В блоге:

2015-02-17

Актуатор электроуправляемой раздатки Suzuki Jimny

Как уже упоминал, начал подмерзать актуатор раздатки Jimny. Блок управления после стоянки на морозе впадал в прострацию, часто мигая лампочками. Пришло время сделать профилактику.

Темы работы электроуправления раздаткой уже касался, но там речь в основном шла о датчиках включения полного привода и пониженного ряда. Это датчики обратной связи, которые обозначают завершенность процесса переключения. А сам процесс переключения производится актуатором, который состоит из электромотора и трех датчиков положения.



Механика простая: электромотор (21) через червячную передачу вращает большую шестерню, на оси которой сидит маленькая шестерня (5), приводящая шток переключения (1).




Положение большой шестерни определяется тремя датчиками, что позволяет выделить три фиксированных положения и два промежуточных.

Иногда можно услышать о необходимости "обучения" актуатора после его снятия. Направление мысли правильное, но термин некорректный. Более правильно сказать, что положение большой шестерни должно соответствовать положению штока переключения. Как аналогия: если вы сняли ремень ГРМ, то при его установке фазы распредвалов и коленвала должны совпадать. Никто же не называет это "обучением". :-)

Оптимальный вариант: положение штока переключения перед установкой актуатора должно соответствовать 4H (полный привод без пониженной). Актуатор перед установкой тоже переводится в такое положение. 4H - это среднее положение, что минимизирует накопление погрешностей положения.

Итак, если только снимается актуатор, то заранее переключите раздатку в положение 4H. Если же и раздатка разбирается, то положение штока 4H можно получить при сборке, используя спец-штифт, что описано в инструкции по ремонту.

Общий вид актуатора на раздатке:




Слева виден разъем (L48). Назначение контактов:

L48/1 (Red/Blue) - питание мотора
L48/2 (Red/White) - питание мотора
L48/3 (Yellow/Black) - мотор в положении 4L
L48/4 (Black) - "масса" (замыкается на L48/3, L48/5, L48/6 в зависимости от положения мотора)
L48/5 (Yellow) - мотор в положении 2H
L48/6 (Yellow/Red) - мотор в положении 4H


Над разъемом моторчик. Крышка для доступа к маленькой шестерне уже снята.

Маленькая приводная шестерня:




Виден шток переключения, что приводится этой шестерней. При снятии крышки вытекает масло! Его нужно заранее слить из раздатки.

Мелкую шестеренку нужно вытащить до снятия актуатора, иначе она выпадет и потеряется. Актуатор держится на болтах сбоку.  Не забудьте отсоединить разъем, убрать из держателя шланг сапуна актуатора.

Снятый актуатор без большой шестерни:




Видны дорожки. Две идут к мотору. Остальные четыре образуют датчики положения. Для этого на большой шестерне есть плавающие контакты (три штуки, замкнуты между собой):




Контакты при вращении шестерни перемещаются по дорожкам. По моментам размыкания дорожек блок управления определяет три фиксированных положения:




При сборке шестерню нужно установить в положение 4H. Лучше всего это совместить с проверкой работоспособности из инструкции по ремонту:




Две батарейки (1.5В каждая), провода. Шестерня выставляется примерно в положение 4H (точность не требуется). Выполняются шаги 1-6. При исправном моторчике и наличии нормальных контактов после выполнения шага 6 как раз получится положение 4H, пригодное для обратной установки для раздатки. Заодно можно проконтролировать работу переключения.

Если будете сравнивать со схемой, то здесь другая нумерация контактов:
a - L48/6
b - L48/5
c - L48/4
d - L48/3
e - L48/2
f - L48/1

Смазку нужно брать нейтральную к пластмассе и резине, достаточно термоустойчивую (чтобы в морозы не превращалась в камень, но и при нагреве не вытекала). Я нашел в запасах Пента-219 из магазина радиодеталей. Проверил в морозилке - нормально, пойдет.




Не забудьте про контакты разъема: нужно почистить их.

Сборка в обратной последовательности. Актуатор ставить аккуратно, чтобы не сбить положение 4H большой шестерни. После прикручивания актуатора ставится мелкая шестерня, прикручивается ее крышка.

Рекомендую не спешить заливать масло. Сперва нужно проверить, что раздатка нормально переключается по всем положениям с кнопок. Отсутствие масла этому не повредит. Если все нормально, то уже потом заливать масло.

А зачем нужны дополнительные датчики включения? Кроме проверки синхронности работы актуатора и переключения есть такой момент:




Ось большой шестерни и ось маленькой шестерни связаны спиральной пружиной. Кроме сглаживания работы актуатора, это еще на случай, когда актуатор уже принял нужное положение, а переключение по какой-то причине не может быть сделано. Блок видит это по сигналам датчиков положения, информируя соответствующей сигнализацией (индикаторами и/или звуком).

Актуатор своей раздатки разобрал, все почистил, собрал. Теперь работает хорошо.

1 comment:

  1. Актуаторы - они такие актуаторы...
    Часто имею с ними дело.
    (Щас флудить буду! =))

    На первом своём авто познакомился с главным актуатором - стартером ДВС. =) Последовала скорая замена, на "современный", "редукторный". Но всё портила быстроизнашиваемая втулка подшипника приводного вала (в КПП у Оки, кто знает, тот помнит), приходилось её раз в год менять, перед зимой. В те же прелестные моменты перебирал сам стартер производства ООО "Электром" г. Чебоксары, почему-то весь ржавый внутри. После двигатель авто звучал при запуске лучше, чем у новой иномарки. ;-)
    В зимний период часто подмерзают дверные замки другого моего отечественного авто, что приводит к "срыву" тяг актуаторов, с необходимостью разбирать-регулировать.
    И ещё недавно познакомился с актуатором котла, что переключает теплоноситель на горячее водоснабжение. На входе 220 В на одном или другом контакте относительно среднего, на выходе линейно перемещаемый штырёк (два крайних положения). Много пластиковых деталей, что не восторгает. Заимел привычку трещать в начале рабочего цикла. Пришлось заменить, поскольку неочевидно, что в электромоторе не так (может и постоянный магнит деградировать, в конце-концов).



    Механизм обратной связи твоего исполнительного устройства напомнил мне переключатель "крутилку" китайских мультиметров. =)

    ReplyDelete

Blog Archive