Search in the blog:

2021-11-25

ZIC X7 FE 0W-20

Конечно, мнение может поменяться, но сейчас моё отношение к моторному маслу для моих автомобилей такое:

1. Вязкости xW-20 - это хорошо.

2. Масло в заводской упаковке со временем не портится.

3. Можно безопасно смешивать товарные моторные масла.

4. Более частая замена лучше, чем более дорогое масло.


Поэтому и стратегия выбора масел соответствующая. Покупаю практически любое масло 0W-20/5W-20 с API/ILSAC соответствиями, но подешевле (всякие акции, скидки, "просрочка") - для более частой замены. Спокойно перехожу между разными маслами. И даже делаю смеси-миксы, если есть остатки.

В этот раз добавил в запасы ZIC X7 FE 0W-20. Оно доступно по кодам 132617 (1л) и 162617 (4л). Как раз иногда у агрегаторов всплывают старые запасы по хорошим ценам (~250 р. за 1 л и ~1 т.р. за 4 литра).

В данном случае это однолитровые канистры:



В номере партии третья цифра 5 - это 2015 год. Поэтому и цена такая.



Изображения из альбомов:

2021-11-22

Конец работы Угона.нет+ v2.6.2

Для Magic Systems GSM-устройств некоторое время назад появилось альтернативное Android-приложение Угона.нет+ (от одноименного установщика). На тот момент оно было весьма неплохим, мне понравилось.

Было развитие, улучшение, которое в какой-то момент дошло до версии 2.6.2:



Так получилось, что эта была знаковая версия. Последующие сильно отличались:

1. Ужесточились требования к версии Android.

2. Кроме наличия аккаунтов GSM-устройств самому пользователю нужно было обязательно пройти регистрацию (с мобильным телефоном в качестве логина).

3. Поддержка старых GSM-устройств становилась всё хуже.

4. Интерфейс поменялся, вместо достаточно "собранного" v2.6.2 управление и информация были разнесены по разным местам приложения.


Далеко не все смогли или захотели переходить, поэтому продолжали использовать v2.6.2. Если был старый Android, то новая версия и не могла быть поставлена, поэтому и не предлагалась к обновлению.

Если Android был посвежее, то старались не обновлять приложение Угона.нет+. Я для этого делал свою "сборку": брал apk-файл, переподписывал своей подписью и ставил обратно. В таком случае (различие подписей приложения) Google Play не видел обновлений.


И вот пришел конец версии 2.6.2. Само приложение работает, но с конца октября (примерно 30 октября) серверы перестали отвечать: 



И не отвечают и сейчас, но в других местах (на том же car-online) данные доступны. Видимо, это навсегда.

И это при том, что с 2017 года для использования Угона.нет+ после первых трех лет нужно переходить на тариф 1000 руб/год (см. раздва).

Понятно, что поддерживать старые Android и старые GSM-устройств может быть сложно даже на коммерческой основе. И все облачные сервисы работают только на доброй воле их владельцев, пользователи должны потреблять только то, что им дают.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-11-19

От Аршана до Раздолья (на пакрафте по Китою)

Есть несколько способов проплыть по реке Китой. Можно на подходящей водно-моторной технике подняться снизу (от Ангарска или через Ангару). Либо на автомобиле заброситься повыше (снизу вдоль Китоя или через Бурятию к истоку).

Но первый раз вижу, чтобы человек один и пешком от Аршана донёс пакрафт (маленькая и лёгкая надуваная лодка) до Китоя и сплавился до Раздолья. Было это летом 2021 года. Попутно он записал видео, что я случайно нашел на Youtube.

Видео довольно длинные и сняты в "блогерской" манере, поэтому могут показаться затянутыми. Но мне было приятно взглянуть на знакомые (и незнакомые) места. Да и само такое путешествие заслуживает уважения. С Китоем шутки плохи.









2021-11-18

SZ Viewer: тестовая версия для macOS (x86_64)

Доработал SZ Viewer для запуска под macOS.

Но пока неофициальная версия для тестирования, поскольку я использую macOS только на виртуальных машинах, где взаимодействие с реальным "железом" тяжело проверить.

Архив (архитектура x86_64): sz-viewer-m1-2021-10-03p1-x86_64.zip (41.9МБ) Удалено, см. публичные версии

Запуск через скрипт sz-viewer.command. Если запускать его не через терминал, а через Finder, то первый запуск надо сделать через контекстное меню > Open, иначе система будет ругаться (ограничение "нотаризации").

Работает только с ELM327: Wi-Fi (192.168.0.10:35000), Bluetooth и USB - последние два типа должны быть доступны как /dev/cu.*

Каждое устройство дублируется как Impl-1 и Impl-2. Это два разных способа взаимодействия со соответствующим портом. Я бы предпочёл Impl-1, но если с ним будут проблемы, то можно попробовать Impl-2. Если с Impl-1 всё нормально, то Impl-2 удалю.

В остальном это полный аналог Linux-версии L1-2021-10-03.



Еще по этой теме:

2021-11-16

Наушники Audio-Technica ATH-AD700: десять лет эксплуатации

Оказывается, использую наушники Audio-Technica ATH-AD700 уже больше 10 лет.

(это чьё-то чужое фото AD500, но AD700 внешне отличаются только расцветкой)

И эксплуатация наушников очень активная, ежедневная, в том числе с падениями, часто после полётов, вызванных рывками за провод.

Самое удивительно, что они полностью рабочие и даже целые. Не сравнить с довольно хлипкими (в прямом смысле развалились за 4 годаSennheiser HD 555, которые были у меня раньше.

Единственное, у AD700 один раз менял амбушюры (на какие-то китайские "универсальные"). И планирую еще раз поменять. И хорошо бы поменять мягкий материал двух упоров "дужки", но пока не придумал из чего заменители сделать.

Ещё задубел провод около наушников, но он полностью целый, никаких проблем. Как и всё остальное.

И по прежнему использую с внешней USB звуковой "картой" (со встроенным усилителем) Audiotrak Prodigy Cube.

2021-11-12

Предохранители TESLA BLATNÁ

После разных вариантов перешёл на автомобильные предохранители Tesla. Обычно покупаю набором, самые простые версии.

Вот такой запас, например. Три вида предохранителей:



Слева т.н. Low Profile Mini. Номера: F115 (F115.000.000) без пинцета, F117(F117.000.000) с пинцетом. На фотографии вариант без пинцета

В середине т.н. Mini. Номера: F113 (F113.000.000) без пинцета, F116 (F116.000.000). На фотографии вариант с пинцетом.

Справа т.н. ATO. Номера: F214 (F214.000.000) без пинцета, F222 (F222.000.000). На фотографии вариант без пинцета.

Есть и другие размеры, в том числе поштучно.

По опыту вполне нормальные предохранители. По крайней мере отличаются в зависимости от номинального тока и не плавятся как китайские карамельки.



Изображения из альбомов:

2021-11-10

ИИ и "вычислительная" фотография

"Когда я слышу слова «нейросеть восстановила», я лезу проверять бэкапы" - поддерживаю изложенное отношение к "улучшению" (читай изменению) фото и видеоматериалов при помощи современных технологий (т.н. искусственного интеллекта).



Сама по себе любая цифровая обработка не является злом, пока она не служит средством достижения какой-то несущей вред цели. Но в любом случае нельзя относится к ней как к способу извлечения данных. Всё, что там происходит - это додумывание на основании данных обучающей подборки. Если результат нравится, то это не означает, что он соответствует реальности.

А проблема в том, что такие обработанные материалы со временем заменяют (и будут заменять всё чаще) оригинальные материалы, что ведёт к их ложному восприятию.

Ещё хуже будет, если подобные механизмы будут использоваться в качестве обвиняющих материалов из-за того, что какой-то набор пикселов был воспринят как отображение личности какого-то реального человека (для примера: Gigapixel AI Accidentally Added Ryan Gosling’s Face to This Photo) или как сущность, по которым будет произведена ложная идентификация.





Изображения из альбомов:

2021-11-08

Syncthing и Untrusted (Encrypted) Devices

Уже упоминал, что для автоматической синхронизации файлов использую хороший проект Syncthing. И там появилась пока экспериментальная, но долгожданная возможность работы с Untrusted (Encrypted) Devices

Она нужна в случае, если какое-то удалённое устройство не вызывает доверия безопасностью хранения на нём копий синхронизируемых файлов. Например, коммерческий сервер/VPS или банально доступный компьютер, который имеет достаточно частый выход в интернет и необходимое количество места для хранения файлов. Теперь можно использовать шифрование хранения на уровне Syncthing.

С безопасной стороны указывается пароль шифрования:


С небезопасной стороны пароль не указывается - файлы туда приходят уже шифрованными.

Шифрование пофайловое (одному файлы оригинала соответствует один шифрованный), имена  (и файлов, и каталогов) тоже прячутся, но размер файла примерно соответствует оригинальному.

Расшифровать можно либо напрямую при помощи команды syncthing decrypt, либо синхронизацией с указанием пароля.

Небезопасные устройства, если их несколько, тоже могут синхронизировать шифрованные файлы между собой данные (без указания пароля).

Еще один недостаток - это работа версионности на небезопасной стороне. Она работает, файлы при удалении/изменении складываются в служебный каталог, но, понятно, с зашифрованными именами. Поэтому перед восстановлением придётся помучится с поиском соответствующих шифрованных файлов.

Ещё есть вопросы относительно мобильной (Android) версии. Сходу поддержку untrusted там не нашёл. Но, думаю, это вопрос времени.



Изображения из альбомов:

2021-11-05

Тюнинг Suzuki Jimny от Delta4x4 и Avus Auto AG

Недавно были новости о Suzuki Jimny, подготовленном совместно Delta4x4 и Avus Auto AG.



Я не считаю навешивание дополнительных деталей хорошей подготовкой.



Единственное, за что здесь можно глазу зацепиться - это колёсные редукторы, установленные на родные мосты. Что-то новое?

Вид поближе:



А нет, всё те же Tibus.

В остальном это типичный тюнинг от людей, которые реально катаются только по демонстрационному "бездорожью", иначе вместо дичайшей "защиты" переднего моста в виде плуга лучше поставили бы настоящую защиту раздаточной коробки:



Плюс в таком явно "имиджевом" автомобиле - это обещанная (?) сертификация изделия для Европы при двух, а то и трёхкратном увеличении суммарной стоимости.

Второй плюс - это поддержание интереса к Jimny, что может продлить его конвейерную жизнь.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-11-03

SZ Viewer L1-2021-11-03 (Linux)

Изменения программы SZ Viewer для Linux:

1. Только amd64/x86_64 (64-битная) версия в архиве.

2. Актуализация данных и DTC.

3. Выбор скорости последовательного соединения (см. аналогичное изменение в W1)

4. Несколько изменен вывод списка адаптеров.

2021-10-31

Ревизия катушек зажигания на Suzuki Jimny

Некоторое время назад стали проявляться подёргивания на холостых оборотах двигателя моего Jimny. Обычно это симптомы неисправности катушек. В запущенных случаях двигатель может очень ощутимо дёргаться, под капотом будут слышны щелчки искры. А если ситуацию запустить, то начнут появляться и весьма сильные "провалы".

Поскольку у меня есть комплект катушек и проводов как от родного M13A, так и от M18A, то решил собрать из них один рабочий комплект.

Катушки на двигателе две, каждая работает на пару цилиндров. Катушки одинаковые (в моём случае это 33400-65G02). Отличаются лишь съёмными проводами. Для моего двигателя короткий провод 33740-80G00, длинный провод 33730-80G00, а оба провода вместе идут под номером 33705-80G00.

С катушки можно снять не только провод, идущий в парный цилиндр, но и наконечник (катушки продаются с ним). Только аккуратно, если катушка старая, а провод "прикипел", то может отломаться или потрескаться пластмасса, которая становится хрупкой от нагрева и возраста.

Катушка без провода и наконечника выглядит так:



Из четырех катушек выбрал две получше. Смотреть надо на следы пробоя. Они выглядят как небольшие трещинки или даже царапинки, как будто кто-то пытался отверткой поддеть наконечник.

Вот самая плохая катушка:



Выбрал пару катушке практически без следов пробоев, взял наконечники и провода получше. И "подёргивания" пропали. Холостые стали очень ровными, по цифровому тахометру хорошо видно, обороты очень мало изменяются.



Изображения из альбомов:

2021-10-27

SZ Viewer W1-2021-10-27 (Windows)

Изменения программы SZ Viewer для Windows:

1. Выбор скорости последовательного порта для ELM327. Не влияет на Wi-Fi-соединение.



По умолчанию (рекомендовано) 38400. Обычно изменять её нет необходимости, но изредка встречается всякая экзотика. Например, клон клона ELS27 пришел от продавца настроенным на скорость 9600.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-10-24

Установка elementary OS 6 Odin под VirtualBox

elementary OS - это дистрибутив на базе Ubuntu с DE Pantheon (в стилистике macOS). Нужно было глянуть на него, для удобства ставил в VirtualBox.


1. Скачивание сразу не видно на оф.сайте. Нужно в поле "другой суммы" ввести 0, кнопка "Купить" изменится на "Загрузить".




2.  VirtualBox при создании машины автоматически не ставит "Тип" и "Версию" ОС, но подойдет Linux и Other Linux (64).


3. При загрузке с ISO-образа инсталлятор не помещается в окне VirtualBox:



Есть несколько способов обхода, но проще всего включить EFI в настройках машины VirtualBox.



Окно VirtualBox станет больше, кнопки будут доступны.


4. Странное дело, но при выборе русского языка инсталлятор в какой-то момент процесса установки останавливается и ничего не делает (у меня это обычно на 70%). Система не зависает, но ждать бесполезно.

Вылечилось тем, что выбрал сперва английский язык, а на русский переключился уже потом, при первой загрузке, когда будет соответствующий диалог. А с английским языком устанавливается стабильно.


5. Установка дополнений VirtualBox требует некоторых действий:

Сперва команды:

sudo apt install build-essential module-assistant
sudo m-a prepare

Подключается образ дополнений, а затем еще команды:

sudo mkdir /media/cdrom
sudo mount /dev/sr0 /media/cdrom
cd /media/cdrom
sudo sh VBoxLinuxAdditions.run


Что касается самой системы, то это на любителя.



Но то, что интересовало, посмотрел.



Изображения из альбомов:

2021-10-21

Ремонтные шипы: два года

Два года назад поставил ремонтные шипы в зимние шины. Держатся неплохо. Сейчас перед зимой доставил всего буквально два-три шипа, да и то на одной шине.

Но в одном месте вылетел не оригинальный шинный шип, а уже установленный ремонтный. И его заменить нельзя, поскольку посадочное место, фактически, испорчено.

Когда ставишь ремонтный шип в это место, то он перекошен и толком не держится.



Но это пока только единственный случай.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-10-14

Пробка/крышка радиатора: опять 17920-75F00

На Jimny уже один раз менял крышку радиатора. На оригинал 17920-75F00 (1.1 бара). Затем перешел на полностью металлический радиатор (без пластиковых "бачков" сверху и снизу), у него была крышка с большим клапаном.

Затем вернулся на родной (обычный) радиатор, но крышки у него уже не было - за это время ушла на другую Suzuki. Поискал, нашел в запасах б/у 17920-54L00 - это такая же крышка, но с русскоязычным текстом предупреждения (идёт, например, на венгерские SX4 для рынка РФ). Её и поставил.

А недавно у одного агрегатора случайно увидел оригинал 17920-75F00 с большой скидкой (по причине "возврат, нарушена упаковка"). Купил.

Оказалось хорошая новая оригинальная крышка.

Вот они вместе: 17920-54L00 (слева) и 17920-75F00 (справа)




Поставил на Jimny.



Изображения из альбомов:

2021-10-09

Кубик Рубика MoYu RS3M (2020) 3x3x3

Решил вспомнить детство и купил кубик Рубика (обычный 3x3x3). Но, конечно, современный и достаточно неплохой. Иначе разочарование затмит все воспоминания.

Выбрал MoYu RS3M (2020) - это хорошее сочетание цены и качества, как мне кажется. С магнитами, они позволяют ощутить положение грани. Ещё есть ступенчатая регулировка жёсткости.



Версия с цветным пластиком, а не с наклейками. Больше нравится.

Про кубик есть много обзоров. Лишь отмечу вещь, про которую редко говорят. Это скрип пружин при вращении. Может раздражать. Лечится разными способами: переворачиваем пружин, стачиванием окончаний витков, нанесением смазки.

Да, кубик чуть уменьшенного размера. А так в целом качество понравилось, хоть и не идеальное, но соответствует моим ожиданиям.


Что касается сборки, то в детстве не ушёл дальше сборки по схемам из журнала "Наука и жизнь" 1983 года. Есть и другие методы, конечно. Но интересно было освоить сборку без заучивания "формул".

Есть как бы интуитивные способы сборки "от углов", но после послойной сборки уже тяжело это воспринимать "интуитивно".

Нашёл один способ, который называют Y-метод или метод с Y-движением (на английском кратко, на русском подробнее, но не особо понятнее). Но если начать изучать, то с опытом всё становится достаточно понятным 

Используются три трюка:

1. Сборка послойная, но остаются свободными один угловой и смежный реберный кубик. Это пространство используется для сборки.



В этом примере на фотографии это несобранный угловой кубик белой грани и рёберный, что между оранжевыми и синими гранями.

Сборка послойная: первый слой (без одного углового), затем второй слой (без одного рёберного), два ребра третьего слоя (отдалённые от свободных кубиков), оставшиеся три ребра (в том числе одно свободное), перестановка угловых кубиков (третьего слоя и одного свободного первого слоя), разворот угловых кубиков.


2. Базовым является Y-движение (R' F R F' или симметричное F R' F' R).

На первых этапах используется то свойство, что это движение переставляет по кругу (с частичным разворотом) рёберные кубики.


3. Используется трюк с промежуточным поворотом и отменой действия (видео на английском).

Если сделать одно Y-движение, промежуточный поворот, а затем "возврат" этого одного Y-движения, то будет перестановка угловых кубиков.

Если сделать два Y-движения, промежуточный поворот, а затем "возврат" двух Y-движений, то будет поворот угловых кубиков.


В целом с методом разобрался, он рабочий. Но проблема в том, что он сам по себе простой,  но рассчитан на элементарные действия. Поэтому для сложных взаимосвязанных передвижений нужно соображать, как их разбить на простые.

И, конечно, он не подходит для скоростной сборки. Там, наоборот, стараются разом сделать много перестановок.


Но всё же ещё интересно освоить метод сборки "от углов".



Изображения из альбомов:

2021-10-07

Denso KJ20CR-L11 в Suzuki M13A

С завода в моём Suzuki Jimny стояли свечи зажигания NGK IFR5J-11. Они нормально отходили около 50-60 т.км, затем я попробовал перейти на более дешевый вариант. Первыми стали Denso K20PR-U11. Но они мне не особо понравились, проездил на них всего полгода. А затем в M-моторах (M13A/M18A) этого Suzuki Jimny я использовал только свечи NGK BKR6E-11 (V-Line №14 или 2756).

Но сейчас у меня образовались запасы немного б/у свечей Denso KJ20CR-L11. Это пытался их применять для Jeep Cherokee, но в его моторе боковой электрод этих свечей приобретал зеленый оттенок. Мне не понравилось, поэтому заменил (сейчас в Cherokee свечи Nissan 22401-2F200, которые Champion RC9MCC4).

Решил попробовать эти б/у Denso KJ20CR-L11 в моторе Suzuki M13A. Они подходят размером и резьбой, но изолятор и электроды больше выдаются в камеру сгорания. Калильное число одинаковое (NGK 6 эквивалентно  Denso 20).

Сравнение:



Слева четыре снятые б/у свечи NGK BKR6E-11. Справа Denso KJ20CR-L11. Видна разница. Упомянутый зеленый оттенок бокового электрода тоже заметен.

Свечи заменил, пока всё работает нормально.

2021-10-05

malykh.com: новый хостинг и https

После многих лет хостинга "на общественных началах" malykh.com переехал в другое место. И заодно настроен https. Это было важным после включения принудительной переадресации блога на https, что вызвало проблемы с mixed content. Теперь можно исправлять эту проблему.

И, да, на malykh.com теперь тоже принудительная переадресация с http на https.

p.s. Это, скорее всего, и починит невидимые картинки в RSS-ленте (из-за того же mixed content в веб-клиента).


Еще по этой теме:

2021-10-03

Проверка ELM327 (под Android)

Подделки ELM327 адаптеров (упрощенные клоны упрощенных клонов) - это явление, с которым приходится считаться.

Как проверить адаптер? Достаточно давно существует приложение для Android: ELM327 Identifier. Но оно устарело, поскольку используемый примитивный алгоритм проверки (ожидание ответа OK) уже не подходит для определения современных подделок.

Некоторые проверки подделок есть в моём SZ Viewer. Но, во-первых, они тоже достаточно простые. Более сложные применять не хотелось - это, как минимум, затраты времени. Во-вторых, некоторые люди не верят, когда SZ Viewer признаёт их адаптер поддельным. Считают, что это "заговор" - принуждение к покупке дорогого адаптера.

Поэтому у меня была мысль сделать своё приложение для Android, которое более вдумчиво проверяло бы адаптер ELM327 на поддельность. Когда проверка вынесена из основного приложения в отдельное и самостоятельное, то это вызывает больше доверия. Да и можно использовать более сложные алгоритмы.

Но идея осталась идеей. Зато разработчики другого диагностического приложения пошли таким же путём. Так появился ELMScan Adapter Validator (для Android). И это приложение выглядит более продвинутым, чем ELM327 Identifier.

Например, результат тестирования нормального китайского ELM327 v1.5.




Или адаптера на оригинальном ELM327 v2.2:




Результаты достаточно правдоподобные.



Изображения из альбомов:

2021-10-01

Toyota RAV4 всё

Кто помнит, осенью 2014 года у меня появился леворульный пятидверный Toyota RAV4 1997 года, на котором я катался до продажи в 2017 году (из-за того, что пересел на нынешний Jeep Cherokee).

(так он выглядел осенью 2014 года)

Автомобиль несколько двоякий, но есть много положительных вещей. Если бы не МКПП, которая была на этом RAV4, то, вполне вероятно, я не пересаживался бы на Cherokee.

И вот узнал, что конкретно этот мой бывший экземпляр попал в серьёзное ДТП. Было столкновение со встречным автомобилем, а затем несколько переворотов через крышу.

Печально. Но самое главное, что все участники (и в RAV4, и во встречной) живы и здоровы.

И здесь надо отметить, что до меня этот RAV4 уже попадал в ДТП, не очень сильное, но сработала система безопасности (две подушки и, насколько помню, натяжители ремней). Систему начали восстанавливать, но не доделали. Остальное пытался сделать сам: поменял накладку пассажирской подушки (сама подушка была уже поменяна), поставил водительскую подушку (она была сработавшей), сбросил ошибки (сам модуль, насколько знаю, тоже поменяли).

Но были, соответственно, сомнения - насколько качественно сделано восстановление? Да и машине уже 24 года. Но в этом ДТП восстановление вреда не оказало, всё, вроде бы, сработало нормально.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

Blog Archive