В блоге:

2014-05-30

M13A и M18A: детали

Два экземпляра двигателей M-серии от японских праворульных (JDM) автомобилей:
1. M13A от Jimny Sierra JB43-20xxxx с АКПП (далее просто M13A)
2. M18A от Aerio RD51S-20xxxx с АКПП (далее просто M18A).

Примерно одного времени выпуска (2004-2005 гг). Оба с VVT на впуске (у JDM других и не знаю). Реально посмотрел и сравнил основные детали. И еще вооружился каталогом запчастей, откуда взял номера (но желательно их перепроверить). Все нижеописанное относится к этим экземплярам двигателей. У двигателей других годов и/или с других машин могут быть изменения.

Самое важное - это блоки (в сборе с головками). Конечно, сами по себе они разные. Но внешние резьбовые крепления одинаковые. Крепления к "колоколу" АКПП одинаковые. Эти блоки взаимозаменяемые по креплению. На блоках реально используется только часть крепежных отверстий (из-за разного расположения: вдоль или поперек), но полный комплект одинаковый на обоих блоках. Только желательно неиспользуемые до этого отверстия почистить от мусора проходом метчика.

Крепления подушек и подушки совсем разные. Но места для кронштейнов подушек есть на обоих блоках. У M18A впереди на выступе есть шпильки, которые нужны только для поперечного крепления. Их можно открутить двумя гайками (взять можно, например, гайки крепления выпускного коллектора).




На Jimny сами подушки одинаковые (две штуки 11610-81A00). После 100 т.км левая чаще всего уже порвана.

Маховики разные, но крепления к коленвалу идентичные. Задний сальник коленвала одинаковый (09283-83001).

Масляные поддоны совсем разные (на M13A глубже, "горб" с другой стороны). Маслозаборники, соответственно, тоже. Но крепление идентичное (не забыть про две резинки 09280-17002 для маслозаборника). Поддон без прокладки, садится на герметик.

Крепление под масляный фильтр на блоке одинаковое, но у M18A туда прикручивается хитрая угловая конструкция (сам фильтр располагается вертикально), а у M13A фильтр прикручивается сразу к блоку на переходник-держатель (11241-69G01), который сидит на фиксаторе резьбы (есть смысл купить новый, если хотите вкрутить его в блок M18A).

Масляные щупы разные (у M13A 16910-80A00, у M18A более длинный 16910-69G01), в разных местах. Чтобы не сверлить новое отверстие, можно переставить крышки головки блоков (клапанные крышки), которые идентичны по креплению, но которые отличаются расположением отверстия под щуп. Прокладки крышек и свечных колодцев одинаковые (прокладка 11189-69GE0 + четыре 11179-69G01 или одна только прокладка 11189-54GE0).

Катушки зажигания одинаковые (33730-80G00 и 33740-80G00). Пластмассовые крышки двигателя совсем разные (у M13A компактная конструкция, а у M18A целая "плита"), но идентичные по креплению к клапанной крышке.

Конечно, совсем разные патрубки системы охлаждения. Но они переставляются без проблем.


(патрубок от термостата и передняя съемная заглушка от M18A)

Термостаты одинаковые (17670-65D00 на 82°C). Задние патрубки переставляются вместе с датчиками температуры.

С водяной помпой странная вещь. По каталогу одинаковые (17400-69G01). Маркировка снаружи одинаковая (S3A-69G).






Внешний вид и крепления одинаковые. А формы лопастей отличаются.




Слева от M13A, справа - M18A. Мне кажется, что левая более эффективная? Не знаю, в чем причина отличия.

А вот шкивы на помпах одинаковые, только на M13A шкив крепится на шпильках к помпе и вязкостной муфте, а на M18A - просто на болтах к помпе.




Помпы крепятся к блоку без прокладок, на герметике.

Передние шкивы коленвала разные. Приводы помпы и генератора одинаковые. Ремни тоже одинаковые: 95141-50F01 (4PK835). А вот диаметры под ремень ГУР и кондиционера разные. Ремни тоже отличаются: на M13A 17521-52E00 (4PK950), а на M18A более длинный 17521-85300 (4PK1010). Передний сальник коленвала (он под шкивом) одинаковый (09283-41001). Натяжной ролик ремня ГУР и кондиционера одинаковый (49160-81A00).

Генераторы одинаковые (31400-80G10). Насосы ГУР и компрессоры кондиционера разные. Кронштейны насоса ГУР с виду чуть отличаются, но крепления насоса одинаковые. Кронштейны кондиционера разные.

Насчет стартеров не знаю. По каталогу разные. На M18A стартера не было, сравнить не удалось.

Привод газораспределительного механизма (цепь, натяжитель, муфта VVT) одинаковый. Поэтому туда лучше вообще не лезть. Клапан управления VVT одинаковый (16550-69GE2 или замена 16550-69GE3).

Датчики на блоках одинаковые: датчик детонации (18640-78G00), датчик давления масла (37820-80G01).

Датчики положения распредвала (33220-50G02 замена на 33220-63J10) и коленвала (33220-80G00 замена на 33220-63J00) не совсем одинаковые по номеру, но совместимые (на M13A стоят, вроде бы, обновленные версии).

На M13A есть EGR. На M18A его нет (заглушен с завода), но переставить туда можно.

Выпускные коллекторы совсем разные. Крепление и прокладки (14140-69G01) одинаковые. Еще желательно менять прокладку (14183-76A00) между трубой и коллектором.

Датчики кислорода по каталогу разные (18213-76J20 на M13A и 18213-70H01/18213-70H02 на M18A), но, похоже, что значимое отличие только в разъеме.


(слева белый разъем M13A, справа черный разъем M18A)

Теперь самое сложное, точнее говоря, самое творческое. :-)

Впускные коллекторы разные, но прокладки одинаковые (13119-69G00). На коллекторе M13A есть выход для вакуумной системы передних хабов:



Корпусы дроссельных заслонок разные (13400-54G20 на M18A, конечно, больше по диаметру, а у 13400-69G02 на M13A корпус заужен), прокладки одинаковые (13421-54G10).

Клапаны холостого хода (IAC) разные (18117-78F11 на M13A, 18137-54G10 на M18A). Датчики положения дроссельной заслонки разные (13420-65D00 с заменой 13420-65D01 на M13A, 13420-54G00 с заменой 13420-54G01 на M18A). А вот датчики MAP (да, оба двигателя используют MAP: 18590-72F21) и Purge-клапаны (18117-52G00) одинаковые.

Форсунки разные (15710-86G00 на M13A и 15710-54G20 на M18A). На M18A более производительные. По моей предварительной оценке, производительность больше примерно в 1.25-1.3 раза.

Топливные рейки разные, но по креплению идентичные. Регуляторы давления одинаковые (15610-67D00). Уплотнительные резинки форсунок одинаковые (четыре штуки 09320-08062 + четыре штуки 15710-09300 + четыре штуки 15720-09300)

Очевидно, что блоки управления разные. Здесь и проявляется творческая задача "гибридизации" (с минимизацией потерь характеристик оригинального M18A). Ходовым вариантом является использование блока управления, впускного коллектора, корпуса дроссельной заслонки, топливной рейки от M13A, а форсунок от M18A. Но есть и успешные опыты использования корпуса дроссельной заслонки от M18A. Но это тема отдельного разговора.


Изображения из альбомов:

16 comments:

  1. На своем джимнике думаешь заменить?

    ReplyDelete
  2. Это на праворульном подушка может быть порвана? Откуда такие выводы? А как проявляется если порвана подушка?

    ReplyDelete
    Replies
    1. От расположения руля это не зависит. Левая рвется раньше, может (но не обязательно) проявляется повышенной вибрацией двигателя.

      Delete
    2. Левую проще заменить вроде) (это на леворульном). Ее вообще можно поменять не снимая ничего а просто вывесив двигатель? Не могу найти источник вибрации у себя...

      Delete
    3. На счет вибрации не подскажете? Можно как нибудь с вами связаться кроме комментариев?)

      Delete
    4. Вибрация или от выхлопной системы (задевает за что-нибудь, порваны крепления), или от подушек двигателя. На моем Jimny при пробеге 100 т.км левая подушка была уже сильно порвана. Левая, конечно, по ходу движения (т.е. возле выхлопного коллектора).

      Для связи еще есть email: anton@malykh.com

      Delete
    5. А как определили что порвана? Монтажкой?

      Delete
    6. Снял, оказалась порванной. Поставил новую. Перед снятием никак не проверял.

      p.s. Не выхлопного коллектора, а выпускного коллектора, конечно. :-)

      Delete
    7. А небыло такого что при холодном заводе при порванной подушке, двигатель сильно дергался при старте?

      Delete
    8. Кажется, какое-то дергание было, которое исчезло после замены. Но, признаться, я уже и не помню подробности.

      Delete
  3. Кстати, а проблем с компрессией во втором цилиндре не было?
    А то у свифтов и Крузов на M13A и M15A это прям болезнь! Вытягивает коапана и зазор уходит. Надо протачивать регулировочные шайбы во впуске на втором горшке.
    Я на 0,2мм проточил обе шайбы, но не хватило. Допиливал "напильником".

    ReplyDelete
  4. А если поставит форсунки от M13A или М16А на двигатель М18А? Такой вариант домустим? Потребуется ли замена мозгов,прошивка? Или это вообще нереальная задача и если такое сделать машина затроит,не будет заводиться,перестанет тянуть,выскочат ошибки? Проконсультируйте пожалуйста. Извините если баян.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Работать будет, но коррекция уйдет в сильный плюс, а дальше зависит от версии блока управления. Может ошибку выдать (на европейских более вероятно, на японских - менее).

      Delete
  5. у меня на помпе с м13а (2006 ввт европа) написано S4A-69G

    ReplyDelete

Blog Archive