В блоге:

2017-11-18

Откручивание прокачных штуцеров (проверка "термоключа")

На моем Cherokee ни разу с завода не менялась тормозная жидкость. Поэтому еще прошлым летом (т.е. в 2016 году) решил ею заняться - поменять прогоном жидкости через прокачные штуцеры.

Начал с заднего правого колеса. Поднял машину, снял колесо для оперативного простора. Побрызгал для очистки совести "газированным уайт-спиритом" (аналогом вд-40) штуцер. Начал штуцер откручивать, но накидным ключом усилия не хватило. Взял головку на 10 под квадрат 1/2" и соответствующий вороток. Только надавил для оценки усилия, а головка штуцера отломилась, оставив остаток вкрученным.

Вообще, у меня есть опыт битвы со штуцерами, которые не трогались годами. На той же Интегре пришлось основательно помучиться с ними, но там сворачивались грани (в результате все же выкрутил и заменил на новые). А здесь отломил часть штуцера. И отломил-то совсем небольшим усилием. Несколько раздосадованный таким результатом, решил оставить битву со штуцерами на будущее, благо герметичность линии не нарушилась (основная часть штуцера-то так и осталась вкрученной).

После этого сделал пару замен тормозной жидкости выкачиванием и добавлением ее в бачок - не особо эффективный вариант, но лучше, чем ничего. Заказал новые передние и задние штуцеры и отсутствующие защитные колпачки на задние штуцеры. И вот недавно решил опять заняться штуцерами, хотя бы открутить оставшиеся три штуки. Тем более, что это хороший повод проверить термоключ CRC (как заменитель вд-40).

Для начала задний левый штуцер:




Побрызгал "термоключом". И первое разочарование. По описанию ("термальный шок") ожидал, что штуцер покроется инеем и будет разваливаться на части как Т-1000 в Терминаторе-2. Но нет, все выглядело как действие обычного аналога вд-40. И, вроде бы, штуцер после поливания "термоключом" холодил пальцы, но как-то неуверенно.

Ладно, чередуем поливание "термоключом" и попытки стронуть штуцер накидным ключом. Эффекта нет, а большее усилие применять не хочется, помня о судьбе штуцера на правой стороне.

В какой-то момент пришлась мысль, а если для проверки "термоключом" полить резервуар спиртового термометра и посмотреть температуру? Попробовали, результат даже удивил:




Да, при температуре в помещении +18°C спиртовой термометр после не особо обильного воздействия "термоключа" показал примерно -30°C. Хммм... А если и обычная жидкость даст такой результат? Но нет, поливание того же резервуара термометра Comma Release Oil (использую его как заменитель вд-40) сбило температуру, но совсем немного - до примерно +10°C.

Получается, что "термоключ"-то работает, но все же охлаждение градусника и металлического штуцера - это разные вещи. Поэтому тактика меняется. Греем штуцер газовым паяльником (он позволяет делать хоть и не особо мощный, но локальный нагрев), охлаждаем "термоключом", стучим по торцу штуцера молотком, а потом тем же молотком аккуратно и не сильно постукиваем по короткому воротку с головкой по квадрат 1/4". Повторяем несколько раз. И, ура, штуцер начинает двигаться. Далее откручиваю просто ключом, хоть и с заметным усилием (штуцер основательно закис).

Открученный штуцер меняю на новый (05179732AA - задний оригинальный):




Прокачиваем, собираем. И переходим к передним штуцерам.

С передними штуцерами проблема в отсутствии подходящего ключа. 9мм не налезает, 10мм откровенно люфтит. Как оказалось, там нужен ключ 3/8", но у меня такого в запасе нет, поэтому для начала пытаюсь аккуратно пользоваться ключом на 10мм.

Переднему левому штуцеру хватило поливания "термоключом" и постукивания по торцу. После чего открутил его довольно несложно. И опять меняю штуцер на новый (05015248AB - передний оригинальный)




С передним правым все оказалось сложнее. Сходу как левый откручиваться не захотел. Начали по полной программе: нагрев, охлаждение, постукивания. В какой-то момент чувствую, что начинает слизывать грани.

Беру "зажимной" ключ для тормозных трубок на 10-8 (какой-то чуть ли не из советских запасов) - я им обычно трубки на Jimny откручиваю. Но толком затянуть не получается - неудобное место, ключ кривой, сползает.

Ладно, тогда проверенный способ. Подбирается более или менее подходящая головка-звездочка (подошла E14), которая набивается на шестигранник штуцера. А после этого штуцер волшебно открутился при довольно небольшом усилии руки.




И, конечно, штуцер опять меняется на новый. Все прокачивается и собирается.

Остался отломанный задний левый штуцер, но это будет отдельная история.

Что касается тормозной жидкости, то сейчас использую TRW DOT 5.1 ESP. Ее же при частичной замене заливал в прошлом году. Но жидкость очень быстро потемнела - очень уж много грязи накопилось в тормозной системе за 10 лет. Надо делать еще одну замену через некоторое время.

Помог ли "термоключ"? Сложно сказать. Но нагрев+охлаждение+удары - это хороший способ откручивания. Синергия. :-)

Тормозную жидкость надо менять регулярно. Не только из-за ухудшения ее характеристик и попадания грязи и продуктов износа. Штуцеры полезно "тренировать" откручиванием.

Частичная замена через бачок (откачивание, заливка без прогона жидкости через штуцеры) - это не самый лучший вариант замены. Но в крайнем случае это лучше, чем ничего.

И еще мне надо купить ключ и головку на шестигранник 3/8". :-)

1 comment:

  1. Пользовался аналогичным "термоключом" производства Daytona (Delfin Group) - тоже совершенно не впечатлил. Впрочем, неудивительно - это банальный пропан-бутан в мелкой фасовке без одорирования меркаптаном. Такого же незначительного эффекта добивался "выливанием" сжиженного газа из китайских 220-граммовых цанговых баллонов для походных плиток и горелок.

    А вот что проняло до глубины души (точнее, аж до кости) - это термический ожог от фреона R410, оставшегося в купленном для хознужд баллоне (большой 11 кг, остаток где-то 1,5-2 кг). Просто подставил палец и приоткрыл кран "чиста позырить"... :-D
    t кипения -52С, но "теплоёмкость" (не знаю правильного термина) просто фантастическая...

    ReplyDelete

Blog Archive