В блоге:

2014-03-23

Ricoh GR: артефакты, DNG, виньетирование

Некоторые пользователи Ricoh GR столкнулись со странной проблемой "красных кругов" на снимках. В русскоязычных форумах особой шумихи не было (в связи с небольшим количеством пользователей), а вот в англоязычных форумах и блогах проблема обсуждалась: Ricoh GR: Circular Ring Artifacts, Red Circles in underexposed pictures.

В чем проблема? Если "подтянуть" недоэкспонирование изображение в raw-конвертере, то могут вылезти красные круги. Особо вероятно такое на снимках, где большой перепад яркости (есть яркий объект), а тени приходится сильно подтягивать. Вот мой пример (несколько искусственный, но артефакт виден):


(снято в DNG с некоторой недодержкой, а потом вытягивание в RawTherapee)

Если приглядеться, то можно разглядеть красные круги. Вот кроп из нижнего левого угла (шумодав в RawTherapee отключен):



Были разные предположения. И что-то вроде бликов от яркого объекта, и проблема полировки линз (или проблема с асферической линзой). Но дело не в объекте, и не в объективе. Если сфотографировать просто темноту с очень сильной недодержкой (фактически "очень черный" объект), а потом сильно подтянуть экспозицию в raw-конвертере, то можно наблюдать эти же красные кольца:


(+8EV в RawTherapee)

На реальных снимках такая проблема бывает очень редко. Показательно, что с проблемой сталкиваются далеко не все и, практически, только снимающие в DNG. Видимо, настолько вытягивать снимок (а это подтяжка не менее, чем на +3EV) могут позволить себе только люди, снимающие в raw.

Но все равно не очень приятно. В чем же причина? Мое мнение такое: в борьбе за качеством снимков разработчики Ricoh GR сделали очень маленький задний отрезок, что привело к сильному падению яркости по краям (цифровая матрица плохо переносит "косые лучи"). Для борьбы с этим виньетированием была применена цифровая обработка сигнала перед сохранением. В том числе при использовании DNG формата. Артефакты этой обработки и видно при сильной подтяжке теней. В качестве подтверждения можно привести аналогичный эффект у Sony RX-1.

Компромиссным решением могла бы стать возможность отключения коррекции виньетирования, но в Рико решили сохранить "хорошую мину при плохой игре". В наш мир инстаграммнопорченных фотографий они попытались в прошивке 3.0 преподнести отключение коррекции виньетирования как художественный эффект:


(из списка изменений прошивки 3.0)

Итак, ставим прошивку 3.0 (если еще не установлена).




В меню настроек появляется пункт "Ambient Brightness":




Там два пункта. По-умолчанию выбран "Normal". А "Original" призван, если верить документации, создавать картинку в стиле пленочных камер GR. Но это лукавство.

В режиме "Normal" камера ведет себя как и раньше:


(+8EV в RawTherapee)

Знакомые артефакты. А вот при включении "Original" картинка меняется:


(+8EV в RawTherapee)

Шум видно, а красных кругов больше нет.

Таким образом, можно считать, что Original - это вовсе не попытка имитации пленочных камер GR, а, наоборот, сохранение снимка более близким к исходному изображению. А Normal - это включенное исправление виньетирования (в том числе при съемке в DNG).

Это же и подтверждается тем, что при конвертировании DNG в JPEG средствами самой камеры перейти от Original к Normal можно:




А вот от Normal к Original - нельзя. Это же написано в куске документации, приведенном выше.

Поэтому для борьбы с круговыми красными артефактами нужно включить режим "Ambient Brightness" в "Original". Чем это грозит? Повышенным виньетированием.

Снимок в Normal на диафрагме f/8 (работает камерная коррекция виньетирования):




Снимок в Original на диафрагме f/8 (без коррекции виньетирования):



Т.е. виньетирование заметно даже на f/8.

Поэтому нужно выбрать: или смириться с виньетированием (с которым можно бороться в конвертере), или смириться с вероятностью получения красных кругов при сильном вытягивании теней. Повторюсь, что это все относится и к съемке в DNG. При съемке в JPEG как раз можно поставить Normal (включить коррекцию виньетирования) и не забивать голову, все равно JPEG малопригоден даже для небольшого "подтягивания".

Но на мое впечатление от камеры эта проблема не влияет. Все равно считаю. что Ricoh GR - это интересный цифровой фотоаппарат для определенных видов съемки. Осталось понять, низкие уровни дисторсии и хроматических аберраций - это заслуга очередной обработки или все же объектива? :-)

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive