Search in the blog:

2016-04-06

Весна

Снега зимой было много. Но тает он как-то уж очень шустро.




Как бы засуха летняя опять не повторилась вместе с прошлогодними лесными пожарами.

Надеюсь на регулярные дожди. Как раз сегодня был, хороший такой.

Скоро лесные дорожки перейдут из состояния "замерзло" в состояние "засохло" и можно будет велосипед выкатывать. :-)



Изображения из альбомов:

2016-04-05

Samsung NX10 vs NX500: шумность матриц

Еще одно сравнение снимков, полученных камерами Samsung NX500 и NX10. В предыдущий раз было сравнение разрешения и детализации. В этот раз небольшое, но не менее интересное сравнение шумности матриц.

Строго говоря, при сравнении шумности разных ISO более правильно использовать неизменную выдержку (поскольку шум зависит и от нее). Но тогда нужен объектив, который работает более или менее стабильно во всем диапазоне изменения диафрагмы (соответственно изменению ISO). У меня сходу так не получилось, поэтому буду использовать не совсем правильную, но более простую методику, когда фиксируется диафрагма. Предположим, что это случай, когда большая чувствительность нас интересует для сокращения выдержки, а не для большего закрытия диафрагмы.

Объектив NX 30/2 при диафрагме f/4. Тест при искусственном освещении (энергосберегающая лампа с теплым светом). Съемка с небольшой недодержкой, как оно обычно бывает при таких условиях. Проявка в RT, профиль Neutral без настройки, только баланс белого выставлен "пипеткой" для всех снимков.

Слева NX10 (в полном разрешении), справа NX500 (с уменьшением разрешения до разрешения NX10). Да, это дает некоторую фору NX500 в плане детализации, но это и заслуга 28Мп матрицы против 14Мп.

ISO 800, выдержка 1/25




ISO 1600, выдержка 1/50




ISO 3200, выдержка 1/100




Результат "немного предсказуем". Матрица NX10 считалась шумноватой даже по тогдашним временам. NX500 - это другая история. По сравнению с NX10 выигрыш минимум два стопа (четырехкратное сокращение выдержки) при лучшей детализации.

Для сравнения, слева ISO 1600 NX10, справа ISO 6400 NX500:



Шумы сравнимы, но текст на картинке NX500 читается лучше: картинку с NX10 еще и подшарпливать не помешало бы (что ухудшит ситуацию с шумами).

Еще нужно учитывать, что с повышением чувствительности NX10 начинает еще больше недодерживать снимок, практически его придется сильнее тянуть. У NX500 в диапазоне как минимум до 6400 картинка по яркости более стабильная. И у NX500 тени тянутся лучше (в 14-битном режиме), но это еще отдельная тема.

В защиту NX10 скажу, что если сильно в большие чувствительности не лезть, то картинка получается чуть цветастее (но норовит в зелень уйти) и контрастнее (как результат меньшего динамического диапазона). Тест ДД я еще планирую сделать (методику не придумал), но субъективно света у NX10 тянутся хуже.


И, кстати, обратите внимание на дату выпуска NX500, указанную на коробке: 2015.12.09. Когда уже вовсю ходили слухи о прекращении выпуска и разработок цифровых камер Samsung, завод в Китае продолжал штамповать NX500. И это на фоне утверждений "знатоков", что NX500, сделанные позднее лета 2015, в природе не существуют.



Изображения из альбомов:

2016-04-04

Samsung NX500: 4K/DC/UHD и детализация

Разобрался с проблемой детализации видео NX500 при съемке в форматах 4K/DC и UHD.

Взял NX500 с объективом NX 20/2.8 и пробовал отснять видео в разных режимах. Выяснил, что проблема в фокусировке. Почему-то при некоторых условиях фокусировка уходит в никуда. А при таких разрешениях она становится очень важной.

Но вот если автофокус соизволит отработать нормально, то детализация видео 4K/DC, UHD практически совпадает с детализацией полноразмерного JPEG (естественно, нужно учитывать влияние сжатия видео). Что и не удивительно, ведь в этих случаях используется попиксельный захват картинки (но для видео 4K/DC используется только центральная часть матрицы).

Сравните (кроп один к одному):




Слева кадр из видео 4K/DC, а справа - это фотосъемка в JPEG. Немного разная экспозиция вызвана разным углом поля зрения. При фотосъемке в кадр попало больше белого (остатки льда/снега), поэтому автоматика сделала кадр темнее.

Кому интересно, пример съемки 4K/DC (4096x2160 при 24 к/с). И практически стерильные условия: съемка со штатива, статический объект (кроме воды, которая обычно требует большого битрейта, здесь выставлен средний: 40 Мбит/с). Автофокус отработал абсолютно правильно.

Общий вид (с уменьшение до 2000 по ширине):




Кадр из видео в полном размере: SAM_1483-f.jpg

И само видео (20 секунд, кодек HEVC/H.265 может далеко не везде восприниматься, на youtube, например, не заливается): SAM_1483.MP4 (98МБ)

Но в реальных условиях будет все не так весело. И автофокусу сложнее, чем при режиме FHD. И тряска более заметна. И "желе" (rolling shutter) еще не стоит забывать.



Изображения из альбомов:

2016-04-03

Am5x86

Рылся в шкафу и нашел свой старый процессор. Не самый первый, но с него начался мой путь в мир разгонов процессоров.




Это AMD Am5x86 для мат.плат под интелловский 80486. Особенностями являются поддержка множителя x4 (вместо x2) и, соответственно, повышенная частота 133МГц (33x4). Бюджетный способ апгрейда без перехода на Pentium мат.плату.

Умилительно сейчас выглядят надпись про Windows 95 и напоминание про использование радиатора и вентилятора охлаждения.

Довольно быстро после начала использования узнал, что этот процессор вполне неплохо разгоняется. Было страшно (а вдруг что сгорит?), это казалось какой-то магией, но он ПОЧТИ стабильно работал на 40x4 (160 МГц) и реально стабильно на 50x3 (150 МГц).

Потом были и другие процессоры, и другие разгоны (и даже фейковые-поддельные процессоры, когда младшую модель выдавали перемаркировкой за старшую). Но то уже получался рутинный процесс, а здесь было ощущение настоящего чуда. :-)



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2016-04-02

Samsung NX10, NX300M, NX500: Color-shift (2)

Проверка на цветовую неравномерность кадра. Вторая попытка.

Камеры Samsung NX10, NX300M, NX500. Условия повторены, но в этот раз объектив NX 30/2 на диафрагме f/2. ISO100, выдержка 1/30.

По два снимка на каждую камеру. Один обычный, а второй - без электрического контакта объектива с камерой, то есть без применения внутрикамерного исправления виньетирования (влияет на результат в SRW).

Для удобства проверки равномерности рядом два одинаковых кадра.


Samsung NX10:






Samsung NX300M:






Samsung NX500:






NX300M дает неравномерность даже при программной коррекции.

Интересно, что с внутрикамерной коррекцией у NX10 плавный результат. Возможно, что профиль коррекции объектива NX 30/2 делали именно под камеры первого поколения. На NX300M этот профиль не совсем корректно работает - проявляет характерной зеленью СЛЕВА.

Samsung NX10, NX300M, NX500: Color-shift (1)

Проверка на цветовую неравномерность кадра при использовании несистемной оптики. Камеры Samsung NX10, NX300M, NX500. Попытка первая.

Сперва пытался снимать лист бумаги, но тяжело добиться равномерной освещенности, особенно при близком расстоянии (из-за короткого фокусного расстояния объективов). Поэтому снял расфокусированный экран монитора, на который выведен белый цвет.  ISO100, съемка в SRW, проявка в RT с профилем Neutral, но для каждого кадра выставил баланс белого по центральной области. Для NX300M учтена ошибка с "зелеными" краями.

Показываю рядом два дубля одного кадра. Так хорошо заметна цветовая разница левого и правого краев.

Первый тест с объективом Зенитар 16/2.8. Фотографии с него использовались при описании эффекта colors-shift на камере NX20. Диафрагма f/2.8.

NX10:




NX300M:




NX500:





Второй тест с объективом Pentax 28/3.5. Диафрагма f/3.5.

NX10:




NX300M:




NX500:




У NX300M заметный color-shift (малиново-зеленый). Это свойственно поколению 20Мп матриц Samsung NX. NX10 и NX500 ведут себя лучше.

Немного резковата граница кадров с Зенитара (на всех трех камерах). Возможно, не удалось выдержать равномерность исходного кадра. Для Pentax граница хорошая, размытая (в случае NX10, NX500).


Еще интересно, что при одинаковых выдержках (и, конечно, диафрагме и чувствительности) изображение NX10 самое темное. У NX500M чуть светлее, самое светлое у NX300M.



Изображения из альбомов:

2016-03-31

Колесные редукторы: март 2016

Давно ничего не писал про колесные редукторы для Suzuku Jimny. А особо нечего и рассказывать. Они на прежнем месте - ржавеют в углу гаража.

Но процесс их доводки идет, хоть и без особого энтузиазма. За это время в дополнение к задним полуосям добавились новенькие, сделанные по заказу ведущие шестерни для задних редукторов:




В качестве образца выступала шестерня от передних редукторов (в центре). Есть мысль по унификации этих деталей, но еще есть с чем повозиться.

План работ есть, но пока не знаю, будут ли ресурсы для его выполнения. Но надо уже определяться, летний сезон не за горами.

Почтовая археология

Ремонт в подъезде. Первый раз за много лет оторваны почтовые ящики для полной покраски стены и самих ящиков. А за ними сюрприз: десяток почтовых открыток. По какой-то причине открытки попадали в щель между ящиками и стеной. Там и остались до нынешнего времени.

Открытки 1970-1980-х годов, судя по штемпелям.






И т.д. А ведь кто-то, наверное, подумал, что почта украла или потеряла эти отправления. А они вот, совсем недалеко были.



Изображения из альбомов:

2016-03-30

Samsung NX500: форматы SRW

Во времена Samsung NX10, NX20 и т.п. формат SRW был простым. Упаковка, но без сжатия: 12 бит на один пиксел (три байта на два пиксела). Миллионы таких пикселов уверенно сжирали место на карточке и винчестере.

С NX300/NX300M уже стало повеселее. Добавилось сжатие. Вроде бы как без потерь, отключить нельзя. Но если без потерь, то не особо и хотелось бы отключать.

С NX500 ситуация заметно усложняется.

Во-первых, как уж упоминал, появилось сжатие с потерями. В меню оно называется Normal Compression. Старый вариант (без потерь) присутствует: называется Lossless Compression.

Во-вторых, теперь у SRW-файлов может быть не только 12-битная разрядность, но и новомодная 14-битная. Прямой настройки битности нет, к сожалению. Все зависит от выбранного режима Drive.

Для покадровой съемки (Single) используется 14-битная версия SRW.

Для серийной съемки (Continuous Normal или Continuous High) используется 12-битная версия SRW.

Для Burst, как уже говорил, автоматически включается JPEG.

Остальные режимы (в том числе автобрекетинг) считаются покадровыми, поэтому используется полная 14-битная версия SRW.


Таким образом, есть четыре комбинации, которые определяют, фактически, четыре формата SRW-файлов:

14 бит, lossless SRW.
12 бит, lossless SRW.
14 бит, normal SRW.
12 бит, normal SRW.

Размеры, соответственно, разные. Реальные файлы, для примера:

а) ISO100, плавные переход, деталей особо нет:

14 бит, lossless SRW: 29МБ
12 бит, lossless SRW: 23МБ
14 бит, normal SRW: 22МБ
12 бит, normal SRW: 18МБ

б) ISO6400, шум:

14 бит, lossless SRW: 42МБ
12 бит, lossless SRW: 33МБ
14 бит, normal SRW: 26МБ
12 бит, normal SRW: 20МБ


Сжатие с потерями не слишком "гуляет" размерами. А вот SRW со сжатием без потерь довольно сильно могут отличаться своими габаритами.


Различие между 12 и 14 битами NX500 - это интересный вопрос. Первый опыт показывает, что дополнительная разрядность ушла на младшие биты. Помогают тянут тени при экстремальных условиях (вроде +5EV в конвертере). Вытягиванию светов не помогают (или я не разглядел отличия).

А вот разницу между сжатиями не смог увидеть. Не из-за ее отсутствия, а из-за недоделок в dcraw. Он некорректно (с артефактами) декодирует такие SRW, особенно 12-битные или на высокой чувствительности. Сам по себе dcraw я не применяю, но он используется RawTherapee. Соответственно, недоделка присутствует и в самой свежей версии RT. Придется ждать новых версий и надеяться, что работа будет доделана.

Но для тестирования и практической съемки я и использую 14-битные SRW со сжатием без потерь. Они без проблем открываются в RT (как и 12-битные версии).

2016-03-29

Электрораздатка в запас

Оценил разные варианты восстановления держателя моторчика актуатора от Suzuki Jimny. Ничего не вдохновило, ощущение пустой траты денег. Поэтому вопрос решил радикально: купил б/у раздатку от JB23W на запчасти. Ее несколько побили при перевозке, но держатель целый:




Сперва хотел только его заменить.




Но посмотрел раздатку, с виду она посвежее моей. Появилась мысль, а если из двух раздаток сделать одну, ее и поставить на машину?

Располовинил раздатку посмотреть цепь и внутреннее состояние:




Нормально, в принципе, но не сказать, что сильно отличается от моей. Разве что немного меньше износ шестерней, по которым цепь ходит. Внутри такой же налет, но меньше следов, похожих на попадание воды.

Саму цепь визуально сложно оценить. По-хорошему, надо обе цепи измерить и сравнить (хотя бы расстояние между несколькими звеньями). Но не хочется мою раздатку разбирать еще раз.



Изображения из альбомов:

2016-03-28

Сравнение NX300M и NX500 (видеосъемка)

И еще сравнение NX500 с NX300M (см. первую и вторую части). В этот раз темой будет видеосъемка.

Общая концепция управления видеосъемкой продолжает направление, заданное в NX300/NX300M. Ключевым является отсутствие на диске режимов отдельной позиции видеосъемки. Для записи видео используется отдельная кнопка.

Но в NX500 появилась полезная возможность перехода в режим "ожидания" видеосъемки. Запись в этом режиме еще не ведется, но уже видны настройки и кадрирование под выставленный формат видео.




К сожалению, переход в "ожидание" можно назначить только на кнопку Custom. Еще нужно учесть, что начало записи видео все равно производится нажатием отдельной кнопки. Нажатие кнопки спуска вызывает переход в режим фотосъемки. Первое время это несколько непривычно.

При этом "ожидании" выводится такая же информация, что в режиме съемке. Видны столбики уровней звука. Их (вместе с колонками значков по краям) можно убрать нажатием Disp ("вверх").

В нижней части экрана всегда (вне зависимости от режима видеосъемки) показываются выдержка, диафрагма и чувствительность. Используемая чувствительность отображается даже при включенном AutoISO. Очень удобно. К слову, AutoISO, если включено, всегда работает в диапазоне 100-6400 (это логично, поскольку ручная настройка диапазона AutoISO задается в подменю фотосъемки, а не пользовательских настроек).

В очередной раз изменилось управление режимами автофокуса. Сейчас оно стало более логичным и удобным по сравнению с камерами предыдущих поколений. Нажатие AF (кнопка "вправо") вызывает именно настройку режимов фокусировки. Как в режиме ожидания, так и во время видеосъемки.




Обращает внимание появление режима SAF.

Но для быстрого переключения в режим MF (и обратно) можно использовать или значок в левой колонке на экране, или нажатие кнопки Fn. Работает это и в режиме ожидания, и в режиме видеосъемки. Работает в том числе и с объективами, где есть отдельный переключатель MF (но его тоже можно использовать).

Для некоторых (но не всех) системных объективов есть настройка поведения автофокуса: отзывчивость и скорость.




Из режима фотосъемки в режим видеосъемки пришел AF Tracking выбранного на экране объекта.

Для ручного фокуса работает Focus Peaking (кроме съемки в 4K, UHD). В том числе с несистемной ручнофокусной оптикой:




Для несистемной оптики можно оперативно отключать Focus Peaking нажатием на значок в левой части экрана.

Традиционно для Самсунга на число кадров в секунду влияет настройка NTSC/PAL. NTSC для кратности 30 к/с, PAL - для 25 к/с. Кроме режимов "игры в кинооператоров" (где фиксированные 24 к/с).

Есть режим 100/120 к/с, но только с разрешением 1280x720 (HD).

Важным является использование нового кодека HEVC/H.265. Это перспективно, но на данный момент могут быть проблемы с воспроизведением и(или) обработкой видео на некоторых устройствах. Это мне напоминает, как я в 2007 году выбирал Sanyo Xacti VPC-CA65. К этой камере были аналогичные претензии, что она использует "какой-то дурацкий" AVC/H.264.

В принципе, есть штатный Samsung Movie Converter (программа для PC). В ней можно перекодировать видеофайлы (в том числе "пакетно") с использованием AVC/H.264. Интерфейс программы простой:




Хотя, понятно, использование такой программы - это некоторая потеря времени. И еще есть упоминания, что под 32-битными системами в этой программе можно работать только с разрешением до FHD включительно. Для бОльших разрешений требуется 64-битная версия. Мне сложно это прокомментировать, я проверял на "64 битах", там проблемы не было.

Когда первый раз пробовал снимать видео на NX500, то предварительно в настройках выбрал максимальный битрейт. Посмотрел размеры получившихся файлов, удивился и полез читать инструкцию:




Битрейты возросли. Например, для 1920x1080 при 60 к/с стало 70 Мбит/с. А на NX300M было около 26-27 Мбит/с. Ощутимая разница (и еще HEVC/H.265 в теории более эффективен, чем AVC/H.264).

Известно, что NX500 снимает в режимах 4K и UHD. Но в этих режимах используется кроп центральной части, что уменьшает угол поля зрения (заявлено, что диагональ кадра уменьшается в 1.68 раза для 4K и в 1.77 раза для UHD). Знакомая история (наблюдал подобное на своем старом видеорегистраторе).

Продемонстрирую на примере с использованием объектива NX 16/2.4.

Так выглядит картинка при фотосъемке в камерный JPEG (6480x4320 с уменьшением размера до 2000 по широкой стороне):




Почти максимальный угол поля зрения (немного больше можно получить при съемке SRW c проявкой в сторонних конверторах).

Теперь режим FHD (1920x1080):




Здесь кадр подрезан по вертикали.

Режим 4K (или DC, как он называется в настройках камеры, 4096x2160 с уменьшением размера до 2000 по широкой стороне):




Ощутимое уменьшение угла поля зрения.

И режим UHD (3840x2160, с уменьшением размера до 2000 по широкой стороне):




Угол поля зрения еще меньше.

Границы, примерно наложенные на результат фотосъемки:




Центральные части кадров в сравнении с фотоснимком (кроп 1:1):




Верхний левый снимок - FHD. Нижний правый - фотосъемка в JPEG. Как видно, физический размер пиксела в режимах 4K/DC и UHD равен физическому размеру пиксела в режиме фотосъемки с максимальным разрешением.

Несколько смущает мыльность изображения 4K/DC и UHD относительно JPEG. Либо обработка слабее, либо сжатие сказывается, либо фокус не там. Вопрос требует дополнительного изучения.

Для оценки объема каждого кадра: 4K/DC - это чуть меньше 9Мп.

Но мне кажется, что не стоит слишком серьезно относиться к режимам 4K/DC и UHD камеры NX500. Сильный кроп на практике вызывает проблемы с тряской камеры (малейшие отклонения сразу видны), что еще усугубляется некоторой "желейностью" изображения (rolling shutter).

Хочу еще отметить, что в режимах 4K/DC и UHD не работает внутрикамерное программное исправление дисторсии.


В заключение стоит отметить, что в зависимости от формата есть ограничения на длину видео. Часть из них можно отключить через инженерное/сервисное меню. Еще нужно помнить об ограничении размера файла (примерно 4ГБ) при использовании файловой системы FAT. Это ограничение обходится переформатирование карточки в exFAT.

Blog Archive