В блоге:

2017-10-10

Дневные ходовые огни дальним светом пониженной мощности (т.н. "дальний в полнакала")

Убирание "ксенона" с Cherokee задумал не только ради избавления от "колхоза", но и для организации дневных ходовых огней (ДХО) работой дальнего света на пониженной мощности (а это нормально возможно только на галогенных лампах). Именно так сделано на Liberty/Cherokee для канадского рынка.

Более того, можно активировать эту опцию и на моем Cherokee. Нужно убрать электромеханическое реле дальнего света, поставить в разъем рядом твердотельное реле DRL, а затем включить сканером либо соответствующую опцию, либо переключить страну на Канаду (в зависимости от возможностей сканера). Неплохой вариант, но я не пошел этой дорогой, поскольку у меня нет доступа к подходящему сканеру. Да и твердотельное реле тоже не копейки стоит. Решил делать заводской вариант, но альтернативными средствами без сканера и установки крайслеровского реле DRL.

Вообще, дальний пониженной мощности - это довольно неплохой вариант ходовых огней. У нас на дорогах довольно часто встречаются разные модели Lexus (но чаще RX) с характерным слегка желтоватым светом фар - это именно оно и есть.

Почему именно дальний пониженной мощности, а не просто ближний, например? По характеру луча дальний гораздо лучше с точки заметности автомобиля на дороге, чем ближний или противотуманки. А для исключения ослепления встречных используется пониженная мощность, что еще и дает меньшую нагрузку на электросеть (при правильной реализации).

Есть несколько вариантов понижения мощности дальнего, но адекватным считаю только ШИМ. Вариант с балластом бессмысленный, а последовательное включение ламп требует переделки проводки автомобиля и не обладает достаточной гибкостью. А вот ШИМ - это простой и максимально эффективный вариант (к слову, в заводской версии Liberty/Cherokee используется именно ШИМ, именно поэтому при нем требуется замена реле на более скоростное и бесшумное). Сейчас на рынке много предложений готовых устройств, а в случае Cherokee ситуация проще из-за "плюсового управления" ("масса" подключена к фарам постоянно, фары включаются подачей "плюса") : устройств под такое управление гораздо больше, чем под "минусовое управление" (как на Jimny).

В результате выбрал устройство (V2) Max DRL 2+ controller. Уже поставил его и поездил почти месяц. Поэтому расскажу про первые впечатления.

Очень компактное исполнение без разъемов (первая причина выбора).




В принципе, его можно было разместить возле салонного блока предохранителей, но для этого надо было частично разобрать панель, что не хотелось делать. Поэтому разместил прямо возле левой фары под капотом.

Подключение простое, поскольку я решил использовать это устройство в режиме включения по напряжению питания бортовой сети (вторая причина выбора) - для этого не требуется сигнал включения зажигания. Для Cherokee это вполне нормальный вариант, поскольку используется мощный генератор и нет хитрых систем зарядки (вроде хондовских с датчиком нагрузки ELD), напряжение стабильно при работе двигателя.

Получаются следующие точки подключения:

1. "Минус" - взял "минус", идущий на фару.
2. "Плюс" - для питания и контроля включения, взял "плюс" от аккумулятора через предохранитель, здесь пригодились остатки электропроводки колхозного ксенона.
3. "Дальний" - устройство двухканальное, но на Cherokee дальний одноканальный, поэтому объединил выходы с устройства (это нужно делать обязательно во избежание перегрузок) и подключил к левой фаре. Дальний правый будет запитываться через штатную проводку.
4. "Габариты" - взял от провода, идущего на лампочку габаритов, на котором появляется плюс при включении габаритов. Это подключение обязательно для отключения дальнего пониженной мощности при включении габаритных огней (требования к ДХО).

Само устройство закрепил стяжками на заводской жгут проводов. Все сразу заработало после подключения. Параметры пока не трогал: используется режим 35%, включение при 13.5В, отключение при 13.1В. При желании (необходимости) их можно поднастроить программно (при помощи манипуляция с включением габаритов).

Работа ДХО выглядит так:

https://www.youtube.com/watch?v=MFYH50BOJo8



1. Поскольку фары автоматически включаются только при достижении напряжения 13.5В, то они никак не влияют на заводку мотора (например, в зимних условиях или при подсевшем аккумуляторе). Включение плавное (для избежания большого тока, проходящего по нити-спирали лампы).

2. Далее моргаю дальним три раза, поскольку полностью сохранена возможность моргания дальним светом (полной мощности).

3. Потом я включаю габариты, затем ближний. При работе габаритов (и, соответственно, ближнего) дальний пониженной мощности быстро отключается, как то требуется по техническим требованиям к ДХО.

4. При выключении габаритов дальний пониженной мощности опять плавно включается.

5. Когда глушу мотор, то напряжение падает меньше 13.1В, дальний пониженной мощности плавно гаснет. В некоторых схемах подключения подобных устройств делают принудительное выключение фар при затягивании ручника, переводе рычага АКПП в положение P, отстегивании водительского ремня и т.п., но я не стал ничего такого делать. То, что ДХО горят даже на стоящем с работающим двигателем автомобиле, я считаю плюсом, а не минусом.

В режиме дневных ходовых огней горит только дальний свет пониженной мощности, не горят габариты, не горит салонная подсветка кнопок и других органов управления, не приглушается свет подсветки некоторых приборов. Вот меня, кстати, раздражало, что на Интегре при езде с включенным ближним светом днем электронные часы становились практически нечитаемыми. На Cherokee часов нет, но какой смысл днем подсветку (и габариты) зря жечь?

Из полезных возможностей у этого устройства есть режим "световой дорожки" (по умолчанию выключен), но мне он совершенно не нужен, да и на Cherokee есть такая штатная штука. А вот программное выключение для меня важно (третья причина выбора). Конечно, можно полностью отключить устройства, вытащив предохранитель, но иногда нужно отключить такие ДХО (чтобы зря не светить) без ковыряния под капотом. Выглядит это так:

https://www.youtube.com/watch?v=_rMxvvNEUyc


Для программного запрета делаю включение-выключение-включение-выключение-включение габаритов. Устройство один раз моргает дальним для подтверждения. После этого ДХО отключаются и не работают (даже если заглушить и завести двигатель). Для обратного включения нужно повторить манипуляции с габаритами. Устройство мигнет два раза дальним для подтверждения - работа ДХО активируется.


Естественно, интересно потребление тока в режиме ДХО. Сперва измерил ток при подключении только одной лампы (это OSRAM Original H4). При работающем двигателе (на аккумуляторе 14.5В) получилось примерно 5.6А:




Это одна лампа (спираль дальнего света). При работе двух ламп в режиме пониженной мощности дальнего света через устройство получился ток примерно 4.6А:




4.6/(5.6*2)=~0.41, т.е. 41% тока (и, соответственно, мощности). Это при режиме 35%. Расшифровки процентов у этих 35% нет, но, так понимаю, это коэффициент заполнения. Процент потребляемого тока получился больше процента заполнения из-за недогрева нити-спирали и, соответственно, меньшего сопротивления по сравнению с работой на полной мощности. Из-за этого же недогрева свет получается слегка желтоватым (но я не считаю это минусом).

И замерил потребляемый устройством ток в дежурном режиме (двигатель заглушен):




Меньше 4мА. Это мало, поэтому я и подключил устройство напрямую к аккумулятору (через предохранитель, конечно).

Пока все работает нормально, но один раз на стоящей машине ДХО отключились и включились при срабатывании вентилятора охлаждения (напряжение, видимо, просело). Вот здесь, конечно, проявляется недостаток: нет салонной индикации, горят ли ДХО. В некоторых автомобилях лампа индикации дальнего света на комбинации приборов подключена параллельно лампам дальнего света. В таком случае индикация дальнего света будет приглушенно гореть при работе ДХО. На Cherokee индикатор дальнего света зажигается блоком управления, поэтому при работе ДХО не светится.

Еще один недостаток проявился в то время суток, когда начинает темнеть. ДХО светит только вперед, поэтому нужно руками включать ближний, чтобы сзади загорелись габариты. А особо тяжелая ситуация, когда водитель думает, что у него уже включен ближний (он видит горящие фары), а реально работает только дальний на пониженной мощности (и только вперед). Но здесь я стал ориентироваться на комбинацию приборов, благо ее подсветка включается только с габаритами. Если ощущаю, что приборы как-то уже не очень читаются, то это знак, что пора ближний включать. Конечно, если на машине есть автосвет, то таких проблем нет (при автовключении габаритов-ближнего ДХО сам отключится). Но на Cherokee нет автосвета, а отдельно ставить его не хочется.

Какие еще проблемы? Поскольку, как уже упомянул, дальний в режиме ДХО работает с недогревом, то со временем возможно искривление (провисание) нити-спирали и осаживание вольфрама на стекле колбы (колба  становится как бы зеркальной). Видел такие отзывы с фотографиями. Если лампа комбинированная (вроде H4), то регулярное использование ближнего должно избавить от этой проблемы. Для отдельных ламп дальнего света нужно периодически включать дальний на полную мощность, если наблюдается помутнение колбы лампы. Зато ближний должен ходить дольше, поскольку он реже используется, это актуально, если используются дорогие лампы с тонкой нитью (у них очень небольшой ресурс).

Отдельный вопрос - это надежность устройства. Пока работает. Не греется даже под капотом (но за это время на улице больше +20°C не было). Пластик фар, кстати, тоже стал меньше греться, может меньше мутнеть будет.

Если все нормально будет, то буду ставить похожую штуку на Jimny. Но там свои особенности. Во-первых, там "минусовое управление", значит именно это устройство не подойдет, а выбор заметно сокращается. Во-вторых, там напряжение на  работающем двигателе сильно изменяется, поэтому прямолинейно использовать включение по напряжению не получится. Во-третьих, там есть автоматический и дистанционный запуск, надо это тоже учитывать (ДХО не должно включаться в этих режимах, чтобы фарами окружающих не раздражать).

21 комментарий:

  1. 35% это скважность.
    Не совсем понял зачем твердотельное реле, по схеме вроде включаются между лампой и реле.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скважность - это некорректный термин в этом контексте. Более правильный - это коэффициент заполнения (от 0 до 100%).

      Твердотельное реле нужно если включать на Cherokee ДХО дальним через сканер. С этим устройством оно, конечно, в нем нет необходимости. Уточню этот момент в тексте.

      Удалить
  2. Сам весьма задумался о ДХО таким образом. Пока нашёл подходящее (вроде как) реле РХО-22 http://pxo22.ru/auto/pxo22-5.html там есть управление по минусу и всё нужное (и куча ненужного).
    Будет очень интересен опыт по Джимни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это один из вариантов. Но крупный корпус. И особо не нравятся винтовые соединения проводов, для автомобиля не особо хорошее решение.
      К этому еще переусложнение конструкции и, соответственно, повышенная цена. В плюсах универсальность, более гибкое управление входами-выходами.

      Удалить
    2. Прочитал, и вспомнил как в одном из вариантов использовал реле РЭК77 (с несколькими контактными группами). Вот это хардкор! ;-)

      Удалить
  3. Винтовые соединения не проблема, зато надёжно. А сверху залить термоклеем от души и вообще красота будет. Корпус... Мои нынешние ДХО (светодиодные) обладают настолько крупным корпусом блока управления, что этот кажется мелким. Цена, да, но не смертельно. Конструкция, как понял, весьма отработанная, проверенная и надёжная. А возможности вообще максимальные среди аналогов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Винтовые клеммники - это самый ненадежный вариант (сложно придумать хуэе). Даже в стационарном варианте их нужно периодически "протягивать". А уж на автомобиле, да еще с многожильным проводом...
      Если очень уж хотелось поставить клеммники, то есть современные пружинные варианты (такие стоят, например, на адаптере скорости для АКПП, что я использую). Но разработчики этого устройства, видимо, не в курсе про их существование. Или банально экономят на всем.

      Удалить
    2. Ну,недолго и перепаять, с паяльником дружу... Но вариант ниже тоже интересен.

      Удалить
  4. Я себе на джима вот такое поставил: https://www.drive2.ru/l/472346897831428266/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прикольный свежий Jimny. А у него есть ESP (система стабилизации)? Или только ABS?

      Удалить
    2. Есть, клевая штука. Я вообще не представляю как на такой машине без нее зимой бы ездилось.

      Удалить
    3. Это хорошо, вещь весьма полезная. А она работает только как стабилизация/пробуксовка или еще пытается имитировать межколесные блокировки? При диагональных вывешиваниях есть ощущение попыток помочь?

      Удалить
    4. А вот не знаю пока, все руки не дойдут проверить. Тоже этот вопрос интересует. Для оффроада самурай есть, а джимни как каждодневная машина используется - не приходилось еще буксовать. Как проверю - запилю статью в блоге.

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. режим "световой дорожки"
    Что это?

    Если ощущаю, что приборы как-то уже не очень читаются, то это знак, что пора ближний включать.
    Аналогичную привычку уже выработал давно. Поглядываю на одометр (и на механический и на ЖК), если с одного беглого взгляда не распознал надписи, значит пора включать свет. Только габариты при движении не включаю никогда, сразу ближний.
    На старом авто, при переделке кнопки управления даже убрал режим работы "только габариты", и считаю глупостью его наличие. Были три положения: всё выключено, включены противотуманки (передние доп. фары, в качестве ДХО), включены габариты с ближним/дальним (отдельно переключается подрулевым рычажком) без ДХО. Принудительно включить ДХО позволяла дополнительная кнопка на панели. Управление питанием ДХО взято подобно ближнему свету.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Световая дорожка" - это включение передних фар на заданное время (чтобы от машины дойти до дома, например).

      Движение только с габаритами запрещено ПДД РФ. Но они удобны, когда оставляешь стоящую машину ненадолго в темное время суток. Всегда стараюсь оставить включенными габариты в такой ситуации.

      Удалить
    2. Движение только с габаритами запрещено ПДД РФ.
      Более того, их применение снижает заметность включения стоп-сигналов.

      Но они удобны, когда оставляешь стоящую машину ненадолго в темное время суток. Всегда стараюсь оставить включенными габариты в такой ситуации.
      Да, но при этом, обычно, выключено зажигание, что самостоятельно выключает ближний/дальний. Или не так? Т.е., режим "габариты+ближний/дальний" работает габаритами при выключенном зажигании и полностью при включенном. В правильной схеме ближний/дальний ещё и гастится при пуске мотора, чтобы разгрузить электрику.
      По поводу оставления автомобиля со включёнными габаритами. Для вечера мне очень нравится идея со световозвращателями. Не исключает твои старания, но вдобавок значительно увеличивает заметность, невзирая на действия оставленного автомобиля (единственное, он должен быть относительно чистым).
      А для дневного времени, считаю, кроме ДХО, помогает любая деталь, выделяющая авто из обычного, естественного окружения - строб (запрещён, хотя значительно более энергоэффективен вместе со светодиодами), яркие детали (как у дорожных знаков в "ядовито"-зелёной рамке), высокий контраст (зеркала с полосками, оформления декорации кузова, те же хромированные молдинги и бамперы). Даже цвет автомобиля имеет значение. =)

      Удалить
    3. Нет, на моих машинах дальний-ближний от зажигания не зависит (да и на RAV4 и Integra так же было). Разве что на Cherokee BCM по тайм-ауту отключает передние фары и противотуманки при заглушенном моторе (уже попадался на этом, поэтому знаю точно).

      Удалить
  7. Делал "ДХО" на мотоцикле урал последовательным включением спиралей дальнего и ближнего света, на удивление неплохо работало.

    ОтветитьУдалить
  8. Во-вторых, там напряжение на работающем двигателе сильно изменяется, поэтому прямолинейно использовать включение по напряжению не получится.
    Заряжается подобно Хондовскому ELD?

    Во-третьих, там есть автоматический и дистанционный запуск, надо это тоже учитывать (ДХО не должно включаться в этих режимах, чтобы фарами окружающих не раздражать).
    Завязать управление на режим АКПП "не P"?


    Только добрался до чтения комментариев. Обширная тема получилась. =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как уже в тексте упомянул, считаю полезным работу ДХО на стоящей машине с работающим двигателем.

      Удалить

Архив блога