В блоге:

2018-07-10

Передаточные числа новых Suzuki Jimny и Jimny Sierra (много букв и цифр)

Сейчас уже доступны официальные данные новых Suzuki Jimny и Jimny Sierra, в том числе передаточные числа. Они совпали с ожидаемыми. Что изменилось по сравнению с предыдущим поколением? Ведь подбор передаточных чисел важен и для обычного автомобиля, а для внедорожника тем более.

Сперва напомню, что общее передаточное отношение (от двигателя к колесам) определяется передаточными отношениями трех узлов: КПП (АКПП или МКПП), РК (раздатка) и ГП в редукторах мостов. На соотношение скорости и оборотов влияет размер колес.

У Jimny есть отличия по рынкам, но в данном случае буду рассматривать только внутренний рынок Японии (JDM), тем более, что для других рынков новые Jimny не представлены. Предыдущее поколению рассматриваю в версии с электроуправляемой РК.

Расчет скорости делаю по номинальному диаметру, в реальности она будет чуть меньше, но для сравнения эти расчеты подойдут.


Начнем с Jimny (т.е. узкая 0.66л модель).

Размер колес остался прежним 175/80R16 (27").

Версия с АКПП. Было:

АКПП: 2.875-1.568-1.000-0.696 и задний ход 2.300
РК: 1.320/2.643
ГП: 5.375

Стало:

АКПП: 2.875-1.568-1.000-0.696 и задний ход 2.300
РК: 1.320/2.643
ГП: 5.375

Получается, что изменений нет. Можно рассчитать примерную скорость для 4000 об/мин на четвертой передаче при блокированном ГТ (верхний ряд РК): 4000/(0.696*1.32*5.375)*60*(27*25.4*π)/1000/1000=~104.7 (км/ч)

Или более показательное для меня значение оборотов при 100 км/ч на четвертой передаче (блокировка ГТ, верхний ряд РК): 100*(0.696*1.32*5.375)/(27*25.4*π*60)*1000*1000=~3820 (об/мин)


Версия с МКПП. Было:

МКПП: 5.106-3.017-1.908-1.264-1.000 и задний ход 5.151
РК: 1.320/2.643
ГП: 4.3

Стало:

МКПП: 5.809-3.433-2.171-1.354-1.000 и задний ход 5.861
РК: 1.320/2.643
ГП: 3.818

Изменения есть. И они весьма важные! Занижены (увеличено передаточное отношение) 1-4 передачи и задний ход, но это компенсируется уменьшением передаточного отношения ГП. Что это означает? Например, первая передача, 4000 об/мин  (верхний ряд РК):

Было: 4000/(5.106*1.32*4.3)*60*(27*25.4*π)/1000/1000=~17.8 (км/ч)
Стало: 4000/(5.809*1.32*3.818)*60*(27*25.4*π)/1000/1000=~17.7 (км/ч)

Т.е. общее передаточное отношение на первой передаче осталось примерно таким же (даже чуть занижено).

А если взять пятую при тех же 4000 об/мин (верхний ряд РК):

Было: 4000/(1.000*1.32*4.3)*60*(27*25.4*π)/1000/1000=~91.1 (км/ч)
Стало: 4000/(1.000*1.32*3.818)*60*(27*25.4*π)/1000/1000=~102.6 (км/ч)

Обороты при 100 км/ч (на пятой, верхний ряд РК).

Было: 100*(1.000*1.32*4.3)/(27*25.4*π*60)*1000*1000=~4391 (об/мин)
Стало: 100*(1.000*1.32*3.818)/(27*25.4*π*60)*1000*1000=~3899 (об/мин)


Поскольку пятая передача сохранила передаточное отношение 1 (прямая передача), но у ГП стало меньшее отношение, то пятая передача стала более скоростная. Т.е. при одинаковой скорости у нового 0.6л Jimny с МКПП обороты будут ощутимо меньше, чем у предыдущего поколения. Но хватит ли тяги для движения на пятой передаче? Не придется ли чаще переключаться на более низкие передачи? Надежда на новый мотор R06A, который, возможно, на практике более тяговит, чем старый K6A.



Теперь Jimny Sierra (теперь это модель с 1.5л двигателем K15B вместо старого 1.3л M13A).

Изменились штатные колеса, они стали больше диаметром. Были 205/70R15 (26.3"), стали 195/80R15 (27.3").

Версия с АКПП. Было:

АКПП: 2.875-1.568-1.000-0.696 и задний ход 2.300
РК: 1.320/2.643
ГП: 4.09

Стало:

АКПП: 2.875-1.568-1.000-0.696 и задний ход 2.300
РК: 1.320/2.643
ГП: 4.3

Редукторы в мостах стали более заниженным. Вполне ожидаемая причина - это увеличение диаметра штатных шин. Изменение ГП практически соответствуют изменению диаметра: 4.3/4.09=~1.05, 27.3/26.3=~1.04

Поэтому на Jimny Sierra скорость при одинаковых оборотах будет примерно соответствовать предыдущему поколению. Например, 4000 об/мин на четвертой передаче с блокировкой ГТ  (верхний ряд РК):

Было: 4000/(0.696*1.32*4.09)*60*(26.3*25.4*π)/1000/1000=134.0 (км/ч)
Стало: 4000/(0.696*1.32*4.3)*60*(27.3*25.4*π)/1000/1000=132.3 (км/ч)

Обороты при 100 км/ч (на четвертой, блокировка ГТ, верхний ряд РК).

Было: 100*(0.696*1.32*4.09)/(26.3*25.4*π*60)*1000*1000=~2984 (об/мин)
Стало: 100*(0.696*1.32*4.3)/(27.3*25.4*π*60)*1000*1000=~3022 (об/мин)

Само по себе это хорошо, особенно с учетом увеличенного объема двигателя (с 1.3л до 1.5л). Но довольно интересно, что в Suzuki решили не делать более скоростную настройку, а почти точно скомпенсировали увеличенный размер шин, целью является повышение тяги во всем диапазоне скоростей.


С МКПП сложнее. Было:

МКПП: 4.425-2.304-1.674-1.190-1.000 и задний ход 5.151
РК: 1.320/2.643
ГП: 3.416

Обращаю внимание, что такая настройка - это прерогатива JDM, здесь используется РК, аналогичная версии АКПП, но для увеличения скорости используются самые скоростные ГП 3.416.

Стало:

МКПП: 4.425-2.304-1.674-1.190-1.000 и задний ход 5.151
РК: 1.000/2.002
ГП: 4.09

Произошел переход на передаточные числа РК, свойственные старой версии для Европы. На этом фоне несколько удивительно выглядит заявленное использование ГП 4.09. Трансмиссия становится более скоростной (не забудьте, что и колеса стали больше). Например, движение на пятой передаче при 4000 об/мин (верхний ряд РК):

Было: 4000/(1.000*1.32*3.416)*60*(26.3*25.4*π)/1000/1000=111.7 (км/ч)
Стало: 4000/(1.000*1.00*4.09)*60*(27.3*25.4*π)/1000/1000=127.8 (км/ч)

Обороты при 100 км/ч (на пятой, верхний ряд РК).

Было: 100*(1.000*1.32*3.416)/(26.3*25.4*π*60)*1000*1000=~3581 (об/мин)
Стало: 100*(1.000*1.00*4.09)/(27.3*25.4*π*60)*1000*1000=~3129(об/мин)

На фоне версии с АКПП, конечно, не особо страшно (т.е. занижено в сравнении). Но важнее поведение на первой  передаче при тех же 4000 об/мин (верхний ряд РК):

Было: 4000/(4.425*1.32*3.416)*60*(26.3*25.4*π)/1000/1000=25.2 (км/ч)
Стало: 4000/(4.425*1.00*4.09)*60*(27.3*25.4*π)/1000/1000=28.9 (км/ч)

Полностью аналогично, скорость при таких же оборотах увеличилась, значит тяга при той же скорости стала меньше.

Поскольку изменения касаются РК и ГП, то можно оценить его: 1.32*3.416/(1.00*4.09) = 1.10. С другой сторону, даже если просто взять увеличение рабочего объема двигателя (K15B и M13A), то получается 1460/1328 = 1.10, т.е. можно предположить, что при одинаковой эффективности двигателей возрастание рабочего объема как раз компенсирует более скоростную трансмиссию. Но ведь еще и колеса стали больше.


Резюме:

1. У Jimny с АКПП изменений нет, кроме возможного влияния нового мотора R06A.

2. У Jimny Sierra с АКПП увеличили передаточное отношение ГП (с 4.09 на 4.3), что компенсирует увеличение диаметра штатных колес. Поскольку мотор стал более объемным (K15B), то все это вместе дает очень положительный эффект: тяга на больших колесах должна быть ощутимо лучше, чем у предыдущего поколения. Думаю, что до 30" может и хватит теперь штатной трансмиссии.

3. У Jimny с МКПП 1-4 передачи и задний ход стали буквально чуть заниженными, что скорее плюс. При этом 5 передача стала явно более скоростной, что должно добавить комфорта и экономичности при долгом движении по трассе. Уменьшение общего передаточного отношения на пятой передаче может компенсироваться (хотя бы частично) новым мотором R06A.

4. У Jimny Sierra с МКПП трансмиссия стала более скоростной, но при этом менее тяговой, но это практически должно компенсироваться переходом с двигателя M13A на K15B. В целом возможно, что (по сравнению с предыдущим поколением) выигрыша по тяге на больших колесах может и не оказаться. Или он будет незначительный по сравнению с изменением для АКПП-версии. Зато экономичность по трассе должна быть неплохая.


3 comments:

  1. Здравствуйте, у вас ошибка в расчете пч для нового jimny sierra с МКПП, пч ГП 4.09 а в расчете 4.3

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, спасибо, ошибся при копировании.

      Сделал пересчет, скорость для Sierra МКПП в расчетах стала еще больше. Общий вывод, соответственно, остается прежним.

      Delete
  2. Добавил расчет оборотов при 100 км/ч (для меня это значение более показательно).

    ReplyDelete

Blog Archive