Search in the blog:

2015-01-04

Большое Голоустное (традиционно)

Поездка в Большое Голоустное в начале января уже становится традицией. :-)




Особо интересно, замерз ли Байкал в тех краях? В прошлом году в начале января не замерз. И в этом году, как оказалось, пока нет льда.




Но это ожидаемо. Толковых морозов-то и не было.

Снега по берегу мало:




Но в одном месте надуло аж до образования наста. Кто-то, судя по следам, там знатно "присел".




Лодки на месте. :-)




Вообще, немного надеялся запустить квадрокоптер. Но не рискнул. Был обычный для тех мест пронизывающий ветер. Был бы он летний, то коптер справился бы легко. Но при отрицательных температурах я еще его не запускал. Вдруг что-нибудь переохладится? Попробую найти более спокойные условия.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2015-01-03

Поперечины Suzuki 990E0-79J14 (990E0-79J14-000)

Автопроизводители кроме самих машин и запчастей к ним предлагают разные аксессуары. В том числе "багажные", которые сам, естественно, не производит. Уже приводил пример, как Ford под своими номерами продает продукцию Thule. И Suzuki не исключение.

В каталогах аксессуаров для Suzuki Jimny есть поперечины для рейлингов:




Номер 990E0-79J14-000.

Аналогичный номер в каталоге Suzuki SX4 (у него тоже есть рейлинги и сравнимое расстояние между ними):




Под этим номером 990E0-79J14-000 (некоторые поставщики используют номер 990E0-79J14) скрывается Mont Blanc RF20 (ReadyFit) AeroGripper Alu.




Т.е. модель с "аэродинамическим" профилем из алюминия. Но с надписью Suzuki и в невзрачной коробке.

Интересно, что эта модель под cузуковским номером может быть дешевле, чем оригинал Mont Blanc.

2015-01-02

Пробочник

"Цыганский штопор" или "цыганский пробочник".




По-английски: Butler's Friend или Ah-So. Или Two-Prong Cork Puller/Extractor.

"Усы" такого пробочника заводятся между винной пробкой и внутренней частью стекла горлышка бутылки. Потом пробка аккуратно выкручивается.

Тот пробочник, что использую (он на фотографии выше), какого-то китайского происхождения, судя по качеству. Но пока живой и рабочий. Достаточно удобно пользоваться, но иногда попадаются бутылки, где пробка сидит не так плотно, пропихивание усов может выдавить ее внутрь бутылки. Поэтому требуется внимание и слежение за положением пробки.


Изображения из альбомов:

2015-01-01

Новогодняя игрушка: история "перевернутого светофора"

UPD: обновлено в октябре 2022 года

С наступившим 2015 годом!




Очень нравится эта елочная игрушка в в форме светофора, у которого зеленый цвет расположен сверху, а красный - снизу.




Такие светофоры раньше были, с красным сигналом снизу.

Для примера картинка из ПДД 1953 года:



Этими ПДД, кстати, разрешен поворот направо на "красный" (если не создаются помехи).

А привычные сейчас светофоры были определены международным "Протоколом о дорожных знаках и сигналах" (Женева, 19 сентября 1949). Статья 53 этого протокола (в переводе на русский):
...
3. Огни  световых  сигналов  должны быть расположены один над другим. Красный огонь должен, в виде правила, помещаться сверху, а зеленый - снизу. В тех случаях, когда применяется желтый огонь, он должен находиться между красным и зеленым. ...


В СССР в 1958 году вышли типовые правила, которые определяли современный вид светофора. Как писал журнал "За рулем" за январь 1958 года:




На базе этих типовых правил создавались региональные правила, а в 1961 году вступили в силу первые общие правила дорожного движения. Светофор с "неправильным" расположение цветов окончательно ушел в историю.

Но за время использования "неправильный" светофор успел оставить след. И в этой новогодней игрушке, и в цветных фильмах:

"Старик Хоттабыч" (1956 год):




"Мы с вами где-то встречались" (1954 год):




"Улица полна неожиданностей" (1957 год), в этом фильме вокруг светофора даже выстроен небольшой эпизод:




"За витриной универмага" (1956 год):




"Драгоценный подарок" (1956 год) - плохо, но в некоторых копиях видно нижний красный цвет:



"Песня табунщика" (1956 год):



Здесь зелёный над жёлтым, но есть ещё одна секция сверху.



Это, видимо, четырёхсекционный светофор. Верхняя секция, похоже, разрешала движение в указанном направлении.

"К чёрному морю" (1957 год), показан макет как раз четырёхсекционного светофора с нижним "красным":



"Девушка без адреса" (1958 год), четырехсекционный светофор, цветов не видно. Но, судя по стоящему перед стоп-линией автомобилю, четвёртая секция для поворота налево. И выше знак "стоп" об этом и говорит.



"Испытание верности" (1954 год):



"Сердце бьётся вновь..." (1956 год):



"Неоконченная повесть" (1955 год):




"Удивительное воскресенье" (1957 год):




И, как бонус, фотографии из архива Манхофа (1952-1954 года). Сделана сильная выкадровка из кадров, где светофор совсем маленький.










Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-12-29

Рулевой демпфер RS5402: повторный опыт

Первый экземпляр рулевого демпфера на Jimny проходил меньше года. Под гофрой завелось болото, шток начал ржаветь, побежало масло. Поменял на такой же Rancho RS5402, но поставил в этот раз вообще без гофры.

Такое решение оказалось более удачным. Уже больше года, а шток в порядке:




Сам демпфер работает, полезная штука.

Про изменения Jimny в 2014 году (почему это важно)

Про недавние изменения Jimny. Изменения важные. И вовсе не случайные. Они вызваны европейскими требованиями, которые вступили в силу с ноября 2014 года.

Подробнее см. EU Regulation 661/2009 (PDF)

Система стабилизации, индикатор давления в шинах и даже индикатор переключения передач (для МКПП, см. EU Regulation 65/2012 PDF) - это все появилось не по странной прихоти сузуковцев, а в соответствии с этими требованиями.

И это положительный момент. Это означает, что Jimny стараются удержать на рынке, хотя могли бы просто прекратить выпуск. Ведь на фоне современных автомобилей Jimny выглядит динозавром для очень узкого круга фанатов, которым важно только наличие мостов, рамы и пригодность для внедорожной подготовки. Я вообще удивляюсь (и радуюсь), что Jimny до сих пор выпускается и продается.

2014-12-28

Jimny: заменил трансмиссионное масло

По плану обслуживания заменил масло в мостах и раздатке Jimny. Удивило, что там не было воды. Масло довольно чистое, а в раздатке как новое. Это при АКПП с водой после бродов. Это навело на мысль, что вода попала скорее из-за резкого охлаждения АКПП. И даже нашел подозрительное соединение шланга, где хомут ослаб.

Что касается трансмиссионного масла. Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90 зимой хороший, действительно. Но для частой замены очень дорогое для меня масло. Поэтому больше к нему не возвращаюсь. Castrol Axle EPX 80W-90 (только для мостов, не для раздатки) разочаровал. Зимой никакой, стоит не так дешево. Хорош только упаковкой (литровой с "носиком"). Поскольку теперь есть пустые канистрочки для заливки, то вернулся обратно к Petro-Canada Traxon XL Synthetic Blend 75W-90, благо образовались хорошие запасы. Зимой особо не блещет, но все же лучше, чем 80W-90. Израсходую запасы, а там видно будет.

Угона.нет+: впечатления

Попробовал активно использовать упомянутое Android-приложение для устройств MS-PGSM и т.п. Проверял на двух реально работающих устройствах (на старом MS-PGSM3 и на современном Супер Агенте). После предварительных положительных впечатлений не разочаровался. Наоборот, убедился, что приложение весьма и весьма приличное, особенно в сравнении с аналогами (в том числе для других устройств).

Во-первых, наконец-то нормальная возможность вытащить трек из истории. Этого сильно не хватало в панели car-online.ru.

Сам просмотр неплохой. Можно переключать карты, еще бы спутниковые снимки.


(цветом условно отображается скорость движения)


Трек выбранного в истории маршрута можно или сохранить (в файл gpx-формата). Или "поделится". Например, отправить емейлом.




Во-вторых, есть хорошая статистика пробега, средней скорости, времени работы двигателя. И к этому можно подвязать счетчики для периодического обслуживания.




По пробегу или по моточасам (время работы двигателя):




Есть внимание к мелочам. Например, сообщение о балансе некоторых операторов не разбирается car-online.ru, поэтому баланс на сайте напрямую не показывается. А это приложение умеет само делать более адекватный разбор. Например, так было с БВК до недавних изменений сервисов (после перехода на номер *105# стало работать и с car-online.ru).


Что не нравится: периодические проблемы с передачей данных. Всякие ошибки 502 и т.п.




Вылезают не то, чтобы назойливо, но чаще, чем ожидаешь. При этом сама панель car-online.ru работает! Т.е. проблемы или у серверов, которые выделены именно под приложение, или у API-серверов самого car-online.ru. Надеюсь, что со временем починят. А то впечатление здорово портит.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2014-12-27

Изменения Jimny в 2014 году (2015 модельный год)

А я пропустил. Спасибо Ary за информацию.

В этом 2014 году Jimny получил некоторые изменения, которые мне представляются интересными.

Во-первых, новая форма руля. И новое оформление приборов.




Сами приборы.




Можно разглядеть индикатор низкого давления в шинах, индикатор включенной передачи (это при МКПП), индикаторы системы стабилизации.

Да, именно, наконец-то появилась система стабилизации/антипробуксовки (отключаемая кнопкой).




Думаю, что задние тормоза стали с раздельными линиями (т.е. четырехканальное управление). Интересно бы посмотреть каталог запчастей/инструкцию по ремонту. Но рановато еще. :-)


И еще на эту же тему. Углы въезда/съезда с бамперами образца 2012 года (из оф. брошюры).

2014-12-26

Колесные редукторы (декабрь 2014)

Так, все же появилось место для работы с колесными редукторами для Jimny. Теперь задача в том, чтобы собрать все части от них, распиханные по разным углам. :-)

На одной новой ведомой шестерне наварил выступ, проточил на станке до 3.5мм (против 2мм, что было раньше). К сожалению, с второй шестерней не успел это сделать, теперь нужно искать токаря. Вроде бы, нашел два (или даже три) варианта, надо будет скататься.

Еще один момент. Вот так выглядит ведомая ось заднего правого редуктора (который ломался):




Если смотреть изнутри: первый подшипник, ведомая шестерня, затем (остались в корпусе) второй подшипник и сальник, после этого третий (!) подшипник, еще один сальник, ступица. Так-то мощно выглядит по меркам Jimny. Если бы не низкое качество изготовление, то спокойно ходили бы 35" колеса. Но, увы...

Так вот, на этой оси просадило посадочное под второй подшипник. Тоже нужно восстанавливать.

2014-12-24

Выбор Suzuki Jimny 1998+ (мое мнение)

Мое мнение о выборе Suzuki Jimny. Субъективное, конечно.

Речь пойдет о Jimny (и его модификациях), выпускаемых с 1998 года (о леворульных и праворульных). Выбор более ранних Jimny/Samurai - это совсем другая история.


Jimny, Wide или Sierra?

Если кто не слишком знаком с модельным рядом Jimny, то его могут несколько запутать названия моделей. Кроме Jimny еще встречаются некие Jimny Wide и Jimny Sierra. Но все проще, чем кажется.

Jimny - это название, которое используется за пределами Японии. А в Японии (JDM - на внутреннем рынке) так называются только 660-кубовые модели, тогда как 1.3л в 1998-2002 гг назывались Jimny Wide, а затем в 2002 году вернулось историческое название Jimny Sierra, которое сохраняется по сей день.

Поэтому, если вы ищите леворульный Jimny, то на Wide и Sierra смотреть не нужно, а среди просто Jimny пропускайте 660-кубовые модели. Если вы ищите 1.3л JDM-модель, то вам дорога к Jimny Wide и Jimny Sierra.


Это поколение выпускается с 1998 года по сей день без особых кардинальных изменений. Но можно выделить следующие ключевые моменты, которые покажу на линейке праворульных японских Jimny Wide/Sierra (1.3л):

1998, январь. Начало выпуска этого поколения, двигатель G13B, кузов JB33W.

2000, апрель. Новый двигатель M13A (кузов стал JB43W).

2002, январь. Переименование Jimny Wide в Sierra, более крупный передний редуктор.

2004, октябрь. Т.н. "рейсталинг". Новая электроуправляемая раздатка, новые АКПП и МКПП, новый салон.

У леворульных новый передний бампер (более низкий).

На JDM-моделях после этого "рейсталинга" Jimny Sierra сохранился старый высокий бампер, но только на базовой модели и Wild Wind (до ноября 2007 года).



(передний бампер базовой версии Jimny Sierra до мая 2012 года)


На JDM модификациях Jimny Sierra Land Venture, X-Adventure и Wild Wind (с ноября 2007 года) передний бампер низкий "европейский":



(версия Suzuki Jimny Sierra с низким "европейским" бампером).

Если не планируется подрезка или замена родного бампера, то высокий бампер лучше. "Европейский" бампер ухудшает угол переднего свеса.

2008, июнь. Внесли некоторые изменения в конструкцию, которые не затронули внешность.

2012, май. Изменение внешности (новый бампер, капот), некоторые изменения салона.


(изменение в мае 2012 на примере JDM Jimny Sierra)

2014, август. Изменение дизайна приборов, новая форма руля. Отключаемая система стабилизации (и антипробуксовки).


У японских 660 кубовых своя собственная внешность и свои изменения, это целая тема для отдельного разговора. Но ключевое изменение (трансмиссия, салон) было в том же 2004 году.

Вообще, мелкие изменения были на протяжении всего выпуска моделей Jimny (например, оформление крутилок управления печкой, разные зеркала, переход на другие тормозные дискиШРУСы и т.д. и т.п.). Подробности знает каталог запчастей.



Двигатели

По моему мнению, выбор Jimny нужно начинать с выбора модели двигателя. Четыре базовых варианта: G13B (1.3л), M13A (1.3л), K6A  (0.66л), дизельные K9K (1.5л)


G13B (1.3л)

Первый 1.3л двигатель на этом поколении. Ставился недолго. Лично я считаю, что он проигрывает M13A. Менее тяговитый, менее мощный, более склонный к запотеванию маслом (грязнуля). Привод ГРМ ремнем (не самый лучший для грязных условий вариант). Более сложный в плане замены на другой двигатель этой же серии (G15x/G16x). Есть некоторые небольшие преимущества в плане обслуживания, но все же я рекомендую смотреть в сторону M13A.

1998 Jimny Wide

Отдельно выделю японский праворульный Jimny Wide 1998 года выпуска. Постарайтесь избегать Wide именно 1998 года выпуска. И даже не из-за некоторых конструктивных изменений, которые преследовали Jimny Wide первое время выпуска, а из-за массового завоза этих машин, который был несколько лет назад. Когда в 2008 году искал себе Jimny, то был удивлен, с каким упорством "перекупщики" массово тащили Jimny Wide предельного старого года (1998) в жутком состоянии. Личный осмотр чаще это подтверждает. Мое мнение, что вероятность получить хлам среди Wide 1998 года гораздо выше, чем у того же 1999 года. Исключения, конечно, бывают. Если нет возможности (финансовой) избежать 1998 год, то уделите внимание очень тщательному изучению состояния конкретного экземпляра.


M13A (1.3л)

Этот двигатель бывает двух видов: с VVT и без VVT. На праворульных японских VVT был на всех M13A. На леворульных и праворульных "мировых", как я с удивлением узнал, двигатели без VVT используются до сих пор.

VVT - это регулировка фаз  распредвала впускных клапанов. Делает тягу более равномерной. Визуально легко отличить M13A с VVT по наличию выступа в передней части со стороны впускного распредвала:


(двигатель M13A с VVT на JDM Suzuki Jimny Sierra 2004-2008 гг)


Двигатель с цепным приводом ГРМ, всего один масляный сальник впереди (и он работает не по коленвалу, а по съемному шкиву).

Есть некоторые тонкости, связанные с использованием MAP или MAF. Для Jimny, я считаю, MAP предпочтительнее, но если вы хотите леворульный Jimny с M13A VVT, то придется довольствоваться MAF.

Двигатели M13A на праворульных Jimny Sierra более удачные, чем M13A на европейских Jimny из-за меньшей "зацикленности" Японии на экологических нормах сравнительно с Европой (особенно до 2008 года). Например, M13A моей Sierra (2005 года) имеет VVT, но при этом используется MAP и только один датчик кислорода, выпускной коллектор имеет более удачную форму.

Между двигателями M-серии (M13A/M15A/M16A/M18A) весьма хорошая унификация посадочных мест (в отличие от G-серии). См. сравнение M13A и M18A.



АКПП

Если выбирается Jimny с M13A и АКПП, то предпочтительнее брать модели после "рестайлинга" 2004 года. Там установлена более удачная АКПП (надежнее и лучше работает). Если сравнить поведение M13A+новая АКПП с G13B+старая АКПП, то разница по адекватности работы и тяге заметная и не в пользу старых моделей.

Электроразадатка менее надежна электрическим управлением (см. мою историю), но я все равно предпочел бы ее по причине более удачных передаточных чисел - это позволяет получать немного большую тягу (если не производится замена раздатки).



МКПП

Праворульные японские Jimny Wide/Sierra с МКПП чуть более тяговитые, чем европейские Jimny из-за чуть больших общих передаточных чисел. После "рестайлинга" 2004 года на европейские Jimny с МКПП ставят раздатку с числами 1.000/2.002. Лично у меня к ней очень предвзятое отношение (считаю, что она менее надежна и более дефицитна). Но зато ее можно довольно легко заменить на более популярную раздатку 1.320/2.643, получив тем самым понижение трансмиссии в 1.32 раза.

А на японских праворульных Sierra после "рестайлинга" 2004 года уже установлена раздатка с числами 1.320/2.643 (такая же, как у АКПП версии). Поэтому у японских Sierra с МКПП после "рестайлинга" используются предельно скоростные ГП 3.416, что позволяет весьма заметно "занизить" трансмиссию переходом на 5.375, тогда как у европейской МКПП передаточное число аж 4.3, что дает совсем немного возможностей для маневра (без замены раздатки).



660 кубовый японский праворульный (JB23W)

Отдельная история, каждый сам решает, стоит ли ему обращать внимание на 660-кубовый вариант.

Весомый аргумент в пользу такого Jimny - это цена. И возможность выбора, особенно на аукционах Японии (там их в разы больше, чем 1.3 литровых Wide/Sierra, см. для оценки соотношение отзываемых моделей). В Японии он более популярен из-за попадания в класс кей-каров (у которых задано ограничение на размеры и двигатель), но за пределы Японии сузуковцы объяснимо не рискнули его предлагать.

Двигатель K6A (три цилиндра, объем 658 см3, цепной привод ГРМ), на мой взгляд, один из лучших среди японских 660 кубовых, но рабочий объем сам по себе небольшой (двухкратная разница по сравнению с M13A), используется турбонаддув, что не обещает большой ресурс.

Двигатель более оборотистый, для компенсации меньшей мощности трансмиссия такого Jimny весьма "заниженная". На АКПП, например, при 100 км/ч получается около 4000 об/мин на 4 передаче. Для моделей с ГП 5.375 (это все модели до "рестайлинга" 2004 года и модели с АКПП после него) невозможно "занижение" трансмиссии заменой ГП.

Требования к бензину у K6A выше. M13A спокойно довольствуется АИ-92, а на K6A может легко проявиться детонация при невысоком качестве АИ-92, особенно в жару. Рекомендую бензин не хуже АИ-95, по крайней мере летом.

Есть некоторые конструктивные отличия, вызванные использованием разных двигателем. С K6A используется электроусилитель руля (на 1.3л моторах - гидроусилитель). Охлаждение на 1.3л при помощи вентилятора с приводом от двигателя через вязкостную муфту (и еще для кондиционера электрический вентилятор снаружи), а у K6A используется электрический вентилятор с внутренней стороны радиатора (благо три цилиндра позволяют его легко разместить). Забор воздуха в двигатель с разных сторон, соответственно, шноркели используются разные (на 1.3 он на правом крыле, а с K6A - на левом). И т.д. и т.п.

Кузов JB23W более узкий (для попадания в требования кей-каров), расширители отсутствуют. Бамперы тоже разные (для уменьшения длины). В целом внешность немного другая, больше вариантов оформления (но в японском стиле). Салон идентичен "широкому" (в том числе по размеру), но наблюдается большая любовь к коже. Колея у JB23W меньше за счет узких мостов и дисков с большим значением ET.

Штатные шины у JB23W имеют немного больший диаметр: 175/80R16 против 205/70R15. Соответственно, просвет чуть выше. Но могут быть проблемы с выбором шин такого размера, особенно если речь о шинах в наличии. Хотя размер 175/80R16 своей небольшой шириной и высоким профилем достаточно удачный для штатной машины с точки зрения проходимости.

660-кубовые редко, но встречаются заднеприводными (Jimny J2, Jimny L). Будьте внимательны.


Дизельные

Про дизельные мало что могу сказать по причине отсутствия таких моделей в наших краях.
Мне интересно, что там одно время была любопытная раздатка (с числами как у электроуправляемой, но с ручным управлением). Дизельный двигатель тяжелее, поэтому на таком Jimny более мощные передние пружины и амортизаторы (см. номера пружин и амортизаторов), впереди стоят дисковые вентилируемые тормоза (под диски и колодки как у эскуды).



Покупать подготовленные?

Мое мнение, что нет. Причины:

1. Неизвестно, какие используются компоненты, насколько качественно они сделаны и установлены.
2. Сложности поиска запчастей. Покупаешь деталь по родному каталогу, а на машине какой-нибудь "умелец" сделал переделку, теперь используется совсем другая деталь. Для некоторых установленных деталей могут отсутствовать в продаже "расходные" материалы (сайлентблоки, амортизаторы для лифт-комплектов, например).
3. Возвращение в родной вид и установка своих компонентов будет суммарно сложнее и дороже, чем их установка на штатную машину.
4. Подготовленные машины эксплуатируются в более тяжелых условиях, что уменьшает ресурс.
5. Продавцы почему-то считают, что стоимость их затрат на подготовку нужно добавлять к стоимости автомобиля.
6. Подготовить машину с нуля по своим задумкам - это само по себе интересно. Зачем лишать себя удовольствия? :-)

Исключение может быть, когда точно известна история и подготовка машины, известно качество работ.

Из стоящих вещей я бы отметил, пожалуй, такие:

1. Хорошая, аккуратная и качественная резка арок с установкой расширителей.
2. Правильная установка шестеренчатой китованной раздатки, которая находится в хорошем состоянии.
3. Блокировки (LockRight или ARB) при условии их правильной установки. Китай и всякие дифференциалы повышенного трения (даже японские) у меня не вызвали бы интереса.

От колхозного навешанного по кругу металлолома, китайских лебедок, шноркелей из канализационных труб и т.п. надо бежать сразу и очень быстро. Если пришлось использовать такие компоненты, то у владельца или нет средств на содержание, или у него равнодушное отношение к машине, или машина на убой. Не самые лучшие варианты для покупки.

Колхозно подготовленный Jimny Wide 1998 года (см. выше) - это самый последний вариант, который имеет смысл рассматривать.

Если Jimny подвергнут реально сильным изменениям (например, поставлен несузуковский двигатель, трансмиссия, мосты или т.д.), то эту машину уже и нельзя считать Jimny, она требует особого отношения. И нужно быть уверенным, что все эти изменения доведены до ума, обратить внимание на несерийные детали.

Есть сторонники подготовленных в Японии Jimny (в основном это касается 660-кубовых моделей). Да, с культурой установки и обслуживания там сильно лучше дело, но представления о бездорожье и проходимости там несколько специфические, к нашим условиям не всегда применимые. И стоит задуматься о том, где брать расходные материалы для нестандартных деталей.

2014-12-23

Toyota 08880-10705

Какое кощунство! Залил в Suzuki Jimny масло Toyota 5W-30. :-)




Номер Toyota 08880-10705 (четырехлитровая жестяная банка). Было в запасе, не пропадать же добру. Тем более, что оно API SN/ILSAC GF-5. Для японского автомобиля под небольшие сроки замены самое то.

На зиму я бы предпочел 0W-..., но на Jimny не планирую ездить каждый день. А для лесных выездов и 5W-... хватит. А весной опять 10W-30 ("дизельное").



Изображения из альбомов:

Blog Archive