Search in the blog:

2020-10-07

Nokia 5.3 (TA-1234): мой новый телефон

Существование обновленной версии RMaps, способной нормально работать под Android 10, подтолкнуло к поиску замены Samsung Galaxy Note 3. Когда-то этот Note 3 был топовым устройством, но время идёт, сейчас даже недорогие телефоны проявляют себя неплохо, это я понял по мере использования совсем простой Nokia 2.2.

И по опыту использования этой Nokia 2.2 ещё понял, что мне очень нравится чистый Android без всякого хлама, который любят преинсталлировать производители. Поэтому новый телефон должен быть именно с чистым Android.

К сожалению, такое требование сильно сокращает выбор. Был интерес к Nokia 9 - у него весьма любопытная (для меня лично) многомодульная камера. Но в остальном Nokia 9 так себе, да ещё и сложно сейчас купить новый экземпляр. Ещё присматривался к ASUS Zenfone 6, мне понравилась конструкция поворотной камеры. Но за его цену камера слабовата, а потом он исчез из продажи. Сейчас скоро ожидается ASUS Zenfone 7 (обычный и Pro), но уже не устраивает стоимость.

В результате решил подойти с другой стороны. Камера телефона реально мне не особо важна, поскольку использую отдельный фотоаппарат Ricoh GR. Поэтому взял бюджетный вариант минимально приемлемого уровня с чистым Android.

Выбрал свежую модель Nokia 5.3 (TA-1234). Чистый Android 10, вероятно появление 11 и 12 в будущем.

Экран 6.55" с небольшим разрешением 1600x720 (для сравнения у Note 3 - 5.7" 1920×1080, у Nokia 2.2 - 5.71" 1520x720). Как обычно сейчас закруглённые края и небольшой вырез по камеру (ладно хоть не уродливая "чёлка"):



Телефон похож на "смаштабированную" Nokia 2.2. И чуть уже, но длиннее, чем Note 3.

Конфигурация 4ГБ/64ГБ - разумный нижний предел на данный момент. Объём хранилища мне совсем не важен, мне и на Note 3 хватало 32ГБ, но делаем поправку на более жирный Android, поэтому 64ГБ нормально. А вот оперативной памяти можно было и побольше.

Аккумулятор несъёмный 4000 мА·ч, не рекорд, но неплохо. NFC есть (хотя иногда почему-то пишут, что нет). Проводное подключение, естественно, USB-C.

Две nano-симки, но есть и отдельное место под microSD.



Сканер отпечатков на задней стороне телефона. Ещё интригуют аж четыре камеры.



Основная камера, широкоугольная и две низкого разрешения: макро и глубины. Забегая вперед, скажу, что от камер ничего не ждал. Так и оказалось. Макрокамера абсолютно бессмысленна, широкоугольная даёт ну очень отвратительное качество. Камера глубины - это для любителей фотографий в стиле "плоская картонка на размытом по Гауссу фоне". А вот основная камера более-менее терпимая.

В целом телефон вполне нормальный, подходит под мои задачи. После Note 3 почти ничего не раздражает, что-то даже радует. А сравнительно низкая цена позволяет относиться к новому телефону достаточно легко.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2020-10-06

Винт Hi-Power (?) 9.5" для мотора-болотохода SPS

C мотором-болотоходом SPS в комплекте было два обычных винта 9.5". Поскольку используется редукторный двигатель (обороты понижаются в два раза), то этот винт ожидаемо оказался лёгким. При 3600 об/мин (срабатывание регулятора оборотов) скорость никак не превышала 19-20 км/ч относительно воды.

Такой винт (обычный 9.5") подойдет для большой нагрузки. Но при средней нагрузке хотелось бы скорость побольше. Поэтому обзавёлся винтом 9.5", но с большим шагом (вроде бы серии Hi-Power, не уверен, но буду дальше его так называть).



Слева обычный 9.5", справа Hi-Power 9.5"

Диаметр винтов одинаковый (правый кажется немного большим из-за точки съёмки). 

Обычный 9.5":



Hi-Power 9.5":



Но если глянуть на винты сбоку, то разница весьма заметна:



Снизу обычный 9.5", сверху Hi-Power 9.5".

Винт Hi-Power 9.5" должен показать большую скорость при тех же оборотах, но если сможет до них раскрутиться.

И для сравнения штатный винт Suzuki DF4:



Это трёхлопастной винт С611 диаметром 7.5" и шагом 6.5". На его фоне винты для SPS кажутся огромными "лопухами". Но это ожидаемо. Во-первых, разница в числе лопастей. Во-вторых, хоть у DF4-DF5 есть редуктор (почти в два раза: 1.92), но обороты максимальной мощности 5000-5700, тогда как у GB225-6 всего лишь 3600 об/мин. Поэтому винт SPS крутится медленнее. Для компенсации этого и одной отсутствующей лопасти и приходится использовать такой большой диаметр.

2020-10-05

Suzuki Alto HA36S/HA36V (2014+): как определить тип трансмиссии (вариатор или "робот")

На Suzuki Alto с 2014 года (кузова HA36S/HA36V) кроме МКПП есть два вида автоматических трансмиссий: вариатор Jatco CVT7 и пятиступенчатая "роботизированная" 5AGS (Auto Gear Shift).




"Робот" хоть и простейший, но рычаг управления (селектор) замаскирован под АКПП, т.е. имеет положение P (парковка). Это позволяет, по уверению Suzuki, использовать водительские права категории АКПП.

Часто по тексту объявления о продаже такого Suzuki Alto тяжело определить, что именно установлено: вариатор или "робот", поскольку большинство продавцов ничего в этом не понимают. А некоторые, наоборот, агрессивно утверждают, что стоит АКПП, хотя это не так: классической АКПП здесь нет. Поэтому надёжнее тип трансмиссии определить самостоятельно.

Кузов HA36V (последняя буква V - это "грузовая" версия Van VP) всегда идёт с МКПП или "роботом". А для HA36S (последняя буква S - это обычная легковая версия) можно определить вид автоматической трансмиссии, если известна модификация. Самая дешевая (F) и самые дорогие (Works и Turbo RS) используют "робот". Средние комплектации (L, S, X) идут с вариатором.

Если же модификация неизвестна, то проще посмотреть на рычаг (селектор) трансмиссии. Базовые положения одинаковые: P-R-N-D, но есть сразу видимые отличия.

У "робота" есть положения -/+ M для принудительного переключения передач:




У вариатора же есть положение L (Low):




Есть и другие отличия, но эти сразу бросаются в глаза.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2020-10-03

RMaps жив: обновлённая версия RMaps-ng

Довольно долго под Android использую RMaps в качестве лесной навигационной программы. Кое-что мне не нравится, но основную задачу он решает, да и привык уже. Умеет загружать спутниковые снимки в кэш для просмотра без интернета, отображает треки. Больше и не нужно.

Проблема в том, что развитие RMaps остановлено несколько лет назад. Его нет в Google Play, но хуже того, что его сложно или практически невозможно использовать под Android 10, поскольку исчезла системная кнопка "меню" (именно про RMaps я говорил, описывая шестилетнюю эксплуатацию Samsung Note 3).

В результате даже под Nokia 2.2 теперь не могу использовать RMaps после обновления телефона до Android 10.

Но оказалось, что есть альтернативное развитие RMaps под названием RMaps-ng. В Google Play его нет, но релизы выкладываются здесь: https://github.com/SM-Sergey/RMaps-ng/releases А здесь присутствует автор.

Даже какие-то изменения вносятся, но самое важное, что есть экранная кнопка для вызова меню, что делает программу пригодной для использования под Android 10.

Сравните:



Слева RMaps. Справа RMaps-ng.

2020-10-02

Avito vs Юла, про внезапную комиссию сервиса-оператора.

Продавал некоторые вещи, в том числе автомобильные запчасти. Основные объявления выложил на Авито, по опыту сейчас это самый эффективный вариант. Раньше ещё выкладывал на Дром, но сейчас это сугубо сборище проплаченных объявлений. Обычному частнику там нечего делать, поэтому не стал тратить на них время.

Но в качестве альтернативы решил выложить объявления на Юлу (youla) - проект mail.ru, который агрессивно продвигается рекламой. (Да, при виде mail.ru уже должен звучать звоночек)

Увы, но эффективность Юлы оказалась тоже практически нулевой, что и не удивительно. Во-первых, аудитория явно меньше. Во-вторых, поиск там крайне кривой. С трудом находил даже свои объявления. И это не преднамеренное решение (как на Дроме), а проблема реализации, поскольку их поиск вообще крайне странно работает.

Ещё почему-то ни разу не приходили email-уведомления о переписке, хотя уведомление в настройках включено. Видимо предполагается, что я должен регулярно заходить на сайт и проверять руками.

Но самое весёлое было впереди. Один из покупателей нашел объявление на Авите, но попросил продать с доставкой через Юлу. В то время мне уже надоело дублировать там объявления, но это добавил.

Товар был продан с их доставкой (через тот же boxberry, что и Авито), но меня ждал сюрприз:



Т.е. кроме стоимости доставки с покупателя ещё удержали некую комиссию с меня как продавца. Как бы ладно, но об этом явно нигде не написано, эту комиссию я увидел только после покупки.

Пришлось рыться в длинных лицензионных соглашениях. А там (Условия переводов «ЮЛА – Безопасная сделка») есть такое:

===
2.9. Продавец уплачивает Оператору вознаграждение в размере 10 (десяти) процентов от суммы Перевода. Оператор вправе устанавливать меньший размер вознаграждения или не взимать его, при условии отражения соответствующей информации в момент заключения Соглашения между Продавцом и Покупателем. Вознаграждение Оператора удерживается из суммы подлежащих перечислению Продавцу денежных средств.
===

Т.е. мне ещё повезло с 2% комиссии? Могли бы и 10% взять. Такие дела.

p.s. Кстати, на этой Юле был ещё один "прикол". Одно из объявлений куда-то само исчезло. Его удалили, но в архиве его не было. Никаких писем или сообщений не приходило.



Изображения из альбомов:

2020-10-01

Паром на Байкале (1965)

Необычная фотография. Паром на озере Байкал, 1965 год:



Похоже, что такой паром и ходил на остров Ольхон.



Изображения из альбомов:

2020-09-30

Палатка-багажник АП-1: замена тента на реплику из "оксфорда" 600D

Удивительно, но одна фирма из Перми делает современные реплики тентов для советской автомобильной палатки АП-1. Поскольку я использую такую палатку на Suzuki Jimny, а штатный тент из старой палаточной ткани мне не особо понравился, то решил заменить на современную российскую реплику из "Оксфорда" 600D. Впечатления получились весьма неоднозначные, как, впрочем, и от самой палатки.

Уже упоминал, что палатка однослойная. Тент крепится "квадратно-гнездовым" способом: 20 болтов (по четыре на пять металлических полос) + 4 хитрых винта к дугам. Дуги в свою очередь продеты в карманы тента.

Болтики крохотные: М3 с гайками под ключ 5.5мм. Если собираетесь снимать тент, то удобно использовать головку. У меня была такая в наборе. Хорошая плоская отвёртка для удержания болтиков снаружи тоже крайне желательна.



Чтобы ткань не рвать, под гайками используются шайбы. Это именно шайбы, а не люверсы, как может показаться сперва.



Судя по краске на шляпках болтов, сюда никто после завода не лазит, но половины шайб со стороны болтов нет (то ли украли, то ли потеряли при производстве). Резьба местами забитая, возможно, что при сборке болты молотком забивали.

Но всё открутил, отсутствующие шайбы добавил, убитые болты заменил.

После снятия тента с дуг остаётся каркас палатки:



Серийный номер и цена АП-1:



Думаю, это 1984 год.

Теперь можно ставить тент-реплику. Но всё оказалось не так просто. Карманы для металлических полос сшиты очень плотно. Кое-где даже пришлось подпороть заход и долго и упорно пропихивать полосы:



Понятно, что ткань новая, затем она подтянется, полоски будут проще проходить. Но зачем делать такой плотный заход? У родного тента эти карманы куда больше, проблем никаких нет.

Отверстия под болты нужно делать по месту, но в этом ничего сложного нет.

Но всё же палатка была собрана и даже опробована в действии:



Это именно реплика. Попытались повторить конструкцию родного тента. Соответственно, все недостатки остались.

Сетка на входе всё так же сделана в виде перекрывающихся, но никак не фиксируемых кусков.



Сетка откровенно дешёвая, из какого-то пластика. Плохо сгибается и легко рвётся.

Вход закрывается пуговицами, с шагом пришитыми с двух сторон:



Герметизация обеспечивается за счёт перехлёста, а чтобы снизу не задувало, то нужно притягивать закрытый вход к палатке верёвкой изнутри. Сложно считать такое решение хорошим, оперативность открытия или закрытия низкая.

Три кармана для дуг пришиты нормально:



А один карман почему-то смещен вверх.



В результате такого брака отверстие под распорку оказалось немного под карманом.



Поскольку тент сшит по размерам родного, то при первой же установке повторилась проблема:



Сетку (такую же пластиковую как и на входе) моментально оторвало от верха "форточки" при установке распорки. Ровно такая же проблема с родным тентом (у него сетка-марля оторвана точно так же). Причину не знаю, может дуги кривоваты, хотя внешне всё нормально.

Внешний "клапан" на форточке плотно не прилегает в закрытом положении, оставляя ощутимые щели:



С одной стороны, это обеспечивает вентиляцию, но в плохую ходу из форточки ощутимо дует.

Что касается плохой погоды, то швы на тенте как бы проклеены лентой, но криво:



А кое-где лента уже отходит.

Ещё есть места с проколами ткани, видимыми на свет:



Потенциальное место протечек воды.

По поводу водоустойчивости сказать пока нечего. Но не думаю, что однослойная палатка себя хорошо проявит. Конденсат на внутренней стороне уже был после туманной ночи, и нарочитая продуваемость палатки не помогла.

Цену тента нельзя назвать низкой: дороже, чем сама б/у палатка АП-1. Но это ручное изделие, сделанное по образцу оригинала, поэтому улучшения конструкции ждать не приходится. Но не считаю, что брак допустим даже при таких условиях.



Изображения из альбомов:

2020-09-29

Samsung Galaxy Note 3 (SM-N9005): шесть лет эксплуатации

До сих пор использую телефон Samsung Galaxy Note 3 (SM-N9005), купленный мною в 2014 году, т.е. шесть лет назад.

Мои задачи этот телефон решает, хотя есть один раздражающий момент - это аккумулятор. Постоянно не хватает заряда. Родной аккумулятор основательно сдал в 2018 году. Купленный как бы оригинальный на Али оказался плохим. Купленный тоже на Али явно неоригинальный оказался получше, но быстро сдался.

В прошлом году случайно удалось купить именно оригинальный аккумулятор. Стало получше. Точнее говоря, теперь аккумулятор работает терпимо. Хотя иногда происходит странная штука. Самопроизвольно отключается Wi-Fi и телефон переходи в рабочий режим, но без включения экрана. Это моментально съедает аккумулятор. Лечится перезапуском. Ладно хоть это не так часто происходит (пару раз в месяц).

В остальном это очень надёжный телефон, который постоянно куда-то падает, летает. ударяется. Но он остаётся целым.

Что касается программной части, то на этом телефоне были обновления только до Android 5.0. Иногда очень-очень-очень редко приходят какие-то обновления безопасности, но всё равно версия Android уже старая по нынешним временам.

Некоторые приложения вообще перестали обновляться на этом телефоне, поскольку более свежие их версии требуют Android поновее. Хотя есть одно приложение, для которого это только плюс, поскольку следующие версии стали хуже (и стали требовать Android 6+). У меня же установлена последняя приемлемая версия, которая не пытается обновиться. :-)

Некоторые приложения обновляются, но работу на старых Android явно не проверяют. Например, в Gmail с какого-то времени "отваливается" экранная клавиатура. Хочешь ответить на письмо, а клавиатуры нет. После некоторых шаманских действий появляется.

Ещё хуже с одним банковским клиентом. Он соединяется с сервером ровно один раз. Повторная попытка входа всегда приводит к зависанию. Лечится удалением и повторной установкой приложения (или удалением данных).

С другой стороны, я использую одну программу, которая давно уже официально умерла (её даже нет в Play, ставлю через APK). И вот на Android 10 её практически нереально использовать, поскольку там официально убрана поддержка кнопки "меню". А без этой кнопки мало что сделаешь в старых (древних) приложения. Знаю про эмуляцию кнопки программами, но это всё равно криво и косо.

Конечно, мысли о замене телефона появляются. Но пока держусь. Частично помогает более свежая Nokia 2.2, которую использую в качестве вспомогательной. Но она очевидно слаба для использования в качестве единственного телефона.

2020-09-28

SPS 2.5м + GB225-6: небольшой тест на Китое

Запоздало, но решил проверить мотор-болотоход SPS на реке Китой.

Конечно, для такой чистой каменистой реки гораздо лучше использовать водомёт, но это совсем другие затраты. Болотоход заведомо проигрывает проходимостью, но всё равно более подходящий, чем обычный подвесной лодочный мотор (даже с защитой винта). На лодочном моторе удар "ногой" (даже без фиксации) может привести к повреждениям и дорогостоящему ремонту. Тогда как для болотохода подкидывание вала является нормальным делом. Максимум будет повреждён недорогой винт.

Тестирование прошло в районе Чебогор-Якимовки.



На вал была поставлена защита винта:



Масса полезного (т.е. без лодки и мотора) груза примерно 200 кг. 

Уровень воды немного выше, чем обычно в это время (дожди поливают весь август и сентябрь). Меня сильно интересовало, поедет ли такой комплект против течения. Поехал, но первое время было ощущение, что вот возьмёт и остановится на месте.

На улице, к сожалению, было весьма прохладно, да ещё и со встречным ветром, поэтому пришлось надеть на левую руку, держащую румпель, зимнюю перчатку. Это заодно уменьшило передачу неприятной вибрации.



Движение против течения (короткое видео, качество которого съел ютуб):



Забавно, что на видео звук мотора благороднее, чем живьём. В реальности звук громче и грубее.

Сильно морозиться не хотелось, поэтому покатались полтора часа и тестирование завершилось.

Вверх по течению средняя скорость по GPS составила 9.6 км/ч, максимальная 17 км/ч.

Вниз по течению средняя скорость по GPS составила 22.1 км/ч, максимальная 29 км/ч. 

Суммарный расход (одинаковое расстояние вверх и вниз) составил примерно 1 литр на 10 км. Неплохо, но ожидаемо для небольшого четырехтактного двигателя.

В целом терпимо, но скорость маловата. Прибавить бы 5 км/ч как минимум, очень уж медленно идёт против течения. Надо винт подбирать.

2020-09-27

Поломка монитора Samsung 245B (не включается)

Старый монитор Samsung 245B (24", 1920x1200), аж 2007 года. Его матрица мне не особо нравится, но всё равно монитор жалко. Работал-работал и внезапно перестал включаться. У кнопки включения горит синий индикатор, но нет реакции на нажатие, на экран ничего не выводится. 

Неисправность типичная для этой модели.



На плате блока питания три резистора RB805, RB806 и RB807. Сопротивление 68 Ом. Чаще всего отказывает резистор RB805. Но лучше сразу поменять все три. Брать мощностью не меньше 1 Вт.

Ещё попутно бывают вздувшиеся электролитические конденсаторы, что на фотографии чуть правее резисторов. Но здесь они нормальные.

После замены резисторов монитор заработал.



Изображения из альбомов:

2020-09-26

Малое Море (Байкал): мосты через Курму и Улан-Хан

А кто-то добрый этим летом "рассекретил" объезд до моста через Курму на Малом Море (Байкал), поставив соответствующие, но слегка загадочные знаки:



Вообще, более известная часть дороги, что идёт ближе к Байкалу, не особо глубокая.



Это только на фотографии страшно выглядит, а в реальности можно ехать рядом, нет необходимости постоянно лезть в пусть и не особо глубокую, но воду. Больше проблем с камнями, которые нужно тщательно объезжать на невысоких машинах (а на "пузотёрках" совсем печально и лучше туда не ехать).

А вот объезд предлагает мост:



Дорога до и после моста неровная, но хоть без торчащих камней:



Идёт вдоль гор, несколько уходя от Байкала, но затем возвращается обратно.

Далее есть два главных брода на Улан-Хане. Первый брод (по направлению от Курмы в Заму) довольно коварный. И раньше там легковушки тонули регулярно в большую воду:



Это 2009 год, но и сейчас примерно тоже самое (только вид в другую сторону):



Но если быть внимательным, то можно найти объезд чуть выше по течению.




Не мост, но пусть хоть так.

Далее в сторону Замы скоро идёт второй брод. И он со временем стал даже хуже в высокую воду (по меркам легковых автомобилей):



Мохнатая зверюга вовсе не лежит в воде, как может показаться.

Но там сделали мост выше по течению Улан-Хана. Указателя нет, но мост находится внимательным взглядом.



Нормальный мост:



Так что дорога стала несколько проще. Но, во-первых, для обычных легковых автомобилей эти броды были проблемными только в высокую воду. Во-вторых, основные сложные места с камнями никуда не исчезли. Более того, создается впечатление, что грунт выкатывают и камни выдаются всё больше.



Изображения из альбомов:

2020-09-25

Защита для мотора-болотохода SPS

Для мотора-болотохода SPS дополнительно предлагается такая защита винта:



Она выполняет двойную роль.

Во-первых, защищает винт. Не на сто процентов, но больше, чем только штатный "киль".

Во-вторых, части защиты являются крыльями, которые помогают заглубить вал мотора в проблемных случаях, когда он пытается на скорости выскочить из воды. Бывают такие неудачные комбинации лодки и мотора.

Попробовал защиту на своём комплекте.



Ставил прямолинейно, приложил шаблон, просверлил отверстия. Поставил "крылья", покатался. Зазор до винта 9.5" есть.



Нормально, по ощущениям хуже не стало, но чуть брызг добавилось.

Но если кататься по траве, то защита сильно мешает. Работает как косилка, набирая на себя целые стога. Но для более-менее чистых водоёмов защита может быть полезна.

2020-09-23

Закрытие парусного сезона-2020

На дня всё же закрыли парусный сезон 2020 года. Для меня это новый опыт, который я получил благодаря надувному парусному катамарану "Альбатрос".



С недостатком ветра сейчас проблем нет (даже стаксель сняли сразу же), но ветер вызывает волны.



Катамаран их переваривает нормально, но так ходить уже не особо комфортно, да и прохладно всё же. Лето закончилось.



Про сам "Альбатрос" я уже несколько раз писал. И мнение моё не изменилось. А даже, наоборот, утвердилось. Мне он понравился. Это хороший и сравнительно недорогой вариант для "пробы" паруса. Позволяет определиться, что нужно и нужно ли. Если да, то в каком формате: покатушечном или туристическом. Для себя я определенные выводы сделал и направление выбрал.

Часто "Альбатрос" подвергается переделкам, но я их не планирую. Меня он устраивает в том виде, в каком есть (но с современными баллонами из ПВХ, конечно). Если начать его переделывать, то это уже будет полусамоделка с недостатками и самого Альбатроса, и теми, что добавятся в результате как бы улучшений. Но это сугубо моё личное мнение.



Изображения из альбомов:

Blog Archive