В блоге:

2022-04-26

Sony a7c: поддержка неэлектронных объективов

Мне важен уровень поддержки камерой Sony a7c объективов с ручной фокусировкой и без электроники, поскольку у меня только такие объективы. Их изначально и планировал использовать. Как оказалось, с этим проблем практически нет.

1. Эмуляцию электронных объективов не надо делать. Камера работает даже без объектива, нужно лишь убедиться, что включена опция Shutter/SteadyShot (5/10) > Release w/o Lens.

2. Конечно, установить диафрагму с камеры нельзя, поэтому, фактически, работают только два режима: A (камера выбирает выдержку и, если включено AutoISO, то ещё ISO) и M (камера выбирает ISO, если включено AutoISO). Это работает и в фото, и в видеорежимах.

3. Ограничений на режимы экспозамера нет.

4. Работают оба режима затвора: полуэлектронный со второй механической шторкой (до 1/4000) и полностью электронный (Silent Shooting - до 1/8000).

5. Все варианты raw (ARW) и 12/14 бит работают полноценно.

6. Работает матричный стабилизатор (SteadyShot) вне зависимости от режима затвора. Но нужно указать фокусное расстояние объектива (SteadyS. Focal Len.). Для удобства добавил соответствующий пункт в Fn-меню:



Получается достаточно оперативно. Но недостаток в том, что выбранное фокусное не сохраняется в EXIF изображения (а в K10D сохранялся). Была надежда, что оно есть где-то в Maker Note, что позволило бы потом переписать его в стандартное фокусное расстояние. Но поверхностное изучение (при помощи exiftool) не позволило найти соответствующий тег.

7. Полностью работает AutoISO, но в режиме автовыдержки (Slower/Slow/Standard/Fast/Faster) за базу берётся фокусное 30мм (т.е. Standard - это 1/30 секунды), от выбранного фокусного для стабилизации это не зависит. Ещё один недостаток. Поэтому приходится явно указывать выдержку  AutoISO вместе с фокусным, для этого поместил их рядом рядом в Fn-меню:



Но ручное указание выдержки довольно грубое, с шагом 1Ev: т.е. 1/30, 1/60, 1/125 и т.п. Несколько неудобно.

AutoISO работает в том числе в M-режиме, т.е. диафрагма выбирается на объективе, выдержка выбирается вручную на камере, а ISO подбирает сама камера в диапазоне, который можно указать самостоятельно.

8. Focus Peaking работает и в фото, и в видеорежимах. Можно настраивать цвет (четыре цвета) и уровень (три уровня). Если снимать в raw, то для удобства в некоторых ситуациях можно переключать Creative Style в B/W (чёрно-белый режим), тогда Peaking более заметный.

9. Есть увеличение живой картинки, но либо долго вызывать через меню, либо назначить на кнопку для быстрого вызова. Я назначил на кнопку "вниз". При вызове показывает рамка с возможностью её перемещения:



Это весьма удобно по сравнению с увеличением только центральной части (как было на Samsung NX). 

Двигать рамку можно до увеличения или во время увеличения. Как кнопками, так и экраном (в том числе при просмотре через видоискатель, если включена опция Touch pad). Нажатие "корзинки" при любом увеличении переносит рамку в центр.

По нажатию OK делается первое увеличение, по второму нажатию делается второе увеличение. По третьему нажатию увеличение отключается. 

В полнокадровом фоторежиме первое увеличение x5.9 (примерно 1026x684), второе - x11.7 (513x342). В кропе-режиме это x3.8 и x7.7 (при сохранении пиксельного размера). 

В видеорежиме увеличение только одно x4, второго увеличения нет.

Другой вариант вызова увеличения - это двойной касание в нужной точке экрана. Тогда сразу активируется первое увеличение.

Положение рамки увеличения запоминается (до отключения камеры): после повторного вызова  новое увеличение будет в том же месте.

Положение рамки записывается в EXIF изображения, при просмотре отснятого на камере можно включить показ первоначального увеличения именно по этой точке.

Важно, что в режиме увеличения работает стабилизатор, это здорово облегчает фокусировку. Но нужно достаточно точно указывать фокусное для стабилизатора, иначе будет даже хуже.

Во время увеличения Peaking продолжает работать.

Если ВЫКЛЮЧИТЬ опцию Focus Assist (13/14) > AF in Focus Mag., то полунажатие спуска во время увеличения будет сбрасывать увеличение (так удобнее). Если опция включена, то полунажатие не сбрасывает увеличение, но почему-то отключает стабилизацию просмотра (видимо, это программная ошибка).

Во время увеличения камера не реагирует на изменение освещения, в том числе на изменение диафрагмы объектива, т.е. остаются неизменными ISO и выдержка. Это неудобно, если нужно оценить Focus Shift (смещение фокусировки при изменении диафрагмы) - картинка может становиться слишком яркой или тёмной.

При низкой освещенности и закрытой диафрагме при увеличении могут быть видны "динамические" шумы, которые могут затруднять фокусировку. Но это уже довольно тёмные условия.

Опыт показал, что при аккуратном использовании увеличение позволяет получать фокусировку с попиксельной резкостью. Понятно, что это зависит от объектива. На некоторых приходится делать двойное увеличение. На некоторых достаточно первого. 

10. Блокировку экспозиции (AEL) при полунажатии кнопки спуска можно отключить в меню (мне этого не хватало в Samsung NX). Это удобно, если нужно сделать дополнительное перекадрирование. Хотя с подвижной рамкой увеличения проще сперва скадрировать, затем сфокусироваться.



Поддержка неэлектронной оптики камерой Sony a7c весьма хорошая, даже лучше, чем я ожидал (и лучше, чем камерами Samsung NX). У меня только две упомянутые претензии: указанное для стабилизации фокусное расстояние не пишется в EXIF и не используется для вычисления выдержки AutoISO.

И, конечно, не отказался бы от лучшего экрана и видоискателя. Они условно приемлемые, но по современным меркам можно было и лучше сделать. Это есть в других камерах линейки Sony a7, но это другая цена и габариты.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive