В блоге:

2017-11-18

Откручивание прокачных штуцеров (проверка "термоключа")

На моем Cherokee ни разу с завода не менялась тормозная жидкость. Поэтому еще прошлым летом (т.е. в 2016 году) решил ею заняться - поменять прогоном жидкости через прокачные штуцеры.

Начал с заднего правого колеса. Поднял машину, снял колесо для оперативного простора. Побрызгал для очистки совести "газированным уайт-спиритом" (аналогом вд-40) штуцер. Начал штуцер откручивать, но накидным ключом усилия не хватило. Взял головку на 10 под квадрат 1/2" и соответствующий вороток. Только надавил для оценки усилия, а головка штуцера отломилась, оставив остаток вкрученным.

Вообще, у меня есть опыт битвы со штуцерами, которые не трогались годами. На той же Интегре пришлось основательно помучиться с ними, но там сворачивались грани (в результате все же выкрутил и заменил на новые). А здесь отломил часть штуцера. И отломил-то совсем небольшим усилием. Несколько раздосадованный таким результатом, решил оставить битву со штуцерами на будущее, благо герметичность линии не нарушилась (основная часть штуцера-то так и осталась вкрученной).

После этого сделал пару замен тормозной жидкости выкачиванием и добавлением ее в бачок - не особо эффективный вариант, но лучше, чем ничего. Заказал новые передние и задние штуцеры и отсутствующие защитные колпачки на задние штуцеры. И вот недавно решил опять заняться штуцерами, хотя бы открутить оставшиеся три штуки. Тем более, что это хороший повод проверить термоключ CRC (как заменитель вд-40).

Для начала задний левый штуцер:




Побрызгал "термоключом". И первое разочарование. По описанию ("термальный шок") ожидал, что штуцер покроется инеем и будет разваливаться на части как Т-1000 в Терминаторе-2. Но нет, все выглядело как действие обычного аналога вд-40. И, вроде бы, штуцер после поливания "термоключом" холодил пальцы, но как-то неуверенно.

Ладно, чередуем поливание "термоключом" и попытки стронуть штуцер накидным ключом. Эффекта нет, а большее усилие применять не хочется, помня о судьбе штуцера на правой стороне.

В какой-то момент пришлась мысль, а если для проверки "термоключом" полить резервуар спиртового термометра и посмотреть температуру? Попробовали, результат даже удивил:




Да, при температуре в помещении +18°C спиртовой термометр после не особо обильного воздействия "термоключа" показал примерно -30°C. Хммм... А если и обычная жидкость даст такой результат? Но нет, поливание того же резервуара термометра Comma Release Oil (использую его как заменитель вд-40) сбило температуру, но совсем немного - до примерно +10°C.

Получается, что "термоключ"-то работает, но все же охлаждение градусника и металлического штуцера - это разные вещи. Поэтому тактика меняется. Греем штуцер газовым паяльником (он позволяет делать хоть и не особо мощный, но локальный нагрев), охлаждаем "термоключом", стучим по торцу штуцера молотком, а потом тем же молотком аккуратно и не сильно постукиваем по короткому воротку с головкой по квадрат 1/4". Повторяем несколько раз. И, ура, штуцер начинает двигаться. Далее откручиваю просто ключом, хоть и с заметным усилием (штуцер основательно закис).

Открученный штуцер меняю на новый (05179732AA - задний оригинальный):




Прокачиваем, собираем. И переходим к передним штуцерам.

С передними штуцерами проблема в отсутствии подходящего ключа. 9мм не налезает, 10мм откровенно люфтит. Как оказалось, там нужен ключ 3/8", но у меня такого в запасе нет, поэтому для начала пытаюсь аккуратно пользоваться ключом на 10мм.

Переднему левому штуцеру хватило поливания "термоключом" и постукивания по торцу. После чего открутил его довольно несложно. И опять меняю штуцер на новый (05015248AB - передний оригинальный)




С передним правым все оказалось сложнее. Сходу как левый откручиваться не захотел. Начали по полной программе: нагрев, охлаждение, постукивания. В какой-то момент чувствую, что начинает слизывать грани.

Беру "зажимной" ключ для тормозных трубок на 10-8 (какой-то чуть ли не из советских запасов) - я им обычно трубки на Jimny откручиваю. Но толком затянуть не получается - неудобное место, ключ кривой, сползает.

Ладно, тогда проверенный способ. Подбирается более или менее подходящая головка-звездочка (подошла E14), которая набивается на шестигранник штуцера. А после этого штуцер волшебно открутился при довольно небольшом усилии руки.




И, конечно, штуцер опять меняется на новый. Все прокачивается и собирается.

Остался отломанный задний левый штуцер, но это будет отдельная история.

Что касается тормозной жидкости, то сейчас использую TRW DOT 5.1 ESP. Ее же при частичной замене заливал в прошлом году. Но жидкость очень быстро потемнела - очень уж много грязи накопилось в тормозной системе за 10 лет. Надо делать еще одну замену через некоторое время.

Помог ли "термоключ"? Сложно сказать. Но нагрев+охлаждение+удары - это хороший способ откручивания. Синергия. :-)

Тормозную жидкость надо менять регулярно. Не только из-за ухудшения ее характеристик и попадания грязи и продуктов износа. Штуцеры полезно "тренировать" откручиванием.

Частичная замена через бачок (откачивание, заливка без прогона жидкости через штуцеры) - это не самый лучший вариант замены. Но в крайнем случае это лучше, чем ничего.

И еще мне надо купить ключ и головку на шестигранник 3/8". :-)

3 комментария:

  1. Вибрация. Частота изменяется во время прохода, чтобы проходить через точки резонанса, сравнительно высокая, возможно, с заходом в ультразвук. С малой амплитудой. Начиная с прохода с низкой энергией, чтобы "не наломать дров", каждый проход её поднимая, пока не достигнут успех. Прилагать к выкручиваемой детали, нагруженной "внатяг". В зависимости от конфигурации соединения, можно пробовать приложение к детали с внутренней резьбой, т.е. детали, в которую вкручен извлекаемый резьбовой элемент, рядом с ним. Желательно смачивать "газированным керосином" и, если возможно, достигать частоты его испарения (последнее точно УЗ). По возможности использовать гравитацию, т.е. пространственно выгодно расположить узел для затекания. Но во время выкручивания с вибрацией, наоборот, расположить для освобождения резьбы от выходящей грязи.

    Хотел бы попробовать. Но не имею материально-технической базы к исследованию. Для "закисших" соединений хорошо должно работать. Для потянутых, забитых резьб - хуже, там, наверное, нужна температурная разница (не динамический удар, а пространственный градиент), чтобы расширением поиграть. Кстати, на фотографиях не увидел сильно заржавевших резьб. А у старого заднего штуцера почему-то сильно сплющена резьба, да и ты отметил, что он с трудом выкручивался. Возможно, там помог бы преобразователь ржавчины, если с осторожностью и ограничением по времени действия.
    Да что там, когда уже есть научный труд Александра Николаевича Неверова, процитирую выводы со страницы 90:
    Исходя из полученных зависимостей, можно сделать следующие выводы:
    1. Наложение ультразвуковых колебаний любой поляризации снижает момент силы, необходимый для разборки резьбовых соединений. Момент разборки резьбовых соединений снижается тем более, чем выше амплитуда колебаний. При повышении момента сборки момент разборки увеличивается.
    2. При определенной амплитуде колебаний возможно самораскручивание резьбовых соединений. Амплитуда колебаний, соответствующая саморазборке соединения, пропорциональна моменту закручивания.
    3. Наиболее эффективно момент разборки снижают крутильные колебания.
    4. Для разборки соединений с задирами и схватыванием целесообразно применять изгибные колебания.


    Следуя пункту 4 выводов, стучать по штуцеру нужно было не в торец, а сбоку. =)


    Как обломок выкручивать думаешь? Звездочку внутрь забивать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поправлю себя. Исходя из этой статьи, преобразователь ржавчины - неподходящий метод для закисших резьбовых соединений, поскольку после обработки получается иное, несколько прочное химическое соединение. Значительно лучше пробовать обработать разбавленным водным раствором соляной или серной кислоты, содержащим ингибитор кислотной коррозии уротропин. И опять же, не практиковал, не знаю, как поведёт себя гальваническая защита, если она ещё сохранилась. Ещё там же интересный способ с заливанием в "чашечку" из парафина, сделанную вокруг соединения, разбавленной серной кислотой с вложенным туда же кусочком цинка.

      Удалить
    2. На закрученном заднем штуцере видна ржавчина под шестигранником. На выкрученном ее уже нет. Ушла в результате воздействия.
      Задний штуцер выкручивался тяжело в одном направлении, на закручивание уже легко шел.
      Но резьба и правда выглядит странно.

      С обломком еще выбираю вариант.

      Удалить

Архив блога