Search in the blog:

2022-11-23

Юпитер-37А и байонет Pentax K

Был у меня как-то давно объектив Юпитер-37 (135/3.5), а если быть точнее, то MC Юпитер-37АМ. Использовал его на камерах Pentax, а родная резьба объектива M42x1.

Понятно, что есть переходники, но на Pentax с ним не очень удобено. А у этого Юпитера были сменные хвостовики, что следует из его названия (буква А).

Теоретически даже существовали сменные хвостовики КП-А/Н (для "клона" байонета Nikon F) и КП-А/К (для "клона" байонета Pentax K), но второй (нужный мне) как-то не попадался в то время.

Если снять штатный хвостовик с Юпитера-37А, то будет такая картина:



Весьма похожий "ласточкин хвост" используется на разъёмных хвостовиках T-Mount/T2-Mount (по-разному называют).

Тогда взял такой T[2]-хвостовик как раз для Pentax K и разобрал его на части:



Внутреннюю часть с резьбой (M42x0.75) убрал в запас, а внешняя часть с байонетом K практически идеально подошла к объективу:



Выставил правильное положение шкалы объектива относительно камеры и затянул винты. Получился объектив Юпитер-37 с байонетом K.

В таком виде использовал его до перехода на Pentax M 135/3.5. И это было удобнее, чем использовать обычный переходник с M42x1 на Pentax K.



Изображения из альбомов:

2022-11-21

Инструкция по ремонту KJ в Windows XP

Не шутил, когда говорил, что инструкцию по ремонту Jeep Cherokee KJ 2007 года смотрю в Windows XP, работающей в виртуальной машине под VirtualBox:



Если инструкция по ремонту этого автомобиля 2006 года доступна в PDF, что весьма удобно, то для 2007 года это набор устаревших HTML-файлов. И вместо попыток как-то с этим разобраться современными приложениями проще запускать в старом IE под Windows XP. Это работает, этого достаточно.

Отличия между годами небольшие, но они есть. На скриншоте описание системы EGR для бензинового 3.7л, которая как раз появилась в 2007 модельном году. В PDF про 2006 год этого описания нет (только EGR дизельного двигателя 2.8л).

Но это ещё лёгкий случай. Эти данные в файлах, при особом желании их можно извлечь, преобразовать в более адекватный вид. Гораздо хуже, если данные доступны только через сервис, который в какой-то момент просто навсегда отключат.


Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-11-19

SZ Viewer W1-2022-11-19 (Windows)

Изменения программы SZ Viewer для Windows:

1. В версии W1-2016-12-31 появились графики зависимости значения от другого значения (а не от времени). Моё подозрение, что они оказались никому и не нужны.

В той ограниченной реализации об этом рано было говорить. Поэтому доделал этот график. Теперь есть возможность его масштабировать и передвигать.

Например, отдалённый график зависимости температуры двигателя от скорости:



Так лучше видно, что температура уменьшается с увеличением скорости.

2. На этом же графике теперь показываются значения для позиции мыши:



3. Для этого графика запоминаются выбранные значения, чтобы не выбирать заново при повторном открытии.

4. Новая версия файлов логов - это уже третье изменение за историю программы. Старые версии читаются как и раньше, автоматически в новую версию не конвертируются.

5. Новая версия файлов логов более компактная, а к этому ещё используется новое сжатие, что даёт ощутимое сокращение размеров файлов.

6. В новой версии файлов логов поддерживается сохранение данных модулей UDS и OBD-II (раньше была ошибка при попытке сохранить).

7. Раньше для временной привязки данных использовались часы (в часовом поясе UTC). Это не совсем правильно, поскольку время часов может корректироваться (вручную или автоматически). Это может привести к тому, что показания данных могут сдвинуться во времени (в том числе "назад"). Теперь часы используются только для отметки начала записи, а данные помечаются монотонным таймером, который не зависит от коррекции времени.

8. В заголовке вкладки модуля показывается счётчик записи данных в памяти. Как индикатор, что запись (логов в память) идёт, хоть она автоматически всегда производится.

9. Выбор единиц измерения для температуры (°C или °F) и скорости (км/ч или мили/ч). Показывается в первом диалоге выборе порта/адаптера, рядом с выбором языка. В будущем, возможно, будут добавлены psi (фунт на квадратный дюйм) для давления, но пока нет.

10. Вернул кнопку GC (данные расхода памяти), только не в нижней статусной строке (её уже нет), а сверху справа.

11. В просмотре истории убрал вкладку таблицы с "сырыми" значениями. Мне она была нужна только один раз несколько лет назад, с тех пор ни разу не пригодилась. Да и "сырые" значения показывались не совсем правильные. Тот случай, когда проще убрать, чем исправлять.

12. Уменьшение зависимости от сторонних библиотек.

2022-11-17

Култук (июнь 2006)

Посёлок Култук, въезд со стороны Иркутска по автодороге М55 (сейчас называется Р258), озеро Байкал. Июнь 2006 года. Горизонтальная панорама:



В большем разрешении: 9000x2815 4207.7КБ




Изображения из альбомов:

2022-11-15

Мультиметр Richmeters RM109: эксплуатация и экран

Мультиметр Richmeters RM109 довольно неплох своей компактностью и ценой, но, конечно, на материалах сильно сэкономили. Почти сразу же начал затираться экран - этому способствует его не очень удачная выгнутая форма.

Сейчас этот мультиметр выглядит так:



Не сказать, что я его часто использовал. Большую часть времени он лежит в родном тканевом чехле. Но на экране кроме потёртостей уже есть скол-трещина в одном углу. И, что особо непонятно, остались какие-то отпечатки, повредившие поверхность экрана.

Если приглядеться, то на отпечатках видна фактура:



И  эта фактура повторяет материал родного чехла. Такое чувство, что экран расплавился и поплыл, находясь в чехле. Причину не знаю, ничего горячего рядом не было, на чехле тоже никаких следов.

Не зря изначально на экран наклеена плёнка. Это намёк, что без защиты экрана этот мультиметр лучше не то, что не использовать, но даже и не хранить. На этом фоне корпус в гораздо лучшем, почти новом состоянии. Удивительно.

А в остальном моё мнение не поменялось. Именно как компактный бюджетный мультиметр он вполне хорош, возможности ничуть не разочаровали.

2022-11-13

PCI (J1850 VPW): чтение номера модуля

Вопреки некоторым утверждениям, читать крайслеровскую шину PCI (которая J1850 VPW) можно ELM327, в том числе и китайскими клонами. Например, на моем Jeep Cherokee KJ 2007 года отвечают шесть модулей, к которым удалось присоединиться подобным образом.

Но важно не просто соединиться, но и прочитать (декодировать) ошибки и данные. С этим сложнее, но сильно помогает DRBDBReader (исходники на GitHub, язык C#). Он позволяет получить расшифровку данных, описанных в database.mem - базе для старого крайслеровского сканера DRB-III. Если хотите поработать с DRBDBReader, то рекомендую начать с описания: DRB-III database reader. Там же есть ссылка на архив с бинарником для Windows и самой базой. Но учтите, что в базе описаны не все PCI-модули (DRBDBReader называет их J1850).

Попробую взглянуть на это системно. А начну с чтения номера модуля. По правилам хорошего тона первым делом нужно читать именно его, чтобы не заставлять пользователя выбирать нужную расшифровку данных руками.

Главный режим (mode) для чтения PCI - это 0x22. В большинстве случаев он выполняется с тремя байтами-параметрами, последний из которых 0x00.

Для чтения информации о модуле, первый байт параметров должен быть 0x20. Сам запрос  в полной записи выглядит следующим образом:

24 addr 22 20 param 00 xx, где addr - это адрес модуля, а xx - это контрольная сумма.

В зависимости от модуля нужно сделать запросы с param от 0x00 до 0x02 (включительно) или до 0x05 (включительно). Некоторые модули могут не сообщать свой номер, а выдавать ошибку в ответ (mode 0x7F). Именно поэтому, кстати, в примере соединения PCI я использовал запрос 24 addr 22 20 00 00 xx - предполагается, что любой модуль должен на него отреагировать (положительным или отрицательным ответом).

К практике. На моём Cherokee есть такие варианты декодирования номеров модулей:

1. Вариант с param от 0x00 до 0x02 (включительно)

Реальные данные (запрос => ответ):

24 40 22 20 00 00 xx => 26 40 62 | 05 02 00 | 20
24 40 22 20 01 00 xx => 26 40 62 | 60 37 00 | 59
24 40 22 20 02 00 xx => 26 40 62 | 41 48 00 | 6E

24 58 22 20 00 00 xx => 26 58 62 | 04 89 00 | 71
24 58 22 20 01 00 xx => 26 58 62 | 60 05 00 | 99
24 58 22 20 02 00 xx => 26 58 62 | 41 41 00 | E1

24 C0 22 20 00 00 xx => 26 C0 62 | 05 02 00 | 03
24 C0 22 20 01 00 xx => 26 C0 62 | 61 18 00 | 23
24 C0 22 20 02 00 xx => 26 C0 62 | 41 42 00 | 8F

По три запроса на каждый модуль, в одном ответе три байта, из них содержательных только два. Первые два ответа задают численную часть номера (числа берутся в шестнадцатеричной записи). Третий ответ задаёт буквенную часть номера (буквы в кодировке ASCII).

Первая тройка реальных данных выше - это модуль с адресом 0x40, т.е. BCM (кузовная электроника). Номер модуля 05026037AH.

Вторая тройка реальных данных выше - это модуль с адресом 0x58, т.е. SRS (система пассивной безопасности). Номер модуля 04896005AA.

Третья тройка реальных данных выше - это модуль с адресом 0xC0, т.е. SKIM (иммобилайзер). Номер модуля 05026118AB.


2. Вариант с param от 0x00 до 0x05 (включительно)

Реальные данные:

24 60 22 20 00 00 xx => 26 60 62 | 05 00 00 | 79
24 60 22 20 01 00 xx => 26 60 62 | 17 00 00 | 62
24 60 22 20 02 00 xx => 26 60 62 | 29 00 00 | 43
24 60 22 20 03 00 xx => 26 60 62 | 05 00 00 | 79
24 60 22 20 04 00 xx => 26 60 62 | 41 00 00 | 1F
24 60 22 20 05 00 xx => 26 60 62 | 42 00 00 | 93

Отличается от предыдущего варианта тем, что из трёх байтов ответа содержальный только один байт. В остальном принцип формирования номера аналогичный.

В этом примере это модуль с адресом 0x60, т.е. EMC (панель приборов). Номер модуля 05172905AB


3. Другой вариант с param от 0x00 до 0x05 (включительно)

Реальные данные:

24 68 22 20 00 00 xx => 26 68 62 | 56 00 00 | FA
24 68 22 20 01 00 xx => 26 68 62 | 01 00 00 | 08
24 68 22 20 02 00 xx => 26 68 62 | 05 00 00 | 0E
24 68 22 20 03 00 xx => 26 68 62 | 27 00 00 | 3D
24 68 22 20 04 00 xx => 26 68 62 | 01 00 00 | 08
24 68 22 20 05 00 xx => 26 68 62 | 05 00 00 | 0E

Похож на предыдущий вариант, но две буквы в конце кодируются не по ASCII, а просто по порядку: 01 - A, 02 - B и т.д.

В этом примере это модуль с адресом 0x68, т.е. EVIC (верхняя консоль). Номер модуля 56010527AE


Легко проверить, что все эти номера модулей соответствуют реальности.

А вот шестой модуль с адресом 0xC3 (охранная сигнализация) не умеет сообщать свой номер, в ответ на запрос с param от 0x00 до 0x03 возвращает ошибку с mode 0x7F. Но отвечает.

2022-11-11

Моя Nokia E61 из 2006 года

Первым моим смартфоном была Nokia E61. Это телефон на платформе S60 3rd Edition (Symbian OS v9.x). И он сохранился у меня:



Сперва хотел Nokia E50 (он в формате почти обычного телефона). Но выбирал смартфон на замену своего КПК-PDA Sony PEG-SJ20, поэтому остановил выбор на E61 из-за более крупного экрана и нетелефонной клавиатуры. Телефонный формат был бы совсем неудобный.

Куплен в октябре 2006 года за 11300 рублей, что по тогдашнему курсу было примерно $420.

Если посмотреть самое первое сохранившиеся сообщение этого блога (которое написано 16 лет назад), то оно как раз про эту Nokia E61.

По меркам тех лет это был весьма крупный телефон, окружающие называли его "калькулятор" или "кирпич". Он был крупным даже на фоне более поздних смартфонов с сенсорными экранами примерно 3.2" (у E61 экран 2.8" с разрешением 320x240, т.е. более "квадратный"):

(фотография 2009 года)

Сейчас же телефон кажется маленьким на фоне современных "лопат". Например, сравнение с моей нынешней Nokia 5.3 (экран 6.55"):



Экран E61 несенсорный, что, конечно, было неудобно после сенсорного экрана КПК. Но большая клавиатура это частично компенсировала (именно поэтому и выбрал E61, а не телефонный формат). И горизонтальное расположение экрана было в то время более практично.

После КПК была очень удобная работа с интернетом (на КПК я использовал внешний GSM-телефон в качестве модема): поддерживается и работа через GSM, и через Wi-Fi. Это и была основная цель перехода, которая была достигнута.

А вот важное тогда взаимодействие с PC через Nokia PC Suite было очень слабое, хотя со временем стало получше.

Фотокамеры в E61 не было, но она появилась в следующей модели Nokia E61i.

Встроенного GPS тоже не было, но я использовал внешний GlobalSat BT-359 через Bluetooth.

(фотография 2007 года)

Даже какой-то софт со временем появился:



Сам телефон был весьма надёжным, достойно переживал даже падения. Он и сейчас находится в полностью рабочем состоянии, разве что аккумулятор, конечно, стал сильно слабее, но он сменный (достаточно быстро снять заднюю крышку). Я и сейчас изредка использую Nokia E61, когда надо проверить "полноразмерную" (на самом деле Mini/2FF) симку.

Единственная поломка была связана с внезапным отключением вибромотора, который сам как-то починил.

Основное недовольство было связано с ПО. Точнее говоря, с обязательной подписью кода, которое появилось как раз в S60 3rd Edition. Это, во-первых, разрушило совместимость. И, во-вторых, было тяжело скачать рабочую программу (в виде sisx файла) из интернета.

Подписи либо вообще не было (если это независимый некоммерческий софт), либо она была просрочена:



Либо проявлялись какие-то странные глюки (например, раз и два).



А первоначально единого источника приложений не было (только в 2009 году появился Ovi Store, да и там мало что было полезного).

Из-за этого даже иногда приходилось уходить на Java ME (J2ME) софт, который, конечно, был гораздо слабее нативного.

Когда я перешёл на Android, то стало сильно проще.

Nokia E61 активно использовал до конца 2009 года, когда перешёл на HTC Hero как раз с Android.

2022-11-09

Откручивание и закручивание шпилек

Для откручивания и закручивания шпилек существуют шпильковёрты. Но, во-первых, его ещё нужно где-то взять (а хорошие в наборе ни разу не дешевые). Во-вторых, некоторые модели  (дешевые или универсальные) довольно крупные, не всегда ими можно подлезть ко шпильке. В-третьих, они могут испортить резьбу шпильки.

Поэтому я использую "колхозные" методы.

1. Для откручивания давно известен способ с двумя гайками. Наружная  гайка контрит внутреннюю, за которую и выкручивается шпилька.

(выкручивание шпильки из M18A перед установкой на Jimny)

В этом примере используются неудачные для такой задачи гайки с фланцем. Лучше брать обычные (но подходящих под рукой не было).


2. Закручивать шпильку можно тоже двумя гайками. Но при возможности я применяю способ, который где-то как-то подглядел.

Используются короткий болт и удлиненная (соединительная) гайка нужной резьбы:



Длина резьбы болта короче, чем резьба гайки.

Этот болт вкручивается в гайку:



И эта конструкция накручивается на шпильку:



А далее шпилька вкручивается в нужное место за головку болта.

Это удобная штука, можно использовать торцевую обычную (не удлиненную) головку ключа для вкручивания, что подходит для тесного пространства. После закручивания часто достаточно начать выкручивать болт - конструкция легко расконтривается. В этом её преимущество перед способом с двумя гайками.

Можно взять и длинный болт, головка которого не будет касаться соединительной гайки. По моему опыту, так несколько сложнее законтрировать, а затем расконтрировать. Но тоже будет работать.

Удлиненные гайки метрической резьбы с обычным шагом найти легко, а вот с другим (обычно более мелким) гораздо сложнее. Но на крайний случай можно взять заготовку под втулку, рассверлить внутреннее отверстие до нужного диаметра (номинальный диаметр минус шаг резьбы) и нарезать метчиком резьбу. Шестигранность предавать втулке вовсе не обязательно. При закручивании втулку не нужно удерживать, а при откручивании может, как уже упомянул выше, будет достаточно выкрутить инструментом только болт, а далее втулку открутить руками.

В любом случае, способ с двумя гайками никто не отменял, если его проще использовать.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-11-07

Nokia 5.3: Android 12 на подходе?

С ноября 2022 года обновления приложений в Google Play должны соответствовать целевому API level 31 (Android 12). Вопреки моим ожиданиям, простой заменой указания API level с 30 на 31 не обойтись. Приложение SZ Viewer A1 весьма простое (даже примитивное), но изменения коснулись прав доступа работы с Bluetooth. А значит нужно править и отлаживать код.

На данный момент у меня нет устройства с Android 12. Но есть хорошие новости: на Nokia 5.3 (который использую) начало приходить обновление до Android 12. Пока есть упоминания только про Малайзию, а в Summary новая прошивка не отображена, но он всегда отстаёт от реальности.

Если обновление доберётся до моего телефона (судьба _RU-прошивок туманна), то можно и заняться портированием SZ Viewer под API level 31. Если устаревшая система сборки позволит.



Еще по этой теме:

2022-11-05

Судьба литий-титанатных аккумуляторов (2022)

В 2018 году купил шесть литий-титанатных аккумуляторов LTO66160 30Ач. Шесть штук при последовательном соединении обеспечивают напряжение, близкое к обычным 12В автомобильным аккумуляторам, чем они и хороши.

До лета 2019 года эта сборка стояла вместо аккумулятора на Jeep Cherokee. Затем я поставил обычный аккумулятор, а сборку стал использовать как носимый, хоть и весомый, но не предельно тяжелый аккумулятор. Например, для лодочного электрического насоса, для шинных компрессоров, для зарядки мобильных телефонов, для "прикуривания" других автомобилей. Весьма удобно, но, конечно, нужно бы сделать какой-нибудь безопасный, но лёгкий корпус во избежание случайных замыканий контактов. Пока обхожусь плотной картонной коробкой.

В 2020 году добавил балансир. Он пассивный, т.е. выравнивает напряжение элементов только за счёт разряда. Это простое, но эффективное решение. Недостаток в том, что если оставлять сборку с балансиром надолго, то она рано или поздно разряжается. Поэтому для долгого (сезонного) хранения балансир отсоединяю. А потом возвращаю его после заряда.

В целом аккумуляторы рабочие, но с одной "банкой" была проблема. При вполне небольшом токе заряда (что-то около 3А) эта банка внезапно протекла какой-то жидкостью-электролитом:



Не сказать, что очень много вытекло, но следы видны.

С тех пор заряжаю очень небольшим током и только под присмотром. Хотя на работоспособности это, похоже, никак не сказалось, но под очень большой нагрузкой не проверял.

На автомобиль эта сборка не вернётся, но буду пытаться продолжать использовать её как мобильный 12В аккумулятор.

2022-11-03

Linux и Nix (2022)

Как-то в 2008 году в контексте Nix/NixOS высказывал своё мнение о Linux. И, да, менеджеры пакетов за это время прилично развились и привели Linux в приемлемое состояние.

По большому счёту, выбор дистрибутива Linux - это и есть выбор базовых менеджера пакетов и графической оболочки. Поэтому, например, не особо вдохновляет Ubuntu (как минимум для десктопного применения). И своим желанием утащить хотя бы часть приложений в Snap Store, и неюзабельным для меня GNOME, который, как говорится, призван "отучить людей работать на ПК".

А что касается Nix/NixOS, то они, на удивление, до сих пор актуальны. NixOS всё же достаточно специфичная штука, а вот менеджер пакетов Nix я реально использую.

Nix мне нравится тем, что он не замусоривает систему, адекватно (по своей изначальной задумке) обращается с версионностью. В нём более-менее свежие обновления - именно поэтому он и подходит второстепенным как добавление к более консервативному основному менеджеру пакетов.

А не нравится своей довольно неинтуитивной системой команд, хотя есть попытки обеспечить доступ к ним через единую утилиту nix, но пока на уровне экспериментов.

Ещё он ожидаемо любит место на диске, но это заложено его [функциональной] архитектурой. Для такого случая есть nix-collect-garbage и nix-collect-garbage -d, в частности.



Но если для того же dpkg/APT довольно несложно разместить свой пакет в своём репозитории (можно было бы это сделать для SZ Viewer L, например, будь он мало-мальски кому-то нужным), то для Nix это гораздо сложнее - для меня, по крайней мере.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-11-01

Mosler Photoguard 35/2.8

Достаточно давно у меня есть объектив Mosler Photoguard 35/2.8. Он (справа) в сравнении с Pentax K 35/3.5:



Объектив очень малоизвестный, название тоже достаточно странное. А смысл простой: Mosler (Mosler Safe Company) -  это старый, нынче закрытый американский производитель охранного оборудования. А этот объектив (в разных модификациях) использовался в автоматических фотокамерах серии Mosler Photoguard. Примерно в таких:



По сигналу такая защищенная камера могла автоматически отснять серию фотографий. На фотоплёнку, естественно.

Объектив с ручным фокусом. Мой экземпляр из первой серии Photoguard - считается, что его делала Tokina по заказу Mosler (есть надпись LENS MADE IN JAPAN). В оригинале был с байонетом Exakta, но хвостовик T2-mount, поэтому он заменён на вариант с байонетом Pentax K. Сам объектив предположительно 1974 года выпуска.

Объектив сделан качественно, для установки диафрагмы два кольца (одним выставляется предел, вторым производится оперативное закрытие диафрагмы до предела). Качеством  изготовления и кольцами напоминает старые (Pre-set) объективы Takumar.

В своё время мне этот объектив понравился гораздо больше, чем Мир-1В (37/2.8). Я перебрал несколько вариантов Миров-1В, они все были ужасны качеством съёмки. Более того, раньше (на кропе) этот Mosler Photoguard мне показался более удачным, чем даже Carl Zeiss Jena DDR Flektogon 35/2.4.

Иногда считается, что объектив сделан для близкой работы (что звучит логично), поэтому он слаб на бесконечности. Мне сперва так и показалось (на цифровых "зеркалках"), но потом понял, что у моего экземпляра небольшой перебег за бесконечность. Попробовал другой хвостовик T2-mount, но ничего не изменилось. В объектив кто-то уже лазил, тем более один винт крепления кольца фокусировки стоит явно неродной.

Но если фокусироваться чуть ближе бесконечности (т.е. не по шкале, а по экрану), то качество на прикрытых диафрагмах вполне нормальное для старого широкоугольного объектива.




Сравнимое с тем же Pentax K 35/3.5.

Ещё есть упоминания грубого, специфического размытия. Частично это так:

(диафрагма f/2.8)

Но минимальная дистанция фокусировки довольно велика для фокусного расстояния 35мм - чуть меньше 0.6м по шкале. А для более дальних расстояний уже апертуры  не хватает получать какое-то ощутимое размытие.

(диафрагма f/2.8)

Сама диафрагма хитрая: восьмиугольной, но скруглённой формы. Минимальная диафрагма f/22.

А так это старый объектив, конечно. Софтит на открытой, не любит засветку, видно виньетирование на полном кадре. Но свои (весьма небольшие) деньги он отработал полностью.

2022-10-30

Иркутск, Аэропорт (май 2004)

Иркутск, Аэропорт, май 2004 года.



Pentax Optio 450 (4MP, 1/1.8").



Изображения из альбомов:

2022-10-27

SZ Viewer A1-2022-10-27 (Android)

Изменения SZ Viewer для Android:

1. Одно из основных применений SZ Viewer - это чтение ошибок DTC. И Android-версия здесь отставала от версии для PC. Если в последней доступны все поддерживаемые модули как минимум для чтения DTC, то в версии для Android есть только модули, которые укладываются в существующие вкладки. Для большинства автомобилей это нормально, но для совсем свежих некоторые модули остаются недоступными.

По-хорошему, сделать бы в Android версии аналог первой вкладки PC-версии, но пока для этого нужно внести слишком много изменений. Поэтому реализовал промежуточный вариант.

Появилась новая вкладка DTC (первая, слева от OBD-II), которая как раз делает сканирование всех поддерживаем модулей (72 способа соединения). Но в ней доступна только общая информация и чтение ошибок DTC. Это позволяет разом прочитать ошибки всех поддерживаемых модулей, что довольно удобно.

Пример как это выглядит:



На первом скриншоте чтение моего Jimny. Показывается восемь модулей, но реально их пять, только три из них умеют отвечать двояко, поэтому показываются два раза. Ошибок нет ни в одном из модулей.

На втором скриншоте чтение только модуля двигателя, но двумя протоколами - сузуковским и OBD-II. Пять ошибок через сузуковский протокол и четыре через OBD-II, итого считается, что девять ошибок, которые и показываются с уточнением модуля, которых их сообщил.

Ошибки читаются перебором модулей по кругу, поэтому динамически обновляются.

Пока только чтение DTC, сброс в этой вкладке невозможен - я ещё не решил, как это лучше сделать. Но, наверное, будет общий сброс всех модулей, что сообщили хотя бы об одной ошибке.

Возможно, эта возможность будет полезна и не только на Suzuki - чтение DTC менее специфично, чем показ данных-параметров.

2. Сделал запоминание выбранной вкладки при закрытии приложении. При перезапуске откроется она же.

3. Пока выбора градусов температуры (°C или °F) нет, но код к этому подготовил. Надеюсь, не сломал показания температур. Для ходовых модулей проверил, а если для всякой экзотики вдруг температура (любая) стала показываться неадекватно, то просьба сообщить.



Изображения из альбомов:

2022-10-25

Ангарск в х/ф "Русский сувенир" (1960)

Смотрел цветные советские фильмы, снятые до 1961 года. Не в каких-то ностальгических или художественных поисках, а прагматично для пополнения коллекции кадров с "перевёрнутым" светофором. И попался неизвестный мне художественный фильм "Русский сувенир" 1960 года.

Фильм оказался кошмарным набором пропагандистских штампов с бредовым сценарием, картонными актёрами и слабым техническим исполнением. Какие-то небольшие шутки с потугой на сатиру присутствуют, но даже по советским меркам фильм полностью провалился, поэтому и малоизвестен.

Но есть у этого фильма и некоторая ценность. Для иллюстрации города среди тайги было снято несколько видов Ангарска Иркутской области, которому тогда и десяти лет в статусе города не было. Естественно, мне захотелось определить места съемки.

Как обычно бывает с таким историческим сравнением, за это время (более 60 лет) выросли новые деревья, которые закрывают вид на здания, поэтому фотосъёмку сделал сейчас - осенью, когда листва уже не мешает.

Четыре фрагмента в порядке появления в фильме:




Не такое простое место. Но характерное оформление домов проекта 1-419 подсказывает, что это, скорее всего, именно Ангарск. А расположение окон и балконов помогает определять конкретные дома.

Это перекрёсток улиц Файзулина (тогда она называлась Школьная, переименована в 1983 году) и Советской:



Дом справа (который в фильме был уже завершён) - это дом 6 в 80-ом квартале. По открытым данным он построен в 1958 году. Дома слева (в фильме он ещё строился) - это дом 8 в 81-ом квартале. По тем же данным он построен в 1959 году (тогда, видимо, материал для фильма и снимался).

Вместо леса, конечно, здесь давно дома, обычная улица:



Двухэтажное здание, видимое в фильме, присутствует рядом:






Место легко узнаётся как Ангарск.

Это проезд по улице Ленина со стороны железнодорожного вокзала (Ангарские ворота):



До перекрёстка с улицей Мира:






Стиль архитектуры сильно напоминает Ангарск, дома в этой части города (как уже писал) часто уникальные. Трёхэтажный дом очень характерен эркерами, как и следующий двухэтажный узкими окнами второго этажа.

Это перекрёсток улицы Олега Кошевого с улицей Сибирской:



Даже сосна за столбом, видимая в фильме, сохранилась.





Фрагмент в отзеркаленном виде затем в фильме используется как подложка комбинированной съёмки.

Это характерный вид Ангарска, который легко узнаётся.

Перекрёсток улиц Ленина и Карла Маркса.




Это всё, что я смог опознать в этом фильме. Остальное либо снято не в Ангарске, либо эти места не нашёл.

2022-10-23

Victor Reinz 12-52939-01 - маслосъёмные колпачки для Suzuki

Из старых запасов маслосъёмные колпачки Victor Reinz 12-52939-01:



Это заменитель очень распространенных для Suzuki колпачков с номером 09289-05012. Только здесь сразу 16 штук в комплекте (по четыре на четыре цилиндра).



Часто уверенно считается, что колпачки Victor Reinz в коробке с таким оттенком синего цвета и с такой маркировкой как на коробке, так и на самих колпачках - это подделка.

Но я не склонен так считать. Были бы это колпачки, например, для ВАЗ, то ещё можно было бы подумать. Но для Suzuki, которые и какой-то популярностью совершенно не пользуются, такая подделка смысла не имеет. А какие-то различия скорее вызваны разным местом производства.

Но на свой мотор M13A я всё же поставил Corteco 1902 6088 (которые NOK). Хотя и эти бы поставил, если альтернативы не было бы. С виду они вполне нормальные.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-10-21

TrendVision TDR-719S: пять лет эксплуатации

С 2016 использую видеорегистратор TrendVision TDR-719S.



Из хорошего отмечу приличное качество видео (удачный режим 21:9 WideHD 2560x1080, см. раз и два) и звука. Удобное крепление с магнитной фиксацией, которое позволяет устанавливать и снимать регистратор без извлечения провода.

Но есть и проблемы, которые не ожидал увидеть в регистраторе такой ценовой категории.

Корпус хрупкий, отваливались детали крепления, пришлось клеить. Материал корпуса выцветает на солнце (и у другой модели Trendvision).

Один из держателей ослаб, подтяжка помогла, но не надолго.

Внутренний аккумулятор заряд уже никак не держит. Регистратор отключается сразу после снятия USB-питания, последний видеофайл получается битый. Для уменьшения рисков поставил одноминутный размер файлов, хотя и это не поможет в плохой ситуации.

Проявляется редкое, но подвисание при включении. Загорается светодиод и всё, а дальше помогает только сброс. Лечится перепрошивкой через USB на PC. Такое происходит не сказать, что прямо часто, но неожиданно, что и раздражает.

Ещё с какого-то момента регистратор начал подвисать после кратковременного отключения. Вылечилось тем, что в слотах для карт памяти оставил только одну microSD карту.

И вот недавно начали сбрасываться настройки (но не время-дата). С настройками по умолчанию регистратор, конечно, тоже работает, но не так, как хочется. Приходится повторно перенастраивать.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2022-10-19

Осень

Осеннее утро.





Изображения из альбомов:

2022-10-16

SZ Viewer M1-2022-10-16 (macOS)

Версия программы SZ Viewer для macOS.

1. Аналог версии W1-2022-10-13, но как и раньше поддерживаются только ELM327 адаптеры.



Еще по этой теме:

2022-10-15

SZ Viewer A1-2022-10-15 (Android)

Изменения SZ Viewer для Android:

1. Кроме CAN теперь во вкладке OBD-II должны работать модули через K-Line - если они поддерживают OBD-II, конечно, и не совсем старые. Я проверял на модуле от Suzuki Liana.

2. Мониторы (результаты тестов) OBD-II для K-Line читаются, но показываются сырые данные, поскольку нет единой расшифровки.

3. Информация о модуле через OBD-II K-Line на некоторых ELM327 может полностью не читаться - это сложная задача даже для как бы нормальных копий ELM327.

4. Подделки ELM327 работают через OBD-II K-Line, но зависит от степени кривизны подделки. И очень вероятны проблемы чтения информации о модуле.



Еще по этой теме:

Blog Archive