В блоге:

2014-01-21

NX20, Зенитар 16/2.8 и color shift

Если посмотреть фотографии с моей поездки на Нухун-Гол, то на большинстве снимков, которые сделаны на Зенитар 16/2.8, заметна странная неравномерностью цветов. Левый край имеет розово-фиолетовый оттенок, а правый - зеленый. Особо это заметно, если края расположить рядом:



Это так называемый color shift - явление, которое стало особо известным после попыток использования дальномерной короткофокусной оптики на цифровых камерах. В отличие от плоской пленки, матрица более сложна своими фильтрами и микролинзами. Отсюда и побочные эффекты, в том числе и цветовые.

Вообще, склонность к color shift зависит и от объектива, и от матрицы. Одни камеры более склонны к этому, другие - менее. Но меня удивил такой заметный сдвиг цветов на моих фотографиях. Массовых жалоб на NX20 в этом плане я не видел, да и Зенитар 16/2.8 - это объектив не для дальномерок, для зеркалок, с большим рабочим отрезком. Не припомню такого эффекта на цифрозеркалках Pentax, хотя зимой, где он особо заметен, много на цифрозеркалки с Зенитаром и не фотографировал.

Ладно, а что делать? Можно ничего не делать, хотя и не очень хорошо оставлять такой технический брак. Можно поиграть с цветами, вплоть до перехода к черно-белому. А можно попытаться сделать программную коррекцию.

Например, RawTherapee, который я использую, позволяет сделать коррекцию Flat Field. Но сперва надо снять референтное изображение. Это должна быть однотонная равномерно освещенная поверхность не в фокусе (для размытия). Съемка должна быть с теми же параметрами (диафрагма, фокусное расстояние), что на исправляемых снимков. Формат файла должен быть только raw (SRW в случае Samsung).

Выбор подходящей поверхности - это отдельная задача. Для демонстрации просто щелкнул белый лист бумаги:




Получилось не очень равномерно, но пойдет для экспериментов. Главное, что color shift заметен.

Теперь при обработке снимков нужно указать референтный снимок в качестве flat field file и подкрутить там рядом степень размытия референтного снимка. Тем самым будут исправлены (или, по крайне мере, уменьшены) color shift и виньетирование. Результат для снимка, приведенного в начале:




Уже получше! Идея такая, только нужно референтный снимок покачественнее сделать.

Интересно, кстати, посмотреть поведение Зенитара 16/2.8 на NX10, благо эта камера у меня сейчас есть наряду с NX20.

8 comments:

  1. Уверен, даже без спец. тестов, на NX10 матрица более стабильна относительно этих всех проблем (и цветового сдвига, и потери детализации, и возможно, специфичного виньетирования). Думаю, это даже не только (и не столько) проблема микролинз, как AA-фильтра, размывающего изображение до его проекции на Байеровский (цветовой) фильтр. При этом, минус NX10 - меньше микродеталей (на уровне размера пикселя), ну а неоспоримый плюс - отсутствие специфичного муара при изображении определённых растров. Это я не тебе конкретно рассказываю, т.к. уверен, ты об этом знаешь, а вообще, для общей справки. ;-)
    Тем не менее, чтобы оценить отличия и их степень, безо всяких гипотез, мне крайне интересно увидеть примеры с NX10 против NX20! =)

    Спасибо, не знал про эту функцию RT, так и подучусь им пользоваться.
    Насчёт более тёмного левого края - так и должно быть?

    ReplyDelete
    Replies
    1. С темным краем пока не понял. То ли неоднородность освещения при съемке референтного кадра, то ли условия фотографирования исходного.

      Delete
    2. На референснике яркость справа значительно ниже, чем слева. Надо бы, по идее, однородный по яркости. Посмотри на снег внизу кадра - такой неравномерности в реальности не может быть.

      _
      Видна пылинка-грязинка в левой верхней трети кадра. =Р

      Delete
    3. Ага. Пылинки сдул уже (пылетряс не смог их убрать).

      Delete
  2. Как побороть лень и начать снимать в Raw?:)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Звучит как название книги в стиле Карнеги. :-)

      Мне привычнее. С первой цифрозеркалки снимаю только в raw. А сейчас делаю так: если лень возиться с файлами raw, то качество не имеет значения. Фотаю на мобилу.

      Delete
    2. После освоения азов фотошопа в области выставления баланса белого кажется я начинаю понимать прелести RAW. Надо купить пожалуй флешку на 32 гига)

      Delete
    3. А почему именно лень? Даже если не тратить время, и raw не трогать (как есть, из камеры), то зачастую вполне нормально получается. В качестве просмотрщика и простого конвертера попробуй FastStone Image Viewer. Если SRW-файлы занимают много места, есть Adobe DNG Converter (я пользуюсь). Если всё это использовать совсем лень, тогда посоветую хотя бы raw+jpeg использовать, чтобы качество, которое может выдать камера, не тонуло в недостатках jpeg-сжатия с потерями.

      Delete

Blog Archive