В блоге:

2012-12-02

Датчик раздатки (теория)

В поездку на Китой-Кин отвалился провод датчика на раздатке Jimny. Эту неисправность починил уже давно, но забыл рассказать подробности. ;-)




Сперва теория. В инструкции по ремонту есть упрощенная схема блока управления раздаткой:



Обвел те электронные части, которые относятся к раздатке. Это:
1. Датчик скорости VSS (10).
2. Актуатор (12).
3. Датчики включения (1 и 2).

Датчик скорости в этом контексте нас не интересует. А вот актуатор и датчики включения напрямую влияют на работу переключения раздатки. Еще схема:




Для чего столько включателей-выключателей? Для надежности переключения используется обратная связь. Во-первых, положение актуатора при включении мотора обозначается включением/выключением трех датчиков. Они (вместе с мотором) оформлены одним блоком с одним разъемом:



Замыканием этих контактов блок управления определяет, что мотор жив, и что есть попытка переключения раздатки. Но этого недостаточно, чтобы блоку быть уверенным в том, что переключение произошло. Для решения этой проблемы введены дополнительные датчики:




Вот когда замкнутся/разомкнутся контакты этих датчиков, то тогда блок управления может считать, что переключение успешно завершено.

Что произошло в моем случае? Отвалился контакт у датчика включения 4WD (он замыкается при успешном включении 4WD или 4WD-L). При этом потерялся сигнал якобы от блока управления хабами (см. подробнее про используемый на моем Jimny способ полного отключения блока управления хабами). Но сигнал от датчика включения 4WD-L остался, остались сигналы от актуатора. Полный привод, конечно, остался включенным. Немудрено, что блок управления раздаткой просто выпал в аварийный режим.

Что я временно сделал в лесу, чтобы блок не выходил в аварийный режим? Просто замкнул контакты датчика включения 4WD. При этом появилась возможность безопасно переключать 4WD и 4WD-L. Так и добрался до дома. Я тогда не рискнул попробовать переключиться в режим 2WD, просто вручную отключил хабы.

Но перед приведением датчика в порядок решил все таки проверить, что будет, если при таком замкнутом датчике 4WD попробовать включить 2WD? Все оказалось не так плохо. При нажатии 2WD было слышно, как сработал актуатор. Полный привод в раздатке ВЫКЛЮЧИЛСЯ. Но, поскольку сигнал от датчика 4WD остался, то блок управления стал ждать, пока не произойдет переключение на 2WD (с точки зрения датчика 4WD). Просто мигала лампочка на панели приборов (как она мигает при переключении), но это не был аварийный режим. При нажатии кнопки 4WD полный привод включался обратно, лампочка переставала мигать.

Более того, рискнул включить 2WD, а после с мигающей лампой заглушить двигатель. Удивительно, но после повторного старта двигателя блок не выпал в аварийный режим, а продолжал мигать лампочкой. При нажатии кнопки 4WD блок включил полный привод. Т.е. при постоянно замкнутом датчике 4WD можно было выключить полный привод кнопкой 2WD и ехать домой по твердому покрытию, игнорируя мигание лампы.

Но это касается конкретно моего экземпляра Jimny. Судя по каталогам и схемам были разные блоки. Вполне может быть, что некоторые из них в такой ситуации все же выпадут в аварийный режим.

Вообще, алгоритм работы блока управления раздаткой довольно прямолинейный. Можно попробовать сделать свой аналог даже на "рассыпухе". Более того, можно тупо вывести только ручное управление электромотором актуатора и светодиоды сигналов со всех датчиков раздатки (и отдельных, и актуатора). Знающему и чувствующему машину человеку этого будет достаточно (для аварийного случая).

4 comments:

  1. Спасибо за пост.
    Этой осенью я поставил самурайскую раздатку, естественно, тут же словил мигание индикатора 4wd.

    Ни на что это видимо не влияет, так что временно решил проблему приклеиванием изоленты поверх индикатора изнутри приборной панели.

    Но душа требует правильного инженерного решения.

    В самиковской раздатке, как я понимаю, есть тупо датчики включения, без обратной связи (оно и понятно, там никаких моторов, чистая механика).

    Подскажите, пожалуйста, как лучше скрестить слона с носорогом - т.е. обмануть джимниковские мозги и заставить правильно работать индикаторы?

    ReplyDelete
  2. Спасибо за пост.
    Этой осенью я поставил самурайскую раздатку, естественно, тут же словил мигание индикатора 4wd.

    Ни на что это видимо не влияет, так что временно решил проблему приклеиванием изоленты поверх индикатора изнутри приборной панели.

    Но душа требует правильного инженерного решения.

    В самиковской раздатке, как я понимаю, есть тупо датчики включения, без обратной связи (оно и понятно, там никаких моторов, чистая механика).

    Подскажите, пожалуйста, как лучше скрестить слона с носорогом - т.е. обмануть джимниковские мозги и заставить правильно работать индикаторы?

    ReplyDelete
  3. Если в установленной раздатке действительно есть датчики включения (две штуки), то проще всего, навскидку, сделать так:
    Отключить вообще разъем от блока управления раздаткой.
    Соединить в этом разъеме контакты на штатные лампы индикатора на панели приборов со входами от штатных датчиков. Т.е. на первой схеме E147-19 соединить с E148-22, а E147-11 c E148-17.
    В районе раздатки (под машиной) взять штатные провода на штатные датчики включения и соединить их с датчиками включения установленной раздатки.

    Тогда все будет прямолинейно и надежно. Датчики на раздатке будут напрямую зажигать лампы на панели. А родной блок пусть отдыхает. ;-)

    Более точно номера разъема надо посмотреть в инструкции по ремонту конкретного года, но можно ориентироваться на цвет провода, обычно он сохраняется.

    ReplyDelete
    Replies
    1. ОК, спасибо за совет. Если/когда сделаю (сейчас по морозцу неохота копаться) - то отпишусь.
      Евгений

      Delete

Blog Archive