Search in the blog:

2015-03-09

Полуразгруженные и разгруженные полуоси

Есть некоторая путаница с терминологией, обозначающей разгруженность полуосей. Например, (штатные) задние полуоси Suzuki Jimny. Некоторые называют их нагруженными, а некоторые - полуразгруженными. Какой вариант правильный?

Можно считать правильным оба варианта, но из-за того, что исторически сложилось две классификации загруженности полуосей.

1. Устаревшая система, где нагрузка оценивается только со стороны колеса.
2. Более развитая международная система, где нагрузка оценивается с двух сторон (со стороны колеса и со стороны дифференциала).

Поэтому в устаревшей системе можно назвать полуоси Jimny нагруженными, тогда как в более современной системе их называют полуразгруженными.

Типы полуосей во второй системе:




В качестве классического примера нагруженной полуоси можно привести Ford T:




В отличие от привычной схемы, когда дифференциал на подшипниках размещается в корпусе моста или корпусе редуктора, здесь на подшипниках (со стороны дифференциала) располагаются сами полуоси. Поэтому полуось является [полностью] нагруженной. В современных автомобилях такая схема не используется.

2015-03-06

Камера Phantom 2 Vision+

Про камеру и форматы файлов DJI Phantom 2 Vision+. Камера официально называется FC200.

Размер матрицы, насколько удалось найти, 1/2.3" (к.ф. 5.2), родное соотношение сторон 4:3.
Объектив 5/2.8 с довольно сильной дисторсией и заявленным углом поля зрения 140°.

1. Фоторежим.

Максимальное разрешение около 14Мп соотношение 4:3 (4384x3288 при съемке в JPEG).
Дисторсия объектива внутрикамерно программно не исправляется, поэтому весьма заметна.

В JPEG режиме результаты сравнительно цветастые и контрастные, но грубоватые при ближнем рассмотрении.

Самой интересной возможностью камеры является поддержка формата DNG в фоторежиме. Размер DNG фиксированный, поскольку не используется сжатие и внутри нет JPEG для предпросмотра. Размер файла 28862512 байт.

Даже на такой мелкой матрице raw-формат является оправданным. При желании можно попытаться повытягивать картинку, что гораздо сложнее в JPEG. Но тянуть тяжело, сразу начинает лезть шум, фактура которого еще и сильно зависит от алгоритма дебайеризации. Но это лучше, чем ничего.

Не самый показательный, но пример:



Цвета - это вопрос настройки (RT не совсем корректно работает с профилем для FC200). Но картинка слева (из камерного JPEG) выглядит более грубой и более "цифровой", чем вариант справа (из DNG с одним из вариантов обработки).

При съемке в raw вместе с DNG записывается и камерный JPEG (неотключаемо).

Огромный недостаток при съемке в DNG - это скорость. После съемке в DNG камера впадает в прострацию почти на 10 секунд. Пропадает транслируемая картинка, нельзя делать снимки. Очень раздражающе. По этой же причине, видимо, не поддерживается серийная съемка в raw (при ее включении результат сохраняется только в JPEG вне зависимости от выбранного формата). От карты памяти пауза после съемки мало зависит, к сожалению.


2. Видеорежим.

Максимальное разрешение 1920x1080. Угол поля зрения по диагонали меньше, чем в фоторежиме: ожидаемо сильно отрезаются верх и низ (поскольку другое соотношение сторон), но и края слева и справа тоже немного подрезаются.

Мне сложно судить, поскольку видео снимаю реже. Но картинка не очень, на мой взгляд. Грубоватая, пересжатая. Запаса для обработки практически нет.

Дисторсия внутрикамерно программно в камере не правится, поэтому весьма заметна. Но можно попытаться исправлять программно (например, такой хакерский и занудный способ)

Использовать режим 1920x1080-60i крайне не рекомендуется! Качество проигрывает 1920x1080-30p, да и есть проблемы с программной обработкой.



Изображения из альбомов:

2015-03-05

Pirelli Scorpion MTR 225/70R16

Относительно новых шин для RAV4 1997 года.




Изначально был только комплект зимних шин, ездить на них летом не планировал сразу. Поэтому с осени присматривал летние шины.

Шоссейные отпали сразу - нет смысла для паркетника с такой сравнительно неплохой проходимостью. Хотел что-нибудь "позлее". Но не ради копания в грязи - для этого RAV4 хиловат, да и недостаточно тяги будет. А для езды по камням.

Посмотрел сперва AT шины. Но не впечатлили (особенно с учетом цены того же Гудрича). Считаю, MT - это лучшая AT. :-)

Родной размер 215/70R16 (27.9"). Хотел близкий размер (для установки без лифта) под 16" диски. Оказалось. что из доступных MT в этом размере ничего и нет.

Есть Cordiant Offroad 215/65R16. Не знаю как нынешние, но старые Cordiant Offroad были вполне нормальные. Ездил на 205/70R15 на Jimny и все устраивало. Но переходить на RAV4 на меньший размер не хотелось.

И вот случайно нашел Pirelli Scorpion MTR в размере 225/70R16 - это, теоретически, на 14мм больше по диаметру (+7мм просвета). 28.4" по расчетам, что терпимо для трансмиссии, на мой взгляд. И цена на уровне AT. Да и шина малоизвестная, интересно попробовать. На этом варианте и остановился.

И вот комплект шин у меня. Но монтировать буду ближе к маю, когда перепадут штампованные диски.

Производитель Pirelli, но это, так понимаю, какой-то бразильский филиал.




Размер 225/70R16 с маркировкой LT (для мелких грузовичков):




Поэтому двойная маркировка индекса нагрузки (для одного колеса и для спарки): 102/99T.




102 - это, вроде бы, не так мало, но у тех же Cordiant Offroad 215/65R16 тоже 102. Индекс скорости T - 190 км/ч, что весьма хорошо для MT-шин. Хотя интересно, что на бумажке написано 102Q (160 км/ч).




Рисунок "солянка сборная":


(в сравнении с SJ6 215/70R16)

Что-то от одних шин, что-то от других. Но проработка деталей не особо впечатляет. Рисунок мне кажется плотноватым (хотя для MT нормально):



Надо бы сравнить с 30" Йокохамой (у нее тоже плотный MT-рисунок).

А на боковине вон какая штука суровая :-)




Под другим углом;




Не знаю, уж поможет ли от бокового пореза на камнях.

Данные о слоях:




Шина по ощущениям дубоватая. И довольно тяжелая. Точные весы для замера не нашел пока, но оценю предварительно в 16 кг. Это чуть тяжелее, чем TSL 29 (которые примерно такие же по размерам, но и под 15" диск) - там было 15 кг. Хотя диагоналку с радиалкой нельзя сравнивать. И, вроде бы, гудрич AT 225/70R16 тоже около 16 кг весит.

UPD: Нашел весы. Масса 15.90-16.00 кг, как и предполагалось. Еще надо измерить диаметр на диске.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2015-03-04

v3.12 для Phantom 2

Забавные ребята в DJI. Сперва представили прошивку v3.10 для серии Phantom2. Но потом спешно убрали ее из публичного доступа, порекомендовав откатиться на v3.08. Не знаю уж, начали квадракоптеры с v3.10 падать или улетать чаще, чем обычно, но факт такой.

И вот вторая их попытка: прошивка v3.12.

Не стал тогда ставить v3.10. И вот сейчас с установкой v3.12, пожалуй, не буду торопиться.


Еще по этой теме:

2015-03-03

SZ Viewer W1-2015-02-03 (Windows)

Обновление диагностической программы SZ Viewer (Windows-версия).

Описание программы
Определение протокола
Подходящие адаптеры


Изменения:

1. Сделана расшифровка многих параметров двигателя при подключении через CAN.
2. Вернул Java 1.7, а то с 1.8 были проблемы с отрисовкой и скоростью на некоторых системах.
3. Подправлена работа автоопределения блоков.
4. Вкладка Monitor (была у некоторых блоков) убрана. Временно, в связи с внутренними переделками. Если она нужна, то см. предыдущую версию.

CAN через K+CAN адаптер все еще работает нестабильно. О проблеме знаю.

Кстати, пару дней назад был год, как была представлена первая публичная версия программы. За год сделано не очень много, но для меня важно, что удается найти время для продолжения развития. :-)


Еще по этой теме:

Как быстро узнать версию снимков Google Maps (обновленный букмарклет)

Несколько лет назад предложил способ, как можно оперативно узнавать версию снимков Google Maps (полезно для сторонних программ).

На удивление, эта штука работала очень долго. Но вот недавно на новом интерфейсе перестала работать. Пришлось сделать изменение. Новый код:

Версия gmaps


Принцип тот же. Перетащить на панель закладок. И вызывать при открытом http://maps.google.com/

Сейчас показывает версию 166.




Если выдается сообщение "Неизвестная версия снимков", то попробуйте на Google Maps перейти в полный режим из упрощенного. Переключение в нижнем правом углу (значок молнии).


Изображения из альбомов:

2015-03-02

Зимний Ольхон и Малое Море: вид сверху

В поездке проверил работу квадрокоптера после всех его приключений. Работает же.


(вид на мыс Хорин-Ирги, видно озеро Нуку-Нур)





Был ветер, поэтому не рискнул далеко и высоко улетать.

(вид на выезд с ледовой переправы на остров Ольхон)



(вид на Ольхон)



(вид на Малое Море)


Но все равно подумываю об установке какого-нибудь маячка.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2015-03-01

Ледовая переправа на Ольхон (2015)

Зима у нас в этом году теплая. Лед на Байкале коварный до невозможности. Особенно неприятно, что открытие ледовой переправы на Ольхон несколько затянулось. Но все же открыли. Был на Ольхоне, посмотрел переправу.

Лед неровный, мутный много трещин.




Лед трещит, играет. Пассажиры от треска залезли в машину и попросили быстро ехать до берега. :-)

Но даже в мелких заливчиках лед неровный, с примерзшим снегом. И такой же мутноватый:




Резко отличается от чистого льда холодных зим:


(март 2012)


Немного полазили по горам.




Но самое интересное, что запустил квадрокоптер, который недавно от меня улетел, но был найден.




Летает! Все работает, проблем не было. Хотя опять был противный ветер. Но летал стабильно. И стабильно вернулся на автомате. Хотя "осадок остался". :-)


Еще заскочили в Сахюрту/МРС, где летом ходят пары (официальная ледовая переправа в другом месте!). Идет работа по переделке пристани.




Виден красивый ледовый след:




Это Хивусы накатали?


Изображения из альбомов:

2015-02-27

Пикаса веб (больше не использую)

Все, продолжая процесс переезда, полностью перенес все фотографии из альбомов Google Picasa Web в свои колхозные альбомы.




Процесс был неспешный, но теперь все изображения из Пикасы удалены. Все заметки в этом блоге, соответственно, подправлены на использование картинок из нового места. Пикаса больше не будет использоваться.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2015-02-26

Ботинки-полуботинки




Это для RAV4, на лето. :-)

Пока не актуально еще пару месяцев, но дорога ложка к обеду. Подробности позже, еще даже не успел толком рассмотреть.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2015-02-25

Новоленинская объездная - Иркутный мост

Пару раз слышал про существование сквозного проезда с объездной Новоленино сразу к Иркутному мосту (минуя ул. Трактовую). И вот довелось проехать по этому маршруту.

Да, он реально есть. Выглядит так:




Но есть сомнения насчет возможности проезда на обычных моноприводных легковушках. После снега (как было в этот раз) там на них точно делать нечего. Хорошо видно, что кто-то умудрился застрять и покопаться.




Плохой кусок до проезда под жд путями.



Дальше получше. На RAV4 на зимних шинах проехал без проблем. Но, возможно, по накатанному можно и на "пузотерках". Надо еще летом проехаться, посмотреть.

В обычных условиях там ехать смысла нет. Дорога занимает примерно 15 минут (не шибко спешно). Тогда как по объездной-Трактовой занимает 10 минут, но в условиях отсутствия пробок. Вот при наличии пробок уже можно подумать.


Изображения из альбомов:

2015-02-24

Nokia 6111: работа камеры

Для любителей мобильной археологии. Примеры съемки 1Мп-камеры (1152x864) мобильного телефона Nokia 6111.










Когда-то такое качество считалось приемлемым. :-)


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2015-02-23

Suzuki Jimny: салонный фильтр

Оригинальный номер салонного фильтра для Suzuki Jimny 95860-81A10, но я использую другие варианты.

1. Обычный фильтр Knecht (Mahle Filter) LA 95




2. Угольный фильтр CORTECO 80001447




micronAir




Даже с инструкцией по установке именно в Jimny (на картинках леворульный, но у праворульных аналогично).




Сравнение этих двух вариантов:




Слева LA95 (обычный). А справа более темный 80001447. Темный, поскольку угольный. Т.е. содержит вкрапления активированного угля.



LA95 использую уже несколько лет. Фильтр да фильтр. Меняю раз в год. А вот угольный CORTECO только поставил, поэтому пока впечатлений мало. Было подозрение, что он неплотно установится (у него нет поролонового уплотнения по периметру, что есть у LA95). Но по факту поставился нормально.


Изображения из альбомов:

2015-02-22

БК Multitronics: поправки скорости, расхода, уровень топлива

Использую БК Мультитроникс (модель RIF-500 на Jimny), но инструкция по эксплуатации - это нечто запутанное и непонятное. Начинающих особенно вводят в ступор необходимость установки правок и настройка подключенного датчика уровня топлива (в баке). Но со временем я понял общую идею. А уж если понял идею, то настройка/калибровка проблем не вызывают.

Итак, предпосылки. Для вычисления расхода нужно знать объем поступившего топлива и пробег. Эти данные или читаются через диагностику, или вычисляются самостоятельно (при работе в т.н. универсальном режиме с подключением к форсунке и датчику скорости). Предполагается, что объем поступающего в цилиндры топлива прямо пропорционален времени открытия форсунки. А пробег прямо пропорционален числу импульсов от датчика скорости. Но машины все разные, поэтому нужно точно подобрать коэффициенты этих прямых пропорциональностей. Это и есть правки расхода и пробега.

А еще есть датчик уровня топлива (если он подключен к БК). Необходимо увязать его показания с реальным остатком топлива в баке.

Общая последовательность настройки:
1. Правка коэффициента пробега/скорости.
2. Правка коэффициента расхода.
3. Настройка показаний уровня топлива.

Есть несколько методик, но я настоятельно рекомендую использовать настройку через "средние/сброс". "Средние/сброс" - это накапливающиеся показания, сброс которых в нуль осуществляется вручную (поэтому и такое название).

1. Накопления "средние/сброс" сбрасываются в нуль. Запускается внешнее отслеживание расстояние по GPS (например, на мобильном устройстве). Дальше на машине проезжается достаточно большое расстояние (чем больше, тем лучше). И желательно без остановок и без подъемов/спусков. После этого нужно зайти в настройки, меню "правка" и выставить "эталонный пробег" в то значение, что было замерено по GPS. Все, показания скорости/пробега скорректированы. Это действие нужно выполнять при замене шин. Если используются по очереди комплекты шин, то можно запоминать значение коррекции, а потом выставлять его вручную (см. мою "коллекцию" поправок).

2. Аналогично пункту 1 используется "средние/сброс", но теперь нужно фиксировать объем заливаемого топлива. Самое лучшее - это сделать долгосрочное накопление этого объема. Т.е. просто ездить и ездить. А весь заливаемый объем топлива фиксировать в заметках, а потом просуммировать. Чем больше, тем точнее. Затем суммарное значение вносится в пункт "эталонный расход". Коэффициент поправки будет вычислен автоматически.

3. Когда пробег и расход настроены, то можно откалибровать показания уровня топлива. Можно доверится автоматике (нелинейная тарировка). Заправляется полный бак, указывается его объем. Запускается режим нелинейной тарировки. Бак искатывается (в спокойном режиме, без резких поворотов и движения по горам). Заправку делать по окончании тарировки, о чем уведомит БК. По моему опыту этого достаточно для получения точности +/- 1 литр, что вполне нормально для реальной эксплуатации (на практике точность может быть и даже лучше, зависит от формы бака, конкретного датчика уровня топлива и того, что именно считать полным баком).

2015-02-21

JDM Suzuki Jimny, Jimny Sierra и поддержка OBD2

Не могу утверждать на 100%, но, очень похоже, что на Jimny и Jimny Sierra для внутреннего рынка Японии (JDM) поддержка стандартного OBD2 появилась в 2010 году.

Номера кузовов:

JB23W-650001 и далее
JB43W-450001 и далее

Под стандартным OBD2 я понимаю доступность данных J1979 через ISO15765 по CAN-шине, подключенной к контактам 6 и 14 разъема OBD2. Т.е. можно использовать практически любой стандартный OBD2 диагностический прибор/адаптер, умеющий работать по CAN. В том числе ELM327 с массовым "софтом".

2015-02-19

Квадрокоптер: улетел и не вернулся

Кошмар владельцев квадрокоптеров добрался и до меня. :-)

Был на льду Ершовского залива Иркутского водохранилища. Решил поснимать вид на трассу сверху своим Phantom 2 Vision+. Все делал как сам рекомендую. Калибровал компас, дождался определения 7 спутников, проверил стабильность полета.

Был ветер. Не такой уж и легкий, но доводилось летать и при более сильном. В ручном режиме коптер летал стабильно во всех направлениях. Было видно 9 спутников.

Отснял кадры и перешел, как обычно, в режим возврата домой (правым тумблером вниз: использую режим Naza). Коптер повернулся передом к месту взлета (это было видно по передаваемой картинке). Но почему-то расстояние до точки взлета стало не уменьшаться, а возрастать. Довольно шустро он начал удаляться от меня.

Щелкаю правым тумблером вверх (режим ручного управления с GPS), но коптер не реагирует (он всегда как-то заторможено на это реагирует), а через некоторое время пропадает и сигнал. Последняя картинка, что передал коптер:




По ней видно, что коптер уже умотал за мыс лесопитомника и стремительно уходил в сторону Иркутска. А камера (т.е. перед коптера) все так же повернута к месту взлета.

Прыгаю в машину, по льду объезжаю мыс и пытаюсь поймать сигнал. Сигнал сперва то появлялся, то исчезал (установка соединения с этим коптером через Wi-Fi очень-очень медленная), но новой картинки не было. Потом сигнал исчез совсем.

Проехался по льду почти до Якоби и обратно, смотрел коптер насколько мог. Естественно, так сходу его найти на такой площади было нереально. Мне нужно было уезжать, поэтому мысленно попрощался с квадрокоптером и покинул лед. Нда, весело!

Немного позже в спокойной обстановке посмотрел спутниковые снимки. Исходил из предположений:
1. Раз коптер улетал, хоть и не туда, значит моторы работали нормально, он не рухнул сразу вниз.
2. Коптер улетал без изменения азимута.
3. Аккумулятор не бесконечный, заряда было мало, коптер должен был совершить автоматическую посадку.

Примерно определил место последней переданной картинки. Задал направление, отметил в мобильном телефоне точки. И решил вернуться на лед, поставить машину и пешком идти искать коптер в снегу на льду Иркутского водохранилища.

В этот же день через несколько часов вернулся и пошел искать, хоть особой надежды и не было: коптер маленький и белый, возможная площадь большая. Да и не факт, что он куда-нибудь на деревья не упал. Жалко, что бинокль остался в другой машине.


(где-то там может быть коптер)

Снег был с настом, но неглубокий. Пешком можно было идти. Выбрал направление и выдвинулся. Когда пошел, то заметил, что выбранное направление совпадает с направлением ветра.

Безрезультатно прошел около 1 км, решил пройти еще немного и возвращаться, но по другой дуге. И вдруг вижу вдали подозрительный предмет :-)




Подбегаю ближе. Ура, это мой блудный коптер!




Все предположения подтвердились. Хотя это дикое везение и удача, что вышел практически точно на коптер. Как видно по его положению (лучи с красными метками обозначают перед), он так и улетал задом наперед. Сам коптер успешно совершил посадку в снег без внешних повреждений. Его не успело замести снегом.

Составил примерную схему на основе спутникового снимка bing (он весенний, поэтому более соответствует виду сверху):




Коптер успел улететь от места взлета примерно на 2.5 км. Улетал он задом наперед строго по ветру. Я не понимаю причину такого поведения! Его сдуло, его моторы не могли противостоять ветру? Но перед этим он отлично летал во всех направлениях в ручном (GPS) режиме! И уносить его начало только после перехода в режим возврата. И улетал он на максимальной скорости. Представляется мне, что это какая-то софтварная недоработка. Продукция DJI вообще склонна к самостоятельным безвозвратным улетам.

Сам квадрокоптер цел. Включается и работает. Но летать еще не пробовал. Что-то после таких фокусов доверие к нему здорово подорвано.

P.S. Еще напомню про существование функции "Find My PHANTOM...", которая почему-то расположена в разделе Settings мобильного приложения DJI VISION. Хоть она показывает только карту Google, но при наличии связи может помочь найти улетевший коптер. Но в моем случае функция была бесполезна - там показывалась позиция, с которой передана последняя картинка.

2015-02-18

На льду Ершовского залива

Удалось все же добраться до трассы на льду Ершовского залива.




Там не просто кольцо, а целый комплекс, созданный ИЦВВМ для совершенствования навыков вождения.




Повезло, трасса была абсолютно пустая, только кто-то временно бросил жигули прямо в повороте (видимо, что-то отвалилось):




Первый раз нормально покатался по льду на RAV4. Было интересно попробовать движение в разных режимах. Понравилось движение по "улитке". Кажется, что это скучно, но реально это очень удачное упражнение. Выглядит как постоянное движение в повороте, да еще и с уменьшающимся радиусом, что позволяет хорошо ощутить поведение машины в заносе.




Напомню, что у такого RAV4 полный привод с обычным межосевым дифференциалом, который можно заблокировать принудительно (только на версии с МКПП, как у меня).

Движение с неблокированным дифференциалом отличается некоторой коварностью. Сбрасываешь газ - занос. Выводишь добавлением газа - опять занос. Требует привыкания.

А вот с блокированным межосевым дифференциалом машина ведет себя гораздо стабильнее. И разгоняется стабильнее. И из заноса выводится стабильнее. И тормозит стабильнее (передние тормоза через жесткую связь помогают более слабым задним, отодвигается момент блокировки колес). Единственный недостаток - это ощутимая недостаточная поворачиваемость. Не хочет поворачивать. Но так и должно быть.

Поэтому подтвердил для себя ожидаемое: по скользким поверхностям лучше все же блокировать межосевой дифференциал. А если ехать с незаблокированным, то быть готовым к "сюрпризам" в ответ на резкие действия педали газа.

Blog Archive