В блоге:

2022-06-08

Sony a7c: видеовозможности

Одним из критериев выбора Sony a7c были его видеовозможности. Да, не самый важный критерий, но запись видео хоть и редко, но использую.

Кратко:

1. Сделана двойная схема управления. Есть и отдельная кнопка записи видео, что работает в фоторежимах, но без предпросмотра границ кадров. Есть и отдельный режим видео (на диске режимов), где можно выбрать подрежим P/S/A/M.

2. Режим 4K (UHD 3840x2160) имеет возможность использовать полный угол поля зрения, который обеспечивает полнокадровая матрицей (с учётом соотношения сторон 16:9, конечно). После Samsung NX500 это очень сильное преимущество, поскольку там был "двойной кроп" - мало того, что сама матрица кроп 1.5, так ещё и 4K-режимы использовали дополнительный кроп, что давало для UHD общий кроп примерно 2.7.

3. Но 4K без кропа только для 24 (NTSC) или 25 (PAL) fps. Для 30 fps всё же используется небольшой кроп (примерно 1.1-1.2). Большие fps не поддерживаются для 4K.

4. Кроп-режим 1.5  (APS-C/Super 35mm) работает для 4K без дополнительного кропа для 24, 25, 30 fps. Точные замеры не делал, но этот режим в 4K выглядит как попиксельная выкадровка (1:1). Для FullHD, конечно, кроп-режим тоже работает.

5. FullHD позволяет использовать до 100 (PAL) или 120 (NTSC) fps.

6. Выбор fps как и у Samsung зависит от настройки NTSC/PAL (кратно 30 и 25 fps, соответственно). Но в Samsung настройка изменялась быстро, тогда как на a7c после изменения камера перезагружается с некоторой задержкой. Не сказать, что сильно мешает, но несколько удивительно. И в режиме PAL недоступны 24 fps, видимо из-за близкого 25 fps.

7. Режим S&Q (на диске режимов) позволяет снимать с замедленнием-ускорением (т.е. с изменением fps).

8. Для видео используется кодек AVC/H.264, что является шагом назад по сравнению с HEVC/H.265 у Samsung NX500. Но, с другой стороны, проще работать с результатом (с NX500 часто приходилось перегонять в H.264).

9. Битрейт явно указан в настройках, что удобно. Не нужно лезть в инструкцию за расшифровкой. Но с непривычки иногда обозначение битрейта (60, например) может воспринимается как fps, но потом уже не путаешься.

10. Самое важное - это отсутствие ограничения 30 минут. Самый весомый плюс (на NX500 было далеко не так весело даже с хаком). Ограничениями является размер карты и перегрев камеры.

11. Если у карточки файловая система FAT32 (что ограничивает размер файла 4ГБ), то видео автоматически разбивается на несколько файлов. Хорошая возможность, но лучше всё же использовать exFAT.

12. Критерий перегрева настраивается (два уровня). В жару перегрев может быть реальной проблемой, ограничивая длительность парой десятков минут на более строгом ограничении нагрева. Штатное охлаждение только пассивное.

13. Для долгих видео очень полезна возможность заряда камеры через USB-C. Питаю от повербанка, но то ли он, то ли провод (сторонний, не родной от камеры) не "тянут", но ток заряда меньше, чем ток разряда, поэтому уровень заряда аккумулятор камеры немного, но падает. Но не так страшно на практике.

14. Мой рекорд - это более 4 часов одной записью (на карту 128ГБ с внешним питанием от повербанка). Писал два  раза, почему-то оба раза было разбиение на два файла, первый из которых был 3 часа 33 минуты, если правильно помню. Странно, но лень разбираться, обычно такие длинные видео и не нужны.

15. Видеофайлы лежат не в DCIM, а в отдельном каталоге с кучей какого-то мусора и отдельной нумерацией. Возможно, это удобно для какой-то инфраструктуры, но мне это только мешает. Как уже упоминал, видеофайлы не передаются через Wi-Fi+ftp.

16. Focus peaking и рамка увеличения работают в видеорежиме, но с одним шагом увеличения, а не двумя. Но, в принципе, этого хватает.

17. Существуют потенциально полезные Picture Profile с настройками, но это отдельная тема, пока ещё толком не смотрел.

18. Rolling shutter, конечно, есть. Не скажу, что ужасный, но и быстрым считывание кадра не назвать. Замеры времени не делал. Помогает стабилизация и возможное программное исправление (см. пункт 20)

19. У камеры есть разъёмы (для "джеков") микрофона и наушников.

20. Естественно, во время видео можно использовать матричную стабилизацию. Цифровой стабилизации нет, но всегда (кроме режимов с 100/120 fps) пишутся "gyro" метаданные для дальнейшей стабилизации результата в редакторе, который это поддерживает. Кроме Sony Catalyst Browse как минимум понимает Gyroflow, который, кстати, как бы умеет править артефакты rolling shutter и, что важно, позволяет делать стабилизацию с любой (после построения профиля), а не только системной оптикой Sony. Весьма полезная возможность.

21. Есть весьма удобная возможность использования камеры в качестве USB веб-камеры. Никакой софт на PC ставить не надо, всё просто. Включить видеорежим (диском режимов), в меню выбрать USB Streaming и подключить USB-кабель. Звук тоже передаётся (стерео с камерных микрофонов, если нет внешнего). Формат видео: 1280x720 25/30fps.


В целом ощущается шаг вперед после Samsung NX500. Но для 4K, его качество мне кажется хорошим. А вот FullHD не понравился. Очень уж заметен алиасинг. Из-за этого по ощущениям картинка FullHD хуже, чем была у NX500. В этом основная проблема, это выбивает возможность использования 50+/60+ fps, поскольку они доступны только для FullHD.

Но я предпочитаю хороший 4K 24/25 (или даже 30 с небольшим кропом) fps, чем FullHD 50+/60+ fps, поэтому для меня это подходит. Кроме того, важным являются возможности стабилизации: как матричной, так и цифровой уже на последующей обработке.

2 comments:

  1. Перегревал ее при записи видео? Сколько по жаре может снять по времени?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Один раз вылезло предупреждение, но запись не остановилась. Но было не особо жарко, градусов 20. И я, по возможности, всё отключаю, яркость экрана на минимум, качество тоже, экран откидываю, автофокуса нет. При слабом уровне контроля температуры по инструкции запись в 4K 120 минут при 25°C и 20 минут при 40°C.

      Delete

Blog Archive