Search in the blog:

2014-12-24

Выбор Suzuki Jimny 1998+ (мое мнение)

Мое мнение о выборе Suzuki Jimny. Субъективное, конечно.

Речь пойдет о Jimny (и его модификациях), выпускаемых с 1998 года (о леворульных и праворульных). Выбор более ранних Jimny/Samurai - это совсем другая история.


Jimny, Wide или Sierra?

Если кто не слишком знаком с модельным рядом Jimny, то его могут несколько запутать названия моделей. Кроме Jimny еще встречаются некие Jimny Wide и Jimny Sierra. Но все проще, чем кажется.

Jimny - это название, которое используется за пределами Японии. А в Японии (JDM - на внутреннем рынке) так называются только 660-кубовые модели, тогда как 1.3л в 1998-2002 гг назывались Jimny Wide, а затем в 2002 году вернулось историческое название Jimny Sierra, которое сохраняется по сей день.

Поэтому, если вы ищите леворульный Jimny, то на Wide и Sierra смотреть не нужно, а среди просто Jimny пропускайте 660-кубовые модели. Если вы ищите 1.3л JDM-модель, то вам дорога к Jimny Wide и Jimny Sierra.


Это поколение выпускается с 1998 года по сей день без особых кардинальных изменений. Но можно выделить следующие ключевые моменты, которые покажу на линейке праворульных японских Jimny Wide/Sierra (1.3л):

1998, январь. Начало выпуска этого поколения, двигатель G13B, кузов JB33W.

2000, апрель. Новый двигатель M13A (кузов стал JB43W).

2002, январь. Переименование Jimny Wide в Sierra, более крупный передний редуктор.

2004, октябрь. Т.н. "рейсталинг". Новая электроуправляемая раздатка, новые АКПП и МКПП, новый салон.

У леворульных новый передний бампер (более низкий).

На JDM-моделях после этого "рейсталинга" Jimny Sierra сохранился старый высокий бампер, но только на базовой модели и Wild Wind (до ноября 2007 года).



(передний бампер базовой версии Jimny Sierra до мая 2012 года)


На JDM модификациях Jimny Sierra Land Venture, X-Adventure и Wild Wind (с ноября 2007 года) передний бампер низкий "европейский":



(версия Suzuki Jimny Sierra с низким "европейским" бампером).

Если не планируется подрезка или замена родного бампера, то высокий бампер лучше. "Европейский" бампер ухудшает угол переднего свеса.

2008, июнь. Внесли некоторые изменения в конструкцию, которые не затронули внешность.

2012, май. Изменение внешности (новый бампер, капот), некоторые изменения салона.


(изменение в мае 2012 на примере JDM Jimny Sierra)

2014, август. Изменение дизайна приборов, новая форма руля. Отключаемая система стабилизации (и антипробуксовки).


У японских 660 кубовых своя собственная внешность и свои изменения, это целая тема для отдельного разговора. Но ключевое изменение (трансмиссия, салон) было в том же 2004 году.

Вообще, мелкие изменения были на протяжении всего выпуска моделей Jimny (например, оформление крутилок управления печкой, разные зеркала, переход на другие тормозные дискиШРУСы и т.д. и т.п.). Подробности знает каталог запчастей.



Двигатели

По моему мнению, выбор Jimny нужно начинать с выбора модели двигателя. Четыре базовых варианта: G13B (1.3л), M13A (1.3л), K6A  (0.66л), дизельные K9K (1.5л)


G13B (1.3л)

Первый 1.3л двигатель на этом поколении. Ставился недолго. Лично я считаю, что он проигрывает M13A. Менее тяговитый, менее мощный, более склонный к запотеванию маслом (грязнуля). Привод ГРМ ремнем (не самый лучший для грязных условий вариант). Более сложный в плане замены на другой двигатель этой же серии (G15x/G16x). Есть некоторые небольшие преимущества в плане обслуживания, но все же я рекомендую смотреть в сторону M13A.

1998 Jimny Wide

Отдельно выделю японский праворульный Jimny Wide 1998 года выпуска. Постарайтесь избегать Wide именно 1998 года выпуска. И даже не из-за некоторых конструктивных изменений, которые преследовали Jimny Wide первое время выпуска, а из-за массового завоза этих машин, который был несколько лет назад. Когда в 2008 году искал себе Jimny, то был удивлен, с каким упорством "перекупщики" массово тащили Jimny Wide предельного старого года (1998) в жутком состоянии. Личный осмотр чаще это подтверждает. Мое мнение, что вероятность получить хлам среди Wide 1998 года гораздо выше, чем у того же 1999 года. Исключения, конечно, бывают. Если нет возможности (финансовой) избежать 1998 год, то уделите внимание очень тщательному изучению состояния конкретного экземпляра.


M13A (1.3л)

Этот двигатель бывает двух видов: с VVT и без VVT. На праворульных японских VVT был на всех M13A. На леворульных и праворульных "мировых", как я с удивлением узнал, двигатели без VVT используются до сих пор.

VVT - это регулировка фаз  распредвала впускных клапанов. Делает тягу более равномерной. Визуально легко отличить M13A с VVT по наличию выступа в передней части со стороны впускного распредвала:


(двигатель M13A с VVT на JDM Suzuki Jimny Sierra 2004-2008 гг)


Двигатель с цепным приводом ГРМ, всего один масляный сальник впереди (и он работает не по коленвалу, а по съемному шкиву).

Есть некоторые тонкости, связанные с использованием MAP или MAF. Для Jimny, я считаю, MAP предпочтительнее, но если вы хотите леворульный Jimny с M13A VVT, то придется довольствоваться MAF.

Двигатели M13A на праворульных Jimny Sierra более удачные, чем M13A на европейских Jimny из-за меньшей "зацикленности" Японии на экологических нормах сравнительно с Европой (особенно до 2008 года). Например, M13A моей Sierra (2005 года) имеет VVT, но при этом используется MAP и только один датчик кислорода, выпускной коллектор имеет более удачную форму.

Между двигателями M-серии (M13A/M15A/M16A/M18A) весьма хорошая унификация посадочных мест (в отличие от G-серии). См. сравнение M13A и M18A.



АКПП

Если выбирается Jimny с M13A и АКПП, то предпочтительнее брать модели после "рестайлинга" 2004 года. Там установлена более удачная АКПП (надежнее и лучше работает). Если сравнить поведение M13A+новая АКПП с G13B+старая АКПП, то разница по адекватности работы и тяге заметная и не в пользу старых моделей.

Электроразадатка менее надежна электрическим управлением (см. мою историю), но я все равно предпочел бы ее по причине более удачных передаточных чисел - это позволяет получать немного большую тягу (если не производится замена раздатки).



МКПП

Праворульные японские Jimny Wide/Sierra с МКПП чуть более тяговитые, чем европейские Jimny из-за чуть больших общих передаточных чисел. После "рестайлинга" 2004 года на европейские Jimny с МКПП ставят раздатку с числами 1.000/2.002. Лично у меня к ней очень предвзятое отношение (считаю, что она менее надежна и более дефицитна). Но зато ее можно довольно легко заменить на более популярную раздатку 1.320/2.643, получив тем самым понижение трансмиссии в 1.32 раза.

А на японских праворульных Sierra после "рестайлинга" 2004 года уже установлена раздатка с числами 1.320/2.643 (такая же, как у АКПП версии). Поэтому у японских Sierra с МКПП после "рестайлинга" используются предельно скоростные ГП 3.416, что позволяет весьма заметно "занизить" трансмиссию переходом на 5.375, тогда как у европейской МКПП передаточное число аж 4.3, что дает совсем немного возможностей для маневра (без замены раздатки).



660 кубовый японский праворульный (JB23W)

Отдельная история, каждый сам решает, стоит ли ему обращать внимание на 660-кубовый вариант.

Весомый аргумент в пользу такого Jimny - это цена. И возможность выбора, особенно на аукционах Японии (там их в разы больше, чем 1.3 литровых Wide/Sierra, см. для оценки соотношение отзываемых моделей). В Японии он более популярен из-за попадания в класс кей-каров (у которых задано ограничение на размеры и двигатель), но за пределы Японии сузуковцы объяснимо не рискнули его предлагать.

Двигатель K6A (три цилиндра, объем 658 см3, цепной привод ГРМ), на мой взгляд, один из лучших среди японских 660 кубовых, но рабочий объем сам по себе небольшой (двухкратная разница по сравнению с M13A), используется турбонаддув, что не обещает большой ресурс.

Двигатель более оборотистый, для компенсации меньшей мощности трансмиссия такого Jimny весьма "заниженная". На АКПП, например, при 100 км/ч получается около 4000 об/мин на 4 передаче. Для моделей с ГП 5.375 (это все модели до "рестайлинга" 2004 года и модели с АКПП после него) невозможно "занижение" трансмиссии заменой ГП.

Требования к бензину у K6A выше. M13A спокойно довольствуется АИ-92, а на K6A может легко проявиться детонация при невысоком качестве АИ-92, особенно в жару. Рекомендую бензин не хуже АИ-95, по крайней мере летом.

Есть некоторые конструктивные отличия, вызванные использованием разных двигателем. С K6A используется электроусилитель руля (на 1.3л моторах - гидроусилитель). Охлаждение на 1.3л при помощи вентилятора с приводом от двигателя через вязкостную муфту (и еще для кондиционера электрический вентилятор снаружи), а у K6A используется электрический вентилятор с внутренней стороны радиатора (благо три цилиндра позволяют его легко разместить). Забор воздуха в двигатель с разных сторон, соответственно, шноркели используются разные (на 1.3 он на правом крыле, а с K6A - на левом). И т.д. и т.п.

Кузов JB23W более узкий (для попадания в требования кей-каров), расширители отсутствуют. Бамперы тоже разные (для уменьшения длины). В целом внешность немного другая, больше вариантов оформления (но в японском стиле). Салон идентичен "широкому" (в том числе по размеру), но наблюдается большая любовь к коже. Колея у JB23W меньше за счет узких мостов и дисков с большим значением ET.

Штатные шины у JB23W имеют немного больший диаметр: 175/80R16 против 205/70R15. Соответственно, просвет чуть выше. Но могут быть проблемы с выбором шин такого размера, особенно если речь о шинах в наличии. Хотя размер 175/80R16 своей небольшой шириной и высоким профилем достаточно удачный для штатной машины с точки зрения проходимости.

660-кубовые редко, но встречаются заднеприводными (Jimny J2, Jimny L). Будьте внимательны.


Дизельные

Про дизельные мало что могу сказать по причине отсутствия таких моделей в наших краях.
Мне интересно, что там одно время была любопытная раздатка (с числами как у электроуправляемой, но с ручным управлением). Дизельный двигатель тяжелее, поэтому на таком Jimny более мощные передние пружины и амортизаторы (см. номера пружин и амортизаторов), впереди стоят дисковые вентилируемые тормоза (под диски и колодки как у эскуды).



Покупать подготовленные?

Мое мнение, что нет. Причины:

1. Неизвестно, какие используются компоненты, насколько качественно они сделаны и установлены.
2. Сложности поиска запчастей. Покупаешь деталь по родному каталогу, а на машине какой-нибудь "умелец" сделал переделку, теперь используется совсем другая деталь. Для некоторых установленных деталей могут отсутствовать в продаже "расходные" материалы (сайлентблоки, амортизаторы для лифт-комплектов, например).
3. Возвращение в родной вид и установка своих компонентов будет суммарно сложнее и дороже, чем их установка на штатную машину.
4. Подготовленные машины эксплуатируются в более тяжелых условиях, что уменьшает ресурс.
5. Продавцы почему-то считают, что стоимость их затрат на подготовку нужно добавлять к стоимости автомобиля.
6. Подготовить машину с нуля по своим задумкам - это само по себе интересно. Зачем лишать себя удовольствия? :-)

Исключение может быть, когда точно известна история и подготовка машины, известно качество работ.

Из стоящих вещей я бы отметил, пожалуй, такие:

1. Хорошая, аккуратная и качественная резка арок с установкой расширителей.
2. Правильная установка шестеренчатой китованной раздатки, которая находится в хорошем состоянии.
3. Блокировки (LockRight или ARB) при условии их правильной установки. Китай и всякие дифференциалы повышенного трения (даже японские) у меня не вызвали бы интереса.

От колхозного навешанного по кругу металлолома, китайских лебедок, шноркелей из канализационных труб и т.п. надо бежать сразу и очень быстро. Если пришлось использовать такие компоненты, то у владельца или нет средств на содержание, или у него равнодушное отношение к машине, или машина на убой. Не самые лучшие варианты для покупки.

Колхозно подготовленный Jimny Wide 1998 года (см. выше) - это самый последний вариант, который имеет смысл рассматривать.

Если Jimny подвергнут реально сильным изменениям (например, поставлен несузуковский двигатель, трансмиссия, мосты или т.д.), то эту машину уже и нельзя считать Jimny, она требует особого отношения. И нужно быть уверенным, что все эти изменения доведены до ума, обратить внимание на несерийные детали.

Есть сторонники подготовленных в Японии Jimny (в основном это касается 660-кубовых моделей). Да, с культурой установки и обслуживания там сильно лучше дело, но представления о бездорожье и проходимости там несколько специфические, к нашим условиям не всегда применимые. И стоит задуматься о том, где брать расходные материалы для нестандартных деталей.

24 comments:

  1. Незаслуженно забыт папа - Suzuki Sierra, откуда и взято историческое название :) Их, кстати, ещё достаточно бегает по нашим просторам.
    Однолямбдные версии ещё предпочтительней тем, что у них без последствий удаляется катализатор (почему-то у всех известных мне он требовал ампутации - гремел).
    На больших пробегах M13A требует замены или хотя бы оперативно доступного нового датчика оборотов коленвала (опять из опыта нескольких машин). При проблемах датчика оборотов распредвала перестаёт работать VVT-i, это заметно по динамике и расходу.
    На M13A невозможно заглушить EGR, зато он чистится достаточно просто.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Датчики положения коленвала и распредвала - это слабое место всех моторов M-серии. Но у меня есть подозрение, что в какой-то момент их заменили на более надежные версии. Но пока не удалось найти однозначного подтверждения.

      Delete
    2. У свежих датчик визуально иначе выглядит, это я могу лично подтвердить - цилиндр не сплошной, а хитро формованный.

      Delete
    3. Почему невозможно заглушить ЕГР? В том плане, что ошибка вылезает?

      Delete
  2. Много букав))) Wide рулит!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Конечно! Настоящий вайд именно 98 года))

      Delete
    2. Классическая модель! :-)

      Delete
    3. Именно! А потом уже сузуковцы сознательно начали удешевлять модель и почивать на лаврах вайда)) Это как с уазиками.... В советских уазиках железа больше было, чем в постсоветских))

      Delete
  3. Материал крутейший! Достойно энциклопедии!
    Я вот думаю а на ручке бодрее АКПП или это практически незаметно? В живую видел только бегло рестайл 2012 года, но такое ощущение что на нем бампер еще ниже... Это так?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, на МКПП динамичнее, чем на АКПП. Если уметь стабильно быстро переключать. :-)

      На машинах после 2012 бампер низкий, но не знаю, как он в сравнении с европейским бампером 2005-2011 годов. Рядом стоящие не попадались. ;-)
      Возможно, что это только ощущение от некоторой визуальной массивности.

      Delete
    2. Ну на ручке пробовал, теперь хочется автомат) Прокатил бы кто) Кстати япошки тоже козлы, много мелких недочетов переделывать их не хотят. Например, ремни безопасности)

      Delete
    3. где-то видел сравнение бампера после2012 и старого дорестайла - углы въезда одинаковые получаются, но или почти одинаковые, Рестайл после 2005 где-то далеко в заднице.
      Кстати, на совсем свежих джимах уже новая приборка, руль и сроде как система стабилизации движения

      Delete
    4. Ага, на JDM такое точно сделали. Добавил информацию.

      Интересно посмотреть, как они систему стабилизацию соорудили. Сделали ли два канала на задних тормозах или так один и остался?
      А, вообще, давно надо было.

      Delete
    5. Что то фото обновок салона не гуглиться....Вы не находили что там изменили?

      Delete
  4. А вообще было круто если был бы отдельный пост о плюсах и минусах Джимни. Что больше всего нравится и что больше всего раздражает, ну в таком духе)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Это же очень субъективно будет. :-)
      А объективно самый важный плюс в том, что это один из немногих автомобилей в двумя мостами, выпускающихся в настоящее время.

      Delete
    2. первое, что раздражает джимнивода - ремни безопасности....

      Delete
  5. Отлично написал. Ты только в блог пишешь или дублируешь куда-то?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо. Только в блог.

      Delete
  6. мужики подскажите кузов JB33W и JB43W они идентичны?

    ReplyDelete
  7. что с сиеры что с вайда?

    ReplyDelete

Blog Archive