В блоге:

2013-04-19

Немного про дисторсию (Samsung NX20, 16/2.4, 20/2.8, 30/2)

В меню Samsung NX20 (да и в NX10 так) есть настройка автоматического исправления дисторсии. Но не всегда доступно ее изменение.

Если объектив (по мнению Самсунга) имеет небольшую дисторсию, то опцию можно включать и выключать. Например, для NX 30/2:




Если же у объектива сравнительно большая дисторсия, то опция блокируется во включенном состоянии. Изменить ее нельзя. Например, для NX 20/2.8, NX 16/2.4:



В этом плане забавно, что китовый NX 18-55/3.5-5.6 (по крайне мере версии III) считается объективом с небольшой дисторсией, и можно выключить эту опцию. А вот для NX 20-50/3.5-5.6 настройка заблокирована.

На что влияет настройка? На вид на экране/видоискателе при съемке, на результат в JPEG при съемке фото, на результат при съемке видео. На фотографию в SRW настройка не влияет! В связи с этим считаю полезным держать автоисправление дисторсии включенным. Это позволит более точно кадрировать без опасений, что при исправлении бочкообразной дисторсии в raw-конверторе будут потери угловых частей снимков.

Если конвертировать SRW в Adobe Camera Raw (на примере 6.7), то ждет "сюрприз" - в зависимости от объектива производится неотключаемое автоматическое исправление дисторсии. Например, для 20/2.8 и 16/2.4. Увидеть оригинальные снимки с этих объективов (с неисправленной дисторсией) в ACR нельзя. Для NX 30/2 автоматическое исправление не производится, но есть профиль, включив который можно исправить дисторсию.

В RawTherapee история иная. Автоматического исправления дисторсии нет. Можно полюбоваться на "бочку" в исполнении 20/2.8 и 16/2.4. ;-) Для исправления есть ползунок:




Немного грубовато работает (может появится "волна" на прямых линиях с некоторыми объективами), но для самсунговских объективов результат терпимый. Навскидку оценил бы требуемое исправление так:
-0.110 для 16/2.4
-0.100 для 20/2.8
-0.045 для 30/2
(значение меньше нуля означает, что дисторсия бочкообразная, а не подушкообразная)

Но это приблизительно, для более точного коэффициента надо хорошо отснять "решетку" и на ней подправить.

Есть кнопка "Auto Distortion Correction", которая работает по весьма оригинальному алгоритму. Идея в нахождении общих точек на raw-картинке и на встроенном JPEG (в котором дисторсия подправлена камерой). По найденным общим точкам идет расчет коэффициента дисторсию.

К сожалению, для моих объективов эта штука не работает. Просто нет реакции (видимо, не находятся общие точки). Иногда кнопка срабатывает, но подсчитанный коэффициент далек от реальности.

После исправления дисторсии в RT появляются области с черными полями. Нужно либо откадрировать руками, либо включить опцию "Auto fill":




На практике для 30/2 дисторсию не правлю за редкими исключениями. На обычных снимках ее практически не видно. Для 20/2.8 и 16/2.4 дисторсию желательно править. Вот здесь и проявляется недостаток RT. В нем нет легкой и простой возможности включить автоисправление дисторсии.

С одной стороны, есть даже поддержка Lens Correction Profiles (LCP), но выбор приходится все равно делать руками.




В принципе, есть возможность автоматической генерации профиля:




Но это кондовый программерский подход. Нужно написать программу, которая будет анализировать EXIF, генерируя соответствующие поправки в профиль (например, включение шумодава в зависимости от чувствительности, изменение коэффициента правки дисторсии в зависимости от объектива и его фокусного и т.д.). Но как-то это не очень интересно практически, хотя и, возможно, открывает широкие возможности.

В общем, пока приходится в RT переключать профили руками.

2 comments:

  1. Вот то-то я смотрю, есть различия в геометрии краёв и, соответственно, поле зрения между rt и acr на фотографиях с e-pl1 (с 14-42). Ещё отметил краем мозга, что где-то правятся геометрические искажения, но вдумываться не стал. Теперь могу только подтвердить и заинтересоваться, как же это они (acr) делают, если профиля нет (об этом сам arc сообщает)? Наугад? Нет, фото в jpeg и orf один-в-один по геометрии. Явно не наобум, а по информации производителя.

    ReplyDelete
    Replies
    1. По EXIF, вероятно.

      В принципе, считаю, что для пользователя как раз надо автоматически править дисторсию, чтобы он от "бочки" не расстраивался. А программная правка не такое зло, как думается. Оптическая правка (т.е. на стадии проектирования объектива) может в результате комплексно проиграть (по цене, компактности и т.д.).

      Но вот возможность отключения нужна все же для продвинутых пользователей. Мало ли какие измерения захочется сделать. Или просто бОльший угол поля зрения получить в определенных условиях, когда сама по себе дисторсия не так страшна.

      Delete

Blog Archive