Search in the blog:

2021-01-22

Вентилятор VAG 8E0959455K: примерка, планы c Jimny

Итак, пришло время изучить поближе вентилятор VAG 8E0959455K и принять решение, что делать с охлаждением Jimny дальше (очередная муфта перестала работать).

Б/у вентилятор VAG мне достался с диффузором, но это скорее полудиффузор. Вторая половина диффузора крепится к радиатору, потом они соединяются. Сильно рассчитывать на этот полудиффузор не стоит, у него хитрая и неудобная форма, да и он ещё и не полностью закрывает лопасти вентилятора сбоку.

А вот сам вентилятор с мотором неплохие. Толщиной они без диффузора ровно 60 мм, ещё немного накинуть на зазор между лопастями и радиатором. Терпимо. Но нужен какой-то способ крепления. И, естественно, ставить нужно с диффузором, иначе толку мало.

Если сравнить с вентилятором от JB23W, то этот тоньше, но ощутимо больше диаметром (по фотографии это не так заметно):



Поэтому в диффузор от JB23W этот VAG-вентилятор не запихать никак.

Ладно, у меня ещё есть диффузор от JB33W (он отличается от других). Номер 17761-81A00 (видно по маркировке 81A0 на пластике):



Туда вентилятор VAG помещается, но без диффузора. Точнее я подрезал диффузор, но он не поместился. Нужно подрезать очень сильно, оставляя буквально только крепление мотора. Да и смещение в сторону в случае электрического вентилятора смысла не имеет. Ещё есть родной диффузор 17761-76J00, но его я трогать не буду.

Теперь об альтернативах. В первую очередь это Spal. Это хороший вариант, хотя слегка дорогой. Мне представляется, что для Jimny подойдут варианты 350 и 385 мм, но толщиной до 80 мм. Это не так много моделей (по направлению потока воздуха последняя буква A):

Spal VA08-AP10/C-23A (350 мм): ток 6.5A, толщина 51.1мм
Spal VA08-AP51/C-23A (350 мм): ток 9.5A, толщина 62.1мм
Spal VA18-AP10/C-41A (385 мм): ток 6.8A, толщина 51.6мм
Spal VA18-AP51/C-41A (385 мм): ток 10.7A, толщина 62.1мм

51.1мм откровенно слабые, не вариант. Остаются два толщиной 62.1мм, но по току они проигрывают VAG 8E0959455K (я намерял у него 12А без сопротивления потоку воздуха).

С управлением у меня вопрос решён, есть хороший модуль A600 на 600Вт. Его хватит на оба вентилятора (передний уже Spal установлен).


С другой стороны, у меня нет претензий к муфте механического вентилятора, если она работает. Проблема в том, что они долго не ходят (не знаю уж почему).


Итого такой план работ с системой охлаждения моего Suzuki Jimny:

1. Заказываю оригинал муфты (Suzuki 17120-81A00). Китайских заменителей я уже наелся, у меня их целая коробка (четыре штуки, все не работают).

2. Пока муфта ползёт из Японии, поставлю какую-нибудь старую неисправную муфту, но перезаправленную. Просто покататься зимой.

3. Если оригинал тоже перестанет работать (чувствую, что так и будет), то буду ставить этот VAG 8E0959455K. Либо в диффузор от JB33W, либо вообще сделаю из металла самодельный.



Изображения из альбомов:

2021-01-20

SZ Viewer A1-2021-01-20 (Android)

Обновление SZ Viewer для Android.


Требования к оборудованию:

1. Android версии 4.0 или новее.
2. Автомобиль с поддержкой протокола Suzuki.
3. Подходящий диагностический адаптер ELM327: Bluetooth или Wi-Fi (в режиме точки доступа).


Изменения:

1.  Вывод данных для CAN-UDS модулей (SRS, 4WD). Экспериментально.



Еще по этой теме:

2021-01-18

Bluetooth v5.0 USB адаптер Orico BTA-508

Для работы с Bluetooth через PC (не через ноутбук) у меня с давних пор есть USB адаптер Acorp (Bluetooth v2.0). Но был интерес поизучать Viecar 4.0 Bluetooth 4.0 ELM327 адаптер с точки зрения BLE (Bluetooth Low Energy), поскольку через SPP-профиль и так всё работает. Тем более, что появилась возможность отладки под Windows 10 (ведь поддержка BLE официально заявлена только с Windows 8).




Выбрал Orico BTA-508:



Якобы поддержка аж v5.0, но мне важнее, что заявлен чип Realtek (RTL8761B):



Обзоры этого адаптера обычно связаны с использованием наушников-гарнитур, но мне интересна работа Viecar 4.0 ELM327.

1. Драйверы под Windows 7 и Windows 10 установились автоматически.

2. Но с этими драйверами адаптер не работает. Под Windows 10 в поиске не показываются устройства. Под Windows 7 устройства показываются, но сделать сопряжение невозможно.

3. Пришлось ставить драйверы для адаптера (на orico.cc)

4. Драйверы нормальные (Realtek с подписью), установились без проблем.

После этого адаптер заработал. Под Windows 10 всё в порядке. Под Windows 7 же наблюдается проблема. Старые ELM327 (не BLE, а чисто SPP) работают нормально. А вот для упомянутого Viecar 4.0 не удаётся сделать сопряжение:



COM-порты, соответственно, не появляются. Возможно, что нужно какие-то дополнительные драйверы ставить. Хотя со старыми версиями Bluetooth (с тем же Acorp)  Viecar 4.0 работает нормально под Windows 7.

В целом адаптер неплохой, но если он выбирается для работы с BLE, то нужно ставить Windows 10.

Свою же задачу адаптер выполнил,  удалось разобраться как работать с Viecar 4.0 через BLE, напишу отдельно об этом.



Изображения из альбомов:

2021-01-16

История моих Wi-Fi роутеров, Keenetic Speedster + Air

Первое время у меня и не было Wi-Fi-роутера, тогда это была дорогая экзотика. В роли роутера выступал обычный PC, на котором под Windows работал какой-то софт, а с 2006 года он стал раздавать Wi-Fi через USB-адаптер COMPEX iWavePort WLU54G с поддержкой 802.11g (2.4ГГц).



Всё работало: ноутбуки, тогдашние телефоны. Но потом я перешел на Android (телефон HTC Hero) и оказалось, что Ad hoc режим Wi-Fi в нём не работает. Теоретически через root это можно было подправить, но мне лень было возиться. Ещё писали, что адаптер как-то можно переключить в режим точки доступа, но мне тогда это не удалось.

Поэтому в 2010 году я обзавёлся первым Wi-Fi роутером Asus RT-N10 802.11n (2.4ГГц, 1x1). Который, в принципе, работал без проблем.

В 2012 году мне понадобилось пробросить сеть без провода метров на 10, но так, чтобы был выход Ethernet. Для этой цели я купил интересное устройство Tenda A6. Маленькая коробочка, которая может работать как Ethernet-адаптер Wi-Fi 802.11n (2.4ГГц, 1x1, конечно). Но, увы, на практике скорость оказалась недостаточной, да и стабильность соединения не устроила. Поэтому дальше это устройство использовал тоже как Wi-Fi роутер, только маленький (с одним Ethernet портом) и слабенький.

В 2013 году понял, что 100-мегабитных портов на Asus не хватает для локальной передачи данных. Поэтому купил малоизвестный EnGenius ESR9850, у него гигабитные порты, да и Wi-Fi получше, тот же 802.11n в 2.4ГГц, но с поддержкой MIMO 2x2. А Asus ушёл работать в другую сеть.

В 2014 году захотелось попробовать 5ГГц, поэтому заменил роутер на TP-Link Archer C7 (AC1750), не без приключений. Он поддерживает 802.11n/ac (2.4, 5ГГц, MIMO 3x3).

Asus RT-N10, к сожалению, в какой-то момент сломался и был заменен на новый TP-Link Archer C20 (AC750) по принципу "чтобы хоть как-то работало, но на 5ГГц". EnGenius работает, но как-то странно, у него явные проблемы со свежими телефонами - соединяется, но ничего не передаёт. То ли реализация 802.11n в этом роутере была совсем драфтовая, то ли что-то сломалось.

И к работе Archer C7 у меня были претензии. Нет, как таковой он работает нормально, без проблем, но надежда на 5ГГц не оправдалась, поскольку покрытие оказалась недостаточным, а по факту устройства большую часть времени работают в 2.4ГГц.

Поэтому я решил заменить EnGenius на свой Archer C7, а себе поставить что-нибудь поновее.

Изучал вопрос новомодного 802.11ax (т.н. Wi-Fi 6), но проблему 2.4ГГц он вообще никак не решает, а в 5ГГц толк от него появляется только при увеличении числа клиентов 802.11ax. А у меня нет ни одного клиента с поддержкой этой спецификации. Да и опыт подсказывает, что лучше совсем свежие реализации не брать, пусть накопится опыт, будут исправлены ошибки. Может и ситуация с 6ГГц диапазоном разрешится (Wi-Fi 6E, в РФ эти частоты не выделены).

Поэтому остался выбор 802.11ac (на 5ГГц), но так, чтобы обеспечить нормальное покрытие сети. Для этого есть (как любят называть маркетологи) Mesh-технологии. Я и решил делать подобный бесшовный Wi-Fi, но с использованием не красивых маленьких коробочек, а полноценных роутеров. Это даёт больше гибкости.

Сперва смотрел TP-Link, но больше по привычке. Мне не нравится их подход к поддержке продукции. Они шустренько меняют версию железа и перестают поддерживать старые. Например, для моего C7 V1 была буквально одна прошивка, а багофичу, что при выборе России в настройках в диапазоне 5ГГц выделяется полоса только 20МГц (вместо 80МГц), они так и не исправили. При этом в загруженном 2.4ГГц они бессмысленно позволяют использовать 40МГц, а вот для свободного 5ГГц полоса 20МГц - это ощутимая потеря скорости.

Поэтому TP-Link откинул, стал смотреть Asus, но что-то не вдохновило, хотя некоторые интересные вещи есть.

В результате остановился на Keenetic, во многом из-за хорошей поддержки. Основным роутером выбрал Keenetic Speedster (KN-3010), поскольку у него нет ненужных мне USB, но зато гигабитные порты. Вторым роутером выбрал Keenetic Air (KN-1611), у него аналогично нет USB, но порты 100-мегабитные, поэтому он дешевле.



На самом деле очень похожие роутеры, внешне так вообще не отличишь, но Air послабее из-за отсутствия необходимости работать с гигабитным трафиком Ethernet.

Всё настроил, всё работает, важно, что нет ощущения сырости технологии. Два роутера в беспроводной связке, к основному подключается Ethernet, второй просто воткнут в розетку. Теперь покрытия хватает на стабильную работу 5ГГц, а 2.4ГГц остался только для старых устройств. Очень хорошо получилось.

Может показаться, что MIMO 2x2 этих роутеров это шаг назад по сравнению с TP-Link C7 и его 3x3. Но у меня всё равно нет клиентов с 3x3, хотя 3x3 пригодилось бы для связи между роутерами, но тесты показывают, что скорости для интернета и так хватает с запасом.

2021-01-14

Китайский электрический вентилятор для Suzuki Jimny (другая версия)

Про один, вроде бы готовый к установке на Suzuki Jimny китайский электрический вентилятор уже написал. Оказывается, есть другая версия:



В этот раз с металлическим диффузором.

Подходит под родные крепления:



Как и в тот раз, это комплект с электрикой для подключения:



Забавно, но этот комплект выглядит более реалистичным для использования с M-серией двигателей, поскольку сопровождается инструкцией "доработки напильником":



Но этот комплект ещё дороже. И, опять же, не сильно понятно, хватит ли мощности вентилятора для реальной жизни.



Изображения из альбомов:

2021-01-12

Землетрясение на современном русском языке

В нашем регионе (Иркутская область) землетрясения - это не редкость. Привыкли, но с сентября 2020 года они как-то зачастили. Нет, жертв и повреждений зданий (кроме небольших косметических) нет, но как-то всё равно неуютно. Вот и сегодня проснулись под скрип шатаемой мебели. Да ещё и с несколькими ощутимыми афтершоками попозже. Эпицентр был где-то в районе озера Хубсугул в Монголии.

А МЧС в первый раз решило отметит такое событие СМС-кой, не всё же их про погоду рассылать через день.



Вот такой он современный русский язык. Не взрыв, а хлопок. Не пожар, а задымление. Не наводнение, а подтопление. Не землетрясение, а сейсмособытие.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-01-11

SZ Viewer W1-2021-01-11 (Windows)

Изменения программы SZ Viewer для Windows:

1. Вывод данных для CAN-UDS модулей (SRS, управление хабами). Экспериментально.

2. Иконка стала на белом фоне.



Еще по этой теме:

2021-01-09

SAT ST-17120-81A00 - китайская муфта вентилятора для Suzuki Jimny

Всё ещё раздумываю над системой охлаждения своего Suzuki Jimny. И случайно заметил, что под маркой SAT стали продавать муфту под номером ST-17120-81A00. Вот совсем недавно появилась в Автотрейдах.

Интересно, это какой-то отдельный вариант или всё тот же клон "F193", известный как Ashika 36-08-802, известный как KONSTEIN 1610541, известный как Polcar SV-5013S, известный как SRLine SV-5013S, известный как BGA VF8501... Если другая конструкция, то можно попробовать.

Из других заменителей есть JapanParts VC-802, эта муфта раньше была другой конструкции (но у меня долго не проходила). В природе ещё есть Stellox 3000577SX, NRF 49558 и Shimahide VS1A00, но про них ничего не скажу (только на Shimahide ругались неоднократно).

2021-01-07

Сюрприз дешевого китайского фонарика

Некий дешевый "кепинговый" китайский фонарик (название и марка значения не имеют). Типичный набор: синюшный оттенок светодиода, куча ненужных своими миганиями режимов, встроенный аккумулятор неизвестных параметров с зарядкой через USB. Таких фонариков много, люди их любят за стоимость и отсутствие необходимости разбираться в сменных аккумуляторах и зарядных устройствах. Мне же было интересно, какой именно аккумулятор там использовали. Поэтому сделал вскрытие:



Сюрприз! А никакого аккумулятора здесь нет. Установлено три штуки щелочных AA батареек, хотя какая-то предельно примитивная схема заряда присутствует.

В принципе, заряжать батарейки можно, есть даже специальные устройства. Но ёмкость будет каждый раз всё меньше, а кончится тем, что батарейки протекут, испортив внутренности:



Одна батарейка уже начала течь.

Понятно, что установка батареек - это отличное решение. Они дешевле, у них низкий саморазряд, поэтому фонарик готов к использованию после покупки, успокаивая покупателя своей работоспособностью. А что фонарик получился одноразовым, так ничего другого от дешевых китайских изделий ожидать и не стоит. Главное, что покупателям нравится.



Изображения из альбомов:

2021-01-05

Держатели трубок Suzuki

Некоторые держатели трубок на раме Suzuki Jimny повредились после поездок в лес за эти годы. Решил заменить. Понадобилось три вида. Поскольку картинки в каталоге запчастей не совсем понятные, привожу внешний вид держателей с номерами:

15893-60A11:



15895-60A11:



15895-56B11:




Эти держатели, если покупать поштучно у российских агрегаторов, то весьма недешевые. Поэтому я брал их кучей в Японии, чтобы на доставке сэкономить. И так получилось, что в начале апреля 2020 года в Японии ввели запрет на авиасообщение с РФ по известным причинам. Продавец успел отдать товар на отправку (был как раз день перед запретом), но потом товар ему всё равно вернули обратно.

Товар оставался у продавца в надежде на возобновление работы авиапочты из Японии в РФ, но этого так и не произошло, поэтому осенью детали были отправлены морской почтой. И вот только сейчас они приехали. Ладно хоть вещи не из разряда важных (кроме держателей заказал ещё всякие клипсы взамен поломанных).



Изображения из альбомов:

2021-01-03

SZ Viewer: адаптеры, которые использую для проверки (2020)

По сравнению с предыдущим описанием (адаптеры 2019 года) в 2020 году добавилось три адаптера:



Слева направо:

1. Адаптер  ELS27, точнее его китайская копия. Теоретически совместим с ELM327 v1.3a, на практике же для работы CAN пришлось делать изменения SZ Viewer, а K-Line там, похоже, физически не разведён. Поэтому адаптер не рекомендуется для использования.

2. Viecar 4.0 Bluetooth 4.0 - адаптер с поддержкой BLE. В обычном режиме (SPP-профиль) работает, хотя до сих пор ощущение, что скорость низковата. В режиме BLE так и не попробовал, для Android это не особо актуально, а под Windows поддержка BLE либо отсутствует, либо кривая-косая.

3. Некий K-Line адаптер якобы с FT232RQ и переключателем разводки линий. Работает, но не могу утверждать, что FTDI-чип там настоящий.

2020-12-30

Китайский электрический вентилятор для Suzuki Jimny

У китайцев встречаются действительно экзотические вещи для Suzuki Jimny. Про загадочный пластиковый бак увеличенной ёмкости уже писал. И вот ещё одна штука:



Электрический вентилятор системы охлаждения. Похож на серийный от JB23, но нет. Это тюнинговый для JB33/43 (как заявлено). Под штатные крепления радиатора:



Интересно, хватает ли его толщины для установки, а мощности для полноценной замены механического вентилятора. Диаметр явно больше вентилятора для JB23.

Это, кстати, комплект для установки с электрической частью (хотя я заменил бы на ШИМ-управление).



Но кроме Китая такой комплект нигде не встречается, да и цена, не сказать, что огромная, но ощутимая. Можно купить хороший Spal и ещё останется. Но основная интересная часть здесь - это диффузор, конечно. А со Spal придётся что-то колхозить самому.



Изображения из альбомов:

2020-12-29

Cherokee KJ: под правой клапанной крышкой (2020)

Естественно, когда менял гидрокомпенсаторы на Jeep Cherokee, то с интересом посмотрел состояние распредвала в правой головке блока. В первый раз при снятии клапанной крышки обнаружил на одном из кулачков какие-то "язвочки", похожие на питтинг. Что же с ними сейчас?



Прошло примерно 25 т.км, но ничего не изменилось (а я даже 0W-16 этим летом использовал). Думаю, что всё же до меня они образовались.



Изображения из альбомов:

2020-12-27

Hella 3AG 003 399-801 как гудок на Jimny

Родной гудок на Suzuki Jimny набирает грязи и перестаёт работать. Раньше опрыскивание "газированным керосином" помогало, а теперь уже нет. Поэтому вернулся к старой задумке. И один из гудков комплекта Hella 3AG 003 399-801 поставил на Jimny.



Места мало, поэтому снял защитно-декоративную красную решетку. Наверное, проще было бы прикрутить гудок под кронштейн фары, но решил её лишний  раз не трогать. Переносить в другое место с удлинением провода тоже было лень.

Поэтому из двух креплений (родное и от Hella) собрал подогнутую L-конструкцию, к которой и закрепил гудок. Следов задевания нет, работает нормально (и солиднее родного гудка).

Если и этот сломается, то там ещё один есть. Всё равно зря валяется. Но если ставил бы "с нуля", то взял бы что-нибудь покомпактнее (и подешевле).



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2020-12-25

Замена гидрокомпенсаторов Jeep Cherokee

Когда менял маслосъемные колпачки на моторе 3.7 V6 Jeep Cherokee, то не было в наличии новых гидрокомпенсаторов, а родные оказались полуживыми: шесть нормальных и шесть не очень. Поэтому позже всё же обзавёлся новыми гидрокомпенсаторами (ENGINETECH L2308).

И вот руки дошли поменять. Самое сложное - это снятие клапанной крышки. А когда крышка снята, то рокер легко отщёлкивается, а гидрокомпенсатор достаётся пальцами.



Все заменил: и слева, и справа. Теперь очень непривычно, что нет постукиваний после долгой стоянки.



Изображения из альбомов:

2020-12-23

SZ Viewer W1-2020-12-23 (Windows)

Изменения программы SZ Viewer для Windows:

1. Небольшие накопившиеся изменения.



Еще по этой теме:

2020-12-21

SZ Viewer A1-2020-12-21 (Android)

Обновление SZ Viewer для Android.


Требования к оборудованию:

1. Android версии 4.0 или новее.
2. Автомобиль с поддержкой протокола Suzuki.
3. Подходящий диагностический адаптер ELM327: Bluetooth или Wi-Fi (в режиме точки доступа).


Изменения:

1. Добавлена вкладка TPMS (система контроля давления в шинах). В первую очередь для нового Suzuki Jimny, где есть лампочка, но нет показаний.



Еще по этой теме:

2020-12-18

Справочник фотографа-любителя (1958): Характеристика объектива

Книга А.Журавлева и Ю.Кайдалова "Справочник фотографа-любителя", Новосибирское книжное издательство. 1958 год.



Уже давно выкладывал некоторые сканы, но они потерялись со временем. Восстановлю одну из интересных частей про характеристику объектива:


























Изображения из альбомов:

2020-12-16

Ещё один шинный штуцер

И в продолжение темы шинных штуцеров. Ещё один вариант с того же Али:



Я не люблю зажимные штуцеры, но этот, по отзывам, вполне хороший. 



Его особенность в том, что при зажатии рычага двигается резиновое уплотнение внутри, что делает удержание на вентиле более надёжным. И есть наружная часть, которая откручивается/закручивается по резьбе, что позволяет регулировать усилие нажатия.

Но пока я пробую тот резьбовой вариант. Если с ним будут проблемы, то перейду на этот.



Изображения из альбомов:

2020-12-14

Ещё один K-Line адаптер

Уже начал отвыкать от низкоуровневых K-Line адаптеров, всё больше с ELM327 имею дело. Но есть одна задача (она связана с диагностикой, но косвено), где мне нужен хороший K-Line адаптер на FTDI. У меня есть два таких и ещё есть два VAG K+CAN, которые умеют работать в этом режиме. Так вот из этих четырёх полностью (по уровню сигнала и т.д.) подошёл только китайский VAG 409, который, к сожалению, оказался на поддельном FTDI.

Поэтому сделал ещё одну попытку с китайским K-Line адаптером (чистым, без CAN), выбрал вариант с переключателями контактов и заявленным чипом FT232RQ:



Насчёт поддельности сказать ничего не могу, но на моей системе заработал, в тыкву не превратился. Но смущает, что идентификатор они выбрали "уникальный": 12345678



Есть переключения контактов (кроме стандартного 7):



Но в единственном случае, когда я делал переход контактов (с 7 на 14) это не помогло бы. Единственный интерес: можно ли этим адаптером добраться до контакта 9 с 5В уровнями SDL для старых Suzuki. Но моя программа всё равно не умеет с ними работать.

Что касается моей задачи, то этот адаптер, на удивление, подошёл уровнями. Это хорошо.


Изображения из альбомов:

Blog Archive