В блоге:

2018-04-19

Литий-титанатные аккумуляторы: первая проба на машине

Ждать долго не стал, смастерил тестовую сборку из литий-титанатных элементов. Первая задача - это проверка работы автомобильной электроники. Поэтому пока без балансиров, без корпуса.

Для начала зарядил и параллельным подключением сбалансировал элементы:




Потом соединил элементы последовательно.  Для соединения использовал стальные оцинкованные пластины. Один вариант из строительного магазина подошел даже без необходимости рассверливать отверстия. Выводы имеют обычную резьбу M12x1.75, что довольно удобно.

Клеммы спилил с ненужного свинцового аккумулятора, нарезал в них резьбу. Накрутил на резьбовые выводы. Клеммы еще дополнительно фиксируются гайками сверху.

Водрузил это все на место автомобильного аккумулятора под капот Cherokee. Поскольку там нижнее крепление, то пришлось колхозно зафиксировать сборку стяжками к аккумуляторной площадке:




Для дополнительной  надежности снизу и сверху сборки проложил мягкую резину. Аккумулятор получился выше стандартного, но высоты хватает для закрытия капота.

Первая проба показала, что автомобильная электрика работает нормально. Машина заводится, аккумулятор заряжается (напряжение 14.6-14.7В).

Но сразу проявилась ожидаемая проблема. В отличие от обычного свинцово-кислотного аккумулятора с этой сборкой довольно высокое напряжение (больше 14В). И не просто высокое, а стабильно высокое (даже при работе стартера не особо сильно проседает). И, соответственно, ДХО дальним пониженной мощности теперь горят постоянно. И на заведенном моторе, и на заглушенном. Программными настройками порога это сходу не исправить, поэтому пока временно отключил ДХО. Главное не забыть руками включать ближний при движении - уже отвык за это время.

Планирую поездить, попробовать.  А потом измерить "разбег" напряжения на элементах. Хоть и планирую поставить балансир, но интересно, как элементы ведут себя в таких "прямолинейных" условиях. И, конечно, нужен нормальный корпус со штатным креплением.

16 comments:

  1. В общем-то ожидаемый баг, ибо какой то баг должен быть) ; по ДХО - напаять в цепь ДХО по резистору?) Аккум огонь!!!!А что, синий и желтый очень сочетаемые цвета )))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Думаю, что на измерительном проводе (он отдельный от питания) токи настолько малы, что придется нехилый резистор ставить для нужного падения напряжения.
      Планирую просто переподключить на зажигание, чтобы работало и с литий-титанатом, и с обычным свинцовым АКБ.

      Delete
    2. Пара диодов в прямом включении помогут, на каждом при действительно маленьком токе упадет по 0.6В (при большом токе - больше).

      Delete
    3. Да проще и универсальнее подключиться к зажиганию, чтобы потом под обычный аккумулятор настройки не менять, если придется его возвращать.

      Delete
    4. И, в качестве опции по желанию, гасить ДХО при активации стояночного режима (ручника или положения "Р" на селекторе). =Р

      Насколько в весе выигрывает эта батарея перед обычной?

      Delete
    5. У этой сборки (30 Ач) масса около 7.3 кг. С чем сравнить? Снятая большая Варта якобы 74 Ач весит примерно 17-18 кг. Но емкости "в лоб" сравнивать нельзя, поведение сильно разное.

      Delete
    6. Получается, выигрыш в массе порядка 10 кг. Неплохо, больше двукратного. Удельная ёмкость, плотность энергии и другие подобные технические показатели сейчас не мой интерес. Вот интересно, как она себя зимой, в сильный мороз поведёт. И вопрос ресурса. Остальное уже красочно, особенно в таком виде. ;-) Запхать бы их в корпус обычного аккума, чтобы никакой инспектор не заподозрил. =)

      Delete
  2. Лучше из медной шины перемычки, говорят, у меди сопротивление меньше, и она толще. Меньше нагрев на стартовых токах. А под нагрузкой элементы не рсзбалансируются, напряжение одинаковое на них?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Выводы элементов алюминиевые, медь напрямую не прикрутишь (электрохимическая коррозия будет). Возможен вариант алюминиевых шин. Хотя, как показывает опыт, и оцинкованная сталь хорошо работает. Толщину можно нагнать использованием нескольких перемычек, но это если реальные проблемы будут.

      Разбалансировку и собираюсь проверить при реальной эксплуатации. Покатаюсь, сниму и поэлементно напряжение проверю.

      Delete
  3. Может просто DC-DC понижение прикрутить литий-титанатной ? Нехай бы ДХО питались от 12 В после понижения. Токи не великие же.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Зачем? Все и напрямую отлично работает. Вопрос только относительно алгоритма включения-выключения.

      Delete
    2. А, тогда ок. Осталось корпус подыскать. ИКЕА или 3D принтер)

      Delete
    3. Такую красоту даже жалко в корпусе прятать. Футуристично выглядит. :-)

      Delete
    4. Тоже верно) Главное чтобы радовало) А интересно как они лебедку сдюжат....

      Delete
    5. Да, работа лебедки с таким аккумулятором очень интересна. Надо на Jimny проверить. Может быть эту сборку, а может новую сделать, если эта себя хорошо проявит.

      Delete
    6. Сдюжат... если лебёдка не развалится. ;-)

      Delete

Blog Archive