Search in the blog:

2020-03-08

Малое Голоустное - Бугульдейка: зимний маршрут

Как-то в 2010 году мы на Jimny катались по маршруту Малое Голоустное - Бугульдейка. В принципе, маршрут не особо сложный оказался. В 2012 году ездили частично по этой дороге, но было гораздо сложнее, поскольку дорогу размыло и некоторых мостов не было. После этого я там не был.

Но несколько лет назад я заметил, что в Малом Голоустном появился указатель на эту дорогу:




И, самое смешное, даже Google Maps стал предлагать этот маршрут (через Малое Голоустное - Куртун) в Бугульдейку (как альтернативный, но более короткий).




И вот мы решили посмотреть его в зимнем виде, но на Jeep Cherokee - чтобы веселее было.

До Малого Голоустного теперь асфальт, даже чистый. А после него первое время была надежда, что всё честно и эта ровная гравийка до Бугульдейки:




Но оказалось не так просто. Особенно в этом месте (самое сложное в пути):




Но и были другие места, где надо было ехать весьма аккуратно.

Здесь, например, давно нет моста и непонятно, как будет выглядеть объезд летом.




Сейчас пока нормально:




Но, надо признать, на Cherokee доехали успешно.




Этот Cherokee у меня сейчас стандартный (лифта нет, зимние колёса штатного размера, из подготовки только задняя межколёсная блокировка). В принципе, нигде проблем не было, но защитой под передней подвеской прикладывался весьма много раз. Единственное, что грело душу - это аналогичные следы от какой-то другой машины, которая, видимо, была ещё ниже.

Думаю, что достаточно высокая полноприводная машина проедет нормально. Может даже высокий монопривод (но я бы и не поехал). Дорога довольно занудная и неравномерная. Где-то едешь 40 км/ч, где-то ползешь, объезжая кочки и колею. Расстояние хоть и меньше, чем через Баяндай - Косую Степь, но вряд ли получится приехать быстрее, если только гнать по кочкам хорошим ходом.

А после Куртуна до Бугульдейки дорога простая:




В Бугульдейке посмотрели лёд Байкала. Но в этом году неровный:




Но так же завораживающий:




В заброшенном мраморном карьере оказалось столько народу, что даже образовалась стихийная парковка, где ушлые местные жители пытались заниматься торговлей:




Сам карьер на месте:




Виды красивые:




А обратно поехали всё же через Косую Степь.

2020-03-07

Замена радиатора Jimny (временная?)

На Suzuki Jimny в 2014 году поставил более мощный  радиатор охлаждения. Неплохой, неизвестного производства с японского аукциона. Поскольку он изначально был предназначен для JB23, где больше места, то этот радиатор оказался всё же толстоватым для JB43. И довольно скоро я его повредил, приложившись катализатором об какой-то пенёк. Мотор сыграл вперед и муфта вентилятора пропилила этот радиатор.

Там же в лесу течь заделали, загнув трубки. И я так и катался всё это время, только дополнительно наклонил радиатор вперед, чтобы отодвинуть его от муфты вентилятора. На удивление, течь была крайне небольшой (доливал немного антифриза раз в полгода), но всё же запах испарения антифриза ощущался, что мне надоело. Поэтому решил снять радиатор.

Временно заделанное повреждение:




Вместо него пока вернул родной радиатор, он у меня целый до сих пор.

Уже поездил с родным радиатором и, конечно, он менее мощный. Заметно. Сразу и однозначно увидел, что муфта вентилятора опять не работает (об этом чуть позже напишу). Но есть и один плюс - родной радиатор лучше продувается. Электрический вентилятор эффективно сгоняет температуру.

В принципе, поврежденные трубки можно заглушить более качественно и вернуть радиатор. Даже в таком виде он вполне рабочий.



Изображения из альбомов:

2020-03-06

ATF-Радиатор Hayden Rapid-Cool 679: температура зимой

Для лучшего охлаждения ATF я поставил большой радиатор Hayden Rapid-Cool 679 на Suzuki Jimny. Для этого пришлось убрать родной громоздкий вентилятор кондиционера и поставить более тонкий Spal VA10-AP50/C-61S. Этот радиатор единственный для ATF, в радиаторе охлаждающей жидкости секция для ATF не используется (её и нет).




Про первые летние впечатления я уже писал, теперь про зимнюю эксплуатацию. Основное отличие только в том, что за это время появилось ШИМ-управление вентилятором, но это не должно влиять, вентилятор при обычной эксплуатации практически не включался. Ниже -20°C машина почти не эксплуатировалась (зима тёплая).

1. Равномерное движение с частично или полностью заблокированным ГТ. Температура ATF 35-40°C, больше не поднимается.

2. Движение на низких скоростях, разгоны и т.п. Температура доходит до 45-50°C, но неохотно.

3. В снегу, подъемы, буксование. Максимум 60°C, больше не видел.


Не сказать, что совсем плохо, особенно в сравнении с летними результатами. Но небольшой недогрев, конечно, присутствует. Возможно, частично спасает то, что в АКПП Jimny я с 2015 года заливаю Petro-Canada DEXRON-VI, а он более жидкий, чем "классические" Dexron III. При 40°C разница около 10%, а то и больше (смотря с чем сравнивать).

По результату термостат на ATF ставить не буду.

2020-03-05

Ивановка-Большая Черемшанка: зимний маршрут (вторая попытка)

Меня заинтересовал зимний маршрут Ивановка-Большая Черемшанка, в первый раз дорога оказалась красивой, но несложной. Решено было ещё раз проехаться, но зайти со стороны Раздолья через лед Китоя, а по пути в Ивановку посмотреть один любопытный отворот (влево, если смотреть в этом направлении), который тоже должен был привести в Ивановку.

До отворота проблем не было, быстро доехали. Отворот выглядел подозрительно старыми следами, но дорога вниз, снега не особо много. Поехали и не сказать, что сложно. Нормально.

Первый звоночек прозвучал, когда визуально на ровном месте вдруг машина поехала с каким-то трудом, но удалось проскочить, а дальше дорога опять стала как бы нормальной.

Но второй звоночек прозвучал скоро. Даже не звоночек, а целый колокол. Внезапно машина провалилась правым боком, да так, что оказалась висящей на мостах:




Пришлось разматывать лебёдку. Оказалось, что под внешне неглубоким снегом какая-то зверская колея:




Разведка пешим ходом показала, что колея идёт дальше довольно долго и меньше не становится. Поскольку езда на лебедке в планы не входила, было решено разворачиваться и возвращаться на нормальную дорогу:




И здесь ждал ещё один сюрприз. Если сюда был спуск, то обратно стал подъем. И ехать в него ощутимо сложнее.




Где-то в несколько попыток, где-то по инерции, но двигались. Попалось лишь одно сложное место. Думаю, что спустив колёса можно было и своим ходом проехать, но было лень потом их обратно накачивать, поэтому предпочли проползти участок на лебёдке:




А дальше ждала нормальная дорога, благо не успели слишком далеко от неё уехать.

Так-то весело, но если езда по таким дорогам входит в планы, а этого не было. :-)

2020-03-04

Ивановка-Большая Черемшанка: зимний маршрут

Летом несколько раз проезжал по маршруту Ивановка - Большая Черемшанка (которая напротив Раздолья через Китой) - см., например, поездку 2011 года, 2016 года, и ещё были другие, про которые не писал.

А вот зимой ни разу не был там. Что-то подсказывало, что местные гоняют по льду Китоя, поэтому были сомнения в существовании дороги в зимнем варианте. Поехали посмотреть с заездом со стороны Ивановки.

Вообще, дорог, соединяющих эти два населенных пункта несколько, но мы решили ехать по "центральному" маршруту - который летом посуше, идёт сперва в гору, а потом вниз. Начало дороги было достаточно накатанным:




А вот после отворота направо в контрольной точке следов стало поменьше, дорога немного сложнее:




Но особых проблем не было. Более-менее что-то сравнительно сложное только на спуске, где есть небольшие боковые уклоны.

Спустились уже почти к Китою, там есть интересное место с можжевельниковой "рощей". Можжевельник выше человека - для наших мест редкое явление.




Дальше через Большую Черемшанку поехали искать возможную ледовую переправу через Китой. Явные следы лесовозов вывели на берег. Как и ожидалось, местные вовсю гоняют по льду:




Посмотрел переправу - нормально, хоть и явно неофициально. Это немного ниже по течению после пешеходного моста.




Решили по льду переехать в Раздолье.




А дальше обычная гравийка обратно.

2020-03-03

Дроппер X-Fusion Hilo Strate (SLS): установка на Cujo 1, первые впечатления

Поставил новый дроппер X-Fusion Hilo Strate (SLS) на свой велосипед Cannondale Cujo 1.




Манетка, как уже упоминал, отличается от "джойстика", что часто показан в обзорах. Видимо, более современный вариант. Тоже немного странный, но нажимать нормально.

Сама установка несложная, но проводка троса и его присоединение не особо удачные. Всё перекручено-изогнуто, поэтому работает с ощутимым трудом.

После первой установки вообще не понравилось движение троса, поэтому переделал, попутно немного укоротив рубашку. Стало получше, но не идеально. Подумываю о замене троса.


Впечатления:

Старый (родной для Cujo 1) картриджный дроппер работал в целом получше. Плавнее, мягче и быстрее.

Новый SLS управляется сложнее (см. выше про трос), на холоде работает медленнее (ощутимо), но, может быть, замена масла на более жидкое поможет. Ещё почему-то дроппер в верхнем положении чуть проседает под нагрузкой, но после просадки держится стабильно.

Когда седло зафиксировано в нижнем положении, то со старым дроппером можно было за него поднимать велосипед. На новом SLS седло начинает вытягиваться. Но не считаю это недостатком - не надо приучаться поднимать велосипед за седло на дроппере.

Со старым дроппером у седла был ощутимый "круговой" люфт - оно чуть поворачивалось влево-вправо, даже на новом велосипеде. А вот на новом дроппере этот люфт сильно меньше, практически не ощущается. Это хорошо.


Моя рекомендация: если не собираетесь перебирать или обслуживать дроппер, то берите картриджный. Что называется "из коробки" он работает лучше даже зимой. Но ремонтопригодность будет нулевая, к этому нужно быть готовым. Чисто одноразовые изделия.

Я же настроен заниматься переборкой дроппера в надежде, что он подольше послужит.

2020-03-02

Проверка TSL 34x9.5-15 на Suzuki Jimny в снегу

Добрались до тестового маршрута, где можно хоть как-то оценить поведение шин TSL 34x9.5-15 на Suzuki Jimny в снегу.




Снега не слишком много, есть даже чья-то старая колея. Но дорога постоянно идет в подъем, что ощутимо затрудняет движение.

У нас снег обычно рассыпчатый, плохо уплотняется. Когда едешь на зимних шинах, то работает стиль движения "газ в пол". А вот на TSL так не получается. Моментально начинает зарываться.

Нужно ловить грань, когда есть небольшая пробуксовка, машина едет, но ещё не зарывается. Выглядит это так: едешь с нажатым газом, но машина начинает останавливается. Немного сбрасываешь газ, появляется "зацеп", машина едет дальше.

В какой-то момент проехать дальше не удаётся.




В ход идёт первое средство: включаю переднюю межколёсную блокировку (её редко использую). Машина едет дальше, но не сильно далеко.

В ход идёт второе средство: уменьшаю давление в шинах с "асфальтовых" 0.5-0.7 до 0.3 бара. И это помогает очень ощутимо! Машина едет гораздо легче и увереннее, позволяет отключить переднюю межколёсную блокировку.

В некоторых местах мешают наледи, которые скрыты тонким слоем снега. А TSL лёд явно не любит - машина пытается соскользнуть вбок. Приходится тщательно выбирать траекторию, с нескольких попыток:




Местами ручейки бегут:




А с дороги и не увидишь (он слева):




Цели доехать куда-то не было, поведение более-менее понятно, поэтому через несколько км развернулись обратно.




Всё же прибавка просвета по сравнению с зимними 30" ощутимая.




На обратном пути оказалось, что наледей даже больше, чем видно. Воду начало продавливать через снег.




Получился хороший тест без фанатизма. А TSL 34x9.5-15 зимой едут не так плохо, как я ожидал. Видимо, уже диаметр влияет, компенсируя не очень подходящий рисунок. И это ещё не было использовано давление 0-0.1 бара.

2020-03-01

Дроппер X-Fusion Hilo Strate (SLS)

Штатный дроппер на моем велосипеде Cannondale Cujo 1 сломался. Заклинило клапан в одноразовом воздушном картридже.

Ездить без дроппера не особо понравилось, поэтому выбирал между попыткой подобрать картридж и полной заменой дроппера. Выбрал полную замену, но взял достаточно нетипичный вариант: дроппер X-Fusion Hilo Strate (он же SLS на некоторых рынках)




OT-XF-SP01-316. Под диаметр 31.6 мм, ход 125 мм. С внутренней прокладкой троса.

Этот дроппер получил очень неоднозначные отзывы. Многим не понравился, поскольку вместо картриджа в нём используется воздушно-масляная конструкция (чем-то похожая на воздушные вилки). Это, с одной стороны, требует проведения регулярного обслуживания (переборки). С другой стороны, в  случае поломки есть шанс восстановить работоспособность.

Но люди не оценили необходимость обслуживания, поэтому этот дроппер сейчас снят с производства - его заменила модель с картриджем, которую практически не нужно обслуживать, но ломается она раз и навсегда. Я же выбрал старую модель Hilo Strate (SLS) именно по причине разборной конструкции.

Комплект поставки:




Тросик, рубашка присутствуют. Манетка (ручаг управления) отличается от того, что обычно показывали в обзорах:




Часть, которая вставляется в подседельную трубу:




Выдвинутый дроппер (снизу на фотографии) оказался чуть длиннее дроппера от Cujo 1 (сверху на фотографии):




Сам дроппер весит 477 г, тросик + рубашка + манетка весят 89 г. Итого 566 г.

2020-02-29

SZ Viewer A1-2020-02-29 (Android)

Обновление SZ Viewer для Android.


Требования к оборудованию:

1. Android версии 4.0 или новее.
2. Автомобиль с поддержкой протокола Suzuki.
3. Подходящий диагностический адаптер ELM327: Bluetooth или Wi-Fi (в режиме точки доступа).


Изменения:

1. Демо-режим (работа без автомобиля и без адаптера). Эмулируется автомобиль с модулями "Двигатель", "AT", "ABS" и "SRS".

2. Небольшие уточнения данных.



Еще по этой теме:

2020-02-27

Aeroshell W 15W-50 - масло для возможных экспериментов

Один загадочный персонаж на известном русскоязычном масляном форуме делал намёки на потенциально интересное использование масла Aeroshell W 15W-50 в качестве компонента для миксов (смесей) моторных масел.




Aeroshell [Multigrade] W 15W-50 - это масло для авиационных поршневых двигателей. Как гласит описание:

Aeroshell Oil W 15 W 50 is a premium semi-synthetic multigrade ashless dispersant oil specifically developed for aviation piston engines. AeroShell Oil W 15 W 50 is a special blend of a high quality mineral oil and synthetic hydrocarbons with an advanced additive package that has been specifically formulated for multigrade applications.

The combination of non-metallic anti-wear additives and selected high viscosity index mineral and synthetic base oils, give exceptional stability, dispersancy and anti-foaming performance. The advanced additive package in AeroShell W 15 W 50 provides excellent protection to engines operating at extreme ambient temperatures. The ashless anti-wear additive package provides exceptional wear protection for camshafts and lifters and other wearing surfaces.


Весь смысл в беззольных противоизносных присадках. Это масло предлагается использовать в смеси с обычными моторными маслами.

Мне это интересно, но вязкость очень уж большая. Если только добавлять процентов 20% к 0W-20/5W-20 для того же Jimny. Основная проблема в поиске этого масла. Это сложно, но возможно. Цена сейчас примерно 700-800 рублей за кварту (0.946л).



Изображения из альбомов:

2020-02-26

Диагональный TSL 34x9.5-15 на Suzuki Jimny: давления 0.1 и 0 бар

Продолжаю осваивать шины TSL 34x9.5-15 Narrow Super Swampers Special Service (диагональные) на своем Suzuki Jimny. Поскольку диски разборные (Berg) со вставкой из ПВХ, то есть интерес к минимальным давлениям.

Уже сразу заметил, что эти шины под Jimny не особо и "плющатся". Какое давление на этой фотографии?



0.5 бара сзади, 0.7 бара впереди. На таком давлении я даже по асфальту езжу.

Потому сразу начал с  0.1 бара. Манометр от тонометра в помощь.




Показывает 0.1 бара (~75 мм рт.ст.), точная штука.

Переднее колесо (на которое больше нагрузка на пустой машине) при таком давлении выглядит так:




Оба правых колеса с 0.1 бара:




Приспущено. А вот левые так и остались 0.5-0.7 бара. Разница чисел не особо большая, но визуально заметная на шинах, стоящих на твердой поверхности:




Попробовал с разным давлением слева/справа проехаться по снегу в надежде увидеть разную глубину погружения.




Но снег типичен для наших условий - сухой, рассыпчатый, не хочет уплотняться. Поэтому поверх машина не пошла даже стороной с низким давлением. Обе стороны провалились одинаково.

Но всё же давление 0.1 бара явно и заметно добавляет сцепления, тяга лучше.

А следующим шагом сделал давление 0 бар! Полностью выкрутил золотники из вентилей.

Нормально спустило:




Но фокус в том, что шины до обода не промялись:




Боковина слишком жёсткая для массы Jimny (даже на переднем колесе).

Оба колеса в 0 спущены:




Не уверен, что в этом есть какой-то практический смысл, да и шины жалко. Если только в мягком снегу пробовать.

В общем, такие жестковатые шины для Jimny заставляют поменять привычную градацию давлений. Еще вопрос в том, как отработает вставка в диски на таких давлениях, удержит ли борт от разбортирования и от забивания грязью-льдом.

p.s. Фотобонус. Левое заднее колесо с давлением 0 бар на Jimny, который простоял в таком виде двое суток в помещении при +15°C





Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

Blog Archive