по себе: то свопится, то чешет спину. Выдержать нужные задержки в 25 мс с требуемой точностью сложно и нестабильно. Еще хуже, если PC медленный, а язык программирования высокоуровневый с промежуточными слоями библиотек.


2. Альтернативным способом без использования управления break является способ с отправкой данных на низкой скорости с дальнейшем переходом на 10400.

Поясню идею. Нужно отправить некие данные, которые бы дали 25 мс логического нуля, а затем 25 мс логической единицы. Если отправлять данные в конфигурации 8-N-1, то каждый отправленный байт состоит из последовательности битов: один старт-бит (логический ноль), восемь бит данных, один стоп-бит (логическая единица). Если отправляемые биты данных будут состоять из 4 нулевых битов и 4 единичных битов, то получается общая последовательность из 5 нулевых битов и 5 единичных. Каждые из этих 5 бит должны передаваться требуемые 25 мс, что дает скорость 1000/25*5=200 (бод). Поскольку данные передаются в "обратном" порядке, то требуемым байтом с 4 нулями и 4 единицами будет F0h. Тогда алгоритм инициализации упрощенно выглядит так:

a) set 200 baud rate
b) write F0h
c) set 10400 baud rate
d) write start message

Но проблема в том, что пункты c-d нужно выполнять только после физической передачи F0h. Практически для этого приходится между шагами б и в добавлять sleep 50 ms (в идеальном случае). Но здесь опять та же проблема с временными задержками.


Но не все так плохо. На практике эти способы работают, хотя и наблюдается сильная зависимость от PC, операционной системы и даже адаптера K-Line (хорошо, что их у меня два для тестирования). Результаты опыта:

1. Ноутбук Lenovo T60 c Windows XP. Старый, но по тем временам не такой медленный.

С адаптером VAG 409 достаточно надежно работают оба способа соединения (и управление break, и отправка F0h@200). Но для break-метода паузу приходится чуть уменьшать.

С адаптером Орион работает break-метод (тоже с уменьшением паузы), но не хочет стабильно работать метод F0h@200.


2. Ноутбук Asus Eee Pc T91MT с Windows 7. Поновее, но жутко медленный (тогдашние процессоры Intel Atom были редкостным барахлом), еще и Windows 7 "способствует".

Ни с одним из двух адаптеров не удается стабильно соединяться методом break (сильно плавает задержка). Но с обоими адаптерами работает метод F0h@200. С Орионовским даже получше, а для VAG 409 приходится чуть задержку увеличивать.

Поэтому в своей программе встроил автоподбор способа соединения. В результате первоначальные соединения не такие шустрые, как могли бы быть, но, надеюсь, будут работать на широком спектре ноутбуков.


А что касается 5-бодовой инициализации ISO 14230, то она, судя по разным источникам, используется, но с редкими видами блока SRS (DELCO и т.п. экзотикой). У меня нет такого блока, поэтому нет возможности тестирования.

Fujifilm X-T1

Не люблю увлечения ретро-стилем для цифровых фотокамер, но признаю, что представленная Fujifilm X-T1, пожалуй, самая элегантная из всех подобных устройств:



И, судя по предварительным обзорам, сохранилась некоторая логичность совмещенного управления ("железных" крутилок и программных настроек). А это весьма важная вещь.

А вот любовь к X-Trans (их собственному расположению цветных фильтров на матрице) разделить не могу сугубо из-за практических соображений. Байеровский шаблон расположения фильтров гораздо более изучен (сколько только одних алгоритмов восстановления изображения), тогда как поддержка X-Trans в неродных конверторах находится в состоянии от "очень плохо" до "сравнительно удовлетворительно".


Изображения из альбомов:

2014-01-29

Прилетели макро-кольца

Как-то неожиданно быстро прилетели из Гонконга удлинительные кольца (макро-кольца) для байонета Samsung NX. FOTGA Extension Tube DG. Две штуки: 10 и 16 мм (и еще можно оба кольца одновременно использовать).

Пока толком еще не тестировал, но поставил на камеру для проверки. С NX 45/1.8 и кольцом 10 мм вид на кольцо 16 мм на диафрагме 1.8:



Вещь специфическая. Автофокус работает, экспозамер работает. Что и ожидалось (кольца с контактами). Качество самих колец нормальное, а вот контакты (со стороны, куда ставится объектив) вызывают опасение.


Изображения из альбомов:

2014-01-28

RawTherapee 4.0.12 и дисторсия

Как-то писал, что автоматическое исправление дисторсии в RawTherapee не работает толком на снимках с NX10/NX20. Так вот, в свежей версии 4.0.12 починили не только ББ, но и работу этой исправлялки!

Напомню: исправлялка дисторсии сделана оригинальным способом. Она не использует метаданные снимка. Она использует JPEG-снимок, который присутствует в полном размере, но с сильным сжатием в SRW файлах (и не только в них). Если в камере включено исправление дисторсии, то снимок в этом встроенном JPEG исправлен. А raw-данные - нет. Исправлялка находит ключевые точки на обоих снимках и сравнивает их расположение, вычисляя коэффициент исправления дисторсии. Главное не забыть включить исправление дисторсии в камере (а для некоторых объективов NX она не отключается).

Проверил, сейчас вычисляются не идеальные, но достаточно приближенные коэффициенты. Уверенно работает с 16/2.4, 20/2.8, широким углом китовых объективов. Когда у объектива дисторсия небольшая, но не всегда определяет коэффициент. Например, для 30/2 редко. Но для него это и менее актуально.

2014-01-27

Практическая проверка

1. Два K-Line адаптера, аккумулятор на 12В и немного магии. Удалось подцепить CASCADE к программному эмулятору. Более чистым решением была бы замена ftd2xx.dll на свою, но скучно и лень возиться со всякими сями. А так чуть криво, но работает.

Проверил все данные для блоков двигателя, АКПП, ABS и SRS своего Jimny: теперь показания совпадают с CASCADE. За исключением нескольких битов, показывающих состояние ABS - уже надоело возиться. Потом вернусь.

2. Моя программа еще нуждается в доработке, но уже пытаюсь использовать. Попробовал на ходу, вглядываясь в мелкие циферки. Интересный практический результат: на улице температура была -20°C, жидкость в АКПП так и не удалось прогреть выше 58°C.



Хотя проехал более 50 км. По трассе температура около 51°C, начинает чуть подниматься на обгонах. В городе неторопливо, температура градусов 40-45. Нда. Что-то маловато. А ведь вязкость используемого ATF при 40°C почти в пять раз выше, чем при 100°C. Коробке приходится мешать "гуталин". Не удивительно, что расход больше становится.

Но это с доп.охлаждением ATF, да и еще не совсем правильно подключенным. Любопытно посмотреть показания температуры, побуксовав в снегу.

3. Попробовал программу на праворульном Jimny JB23W 2008 года. Удалось подключаться только к ABS и SRS. Блок ABS вообще как на моем. SRS с чуть другим идентификатором, но показывает примерно такие же данные.

А вот к двигателю и АКПП не удалось подключиться. К сожалению, забыл посмотреть провода, подходящие к разъему, но, похоже, что на этом Jimny уже используется CAN bus (6 и 14 контакты) вместо K-Line для связи с этими блоками. Хотя SDL-KWP через K-Line тоже полезен - посмотрели данные блоков ABS и SRS, а это тоже ценно (хотя бы при покупке б/у-Jimny).

Но, с другой стороны, так даже интереснее! Есть полигон для изучения протокола более свежих, чем мой Jimny. Похоже, что изменение было как раз в 2008 году (JB23W-600001-... и JB43W-400001-...). Пока не знаю, как там данные передаются, да и у меня пока нет адаптера для связи через CAN (ELM так и не приехал). Но, возможно, что там тот же SDL-KWP, только "утрамбованный" в CAN по стандарту ISO 15765-2. Чистое предположение. :-)

4. К диагностике не относится, но заметил забавное отличие, на которое не обращал внимание. Привык, что на своем Jimny с электрораздаткой достаточно ткнуть кратковременно в кнопки 2WD/4WD для переключения. А на этом JB23W с уже интегрированным блоком управления раздаткой и хабами нужно немного удерживать кнопку. Сперва даже не понял, почему переключения нет.

2014-01-26

Параметры диагностики (работа идет)

Вот так моя разрабатываемая программа выглядела вчера (сегодня уже немного иначе - доделываю). Это я проверял показ данных живьем на своем Jimny.

Для двигателя:





Для АКПП:




В таблице 80 странные данные, которые не изменяются: 38 39 35 30 33 54 57 41 30 32 30. Если в ASCII перевести, то получается: 89503TWA020. Что это, идентификатор какой-то?


Для ABS:





Для SRS:





Никак не удается получить доступ до Freeze Frame (сохраненные данные при выставлении DTC). Подозреваю, что они могут и не поддерживаться.

В остальном работа медленно (в свободное время), но идет. Пока не понимаю, зачем и для чего пишется программа. Пусть будет ради удовольствия. :-)


Изображения из альбомов:

2014-01-25

K-Line адаптеры (на FTDI чипах): Орион и VAG 409

Пока, к сожалению, ELM-адаптеры для диагностики не пришли. Зато появился второй K-Line адаптер. Теперь их у меня два: старый Орион и новый китайский под условным названием VAG 409 (на чипе FTDI).


(слева в синем корпусе VAG 409, справа в черном Орион)

Оба варианта подходят для работы c Сузуками по протоколу SDL-KWP. Но есть конструктивные отличия.

У VAG 409 полный разъем J1962 (стандарт для OBD-II) с пластиковой перемычкой для Type A (т.е. 12В), со всеми штырями. У Ориона разъем упрощенный, с четырьмя штырями без пластмассовой перемычки (теоретически можно воткнуть и в разъем Type B на 24В, но сомневаюсь, что электроника для этого предназначена). В гнезде машины разъем VAG 409 держится ожидаемо туже, а разъем Ориона фиксируется слабее.

Корпус у VAG 409 уже, но длиннее, провод заделан неразъемно. Орион поменьше, провод сменный, подключается через MiniUSB разъем.


(вид на разъемы и светодиоды Ориона)

У Ориона два светодиода: зеленый показывает передачу, красный показывает прием (поскольку K-Line полудуплексная, то на практике при подключении к машине оба светодиода моргают синхронно). У VAG 409 светодиод показывает наличие питания в разъеме J1962.

Интересной возможностью Ориона является дополнительный разъем, к которому можно подключить комплектный провод со штырями:


(четыре штыря дополнительного провода Ориона)

Это позволяет подключить Орион к нестандартным разъемам диагностики (или к стандартному разъему, но с другим подключением).

Обозначение цветами:
Белый - K-Line (контакт 7 у J1962)
Черный - "корпус" (контакт 5 у J1962)
Красный - +12В (контакт 16 у J1962)
Желтый - L-Line (контакт 15 у J1962)

Орион стоит дороже, чем совсем дешевый китайский VAG 409, который массово продается на всяких ебеях-алиэкспрессах.

Повторюсь, оба варианта (если VAG 409 сделан на FTDI) подойдут для SDL-KWP. CASCADE понимает оба. Свою программу диагностики я теперь проверяю на обоих адаптерах.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-01-24

Pipo Max M7 Pro и Android 4.4?

Похоже, что ранняя тестовая прошивка Android 4.4.2 для моего планшета Pipo Max M7 Pro. Ставить не рискнул, но если появится релиз, то будет очень интересно. Тем более, что полноценной официальной прошивки до сих пор так и не было (в каждой какие-то проблемы).


Еще по этой теме:

Blog Archive