В блоге:

2012-03-02

Отключение пневмосистемы Suzuki Jimny (2005-2008)

UPD (2012-06-07): добавлена информация о работе кондиционера

Если на Jimny ручное управление раздаткой, то установка ручных хабов (Aisin, AVM или т.п.) не вызывает проблем. Разве что отсутствие вакуума в родной пневмосистеме подключения хабов вызывает мигание индикаторной лампочки. Но это не особо страшно.

А вот если раздатка электроуправляемая, то ситуация хуже. При потере вакуума система откажется переключать режимы раздатки. Поэтому требуется отключение пневмосистемы, но такое, чтобы сохранить работу раздатки. Расскажу про простой, но эффективный способ решения этой проблемы.

Сперва теория. Не буду говорить про совсем свежие Jimny с интегрированным блоком управления хабами и раздатками - у меня просто нет по ним документации. Меня больше интересуют обычные Jimny с электроуправляемой раздаткой. Там, что хорошо, два раздельных электронных блока: один управляет хабами, а второй - раздаткой. Блок управления раздаткой является главным: он управляет блоком управления хабами, он же проводит общую диагностику системы полного привода. Поэтому задача состоит в том, чтобы как-то обмануть или отключить только блок управления хабами. Итак, схема из инструкции:



Важные позиции на схеме: номер 5 - блок управления хабами. Номер 9 - блок управления раздаткой.

Не буду вдаваться в подробности (см. инструкцию), но взаимодействие между этими блоками осуществляется всего лишь по двум проводам. При подключении полного привода электроприводом под управлением блока 9 в раздатке замыкается выключатель 12 и на контакт E74-7 подается "масса". Увидев "массу", блок 5 пытается замкнуть хабы. И если это удалось (контакт 13 датчика разрежения замкнулся), то в ответ на контакт E74-3 подается постоянная "масса". Тогда блок 9 знает, что хабы успешно залочены.

Соответственно, сразу напрашивается очень простой вариант: вообще отключить блок  управлениями хабами 5, а контакты E74-7 и E74-3 просто замкнуть между собой. Тогда блок управления раздаткой будет видеть напрямую сигнал с датчика полного привода в раздатке, что соответствует алгоритмам его работы. Важным является то, что блок управлениями хабами  не будет работать при такой схеме, поэтому вообще перестает оказывать влияние на блок управления раздаткой, что только повысит надежность.

Но если машина оборудована кондиционером и хочется сохранить его работоспособность, то важно еще при отключенном блоке 5 обеспечить контакт между E74-4 и E74-8. Дело в том, что блок 5 включен в разрыв между датчиком давления линии кондиционера и блоком управления двигателем (8). Из-за такого подключения блок 5 может отключать кондиционер по своей программе.

Вот такой вариант я и решил проверить. Сперва общая схема конкретно моей машины (склеил из трех страниц):



Как видно, интересующие нас контакты имеют номера 3 и 7 разъема E149. Цвет проводов BLU/RED (синий-красный) и BLU/BLK (синий-черный), соответственно. Провода для кондиционера - 4 и 8 разъема E149.

Теперь про расположение разъемов:



Напомню, нас интересует разъем E149. Он располагается под панелью в районе руля машины.

Как видно из доп.информации, разъем YEL (желтого цвета):



При этом он плоский с десятью контактами:



Я нашел разъем, скинул его с блока и для теста замкнул контакты 3 и 7. Все заработало! Режимы раздатки переключаются, индикаторные лампочки ведут себя адекватно, но состояние и управление хабами игнорируется, что и требуется.

Теперь практика. Согласно рисунку расположения разъемов ищем желтый плоский разъем под панелью в районе руля. Ищем и отключаем от блока. У меня отключенный разъем выглядит так:



Ищем контакты 3 и 7, к которым должны подходить провода сине-красного и сине-черного цветов, соответственно. Для подсчета номеров контакстов удобно запомнить, что к крайнему контакту 10 подходит желто-красный провод, который хорош выделяется на фоне других.

Дальше задача просто замкнуть эти провода или контакты. Контакты, если у вас нет приемной части разъема, замыкать не очень надежно, мне кажется. Поэтому или зачищаем провода и ставим соединительный провод. Или, еще проще, ставим "гильотинку", которая замкнет нужные провода. Любители поэкспериментировать могут поставить выключатель, чтобы иметь возможность быстро вернуть систему в заводской режим работы (разомкнуть контакты 3 и 7, и воткнуть разъем обратно в блок).

Для работы кондиционера, как сказано выше, нужно еще замкнуть контакты 4 и 8. На схеме подходящие провода зеленого цвета, но на практике почему-то оказались синими (не помню с какими полосками). Но цвет не так важен, важны номера 4 и 8. После замыкания 4 и 8 кондиционер начал включаться.

Все очень просто. Вообще, рекомендую заранее найти этот разъем и записать номера и цвета проводов (у контактов 3 и 7) где-нибудь в машине, если даже вы не планируете ставить ручные хабы, а продолжаете использовать родные. Зачем? Для внештатной ситуации. Например:

1. Вдруг ломается (рвутся трубки или что-то) пневмосистема подключения хабов и машина остается на заднем приводе. В таком случае откручиваете хабы (не забудьте заранее раздобыть ключ E10 и возить его с собой), руками переключаете их в замкнутое состояние и аккуратно прикручиваете обратно (это реально, я проверял). Потом ищите разъем, отключаете его и замыкаете указанные провода. Если часть, управляющая раздаткой, исправная, то этого хватит для подключения полного привода.

2. Уже после внедорожья выезжаете на асфальт с включенным полным приводом (и даже пониженным рядом), а раздатка не хочет переключаться в режим заднего привода - мигает лампочкой и не реагирует на клавиши. Тогда опять же сбрасывайте разъем, замыкайте контакты. Если часть, управляющая раздаткой, исправная, то можно будет нормально выключить полный привод, а продолжать движение можно и с замкнутыми хабами.

3. Если все исправно, но есть желание постоянно ездить с залоченными родными хабами (бюджет-версия), чтобы не беспокоиться о состоянии пневмосистемы. Тогда включаем полный привод (чтобы включились хабы), затем скидываем разъем и замыкаем контакты (3 и 7, так же 4 и 8, если есть кондиционер). Управление раздаткой сохранится, даже если будут неисправности в системе управления хабами.

В принципе, этот способ можно применять и для ручной раздатки. Там такой же по действию блок управления хабами:





К тому же контакту A7 подается сигнал от раздатки о включении полного привода. Только к контакту A3 подключается не блок управления раздаткой (которого нет), а просто индикаторная лампочка. Поэтому, если скинуть разъем и так же замкнуть контакты 3 и 7, то получится простейшая индикаторная схема - лампочка на панели будет адекватно отображать включение полного привода. При наличии кондиционера нужно дополнительно замкнуть контакты 4 и 8.

Внимание: если делаете ручное управление индикатором в комбинации приборов, то учтите тип индикатора (лампа накаливания или светодиод). Ток светодиода должен быть ограничен.


Изображения из альбомов:

20 comments:

  1. а как же насчет простого затыкания пневмоклапанов? =) у меня рычаг, хабы ручные. Лампочка ВД иногда моргает, иногда горит постоянно - вот такой вот гуляющий вакуум.

    ReplyDelete
  2. При простом замыкании остается работающая электроника блока управления хабами? Зачем, если она очень просто и напрочь отрубается? ;-)

    ReplyDelete
  3. А сложно приколхозить кнопочную раздатку на JB23W 2000 г. вып. c МКПП,

    ReplyDelete
    Replies
    1. Электрику для управления надо делать.

      Delete
  4. Здравствуйте!

    Супер пост! огромное спасибо.
    Я вытащил контакт, перемкнул 3 и 7 и вд стало включаться.
    Но и кондиционер тоже работает(проде лампочка горит)
    Он действительно работает? Или нужно все навно перемкнуть?

    Спасибо

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лампочка (светодиод) не показатель работы. Все же нужно перемкнуть 4 и 8 дополнительно.

      Delete
    2. Спасибо.
      А вы есть на Drive2?
      Я б за вами следил с удовольствием!

      Delete
    3. Нет, на драйве2 у меня нет аккаунта.

      Delete
    4. Слежу за всеми вашими постами тут:)

      Delete
  5. Подскажите, а где находится 10 пиновый желтый разъем в машине 2008 года? А то я у себя сегодня все облазил, а даже синего, что у вас на фоне, не нашел((

    ReplyDelete
    Replies
    1. Если для переключения кнопку 4WD нужно не просто нажимать, а еще и удерживать, то там интегрированный блок управления хабами и раздаткой. Т.е. один блок вместо двух. Описанный здесь способ для него не подходит. Такие блоки начали ставить примерно в 2008 году. Возможно, что у вас такой блок.

      Delete
    2. У меня как раз удерживать(((

      В интернетах есть свежая документация по таким машинам? А то я пока нашел два книжки, и обе они описывают отдельные блоки

      Delete
    3. Нет, пока не попадалась. Самому было бы интересно посмотреть.

      Delete
  6. Коллеги, удалось ли найти решение для интегрированных блоков управления хабами? Как раз сейчас мучаюсь с этой проблемой и не смог найти разъём E149, машина 2008г и блок 4 вд как на ссылке http://parts.japancar.ru/jc/view/parts/P376082898.html. Хелп плиз!

    ReplyDelete
    Replies
    1. В этом случае пока проще делать "обманку" на уровне самой пневмосистемы без ее отключения.

      Delete
  7. Благодарю за совет, а есть идеи как её сделать? Попробовал просто заглушить трубки, которые на хабы идут и просто соединить их меж собой не помогает.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Главное - чтобы вакуум доходил до т.н. Vacuum Switch, по которому блок определяет подключение. Остальное можно убирать.

      Delete
  8. Здравствуйте, при замене пневмохабов на ручные, сделал всё как Вы написали(замкнул провода 3,7 и 4,8 блок отключил), но 4ВД так и не включается. Слышно как мотор срабатывает на раздатке и тут же отключается. Если во время срабатывания выключить зажигание и снова включить то 4вд работает, при этом лампочка моргает, подскажите, что может быть? Так же был оторван датчик с раздатки, как у Вас в статье, его пропаяли и проверили на замыкание цепи (работает), установили на место.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Значит нужно смотреть электрику на самой раздатке. Два датчика включения и актуатор.

      Delete
  9. Спасибо Вам за быстрый ответ и за эти статьи, датчик который паяли оказался не рабочим, замкнули контакты и всё заработало... Буду искать датчик...

    ReplyDelete

Blog Archive