В блоге:

2018-01-25

Cherokee: датчик уличной температуры

Решил все же понять, как работает датчик уличной температуры на моем Jeep Cherokee (KJ). Его показания можно увидеть на потолочной консоли, но слегка странное поведение этого "показометра" заставило меня поглубже изучить тему.

Итак, датчик уличной температуры установлен где-то впереди, видимо, в бампере, поскольку сразу сходу его не видно. Этот датчик подключен к блоку управления кузовной электроникой (BCM). Но его показания принимаются по внутренней сети той самой консолью и, что даже важнее, блоком управления силовой установкой (PCM).

Раз PCM видит уличную температуру от BCM, то вполне вероятно, что ее можно увидеть и через диагностику по OBD2 разъему. Обзавелся ноутбуком и начал с проверки CASCADE. Да, эта температура (Ambient Temperature) там есть. Но более интересным (и удобным) оказалось, что она видна и через OBD2. Включил программу, работающую через OBD2, и поехал наблюдать. Тем более, что вернулись морозы.

И поведение повторилось один в один. До -36°C все нормально. Но как температура падает еще ниже, то происходят две вещи:

1. Потолочная консоль начинает показывать 54°C (это ее предел в 130°F). Удалось даже поймать момент, когда температура на улице была около -36°C градусов, а показания на консоле плавали (машина стоит на месте):

https://www.youtube.com/watch?v=cifRlm3aS3U



2. Показания уличной температуры по диагностике PCM застывают на -36°C.




Этот скриншот я сделал уже при движении по трассе. Как видно, штатная система "холодного впуска" реально холодная - датчик температуры воздуха на впуске при движении показывает аж -35°C, т.е. воздух практически не успевает прогреваться при поступлении. И лишь мотору все это безразлично - он показывает обычные свои 92°C.

Более того, когда уличная температура падает ниже -36°C, то блок PCM еще и выкидывает ошибку (DTC). Через OBD2 ее не видно (она уходит в исторические), но "случайно" она читается моей сузуковской SZ Viewer:




Ошибка U110E: LOST AMBIENT TEMPERATURE MESSAGE, что означает: "The PCM doesn’t receive the ambient temperature signal over the CAN C bus from the BCM.", т.е. PCM не получает уличную температуру от блока BCM.

Итого: при температуре ниже -36°C блок BCM (к которому подключен датчик) почему-то перестает рассылать значение уличной температуры. Соответственно, PCM ее не получает (выставляет ошибку U110E, которая потом сама уходит в историческую при повышении уличной температуры). Потолочная консоль ее тоже не получает, но реагирует на это показом 54°C.

Но практически нельзя назвать это проблемой. Все равно где-то рядом и программный предел показаний в -40°C, разница, в общем-то, несущественная. Но просто забавная особенность.


Попутно раскрыл и вторую странность. Я уже замечал, что показания уличной температуры на потолочной консоли как бы "замирают", не реагируют на изменение погоды. Но я связывал это с попаданием снега в бампер (поскольку замечал такое поведение после поездок в лесу по снегу). Но "после" не означает "вследствие"!

Наблюдая за температурой на консоли и за показаниями диагностики PCM заметил, что там все сложнее. Консоль использует какие-то хитрые алгоритмы для обновления показаний, делая это достаточно лениво, тогда как PCM через диагностику отображает изменения очень быстро. Например, если машина стояла заглушенной недолго, то после запуска двигателя консоль показывает старое значение уличной температуры (на момент предыдущего глушения). И начинает показывать актуальную температуру только после движения не меньше определенной скорости (сложно оценить, может примерно 30 км/ч), иногда даже не сразу, а лишь через некоторое время. Поэтому на коротких частых поездках и создается эффект "замирания" показаний. А по лесу именно такие поездки и были. Но если машина постоит долго (не знаю, может часа 4-5), то температура обновляется сразу же после запуска двигателя.

Так понимаю, что это программное решения для "сглаживания" возможного нагрева датчика уличной температуры от моторного отсека. Хотя сам датчик достаточно точный. Специально проверил, после долгого (не меньше суток) отстоя машины в помещении (примерно +11°C) все три температурных датчика (уличный, на впуске и охлаждающей жидкости)  до запуска двигателя показывали одинаковые значения с точностью около одного градуса. Примерно такой же метод использует PCM для проверки адекватности показаний уличной температуры, (см. описание ошибки P0071 - AMBIENT AIR TEMPERATURE SENSOR PERFORMANCE).


И теперь я понял, почему летом в жару меняется поведение электровентилятора охлаждения. Блок PCM учитывает не только температуру охлаждающей жидкости, но и уличную температуру.

А еще уличная температура используется для повышения напряжения генератора в холода - на этой машине нет привычного регулятора напряжения на генераторе, им управляет PCM. На более ранних KJ для этого использовался датчик под аккумулятором, но потом схему, видимо, решили упростить, на моей машине аккумуляторного датчика уже нет.



Изображения из альбомов:

11 comments:

  1. Ого, дошли руки)
    Не согласен я)
    1. "сглаживания" возможного нагрева датчика уличной температуры от моторного отсека. Как бы м/у двигателем и датчиком все равно есть пространство - а воздух слабый теплопроводник
    2. -36 °C на впускном коллекторе при прогретом до раб. температуры двигателе быть не может) ну не может) +15 +20°C еще реально. При таком минусе смесь была бы богатой как при запуске

    Возможно я и ошибаюсь, без обид плз)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Суть претензий я вообще не понял. Поэтому и отвечать нечем.

      Delete
    2. Уж в чём я скорее бы "засомневался", что при полном вымораживании впуска такой скоростью, при настолько низкой температуре улицы мотор умудряется поддерживать вполне правильную температуру антифриза. Это очень хорошо. Видать, надето и действует одеяло-то! =)
      Потому и впуск холоднючий, что радиация тепловая не проходит-доходит туда. А конвекция не на пользу нагреву впускного тракта. Теплопроводности же очевидно мало.

      Не вспоминаю, где датчик IAT находится? Можно фотографию с одеялом?

      Delete
    3. У меня стоит термодатчик с показометром с Али. Датчик выведен в бампер, по верху рамы, не особо близко к радиатору и прочему. Так вот, при нагретом двигателе влияние на датчик явное и сильное. Как остановился, температура (зимой) начинает расти, временами существенно. Как трогаешься и едешь как раз не ниже 30 км/ч, температура приходит в норму через некоторое время. Так что предположение на этот счёт абсолютно верное.
      Планирую при следующем снятии бампера перенести датчик немного в сторону и немного изолировать его и от рамы, и от тёплого воздуха с радиатора.

      Delete
    4. "Так что предположение на этот счёт абсолютно верное."
      На какой счёт? Антон же написал, что двигался по трассе, потому, думаю, о скорости "ниже 30 км/ч" разговора и нет.

      Delete
    5. Две темы смешалось. Все же прокомментирую каждую.

      1. Конечно датчик уличной температуры нагревается от подкапотного пространства, ведь там не только двигатель, но еще и радиаторы.

      Как раз недавно смотрел TSB на Jeep Commander. И там есть такое: http://www.xkjeeps.com/TSB/tsb_xk_0805405.pdf

      ===
      The customer may experience a condition where the displayed ambient temperature may read more than 2.8° C (5° F) higher than the actual ambient outside temperature. This
      condition will occur while driving. This condition should not be confused with increased ambient temperature readings that will occur normally while sitting at idle or immediately
      after a hot soak start.

      This condition will be most noticeable on vehicles equipped with either a 3.7L or a 4.7L engine. Vehicles equipped with a 5.7L engine may experience less of a temperature
      difference.

      This condition may be caused by the original location of the ambient air temperature sensor. The sensor may be too close to the radiator and other heat exchangers.
      ===

      Для коррекции показаний (которые завышаются из-за нагрева от радиатора) делается перенос датчика на 5 дюймов в сторону.

      И еще одно TSB в тему: http://www.xkjeeps.com/TSB/tsb_xk_0801707b.pdf

      ===
      After the module flash is performed, the ambient temperature will not automatically update, but it will start at 77 °F (25 °C). To get the temperature reading to update, the vehicle must be driven above 20 MPH for up to 2.5 minutes. For the quickest results, drive the vehicle on an expressway.
      ===

      После перепрошивки CCN (это аналог консоли на KJ) нужно проехать на скорости некоторое время для обновления показаний температуры.


      Поэтому на Jimny я поставил датчик температуры (для Multitronics) в пассажирский порог. Он у меня без накладок (отвалились), с открытыми отверстиями (клипс нет, зато есть вентиляция), практически не нагревается от салона. Показания довольно реалистичные.

      Delete
    6. 2. Датчик воздуха на впуске стоит в пластмассовом патрубке от корпуса воздушного фильтра к дроссельной заслонке
      Фотография: http://malykh.com/img/2016-07/23-8IK3ZAJb-zNfuag8oOMdt2AqZFo/SAM_4616-rts.jpg
      Справа (против хода движения) от патрубка датчик почти у самой заслонки, красный фиксатор на разъеме.

      При движении в морозы (под -40°C) по трассе (70-90 км/ч) воздух на впуске реально сильно охлаждается, не успевает нагреваться, тем более, что поступающий объем довольно большой (рабочий объем мотора же не совсем крохотный). -35°C на скриншоте - это реальные данные. При снижении скорости температура возрастает до -20°C, по городу еще теплее. Повторюсь, речь идет о морозах (под -40°C).

      Одеяло есть, мое старое: http://malykh.blogspot.com/2012/12/blog-post_7.html. Оно с Интегры переехало на RAV4, сейчас переехало на Cherokee.

      Но одеяло больше влияет на остывание при стоянке. На Cherokee сравнительно большой с чугунным блоком мотор, он прогревается и стабильно держит рабочую температуру даже в морозы. На Интегре даже с таким одеялом я все же ставил картонку на половину радиатора, иначе по трассе здорово выдувало. Здесь такой проблемы нет.

      Delete
    7. Теперь понятно, что одеяло не помогает изолировать IAT датчик от мотора. Скорее наоборот.
      А что-нибудь пришлось с подвижными частями делать? Шкивы спереди у радиатора.

      Delete
    8. Шкивы по уровню ниже дефлектора радиатора и других деталей мотора, поэтому проблем никаких.
      Сложнее было с RAV4, там экран выпускного коллектора мотора 3S-FE довольно высоко расположен (между мотором и радиатором). Одеяло чуть "подкоптилось" от него, пожелтело немного.

      Delete
    9. Со временем удалось, даже случайно, его идентифицировать? Изготовитель, модель?

      Delete
    10. Его - это "одеяло"? Да тысячи их однотипных сейчас.
      Конкретно это, как говорит найденная бумажка, "АвтоОдеяло" номер 2 (142x90), производитель "АвтоПоиск", г.Новосибирск. Не уверен, что они до сих пор выпускаются.

      Взял исключительно из-за цены (в Шинтопе в Иркутске была распродажа). Меня сильно смущает, что от него руки чешутся. А так претензий нет.

      Delete

Blog Archive