В блоге:

2016-01-26

Suzuki и вариатор Jatco CVT7

Когда несколько лет назад упомянул про интересный вариатор Suzuki Swift, то не думал, что придется вернутся к этой теме для более подробного изучения его конструкции.

Но сперва о другом. Сейчас основной задачей развития SZ Viewer является работа с наибольшим числом блоков управления автомобилей Suzuki. Некоторые проблемы возникли с блоками, доступными только через CAN-шину. Но процесс идет. Для двигателя и классической АКПП довольно много данных удалось извлечь (благо есть Suzuki SX4 для опытов). Но к вариаторам даже не пытался подойти.

И вот, благодаря помощи отзывчивого владельца Nissan Roox (Suzuki Palette MK21S), который заочно потестировал и собрал данные для анализа, удалось сдвинуться c места. Теперь некоторые текущие данные будут доступны и для некоторых видов вариаторов, установленных на Suzuki.

Конкретно на этом MK21S установлен довольно известный своей необычной конструкцией вариатор Jatco CVT7. Пришлось даже поискать некоторую информацию об его конструкции. К сожалению, инструкции по ремонту именно для сузуковских моделей найти не удалось. Но такой же вариатор под кодом RE0F11A устанавливался, в частности, на Nissan Sentra, инструкция по ремонту которого довольно сильно помогла.

Конструктивно этот вариатор является эдаким гибридом клиноременного вариатора и классической АКПП. От вариатора здесь шкивы с "наборным" ремнем. От АКПП здесь не только гидротрансформатор, но и двухступенчатая планетарная передача.

Конструктивно это выглядит так:


(схема для RE0F11A Nissan Sentra)

18 - это гидротрансформатор. Как на АКПП, с блокировкой. Далее через шестерни постоянного зацепления 3 и 15 приводится ведущий шкив 6 вариатора. Через ремень 7 приводится ведомый шкив 8 вариатора. На выходном валу вариатора установлена планетарная передача 9, а далее через понижающие шестерни 14 и 13 приводится дифференциал 12.

Весь фокус этого CVT7 в планетарной передаче 9. У нее есть два режима прямого хода: с передаточным отношением 1 (т.н. High-передача) и с передаточным отношением примерно 1.8 (т.н. Low-передача). Это расширяет диапазон передаточных отношений шкивов вариатора. Вместо 2.200-0.550 получается аж ~4-0.550 (практические замеры через диагностику подтверждают эти значения). Low-передача используется при движении с низкими скоростями, для повышения крутящего момента и для разгрузки шкивов и ремня. Т.н. High-передача используется для экономичного движения с большими скоростями.

Планетарная передача 9 выполняет и другую важную функцию. Она организует реверс для движения задним ходом.

Кроме того, планетарная передача используется для переключения в нейтраль (при положениях селектора P или N). И нейтраль для экономии топлива может быть включена автоматически при остановке на месте с селектором в положении D.


(условная схема Jatco CVT7, источник неизвестен)

Отдельно хочется сказать про шестерни 3 и 15. Это понижающая передача с передаточным отношением примерно 1.34. Из-за нее общее передаточное отношение (шестерня - шкивы - планетарная передача) получается 5.36-0.737 (для сравнения, у классической четырехступенчатой АКПП моего Jimny диапазон 2.875-0.696, но надо учитывать, что вариатор не любит крайние состояния, когда ремень ходит по минимальному радиусу шкива). Что касается постоянно зацепленных шестерней CVT7, то они еще необходимы для изменения направления вращения (поскольку ведущий и ведомые шкивы вариатора вращаются в одном направлении).

Вообще, через диагностику должно быть доступно довольно много данных (соленоиды, давление и т.п.), Но пока удалось извлечь только минимальный набор (данные двигателя, температура, скорости вращения валов, скорость движения). Но и это уже неплохо, мне кажется.

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive