Search in the blog:

2021-02-23

Зимний Нухун-Гол и лесовозы: спутниковые снимки

После лесовозов и Нухун-Гола решил глянуть спутниковые снимки тех мест. Гугловские снимки очень плохого разрешения, а вот у Яндекса хорошо отснята эта часть:



Заявлено, что это максимум 2018 год. Севернее озера видна старая вырубка, которая толком не заросла за это время.

А теперь снимки ESRI ArcGIS.Clarity/Imagery и MapBox, которые доступны через SAS.Планету, фактически это один снимок с чуть разной обработкой:



Очевидно, что это более свежие снимки, хорошо видна ещё севернее новая вырубка. Скорее всего, 2019 или 2020 год.

В 2019 году, видимо, и начали рубить или готовиться к рубке. Тогда и попался на глаза отворот:



Он же в этом году:



В лучшем случае продолжают то направление. В худшем - взяли какое-то новое недалеко.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-02-21

Зимний Нухун-Гол и лесовозы

Решили съездить на один день до зимнего Нухун-Гола. Было очень интересно состояние дороги от второго брода через Китой до самого озера. Предыдущие годы эта дорога была более-менее накатана, но в этом году снега довольно много. Тем более что перед поездкой опять его навалило.

Подъезжаем к Подкамню и видим свежую расчищенную дорогу. Да здесь даже на легковых можно ездить:



И кругом подозрительные предупреждения о лесовозах:



Между первым и вторым бродами такое же шоссе:



Шоссе идёт через второй брод. Ну это ладно, в том же 2019 году броды были подготовлены под лесовозы. Но к огромному удивлению вижу, что это шоссе идёт в сторону Нухун-Гола.



Первый подъём (самый сложный до Нухун-Гола) основательно почищен:



Но и шлак (?) для подсыпания под колёса и ведерки, чтобы его носить, присутствуют.



Довольно быстро догоняем и утыкаемся в трактор, который чистит дорогу прицепленной сзади гусеницей.



Была мысль, что он уйдет куда-нибудь в сторону, но он шёл ровно по направлению на Нухун-Гол:



Было очень интересно, что вообще такое происходит. Но, увы, поездка была мало того, что однодневная, да ещё и ограниченная по времени. А ползти за трактором, который выравнивает дорогу, буквально выдирая камни из земли, пришлось бы долго.

Поэтому кое-как развернулись (дорога ровная, но тесная) и поехали обратно к Китою, чтобы заехать на одно зимовье.



Погуляли-посмотрели.



Возле зимовья увидел знакомую вещь - винт от болотохода SPS. Забавно.



Время поджимало, поехали обратно.



Такие дела. В окрестностях Нухун-Гола, похоже, основательно рубят лес. Да, эта дорога (от второго брода) и возникла в результате давней лесозаготовки - это видно и по лысому северному берегу и по спутниковым снимкам заметно. Но я думал, что повторно косить лес не будут.

К слову, по дороге обратно попалось несколько пустых лесовозов навстречу. Ладно хоть не на том расчищенном, но узком шоссе, а на более широких участках. Но разъезд всё равно тяжелый, иногда приходилось прямо целиком нырять в снег.



Но снег в лесу красивый, ничего не скажешь.



Изображения из альбомов:

2021-02-17

Зимой без блокировки No-Slip на Jeep Cherokee KJ

Весной 2020 года я убрал блокировку No-Slip (Powertrax No-Slip 92-0382-2905) из заднего моста Jeep Cherokee.



Понятно, что проходимость ощутимо ухудшилась, имитации помогают, но заменить межколесную блокировку не могут. Но интереснее было ощутить влияние отсутствия/наличия задней блокировки на обычную эксплуатацию.

Летом особого влияния нет, но без блокировки на заднем приводе при интенсивном старте с места по грязноватому или пыльному асфальту вмешивается система стабилизации/антипробуксовки. С задней блокировкой это происходит гораздо реже. Но в целом для обычных летних асфальтовых дорог задняя блокировка практически не нужна.

А вот зимой отличия более заметны. Если в режиме полного привода без блокировки межосевого дифференциала пытаться быстро разогнаться по скользкой, почти ледяной дороге, то антипробуксовка сразу и довольно грубо срабатывает, в результате машина никуда не едет, возникает провал в разгоне. Приходится переключаться в  режим "part-time" (блокировать межосевой дифференциал). Становится получше, но если под одной стороной лёд, а с другой - снег, то разгона всё равно нет. С задней блокировкой было проще, переходить в "part-time" приходилось гораздо реже, антипробуксовка срабатывала не так часто. Нажимаешь педаль газа в обычном полноприводном режиме и разгоняешься.

Удивителен другой момент. С задней блокировкой я заметил склонность к заносу при нажатии на газ в сравнительно медленных, но скользких поворотах. Думал, что причина в межколёсной блокировке. Но оказалось, что и без задней блокировки всё аналогично, такая же склонность к заносу. Значит такой полный привод.

В целом под зиму (и, конечно, бездорожье) задняя блокировка просится обратно. Я уже несколько раз порывался вернуть её обратно, но жалко совсем свежее хорошее масло в заднем мосту, а заливать бу повторно как-то не хочется.

Другой момент психологический. Cherokee без задней блокировки, без лифта, на штатного размерах колёсах не вызывает желания куда-то съехать, где ему станет плохо. Уровень хорошего паркетника и ладно. А так, вернёшь блокировку, захочется вернуть лифт и колёса побольше. И опять пошло-поехало.

2021-02-15

2021-02-13

Муфта вентилятора Jimny: 17120-81A00 (оригинал Suzuki)

Заказанная муфта вентилятора для Suzuki Jimny приехала.



Да, в этот раз это не китайская "F193", а оригинал Suzuki 17120-81A00



Aisin 2DK, как гласит надпись на корпусе. Забавно, но оригинал (2005 года) у меня был 2BK, а Aisin под названием Sachs был 2CK.



Установил уже и опробовал. Пока работает (хотя зима, конечно). Сколько эта радость протянет? :-)



Изображения из альбомов:

2021-02-11

Ноутбук Lenovo x240: апгрейд Wi-Fi до 5ГГц (802.11ac)

Есть ноутбук Lenovo x240 (12.5"), который у меня появился в 2014 году. Мне он в целом нравится, его производительности хватает для моих задач. Но у него поддержка довольно устаревшего Wi-Fi протокола 802.11n c работой только в 2.4ГГц диапазоне, что совсем не соответствует остальным возможностям.

Самый простой вариант - это заменить соответствующую карту расширения (она отвечает для Bluetooth и Wi-Fi), но у Lenovo есть ограничение. Если карточка не из определенного списка, то BIOS блокирует загрузку. Если не хочется заниматься хакерством, то нужно аккуратно относится к выбору карты. Не вдаваясь в подробности, нужно искать карту с FRU (Field Replacement Unit) 04X6007. Благо на Али есть такие карты неизвестного происхождения. Не сказать, что совсем дешево, но и не сказать, что дорого. Там я её и купил.

Выглядит комплект карты так:



Для замены нужно лишь снять заднюю крышку и отщелкнуть несколько разъёмов. Подробнее см. видео (раз и два). Ничего сложного, больше всего я провозился с откручиваем болта, держащего карту (нужна хорошая маленькая крестовая отвёртка). Комплектная пластинка при установке не нужна.

Сравнении двух карт. Слева новая, справа старая-родная:



Обе на Intel 7260, но новая поддерживает 802.11ac и 5ГГц.

После сборки всё заработало, Bluetooth не потерялся.

Было (по словам роутера, с принудительным ограничением полосы 20МГц):



Стало:



Т.е. максимальные для роутера 866 (867) Мбит/с. Но, похоже, нет поддержки 802.11k/r/v (быстрый роуминг), впрочем, для ноутбука это не особо важно.



Изображения из альбомов:

2021-02-09

Новое крепление хайджека (на доработанный багажник).

С 2011 года на крыше Suzuki Jimny стоит багажник. К нему я крепил хайджек при помощи Quick Fist креплений. И это было довольно удобно. Но летом 2020 года доработал багажник, уменьшив его высоту. Соответственно, он лишился креплений хайджека. Более того, на багажнике размешается палатка АП-1, а значит места совсем мало остаётся. Но возить хайджек в салоне не хочу, поэтому пришлось крепить как есть.

Удалось разместить хаджек только поперёк автомобиля, благо он длиной 1.2м.



Использовал два крепления Quick Fist.



Раньше было четыре крепления (для надёжности), рекомендуется три, а здесь только два. Это не совсем нравится, но сами крепления держат домкрат только от прыжков вверх, а так всю массу воспринимают болты с гайками. В принципе, можно для надёжности и гайкой прихватить, но тогда смысл Quick Fist теряется.

Ещё нужно было учесть размещение палатки, но запас есть:



Хайджек шире крыши, но уже самой машины. По лесу и веткам уже поездил, не особо мешает, если впритирку с наклоном не проходить.

Ставить удобнее тем, что можно положить на багажник, а не закидывать как при старом креплении сбоку. Но неудобно, что машину нужно обходить для крепления с двух сторон.

По городу хайджек нужно снимать, конечно. Украдут сразу же.



Изображения из альбомов:

2021-02-08

SZ Viewer A1-2021-02-08 (Android)

Обновление SZ Viewer для Android.


Требования к оборудованию:

1. Android версии 4.0 или новее.
2. Автомобиль с поддержкой протокола Suzuki.
3. Подходящий диагностический адаптер ELM327: Bluetooth или Wi-Fi (в режиме точки доступа).


Изменения:

1.  Бары (единицы измерения) для давления шин на вкладке TPMS.

2. Исправлено прыгание строчек. Это непонятная штука. На старых телефонах этого не было, на новых почему-то прыгали строчки (менялся межстрочный интервал) в зависимости от значений. Я нашел, что именно вызывает такое поведение, но не понял, почему это вызывает такое поведение. Выглядит как ошибка где-то в Android. Но нашел и обход проблемы. Надеюсь, что поможет (на моих тестовых телефонах помогло).



Еще по этой теме:

2021-02-07

Заброшенное садоводство "Широкая падь" зимой

Новые амортизаторы надо было "обкатать", решили скататься в заброшенное садоводство "Широкая падь", что на отвороте дороги в Тальяны. Там осталось буквально десяток домов, остальные участки и проезды зарастают молодыми деревьями и кустарником. Летом туда ведет вполне неплохая гравийка, поэтому народ всё еще туда катается на вполне обычных автомобилях без проблем. А вот стало интересно, в каком состоянии туда дорога зимой.

Поставил TSL 34" на Suzuki Jimny вместо зимних 30" и поехали.

До садоводства "Медик" дорога ожидаемо накатана, но дорога на саму "Широкую падь" встретила снегом со свежими следами:



С учётом, что сейчас часто идёт снег, то кто-то проезжал буквально на днях. Едем по следам, никаких проблем, но заметно, что проезжавший явно боролся с дорогой - его несколько раз сносило, местами следы подкапываний. Колея не сказать, что очень глубокая, но и совсем не "пузотерная".

Через некоторое время видно, что ехавший развернулся обратно, видимо, надоело копаться. А дальше идут более старые следы, присыпанные свежим снегом:



Ничего, Jimny едет, хотя и не сказать, что прямо очень легко, но без больших проблем.

По накатанному, хоть и старому следу, довольно быстро доехали до начала садоводства. Солнце подогревает.



Остатки строений в снегу:



Дорога такая же, иногда идет чуть в подъем, там сложнее.



Но всё равно едем без проблем, Jimny почти не чертит мостом. Какой-то цели не было, садоводство достигнуто без копаний. Поэтому решили доехать только до знаковой автобусной остановки, где и остановились.



Летом 2018 года даже ходил автобус:



Насчет 2019 и 2020 годов не уверен. Кому туда ездить?

Всё ещё есть незаросшие проезды:



Посмотрели и поехали обратно.



Сохранились редкие живые дома:



А я думал, что дороги не будет, а оно вон как оказалось. Какие-то фанаты всё же катаются. Зато копаться не пришлось, я не особый любитель езды на лебедке даже по снегу.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-02-06

Kayaba 344394 как задние для Suzuki Jimny

Поставил амортизаторы Kayaba 344394 (задние для Jeep Grand Cherokee ZJ) в качестве задних на свой Suzuki Jimny. С удлинителями.



Пришлось подрезать резинки в верхних креплениях амортизаторов. И вставить отсутствующие металлические втулки (взятые аж из задних амортизаторов GIZ).

Обязательно проверил длину амортизатора в состоянии "кузов на отбойниках", для этого извлекал задние пружины. Хватило длины в сжатом состоянии, но почти на грани уже. Monroe 32269 в этом плане дали больше бы запаса. Но не думаю, что это будет влиять, я практически не помню, чтобы задняя подвеска до отбойника складывалась.

На ходу нормально, они как раз немного длиннее, чем старые Kayaba 343098 (задние для ВАЗ), которые были короткие для нынешней подвески.



Изображения из альбомов:

2021-02-04

Wi-Fi AC1300 vs AC1200 (у Keenetic, например)

Если посмотреть роутеры Keenetic, то у части устройств заявлен класс AC1300, а некоторых "только" AC1200. 

Например, для Viva (KN-1910) указан класс AC1300, а для Speedster (KN-3010, который как бы Viva без USB) - AC1200. В чём отличия?

Класс - это обозначение максимального стандарта (AC - это 802.11ac) и округленной суммарной  (во всех диапазонах) максимальной скорости. Т.е., AC1300 - это 400 Мбит/с в 2.4ГГц плюс 867 Мбит/с в 5ГГц диапазоне. Тогда как AC1200 - это 300 Мбит/с в 2.4ГГц плюс 867 Мбит/с в 5ГГц диапазоне.

Разница только в диапазоне 2.4ГГц, а в 5ГГц теоретический максимум одинаковый: на полосе 80МГц, коротком защитном интервале, модуляции 256-QAM, кодировании 5/6 и MIMO 2x2 это 867 Мбит/с.

Но и в 2.4ГГц не всё так просто. 300 и 400 Мбит/с указаны как теоретический максимум на полосе 40МГц, коротком защитном интервале и MIMO 2x2, разница только в модуляции. 300 Мбит/с - при использовании модуляции 64-QAM, которая стандартна для 802.11n (в 2.4ГГц диапазоне 802.11ac не действует). Тогда как 400 Мбит/с - при использовании нестандартной для 802.11n модуляции 256-QAM. 

Это означает, что для работы этой опции AC1300 и получения преимущества клиент должен поддерживать модуляцию 256-QAM в 2.4ГГц диапазоне. А таких клиентов не так много. И, конечно, даже если клиент понимает эту модуляцию, то должны быть условия (чистота эфира) для её работы., что для перегруженного в городских условиях 2.4ГГц может быть большой проблемой.

Другой момент: если клиент поддерживает 256-QAM для 2.4ГГц, то с очень большой вероятностью (практически всегда) он поддерживает и 802.11ac, а значит имеет смысл и вовсе переходить в диапазон 5ГГц (со стандартными параметрами!), а не пытаться выжимать максимум из загруженного 2.4ГГц.

Более того, у некоторых клиентов диапазона 2.4ГГц и с поддержкой 802.11n будут проблемы при подключении к роутеру с включенной нестандартной опцией 256-QAM.

Поэтому никакой практической разницы между AC1200 и AC1300 нет. Вполне может быть, что из новых моделей уберут поддержку 400 МБит/с за счет 256-QAM в диапазоне 2.4ГГц, как убрали из того же Speedster.

2021-02-02

Kayaba 344394 (задние для Jeep Grand Cherokee ZJ) как альтернатива Monroe 32269

Сейчас на Jimny сзади установлены амортизаторы Kayaba 343098 (это задние для ВАЗов). Они короткие, но стоят с удлинителями, что несколько компенсирует недостаток длины. Явных рывков на ходе отбоя нет, но всё равно изредка ощущается, что нужны амортизаторы подлиннее. Предварительная примерил сломанные Monroe 32269, очень подходящая длина. Это задние для Jeep Grand Cherokee ZJ.

Но эти Monroe нынче экзотика, есть ещё одна замена: Kayaba 344394. Цена (если учитывать небольшие остатки Monroe) практически одинаковая. Рискнул и заказал Kayaba. Во-первых, больше предложений. Во-вторых, интересно сравнить.



Kayaba 344394 (черные) в сравнении с Monroe 32269 (синие и грязные):



Kayaba с газовым подпором (низкого давления), Monroe обычные масляные.

Верхняя втулка у обоих амортизаторов резиновая, металлической части втулки нет, нужно где-нибудь взять. Я вытащил из Monroe, они туда аналогично попали из задних амортизаторов GIZ.

Нижняя втулка Monroe резиновая с металлической вставкой (есть в комплекте). А вот у Kayaba в нижнем ухе сайлентблок.

Длина в растянутом состоянии одинаковая: примерно 545мм.

А вот в сжатом состоянии есть разница. У Monroe длина примерно 337мм, а у Kayaba 342мм, примерно на 5мм больше. Вроде бы мелочь, но такое отличие может помешать при работе на Jimny с удлинителями. Надо будет обязательно проверить в состоянии "на отбойниках", надеюсь, что удлинения отбойников (примерно 40-45мм) хватит.



Изображения из альбомов:

2021-01-30

Вторая замена манометра на шланге компрессора Беркут-17

В прошлом году поменял манометр на шланге Беркута-17 (который использую с Беркут-20). Хотел улучшить точность, а то родной сильно уж грубый, особенно для Jimny. Но, увы, китайский манометр до 2 бар оказался слишком нежным. При таком пределе его постоянно зашкаливает при накачивании, от чего стрелке становится плохо.

Поэтому вторая попытка. В этот раз манометр до 4 бар.



Резьба такая же: 1/8 BSPT. Находится сзади, а не сбоку.



Сам манометр покрупнее. В сравнении слева направо родной Беркут-17 (на 7 бар), новый (на 4 бара) и прошлогодний (на 2 бара):



Диаметр как у родного Беркут-17, даже резиновая защита почти нормально надевается:



Точнее говоря, защита чуть больше диаметром, поэтому не фиксируется, сваливается. Пока временно прихватил герметиком.

2021-01-27

Доступ через BLE к ELM327 адаптеру Viecar 4.0 Bluetooth 4.0

Меня интересовал доступ через BLE к ELM327 адаптеру Viecar 4.0 Bluetooth 4.0. Всё оказалось довольно просто.

Задача состояла в том, чтобы найти BLE-сервис с подходящими характеристиками. Всё нашлись почти сразу же.

Вид через Bluetooth LE Lab (под Windows 10 + Orico BTA-508):



Вид через Bluetooth Pair (под Android):



Поддержка Bluetooth BLE сделана при помощи IS1678S, нужный сервис имеет UUID 0000FFF0-0000-1000-8000-00805F9B34FB. У него две характеристики:

0000FFF1-0000-1000-8000-00805F9B34FB - с поддержкой indicate/notify, т.е. чтение данных по уведомлению.
0000FFF2-0000-1000-8000-00805F9B34FB - с поддержкой write.

Использование простое. Через вторую характеристику производится отправка запросов к ELM327. Через первую характеристику через indicate/notify читаются ответы.

К сожалению, программа Bluetooth LE Lab (под Windows 10) оказалась с ошибкой и не смогла показать чтение через notify, но я взял более страшную, но работающую Bluetooth LE Explorer (под Windows 10) и сразу увидел ответ на запрос ATZ\r

Но это заведомо касается только Viecar 4.0, но есть вероятность, что и на других BLE ELM327 адаптерах заработает.

Означает ли это, что поддержка BLE ELM327 будет в SZ Viewer? Не уверен. Под Windows всё довольно криво сделано (и работает только под Windows 8-10), под Android получше, но всё равно особого желания возиться не вызывает. К тому же, такие адаптеры более актуальны под iOS с её сильными ограничениями, а под Android нормально (условно) работают Bluetooth SPP и Wi-Fi адаптеры. Хотя не исключаю, что со временем и они станут всё хуже поддерживаться. C Wi-Fi это можно уже наблюдать эдак с Android 9: без ручного подтверждения сети (из-за отсутствия Интернета) телефон автоматически отключается от ELM327 по тайм-ауту.



Изображения из альбомов:

2021-01-26

Масса (объём) смазки в муфтах для Suzuki Jimny

У меня есть шесть неисправных муфт вентилятора для Suzuki Jimny. Две Aisin вскрывались, поэтому для изучения уже не подходят, а вот четыре китайские (VC-802 и три "F193") ещё не разбирались. С ними я и сделал эксперимент. Измерил массу в собранном виде, затем разобрал, удалил насколько возможно смазку изнутри (вытекала много дней), и опять взвесил в сборе.

Типичная муфта "F193", смазка, как видно, прозрачная, а не жёлтая как в Aisin.



Получилась разница для "F193": 11 г, 7 г, 13 г. Т.е. маловато смазки. А вот в VC-802 было больше: 21 г. Но при этом муфта всё равно не работала. Возможно, что в VC-802 конструктивно надо больше смазки добавлять, форма отличается.

Объём можно оценить, плотность у подобной смазки около 970-980 кг/м3 в зависимости от вязкости.



Изображения из альбомов:

Blog Archive