В блоге:

2013-09-26

Колесные редукторы: передаточные числа

Не совсем правильно считать, что колесные редукторы имеют смысл только для увеличения дорожного просвета. Да, для этого используют колесные редукторы. Но если посмотреть на мир грузовой техники, то колесные редукторы там нужны для другой цели: именно в качестве редуктора (механизма, который повышает крутящий момент).

Есть две взаимосвязанные величины: количество оборотов за единицу времени и крутящий момент (а их произведение пропорционально мощности). Редуктор (понижающий) позволяет увеличить крутящий момент, но ценой уменьшения числа оборотов. Чем "ближе" редуктор расположен к колесу, тем больше элементов трансмиссии он разгружает. Разгружает в том смысле, что при одинаковой тяге и оборотах колес эти элементы передают меньший крутящий момент, но вращаются с большей угловой скоростью.

Предположим, понижающий колесный редуктор имеет передаточное отношение n. При равных силах тяги и угловых скоростях колес полуоси моста с колесными редукторами будут вращаться в n-раз быстрее, но передавать в n-раз меньший (без учета потерь) крутящий момент по сравнению с мостом без колесного редуктора. Это относится не только к полуосям, а вообще ко всем элементам трансмиссии до колесного редуктора. Именно поэтому и применяют колесные редукторы в некоторых грузовиках: это позволяет разгрузить трансмиссию (например, для использования более легких, компактных деталей). В советских грузовиках колесные редукторы (колесные передачи) применялись, например. в грузовиках МАЗ-500. Они планетарные, поэтому не изменяют дорожный просвет.

Теперь к редукторам для Jimny. Ведущая шестерня имеет 16 зубов, а ведомая 25. Таким образом, передаточное отношение колесного редуктора 25/16=1.5625.

1. Самое главное: это означает разгруженность всей штатной трансмиссии в 1.5625 раза (без учета потерь). При одинаковой тяге на колесе штатные элементы трансмиссии с колесными редукторами вращаются в 1.5625 раза быстрее, но передают в 1.5625 раза меньший (без учета потерь) крутящий момент. Это здорово облегчает жизнь штатной трансмиссии, позволяя обойтись без ее усиления. Это же позволяет устанавливать бОльшие колеса. Думаю, можно поставить на Jimny 35" колеса, и родные детали Jimny это спокойно вывезут. Вопрос в том, вывезут ли такое сами колесные редукторы, ведь на них будет вся нагрузка. Сейчас удалось сломать крепление ведущей шестерни к задней полуоси всего лишь на 30" колесах. Посмотрим. Да и не планирую уходить с 30-32" в ближайшее время, с ними бы на колеса встать.

2. И само понижение позволяет увеличить тягу на колесах, увеличивая общее передаточное отношение трансмиссии. Например, для компенсации увеличения колес.

У Jimny есть штатные редукторы мостов с передаточными отношениями: 3.416, 3.909, 4.09, 4.3, 5.375. Установка колесных редукторов приводит к повышение общего передаточного числа моста:
3.416 -> 41/12*25/16= ~5.34
3.909 -> 43/11*25/16= ~6.11
4.09 -> 45/11*25/16= ~6.39
4.3 -> 43/10*25/16= ~6.72
5.375 -> 43/8*25/16= ~8.39

У меня раньше были ГП 5.375, затем вернул штатные ГП 4.09, что с колесными редукторами дает занижение (общее передаточное отношение примерно 6.39).

Или, если проще сравнивать в терминах раздатки, установка колесных редукторов на Jimny с "электрораздаткой" 1.32/2.643 эквивалентна (в плане общего передаточного числа) замене на раздаточную коробку 2.06/4.13 (если считать, что передаточное отношение мостов осталось неизменным).

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive