Search in the blog:

2022-12-19

Баргузин-1 (июль 2006)

Баргузин-1 (ВС-01-44), озеро Байкал, посёлок Большие Коты. Июль 2006 года.



Вообще, всего было три Баргузина на Байкале. Баргузин-2 сгорел в 2015 году. Этот Баргузин-1 сильно пострадал в пожаре в 2018 году и, насколько знаю, больше не эксплуатируется. Остался самый свежий Баргузин-3 (который переименованный "панамский" Баргузин-4). Оригинальный "панамский" Баргузин-3 (LAS 7 PERLAS) пострадал от урагана в 2005 году, после чего был заброшен.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-12-17

Бесперспективность Canon RF

И до этого не особо интересовался новой беззеркальной полнокадровой системой Canon RF, так и Canon своими ограничениями на неоригинальную оптику (Viltrox Says Canon has Demanded They Stop Selling RF-Mount Lenses, Canon plays the (RF) system, Canon Confirms It’s Going After Lens Makers for Patent Infringement) делает её ещё менее интересной. Сравните с подходом Sony: Applying for "E-mount" Basic Specification License

Но если вспомнить судьбу байонетов Canon FL и FD (невозможно использовать объективы на камерах с Canon EF даже через переходник) и Canon EF-M (невозможно использовать на камерах с Canon RF-S даже через переходник - а этот тот же кроп), то ничего удивительного. Такие фокусы "покупайте и покупайте только новые объективы Canon" всегда были в духе Canon.



Еще по этой теме:

2022-12-16

Dreambooth + Stable Diffusion: взгляд на мой Jimny

Попробовал генерировать картинки при помощи Dreambooth + Stable Diffusion на основе нескольких своих базовых изображений и текстового как бы описания. Процесс несколько муторный и небыстрый (см. описание на русском, например).

Покажу результаты на основе нескольких зимних фотографий моего Suzuki Jimny:



1. Это самые лучшие результаты из нескольких сотен сгенерированных. Потом мне надоело. И разброс между этими (самыми лучшими) и самыми худшими огромный.

2. Фотоподобные изображения плохие, даже ужасные, поэтому текстовым описанием пытался вызвать генерацию рисунков, а не "фотографий". 

3. Обычно получается Jimny Франкенштейна из разных кусков автомобилей. Но если на фотографии это неприемлемо (выглядит как коллаж автора с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций), то на рисунке это иногда можно воспринимать как часть стиля. 

4. Сильно влияет качество базовых изображений. Это должны быть несколько изображений одного и того же объекта в одном и том же состоянии, но с разных ракурсов. И с минимальным визуальным мусором.

5. Среди этих результатов видно, что прорезей на решетке радиатора то 5 (как в оригинале), то 6, то даже 4. Руль часто становится левым вместо правого оригинала (если руля явно на изображении нет, то это проявляется и другим расположением дворников лобового стекла). Постоянно нечто странное творится с передним бампером, багажником на крыше, колёсами. А шноркель и вовсе то исчезает, то дико меняет свою форму, то переезжает на другую сторону. И т.д. Ни о каком документальном соответствии оригинальному объекту невозможно говорить. Даже при хороших входных изображениях. Это как фильм "по мотивам произведения".

6. Текстовое описание (на английском) таковым не является. Это рандомный набор слов, которые пишешь в попытках заставить получить то, что тебе нужно. Это плохо удаётся, поскольку слабо понятно, какие слова как триггерятся моделью. Лучшая тактика - это просто забивать всё подряд наугад, а потом ожидать, что всплывёт что-то подходящее.

7. У меня было постоянное ощущение вторичности. Чувство, что это не оригинальное произведение, а переработка уже существующей работы, куда грубо запихали пародию на базовый объект. Особенно, когда стилистика изображения начинает повторяться несколько раз.

8. Но если не ворчать, то результат, в принципе, хороший, если это (квадратные картинки разрешения 512x512) рассматривать как, например, аватарки. Или заготовки для иллюстраций или принтов. Другое дело, что желаемый сюжет и стиль я так и не получил. Но и не надеялся.

9. При увеличении разрешения результат становится ещё более франкенштейновым. А при уменьшении слишком абстрактным - оригинальный объект начинает исчезать, заменяясь какими-то цветными пятнами.

10. Совершенно непонятна ситуация с авторскими правами. Даже среди этих результатов видны остатки подписей авторов оригинальных работ, на базе которых эти результаты созданы. Про проблему источников такой генерации уже писал.


Ожидание: "искусственный интеллект" позволит расширить знания и создавать новое.

Реальность: "искусственный интеллект" - это удобное средство украсть чужое произведение, чтобы не создавать новое.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-12-15

Заправка газового Dremel

Использую газовый паяльник Dremel.



Что-нибудь (очень) локально нагреть, порезать пластик или что-то припаять.

Раньше я заправлял газом для зажигалок, но теперь перестал. Проблема даже не в стоимости, а что этот газ ещё где-то искать нужно, под рукой его обычно нет. А заправлять при интенсивном использовании приходится часто.

Перешёл на использование газовых баллонов. Обычных "туристических" цанговых.



Если приноровиться, то клапан баллона без всяких переходников неплохо подходит к паяльнику:



А степень "заправленности" определяется по звуку, изменению массы и ощущению холода. Заправка идёт шустро и практически без потерь газа. Но, конечно, правила безопасности нужно соблюдать.

Газ в обычных условиях (а не зимних на улице) горит нормально. Уже давно на него перешёл.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-12-13

Иркутск, "Орбита", Усадьба Шастина (сентябрь 2003)

Иркутск, сентябрь 2003 года.

Усадьба Шастина ("Дом Европы"), ул. Ф.Энгельса, 21.



И рядом тогда магазин "Орбита", ул. Декабрьских Событий, 85 (т.н. дом-бумеранг)



Качество съёмки, конечно, очень плохое. Это цифровая камера, про которую уже упоминал. Какая-то неизвестного происхождения, характеристиками больше похожая на веб-камеру. Низкое разрешение (640x480, т.е. 0.3Мп), наведение через оптический видоискатель (довольно кривой, поэтому такое кадрирование), ручная фокусировка (по шкале условных расстояний, снимать близко практически невозможно).



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-12-11

На чём я пишу SZ Viewer (2022)

Немного о том, на чём я пишу свою диагностическую программу SZ Viewer.

Практически весь код написан на Scala 2.11 за исключением очень небольшого кусочка на Java. Используется старая версия Scala 2.11.12 (релиз ноября 2017 года), поскольку это последняя версия, которая генерирует байт-код версии до Java 8 (если быть точнее, Java 6). Это критически важно для использования кода под Android, который хоть и поддерживает Java 8+ возможности, но весьма ограниченно (нападки Oracle на Google вышли боком). С более свежими Scala 2.12+ есть проблемы при сборке под Android через Java 8+ байт-код, что иногда обходят компиляцией в нативный код - но это так себе вариант (по многим причинам).

SZ Viewer - это единственный актуальный проект, в котором использую такую старую Scala, в других перешёл как минимум на Scala 2.13 или на Scala 3.

В целом к Scala я отношусь очень хорошо, пишу в основном на ней с 2010 года (перед этим в основном писал на Java, а перед этим на C и C++, но это было довольно давно). Сейчас на Java стараюсь вообще не писать, только там, где это необходимо.

В качестве IDE уже много лет (ещё с времён Java и работы под OS/2) использую IntelliJ IDEA (сейчас бесплатной Community версии).


1. Универсальная часть код

Эта часть кода используется одновременно и в Android, и в PC версиях. Реализует всю работу с протоколами и абстрактную работу с ELM327. Содержит ~14400 строк кода (здесь и далее подсчёт при помощи cloc) исключительно на Scala, здесь нет Java кода.

Собирается под Java 7, использует только стандартные библиотеки Java 7 и Scala 2.11, других зависимостей нет.


2. Часть кода для PC (Windows, Linux, macOS)

Часть кода, которая используется в версиях для PC. Сборки для Windows, Linux, macOS делаются на одном и том же коде. Содержит ~13800 строк кода на Scala и ~500 строк на Java.

Собирается под Java 7, есть зависимость от сторонних библиотек.

Для доступа к нативному коду (работа с адаптерами, портами и т.д.) используется JNA (в том числа и JNA Platform), Java код как раз нужен для взаимодействия с JNA (для большей предсказуемости результата). Есть желание перейти на JNR, но тогда требуется сборка как минимум под Java 8, что пока недоступно. 
 
Для сжатия логов теперь используется XZ Utils, а для старых логов использовался стандартный Gzip, но он гораздо менее эффективный.

В совсем ранних версиях программы появились графики, для отрисовки которых используется GRAL. Мне эта отрисовка совершенно не нравится, но она сохранилась, поскольку мне было лень делать другую. Возможно, она будет заменена на самодельную.

Ещё используется библиотека Scala XML для разбора plist в macOS и для чтения старого кэша (сейчас заменен на бинарный формат).

Сборка для Windows идёт с чуть подрезанной 32-битной Oracle Java 8 (202 - последняя с лицензией BCL, 2018 год). Это нужно для работы под Windows XP, а 32-битность нужна и для доступа драйверов адаптеров J2534 (Pass-Thru). exe-файл для запуска собран, кстати, при помощи Go (совсем крохотная программка).

Сборки для Linux и macOS идут с достаточно свежей 64-битной OpenJDK 17 (Eclipse Temurin), но в сокращённом варианте (только требуемые модули).

Сборка для macOS - это вообще сомнительное дело. Сейчас для обхода необходимой подписи используется тот факт, что сам OpenJDK подписан, а command-файл подписывать не надо (только нужен первый запуск через Open в меню). Но с учётом политики Apple нужно либо уходить в коммерческое распространение, чем и окупать затраты на аккаунт и подпись. Либо, наоборот, в open source и распространять (для узкого круга) через homebrew. Для бесплатной, но закрытой программы в этом будущем места нет.

Как уже писал, для Linux вполне реально сделать свой репозиторий (с deb, успешный опыт есть) для установки через dpkg/APT, если это кому-то было  бы нужно. А так лично мне проще скачать tarball, распаковать и запустить программу без замусоривания системы.


3. Часть кода для Android

Часть используется только для Android-приложения, довольно небольшая. Содержит ~3200 строк кода на Scala, здесь Java кода нет.

Как уже упоминал, собирается при помощи старой версии sbt 0.13 со старым плагином org.scala-android (1.7.10 от сентября 2017 года - это последняя версия). Но потом ещё требуется некоторая ручная доводка APK (связанная с подписью) для нынешних требований Google Play.

Задана минимальная версия Android API 14 (Android 4.0.1 – 4.0.2) и целевая версия 30 (Android 11). Требуется переход на целевую версию 31 (Android 12), но пока не сделан.

Используются старые версии 27.1 (2018 год) support-библиотеки. Уж не помню почему, но с 28.0 были проблемы. Переезд на AndroidX нужен, но невозможен технически при используемой системе сборки.


4. Перспективы

Возможно, что часть кода для PC в будущем будет собираться не под Java 7, а под Java 8. Это позволит хотя бы попробовать JNR вместо JNA. JNR теоретически должен быть быстрее.

Общая часть останется под Java 7 - для использования в сборке под Android.

Android часть, видимо, рано или поздно придётся переписать под современную систему сборки (gradle) и AndroidX. Писать на Java не очень хочется. Очень уж устаревший и громоздкий язык. Да, в новых версиях Java сделаны изменения, но под Android они недоступны (опять привет, Oracle). Поэтому придётся использовать Kotlin, хоть он мне и не особо нравится.

Я уже проверил, общая часть кода на Scala 2.11 доступна из Kotlin при сборке под Android, хоть, конечно, возможности API урезаются (хотя бы из-за отсутствия в Kotlin нормального Maybe/Option/Optional-типа).

Переписывание же общей части кода и части кода для PC на Kotlin очень малоинтересно, хотя в проекте накопилось много неправильно и не совсем корректно сделанных вещей, исправление которых требует столько изменений, что может показаться, что проще переписать.

Вообще, для подобного проекта я воспринимаю только языки со статической типизацией. Из таковых кроме Scala мне интересны, пожалуй, только Rust и Haskell.

Но Haskell интересен больше теоретически (для повышения уровня культуры, тем более влияние Haskell сильно ощущается в Scala), а вот Rust вполне практически. В принципе, я не против в будущем переписать SZ Viewer на Rust, но написание частей Android-приложения на Rust хоть и возможно, но очень-очень условно.

Кроме того, нужно смотреть, насколько реально сейчас собирать на Rust код, который будет работать под 32-битной Windows XP. То, что я сходу попробовал, на MSVC toolchain вообще не запускается, а на GNU toolchain запускается, но ругается то на одну DLL, то на другую. Надо разбираться. Сейчас тенденция такая, что и Windows 7 скоро за бортом останется. В этом плане текущая сборка SZ Viewer для Windows весьма ретроградная.



Еще по этой теме:

2022-12-09

T-max EW-6500: подшипники ротора

В лебёдке T-max EW-6500, что так и установлена на моём Jimny, ротор вращается в двух подшипниках:



Со стороны щёток подшипник поменьше (маркировка 6202):



Со стороны барабана подшипник побольше (маркировка 6203):



Как-то несколько лет назад при очередной переборке лебедки обратил внимание, что подшипник со стороны барабана тяжело вращается с сильным шумом. Тогда под рукой подшипников не было, поэтому просто извлек его, скинул крышки боковые, почистил, смазал и собрал обратно.

Сейчас решил всё заменить подшипник. Хорошо, что здесь не оказалось обмана с маркировкой (как бывает), это действительно подшипник 6203 (40x17x12). Его, кстати, любят использовать во всяких роликах приводных ремней (на Cherokee как раз такой).

Подшипник для замены:



Сравнение (старый - новый):



Поменял, собрал. Работает нормально.

2022-12-07

Популярные китайские термометры: версия до -20°C

Есть такие популярные китайские термометры (на двух батарейках AG13/LR44.). Их делают, похоже, все, кому не лень. Они чуть отличаются: чуть разные корпуса, индикаторы, датчики.

Но косметические отличия - это ещё ладно. Хуже, что стали попадаться экземпляры, которые работают только до -19.9°C. Если холоднее, то пишут Lo:



А ведь старые модели вполне работали и при более низких температурах:



Похоже, что в упрощенной модели не стали делать переход разрядности, когда вместо -19.9 (три разряда) надо переходить к -20 (два разряда). Решили, что предела в -19.9°C хватит.

Так что теперь нужно проверять и такие простые датчики, если нужны замеры таких низких температур.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-12-05

Фильм "Шут" и флейта... Моцарт?

Есть советский художественный фильм "Шут" 1988 года. Некоторым он запомнился только главным героем, что стоя перед зеркалом повторял "да, да, да, да, да! нет! нет". Мне же он приметен непривычно, но завораживающе софтящей картинкой иногда на грани цветности вплоть до почти монохрома (и это может восприниматься как технический брак) и несколько необычным подбором музыки.

Частью сюжета является [виниловая] пластинка произведений Моцарта в исполнении "американского флейтиста Джеймса Гэлуэя" (который ирландский James Galway).




Да, James Galway исполнял, например, "Концерт для флейты №2 ре мажор" Моцарта (314/285d по каталогу Кёхеля), фрагменты которого (из третьей части) и звучат в этом фильме:



Но я не смог найти никакую информацию об этой пластинке.

В начале фильма рядом с ней другая пластинка, тоже Моцарта (а Эллингтон - это совсем другая тема, хотя его музыка тоже есть в фильме):



Но эту пластинку Моцарта опознать гораздо проще:






Теперь та первая загадочная пластинка покрупнее:



Шрифт W.A.Mozart один в один как у найденной пластинки В.Рябченко. И такая же надпись чуть ниже не читается, но скорее угадывается: CONCERTOS Nos.1 and 2 for Flute and Orchestra.

Что это? Либо это какая-то редкая версия той более популярной пластинки. Либо какая-то самодеятельность, сделанная только для фильма.



Изображения из альбомов:

2022-12-03

SZ Viewer W1-2022-12-03 (Windows)

Изменения программы SZ Viewer для Windows:

1. Сделана фоновая отрисовка графика зависимости, теперь она не блокирует интерфейс даже на совсем слабой технике с достаточно большим количеством точек. Сама сущность графика заставляет отображать все точки, тогда как в графике с временем по оси абсцисс можно сделать фильтрацию для ускорения.

2. Немного изменил уровни яркости компонентов этого графика зависимости для лучшей видимости.

3. Закрытие вкладок модулей средней кнопкой мыши.

4. Было замедленное обновление числа ошибок DTC после их сброса. Исправлено.

5. В диалоге выбора порта/адаптера в правой колонке теперь показывается выбранная скорость (baud) для ELM327.

6. Перенёс тулбар из подвкладки с таблицой во вкладку модуля. Соответственно, он теперь относится ко всем подвкладкам с данными.

7. На этом тулбаре рядом с TPS (число обновлений в секунду) в скобках показывается число запросов на полное обновление.

8. Сброс изменений на этом тулбаре вкладки модуля сбрасывает и min-max значения.

9. Вывод статуса в подвкладках с (нетабличными) данными теперь не режется правой колонкой.

10. В отладочном диалоге по умолчанию теперь выбирается вкладка с  настройками (отладочные настройки, не запоминаются при перезапуске).

11. В домашнем каталоге программы раньше было два или три xml файла с закешированными данными модулей (для ускорения работы). Эти данные переехали в бинарный файл module-cache - так быстрее и мне проще. Старые xml файлы автоматически удаляются при сохранении в новый module-cache. Можно этот файл удалить, он будет восстанавливаться при последующим использовании программы.

12. Впервые за время существования W1 версии заменил комплектный Oracle JRE 7 на Oracle JRE 8 (последней 202 версии 2018 года с нормальной лицензией BCL). Это всё должно продолжить работать на Windows XP (32-bit). Я хорошо отношусь к OpenJDK, но его сборки JRE 8 ощутимо медленные, да и последние уже не работают под Windows XP.

13. Для компенсации немного возросшего размера дистрибутива программы создаю zip-архив в другом архиваторе. Совместимость сохранена (под Windows XP можно распаковать родными средствами).

14. Чуть изменен диалог выбора активного управления:



Если возможно использование (при соблюдении условий, конечно), то соответствующая строка выделяется жирным шрифтом. Если, наоборот, было неуспешное использование (не поддерживается модулем), то в правой колонке будет соответствующая надпись, а сам пункт автоматически смещается вниз. Если надписи нет, а шрифт обычный, то значит работоспособность программе неизвестна (может работать, может не работать).

2022-12-01

Снятие масляного поддона Suzuki SX4 (4WD)

В инструкции по ремонту Suzuki SX4 первого поколения для снятия масляного поддона двигателя M16A предлагается снять сам двигатель, а для полноприводной версии ещё и "раздатку". Что, конечно, совершенно не вдохновляет. Но можно обойтись гораздо меньшими работами.

1. Мешает центральная продольная балка под двигателем. Но её можно снять. С задними креплениями проблем вообще нет, а переднее совмещено с подушкой (опорой) двигателя. Двигатель нужно вывешивать (упором снизу в КПП, например), переднюю опору разобрать, что освободит продольную балку. Но проблемно открутить кронштейн опоры от самой балки, задний болт доступен, а вот с передним сложнее. Пришлось убирать электрические вентиляторы радиатора, а у самого радиатора откручивать верхнее крепление, чтобы можно было его поднимать-двигать. Тогда балку можно сместить вперед за поперечину под радиатор, появится доступ к передней гайке кронштейна опоры.

Без продольной балки можно открутить часть выхлопного тракта и получить доступ к креплению поддона.


2. Поддон двигателя в современном стиле дополнительно крепится к КПП. К счастью, в поддоне сделан доступ к болтам со стороны КПП, поэтому КПП снимать не надо. Но нужно обзавестись трещеткой на 1/4" с удлинителями и карданчиком.

И, конечно, нужно открутить защитную крышку для доступа к этим скрытым болтам.



Но есть один очень вредный болт крепления поддона, доступ к которому как раз "раздатка" и закрывает.



Сперва попробовал использовать изогнутый рожковый ключ на 10 (который уже пригодился).



Он подошёл, но им не смог стронуть болт - не хватает усилия. Пришлось изобретать другой вариант.

Сделал самоделку из гаечного ключа и головки на 1/4" (есть старый ненужный набор).



Гаечный ключ оказался из совсем плохого металла (это китайский ключ аж из 1990-х годов). И сам винтом пошёл, и шестигранник искривился, стал с гайки слетать.

Сделал следующий вариант из гаечного ключа получше и тоже головки на 1/4":



Им и удалось стронуть болт, но для откручивания даже такой ключ крупноватый, поэтому полностью болт выкрутил только тем первоначальным изогнутым рожковым ключом. Удивительно, но места извлечь болт после выкручивания хватает.

Теоретически можно использовать такой трещоточный шарнирный ключ:



Если влезет и хватит усилия стронуть. Но именно полностью выкручивать болт им нельзя - места нет, ключ попадет в ловушку: продолжить отворачивать нельзя, снять с болта тоже нельзя, а обратно закрутить уже не получится (у такого ключа нет переключателя направления).


3. Когда откручены все болты поддона двигателя (3 больших болта, 17 маленьких и 2 гайки), то может быть очень сложно оторвать поддон от герметика. Поддон жёсткий и сравнительно хрупкий, лучше его не пытаться отгибать ножами, отвертками и т.п.

Но есть эффективный и простой способ. Нужно кувалдой ударять сюда:



Пусть не пугает, что удар идёт не строго вниз, а под углом. Этого хватит, чтобы поддон оторвать от герметика, а затем снять его без всяких "ковыряний", которые могут испортить прилегающие поверхности.


В общем, если подготовиться, то работа не особо сложная, особенно по современным меркам. Уж точно намного проще, чем предписываемое снятие двигателя и "раздатки".

2022-11-29

Бризер Tion/Тион О2: три года эксплуатации

С ноября 2019 года эксплуатируется бризер Tion/Тион O2. Работает круглосуточно. Зимой и летом. Версия обычная (базовая): без поддержки MagicAir, с тремя фильтрами.

Бризер - это устройство для принудительной приточной вентиляции, отличается сравнительно компактными размерами и сравнительно простой установкой. В стене делается отверстие наружу помещения, изнутри навешивается бризер, который питается от электророзетки.

Обычно бризер содержит электрический вентилятор для нагнетания воздуха в помещение, фильтр (или несколько фильтров), через которые этот внешний воздух проходит, электрический подогрев воздуха, у некоторых бризеров есть заслонка, которая может закрывать входное отверстие.

Недостаток бризеров в том, что они дорогие относительно производительности, при холодном поступающем воздухе расходуют лишнюю (если сравнить с рекуператорами) электроэнергию на подогрев, всё же занимают место на стене. Но бризеры имеют стабильное направление потока, что при наличии адекватно работающего выходного отверстия позволяет сделать хорошую вентиляцию (вопрос только производительности).

В отличие от пассивной вентиляции бризер не передаёт шум с  улицы через отверстие, летом обеспечивает стабильный приток внешнего воздуха (но, конечно, не служит заменой кондиционером, а только дополнением), фильтрует грязь в воздухе (возможно, и запахи).

Теперь про опыт с бризером Tion O2. Есть регулировка скорости вентилятора и электроподогрев (автоматический до выставленной температуры). Управление кнопками на бризере или через ИК-пульт (т.е. можно подвешивать достаточно высоко). Есть заслонка, перекрывающая поступление внешнего воздуха, срабатывает при штатном выключении.

В данном случае была особенность установки бризера. Конфигурация внешней стены и её окон такая, что места для размещения на стене не нашлось. Tion O2 довольно квадратный, поэтому широкий. Был бы узкий и высокий, то можно было разместить. А так пришлось вешать на пластиковую секцию (точнее говоря, на сэндвич-панель) балконной двери.

(вид снаружи на отверстие в панели, видна закрытая заслонка бризера, затем добавлена декоративная решетка, защищающая от крупной грязи)

Видел установку бризера и вовсе на стекло (стеклопакет), но это уже сложнее сделать. Установка на панель двери простая, но имеет, как показал дальнейший опыт, ощутимые недостатки.

Во-первых, бризер своей массой приведёт к провисанию двери, да и угол открытия двери уменьшился (пухлый бризер упирается в откос).

Но основная же проблема в том, что панель двери довольно тонкая, поэтому зимой бризер сильно промерзает от улицы.

Пока он работает и сам себя греет (электроподогревом), то ещё терпимо. Но у этого бризера есть нижний предел температуры (выбирается: -25°C, -30°C, -35°C, -40°C), по достижению которого бризер автоматически выключается, а дальше просто замерзает. И больше уже не включается без отогрева.

Зимы были не предельно холодные, даже сравнительно теплые, но несколько раз за эти три года бризер отключался по достижению -40°C (такой предел выставлен), после чего замерзал и переставал работать. Приходилось его снимать и сутки отогревать. После этого он опять начинал работать.

Думаю, что на стене такой проблемы бы не было. Или она меньше бы проявлялась. Стоило бы сделать какую-нибудь проставку и разместить бризер на стене через неё, пусть и ценой нависания края надо откосом окна/балконной двери

У этой модели бризера есть жалобы на слабый и ломающийся механизм заслонки. Одной зимой заслонка заела. Бризер стал выдавать ошибку (не помню номер). Снял бризер, отогрел, разобрал. Что-то подёргал, пошевелил. Собрал. Бризер заработал. Откровенно говоря, сперва считал наличие заслонки преимуществом, теперь считаю, что лучше бы её не было (проще - надёжнее).

Сейчас бризер стал поглюкивать. Происходят фантомные нажатия на кнопки управления. Снял, посушил, заработало. Но потом опять начинается. Нужно повторять. Есть подозрение, что это приведёт к поломке.

Но это всё проблемная зимняя эксплуатация. Летом же с бризером гораздо меньше проблем.

В переходные периоды (осенью/весной) теоретически бризер можно использовать как [дополнительный] электрический подогреватель, но производительность нагрева довольно низкая. Хотя можно выставить до +25°C, но ощутимого нагрева это не даёт.

В бризере три фильтра: F7 (обычный, первый), H11 (против PM2.5, второй) и AK (угольный, третий). Угольный помогает против запахов, но очень быстро перестаёт работать, издавая ещё больше запахов (особенно, если включен подогрев). Теоретическим можно поставить большой угольный AK-XXL, который ставится вместо пары H11-AK, но не пробовали.

Обычная грязь же задерживается весьма хорошо. Но сам бризер внутри довольно основательно загрязняется. Через три года внутри весьма грязный.

Фильтры в продаже пока ещё есть (модель O2 считается актуальной, хоть и старой). Но только как бы оригинал (недешевый), заменители мне не попадались. Если производитель решит всё это "свернуть", то будут проблемы с поиском.

Производительность Tion O2 нельзя назвать высокой. Всего четыре скорости. На максимальной скорости он всё же сильно шумный, поэтому реально постоянно использовать только на меньших скоростях. При работе подогрева выбор скорости может быть ограничен (если бризер считает, что не сможет прогреть воздух при его большом потоке).

Иногда считается, что нужно вентиляцию делать по площади/объёму помещения. Но если люди находятся более-менее постоянно в помещении, то нужно делать в первую очередь по количеству людей. Мои замеры CO2-метром показывают, что Tion O2 на предмаксимальной (третьей) скорости, которую никак нельзя назвать бесшумной, обеспечивает вентиляцию только для одного человека, особенно, если используется газовая печь для готовки еды (она сильно повышает уровень углекислого газа). С большими оговорками - для двоих, но точно не больше. Если скорость первая или вторая, то всё ещё хуже.

Бризер эксплуатируется в режиме: постоянные настройки температуры, постоянная третья скорость. Нет особого смысла что-то крутить, как-то это мониторить, управлять. Это было бы излишнее переусложнение и без того не особо надёжной техники.

Кроме низкочастотного шума вентилятора со временем появился какой-то высокочасточный "присвист", он даже больше раздражает, особенно своей непостоянной натурой.


В целом этот бризер - это вещь полезная, но к стоимости (в том числе стоимости эксплуатации, которая учитывает срок службы, фильтры и электроэнергию) и надёжности есть претензии. Лучше было бы что-то попроще, но надежнее.

Ещё отдельный вопрос - это необходимость увлажнителя. Постоянный приток внешнего холодного зимнего воздуха сильно снижает относительную влажность воздуха в помещении, поэтому увлажнитель (желательно испарительный) крайне рекомендуется.



Изображения из альбомов:

2022-11-27

Suzuki V-Strom 800DE и Honda XL750 Transalp

Я же теперь мотоциклист (без мотоцикла), поэтому некоторые мотоновости меня заинтересовали.

1. Представлена новая модель Suzuki V-Strom 800DE (по крайней мере в Европе)



Самое необычное - это уход от V-образного мотора к рядному:



С модным 270° углом между шейками коленвала (неравномерный odd fire 270°-450° для имитации V-образника с развалом цилиндров 90° и общей шатунной шейкой) и какими-то хитрыми балансирными валами.



Но серия мотоциклов так и будет называться V-Strom.

Ещё передний обод стал 21" (вместо 19" на DL650). Кстати, попутно V-Strom 1050 XT переименовали в V-Strom 1050DE, передний обод тоже стал 21".


2. И "внезапно" представлен Honda XL750 Transalp (тоже в Европе как минимум).



Здесь как раз рядная двойка ожидаемо (с теми же 270°). Пишут про хитрую систему привода клапанов (Unicam), вроде такого:




Этот мотоцикл - это попытка возобновить старую линейку Transalp, которую убрали примерно в 2011 году, но полноценной замены не было (NC700/7500 таковой всё же не является). Выглядит интересно.

Немного удивила сравнительно высокая мощность мотора - 92 л.с. Для пусть и очень условного "эндуро", но немало.


Интересно, появятся ли они в Японии. Обычно мотоциклы с таким объёмом в Японии особым интересом не пользуются, но это вопрос имиджа. Тем более, что новая серия (у Honda) и новая конфигурация мотора (у Suzuki).

2022-11-25

IBM ThinkPad X41: мой первый ноутбук

Моим первым личным ноутбуком был IBM ThinkPad X41 (модификация 2525-6EG). Это именно IBM, один из последних. Дальше стали Lenovo.

Модель 2005 года, но у меня ноутбук появился в 2006 году:



Это компактный ноутбук с экраном 12.1" и массой 1.3-1.5кг (в зависимости аккумулятора, без зарядного и док-станции). Специально выбирал такой маленький. И ни разу не пожалел. 

В нём стоит передовой в то время Intel Pentium M Low Voltage 758 1.5 ГГц. Очень удачная линейка процессоров Pentium M, она была и достаточно производительной, и достаточно экономичной. Я считаю, что именно она спасла Intel, который в то время напрасно вкладывался в тупиковый Pentium 4.

Изначально было 512МБ ОЗУ, но со временем увеличил объём, сейчас он составляет 2ГБ.

Штатный аккумулятор показался не особо большим, поэтому (с некоторым трудом, на японском аукционе) нашёл увеличенный. Он сверху на этом снимке:



Да, он выступает за корпус ноутбука и тяжелее на 200г, но зато (при соответствующей настройке системы) спокойно обеспечивал работу в течении нескольких часов.



На этой фотографии, кстати, видны дублирующие индикаторы на внешней стороне крышки. Нынче это непозволительная роскошь.

Родной аккумулятор сейчас практически не работает. А вот увеличенный хоть и сильно потерял ёмкость, но всё же позволяет работать в течении десятков минут.

Слабое место ноутбука - это его нестандартный крохотный (1.8") винчестер. Редкий, ненадёжный и довольно медленный, жертва миниатюризации. Подумывал заменить его на карту памяти CF (CompactFlash) через переходник. Но так и не заменил, а сейчас и смысла нет. Удивительно, но родной винчестер так и работает, хоть и ощутимо шумит.

Механически же X41 сделан хорошо, особо радуют петли крышки-экрана. Плавно работают и обеспечивают разворот аж на 180° (даже чуть больше) - даже по нынешним временам это есть далеко не у всех (если не рассматривать "трансформеры").



Это очень удобно. Как и довольно тонкие по тем временам рамки, но при этом не забыли сделать линейку индикаторов под экраном.

Экран 12.1", но за счёт соотношения сторон 4:3 обеспечивает большую физическую высоту, чем, например, экран 12.5" моего нынешнего Lenovo ThinkPad X240 (модель 2013 года). Да и в целом механически X41 кажется более надёжным, чем X240.

Как видно, здесь нет тачпада, вместо него трекпоинт. Его достаточно удобно использовать, если не считать легких фантомных движений, которые иногда проявляются. А вот на X240 тоже есть трекпоинт, но его использовать практически невозможно из-за отсутствия нормальных кнопок. Здесь же кнопки удобные, средняя хорошо эмулирует колёсико прокрутки.

Ещё на X41 есть считыватель отпечатка пальца, он даже более-менее интегрирован в Windows XP.

Другая интересная штука - это комплектная док-станция:



Ноутбук вставлялся в неё сверху, увеличиваясь в толщине в два раза..

В док-станции дублировались и добавлялись новые разъёмы. Есть и оптический привод, который отсутствует в самом ноутбуке (тогда это было непопулярное решение).



Док-станцию можно было держать на рабочем месте, подключив к ней монитор, клавиатуру, сеть, зарядное устройство и т.д. А ноутбук быстро вставлять или извлекать без отсоединения всех этих проводов.

За всё время была очень неплохая поддержка. Его родная обновлялка (сперва под именем IBM, затем под Lenovo) достаточно долго обновляла софт, драйвера и BIOS. Сейчас, конечно, уже не работает (сервис недоступен даже при наличии интернета).

Ноутбук этот до сих пор у меня, работает. Конечно, он воспринимается медленным, а использовать Windows XP сейчас довольно сложно. Почему-то ноутбук перестал подключаться к современным роутерам через Wi-Fi, но особо не разбирался (просто включение самых старых стандартов безопасности не помогло). Работает через Ethernet. Но всё равно под XP есть только устаревшие версии браузеров.

Нынче этот X41 выполняет важную функцию. Я на нём проверяю Windows-версию моей диагностической программы (SZ-Viewer W1). Да, эта программа до сих пор поддерживает 32-битные системы, начиная с Windows XP. И на этом ноутбуке смотрю, насколько реально эту программу использовать на устаревших PC.

2022-11-23

Юпитер-37А и байонет Pentax K

Был у меня как-то давно объектив Юпитер-37 (135/3.5), а если быть точнее, то MC Юпитер-37АМ. Использовал его на камерах Pentax, а родная резьба объектива M42x1.

Понятно, что есть переходники, но на Pentax с ним не очень удобено. А у этого Юпитера были сменные хвостовики, что следует из его названия (буква А).

Теоретически даже существовали сменные хвостовики КП-А/Н (для "клона" байонета Nikon F) и КП-А/К (для "клона" байонета Pentax K), но второй (нужный мне) как-то не попадался в то время.

Если снять штатный хвостовик с Юпитера-37А, то будет такая картина:



Весьма похожий "ласточкин хвост" используется на разъёмных хвостовиках T-Mount/T2-Mount (по-разному называют).

Тогда взял такой T[2]-хвостовик как раз для Pentax K и разобрал его на части:



Внутреннюю часть с резьбой (M42x0.75) убрал в запас, а внешняя часть с байонетом K практически идеально подошла к объективу:



Выставил правильное положение шкалы объектива относительно камеры и затянул винты. Получился объектив Юпитер-37 с байонетом K.

В таком виде использовал его до перехода на Pentax M 135/3.5. И это было удобнее, чем использовать обычный переходник с M42x1 на Pentax K.



Изображения из альбомов:

2022-11-21

Инструкция по ремонту KJ в Windows XP

Не шутил, когда говорил, что инструкцию по ремонту Jeep Cherokee KJ 2007 года смотрю в Windows XP, работающей в виртуальной машине под VirtualBox:



Если инструкция по ремонту этого автомобиля 2006 года доступна в PDF, что весьма удобно, то для 2007 года это набор устаревших HTML-файлов. И вместо попыток как-то с этим разобраться современными приложениями проще запускать в старом IE под Windows XP. Это работает, этого достаточно.

Отличия между годами небольшие, но они есть. На скриншоте описание системы EGR для бензинового 3.7л, которая как раз появилась в 2007 модельном году. В PDF про 2006 год этого описания нет (только EGR дизельного двигателя 2.8л).

Но это ещё лёгкий случай. Эти данные в файлах, при особом желании их можно извлечь, преобразовать в более адекватный вид. Гораздо хуже, если данные доступны только через сервис, который в какой-то момент просто навсегда отключат.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-11-19

SZ Viewer W1-2022-11-19 (Windows)

Изменения программы SZ Viewer для Windows:

1. В версии W1-2016-12-31 появились графики зависимости значения от другого значения (а не от времени). Моё подозрение, что они оказались никому и не нужны.

В той ограниченной реализации об этом рано было говорить. Поэтому доделал этот график. Теперь есть возможность его масштабировать и передвигать.

Например, отдалённый график зависимости температуры двигателя от скорости:



Так лучше видно, что температура уменьшается с увеличением скорости.

2. На этом же графике теперь показываются значения для позиции мыши:



3. Для этого графика запоминаются выбранные значения, чтобы не выбирать заново при повторном открытии.

4. Новая версия файлов логов - это уже третье изменение за историю программы. Старые версии читаются как и раньше, автоматически в новую версию не конвертируются.

5. Новая версия файлов логов более компактная, а к этому ещё используется новое сжатие, что даёт ощутимое сокращение размеров файлов.

6. В новой версии файлов логов поддерживается сохранение данных модулей UDS и OBD-II (раньше была ошибка при попытке сохранить).

7. Раньше для временной привязки данных использовались часы (в часовом поясе UTC). Это не совсем правильно, поскольку время часов может корректироваться (вручную или автоматически). Это может привести к тому, что показания данных могут сдвинуться во времени (в том числе "назад"). Теперь часы используются только для отметки начала записи, а данные помечаются монотонным таймером, который не зависит от коррекции времени.

8. В заголовке вкладки модуля показывается счётчик записи данных в памяти. Как индикатор, что запись (логов в память) идёт, хоть она автоматически всегда производится.

9. Выбор единиц измерения для температуры (°C или °F) и скорости (км/ч или мили/ч). Показывается в первом диалоге выборе порта/адаптера, рядом с выбором языка. В будущем, возможно, будут добавлены psi (фунт на квадратный дюйм) для давления, но пока нет.

10. Вернул кнопку GC (данные расхода памяти), только не в нижней статусной строке (её уже нет), а сверху справа.

11. В просмотре истории убрал вкладку таблицы с "сырыми" значениями. Мне она была нужна только один раз несколько лет назад, с тех пор ни разу не пригодилась. Да и "сырые" значения показывались не совсем правильные. Тот случай, когда проще убрать, чем исправлять.

12. Уменьшение зависимости от сторонних библиотек.

2022-11-17

Култук (июнь 2006)

Посёлок Култук, въезд со стороны Иркутска по автодороге М55 (сейчас называется Р258), озеро Байкал. Июнь 2006 года. Горизонтальная панорама:



В большем разрешении: 9000x2815 4207.7КБ




Изображения из альбомов:

2022-11-15

Мультиметр Richmeters RM109: эксплуатация и экран

Мультиметр Richmeters RM109 довольно неплох своей компактностью и ценой, но, конечно, на материалах сильно сэкономили. Почти сразу же начал затираться экран - этому способствует его не очень удачная выгнутая форма.

Сейчас этот мультиметр выглядит так:



Не сказать, что я его часто использовал. Большую часть времени он лежит в родном тканевом чехле. Но на экране кроме потёртостей уже есть скол-трещина в одном углу. И, что особо непонятно, остались какие-то отпечатки, повредившие поверхность экрана.

Если приглядеться, то на отпечатках видна фактура:



И  эта фактура повторяет материал родного чехла. Такое чувство, что экран расплавился и поплыл, находясь в чехле. Причину не знаю, ничего горячего рядом не было, на чехле тоже никаких следов.

Не зря изначально на экран наклеена плёнка. Это намёк, что без защиты экрана этот мультиметр лучше не то, что не использовать, но даже и не хранить. На этом фоне корпус в гораздо лучшем, почти новом состоянии. Удивительно.

А в остальном моё мнение не поменялось. Именно как компактный бюджетный мультиметр он вполне хорош, возможности ничуть не разочаровали.

2022-11-13

PCI (J1850 VPW): чтение номера модуля

Вопреки некоторым утверждениям, читать крайслеровскую шину PCI (которая J1850 VPW) можно ELM327, в том числе и китайскими клонами. Например, на моем Jeep Cherokee KJ 2007 года отвечают шесть модулей, к которым удалось присоединиться подобным образом.

Но важно не просто соединиться, но и прочитать (декодировать) ошибки и данные. С этим сложнее, но сильно помогает DRBDBReader (исходники на GitHub, язык C#). Он позволяет получить расшифровку данных, описанных в database.mem - базе для старого крайслеровского сканера DRB-III. Если хотите поработать с DRBDBReader, то рекомендую начать с описания: DRB-III database reader. Там же есть ссылка на архив с бинарником для Windows и самой базой. Но учтите, что в базе описаны не все PCI-модули (DRBDBReader называет их J1850).

Попробую взглянуть на это системно. А начну с чтения номера модуля. По правилам хорошего тона первым делом нужно читать именно его, чтобы не заставлять пользователя выбирать нужную расшифровку данных руками.

Главный режим (mode) для чтения PCI - это 0x22. В большинстве случаев он выполняется с тремя байтами-параметрами, последний из которых 0x00.

Для чтения информации о модуле, первый байт параметров должен быть 0x20. Сам запрос  в полной записи выглядит следующим образом:

24 addr 22 20 param 00 xx, где addr - это адрес модуля, а xx - это контрольная сумма.

В зависимости от модуля нужно сделать запросы с param от 0x00 до 0x02 (включительно) или до 0x05 (включительно). Некоторые модули могут не сообщать свой номер, а выдавать ошибку в ответ (mode 0x7F). Именно поэтому, кстати, в примере соединения PCI я использовал запрос 24 addr 22 20 00 00 xx - предполагается, что любой модуль должен на него отреагировать (положительным или отрицательным ответом).

К практике. На моём Cherokee есть такие варианты декодирования номеров модулей:

1. Вариант с param от 0x00 до 0x02 (включительно)

Реальные данные (запрос => ответ):

24 40 22 20 00 00 xx => 26 40 62 | 05 02 00 | 20
24 40 22 20 01 00 xx => 26 40 62 | 60 37 00 | 59
24 40 22 20 02 00 xx => 26 40 62 | 41 48 00 | 6E

24 58 22 20 00 00 xx => 26 58 62 | 04 89 00 | 71
24 58 22 20 01 00 xx => 26 58 62 | 60 05 00 | 99
24 58 22 20 02 00 xx => 26 58 62 | 41 41 00 | E1

24 C0 22 20 00 00 xx => 26 C0 62 | 05 02 00 | 03
24 C0 22 20 01 00 xx => 26 C0 62 | 61 18 00 | 23
24 C0 22 20 02 00 xx => 26 C0 62 | 41 42 00 | 8F

По три запроса на каждый модуль, в одном ответе три байта, из них содержательных только два. Первые два ответа задают численную часть номера (числа берутся в шестнадцатеричной записи). Третий ответ задаёт буквенную часть номера (буквы в кодировке ASCII).

Первая тройка реальных данных выше - это модуль с адресом 0x40, т.е. BCM (кузовная электроника). Номер модуля 05026037AH.

Вторая тройка реальных данных выше - это модуль с адресом 0x58, т.е. SRS (система пассивной безопасности). Номер модуля 04896005AA.

Третья тройка реальных данных выше - это модуль с адресом 0xC0, т.е. SKIM (иммобилайзер). Номер модуля 05026118AB.


2. Вариант с param от 0x00 до 0x05 (включительно)

Реальные данные:

24 60 22 20 00 00 xx => 26 60 62 | 05 00 00 | 79
24 60 22 20 01 00 xx => 26 60 62 | 17 00 00 | 62
24 60 22 20 02 00 xx => 26 60 62 | 29 00 00 | 43
24 60 22 20 03 00 xx => 26 60 62 | 05 00 00 | 79
24 60 22 20 04 00 xx => 26 60 62 | 41 00 00 | 1F
24 60 22 20 05 00 xx => 26 60 62 | 42 00 00 | 93

Отличается от предыдущего варианта тем, что из трёх байтов ответа содержальный только один байт. В остальном принцип формирования номера аналогичный.

В этом примере это модуль с адресом 0x60, т.е. EMC (панель приборов). Номер модуля 05172905AB


3. Другой вариант с param от 0x00 до 0x05 (включительно)

Реальные данные:

24 68 22 20 00 00 xx => 26 68 62 | 56 00 00 | FA
24 68 22 20 01 00 xx => 26 68 62 | 01 00 00 | 08
24 68 22 20 02 00 xx => 26 68 62 | 05 00 00 | 0E
24 68 22 20 03 00 xx => 26 68 62 | 27 00 00 | 3D
24 68 22 20 04 00 xx => 26 68 62 | 01 00 00 | 08
24 68 22 20 05 00 xx => 26 68 62 | 05 00 00 | 0E

Похож на предыдущий вариант, но две буквы в конце кодируются не по ASCII, а просто по порядку: 01 - A, 02 - B и т.д.

В этом примере это модуль с адресом 0x68, т.е. EVIC (верхняя консоль). Номер модуля 56010527AE


Легко проверить, что все эти номера модулей соответствуют реальности.

А вот шестой модуль с адресом 0xC3 (охранная сигнализация) не умеет сообщать свой номер, в ответ на запрос с param от 0x00 до 0x03 возвращает ошибку с mode 0x7F. Но отвечает.

Blog Archive