В блоге:

2014-12-20

Toyota RAV4 1997: мои впечатления

Для любителей автомобильной археологии. Накопились впечатления и некоторый опыт эксплуатации пятидверной Toyota RAV4 1997 (т.е. первого поколения).




Внешний вид, кузов

Это дело очень субъективное. Есть популярное мнение, что RAV4 - это "машина для девочек", впрочем, такое же мнение есть про Suzuki Jimny. :-) Придется ставить MT шины для большей суровости. ;-)

На мой взгляд, хорошо, что пятидверка не выглядит вторичной на фоне первоначальной трехдверки. Вполне нормально воспринимается как самостоятельная модель, а не как изуродованная растягиванием трехдверка.

Кузов пятидверки несколько слабоват на кручение. Вот такая простенькая недодиагоналка.



Задняя дверь открывается и закрывается с заметным трудом.

На моем экземпляре некрашенные бамперы и пластиковый обвес (что типично для леворульных). Мне это нравится больше, чем крашенные.


Салон

Конструкторы явно пошли по пути увеличения багажника в ущерб задним пассажирам. Смешно, но с трудом помещаюсь "сам за собой". Ноги девать некуда. А вот впереди сидеть нормально, благо по ощущениям "много воздуха", потолок не давит. Дверной проем удобный (не нужно корячится при посадке, высадке). Но не покидает странное впечатление, что на месте водителя (при левом руле) как-то постоянно съезжаешь-заваливаешься на левую дверь. Можно решить, что это из-за многолетней езды на праворульках, но нет. Параллельно ездил на разном леворуле, там такого ощущения не было.

К посадке еще претензия: педаль газа расположена под каким-то странным углом. При долгой езде здорово затекает ступня и лодыжка. Приходится регулярно переставлять правую ногу под разными углами. Такое ощущение, что расположение педали сделано под "горизонтальную" легковую посадку, а здесь посадка все же больше "вертикальная".

Зато багажник весьма удобный для машины такого размера. Во-первых, на RAV4 первого и второго поколений нет цельных задних бамперов. Вместо них угловые "полубампера" и пластик задней двери. Сомнительное решение, но зато это здорово улучшает доступность багажника при открывающейся вбок задней двери. Грузить очень удобно, ничего не мешает подходить вплотную к полезной площади багажника.




Во-вторых, из-за отсутствия подпольной запаски (она на задней двери) багажник получился просторным по высоте, что опять же очень удобно:




Полки, как видно, нет.

Для откидывания спинок задних сидений нужно тянуть петли. Петли из багажника практически недоступны. Нужно лезть в салон через боковые двери, а уж там тянуть за петли. Джимниковское решение с "пимпочками" сверху гораздо удобнее.

Но, в общем, багажник считаю удачным для такой небольшой машины (в первую очередь из-за объема). Но есть претензия: он заужен боковым пластиком. Лопата, которая спокойно помещалась в Интегре поперек, здесь входит практически впритык. Это при одинаковой ширине машин 1695 мм.

Из-за низкого пола задние сидения "в плоскость" не складываются, да еще и задняя подушка вперед откидывается. Спать при сложенных задних сидениях нельзя. Теоретически только если передние раскладывать, а задние заваливать. Но не проверял пока такой вариант.

Общий дизайн салона обсуждать нет смысла. Единственное, что вызвало улыбку - это забавные внутренние ручки дверей. Мне нравятся как сурово они выглядят. Они еще и удобные как ручки (но как подлокотник практически сложно использовать).





Остальное все выглядит тоскливым и устаревшим (больше похоже на 80-ые годы). Материалы не особо качественные. Салон поскрипывает и дребезжит при движении.

Панель приборов пытались сделать а ля спорт, разнеся приборы по "колодцам".




Все это живьем, да еще и на машине с пробегом, выглядит крайне дешево и неудобно. Это на фотографии приборы кажутся достаточно большими. А живьем из-за утопленности в "колодцах" они воспринимаются как мелкие и откровенно "слепые". К тахометру привыкал долго. И дело даже не в его расположении справа (привык к расположению слева), а именно в его плохой читаемости. И красные стрелочки ничуть не улучшают настроения.

Еще один момент, который связан, видимо, с ориентацией под европейский рынок. У водительского электростеклоподъемника есть режим Auto.




Но он работает только на опускание стекла. Для подъема нужно постоянно удерживать кнопку вверх. Я уж решил, что это неисправность. Но нет, там вообще нет такого положения. Возможно, что это сделано из соображения безопасности.



В движении, на ходу

Обзорность, на удивление, плоховастая. И вроде машина небольшая. но постоянно ощущение, что она гораздо больше. Думаю, что это вызвано двумя факторами. Во-первых, несколько неудачные зеркала. Во-вторых, "раздутость", округлые формы кузова. Из-за этого плохо ощущаются габариты. Нужно привыкать.

Сразу несколько расстроила маневренность. Есть одно место, где на Jimny разворачиваюсь за один прием с запасом, на Интегре за один прием, но без запаса. На этом RAV4 за один раз я там развернуться не могу! Посмотрел в каталоге, увидел такие числа (минимальный радиус разворота):

Suzuki Jimny (JB43W, база 2250 мм): 4.9 м
Honda Integra (DA7, база 2600 мм): 5.1 м
Toyota RAV4 (SXA11, база 2410 мм): 5.4 м

Причина понятна. Колеса большие, компоновка впереди плотная. Нет места для хорошего "выворота" колес. В принципе, на практике ситуацию несколько спасают высокие бампера и небольшие размеры машины.


Двигатель 3S-FE (2 литра в 125 л.с. по ПТС). Версия без распределителя зажигания. Мотор любим в некоторых кругах фанатов за свою надежность и неубиваемость. Наверное, так и есть, особенно если сравнивать со современными двигателями. Но субъективно двигатель не вызывает особых восторгов. Едет да едет. В общем-то, для такой машины (да еще и с МКПП) нормально едет. Но двигатель шумноват, звук не особо приятный. Крутиться может, но явно не любит. На больших оборотах как-то некомфортно, ощущение, что двигатель развалится, особенно если вспомнить страшилки про обрыв шатунов. Если я на Интегре запросто кручу двигатель до упора и меня не пугает даже пробег за 340 т.км (не говоря уж про "зажигалку" Jimny), то здесь стараюсь больше 3500-4000 об/мин лишний раз не уходить.

Но и на низких оборотах двигатель как-то не особо уверенно себя чувствует. Везет, но с какими-то припадками, от которых начинает аж весь салон скрипеть. А вот звук стартера навевает интересные ассоциации. Кажется, что сейчас после заводки таким услышу добротный рокот дизельной двигателя. ;-) Ан нет, оказывается, что обычная бензинка.

Повторюсь, мотор воспринимается как достаточный для такой машины. 2 литра - это все же 2 литра.

У меня версия с МКПП (E250F).



МКПП и раздатка стыкуются вместе, используют общий объем масла. Поскольку двигатель расположен поперек, то в раздатке используется гипоидная передача для выхода на карданный вал. Соответственно, требуется трансмиссионное масло GL-5.

Трансмиссия довольно заниженная (ГП 74/15 = ~4.933). Первая передача получилась короткая,. Но вторая недостаточно короткая для регулярных стартов с места даже на пустой машине. На пятой при 100 км/ч практически 3000 об/мин (как на Jimny 1.3!). Шумновато, хочется включить несуществующую шестую передачу. Хотя меня это устраивает. Быстро я не езжу, а зато на пятой движение достаточно уверенное даже в подъемы.

Четкость переключения передач не очень. Первая то втыкается, то не хочет. Слил масло. Масло оказалось очень чистым. Залил новое (влезло больше 4 литров), разницы не ощутил.

Полез читать про типичные неисправности трансмиссии (МКПП и привода сцепления). Лучше бы не читал. Надежность не очень: народ постоянно прыгает с бубном в попытках улучшить четкость работы. Не особо получается. К этому добавляется весьма муторная процедура по замене сцепления.

МКПП еще и со масляным насосом и внешним радиатором, что довольно нетипично.




Есть "кощунственное" мнение, что это вынужденное решение из-за общей слабости коробки. Были случаи, когда замятие трубок охлаждения приводило к довольно быстрому выходу коробки из строя. Вообще, не представляю, как такая коробка переваривает более мощный 3S-GE. Или там была другая модель?

Но есть одна вишенка на этом невкусном торте. Как уже раньше писал, версии с МКПП имеют принудительную блокировку межосевого дифференциала.


(кнопка принудительной блокировки межосевого дифференциала)

И то хорошо. :-)

Подвеска (впереди макферсон, сзади на продольных рычагах) жестковатая. Если вам нравится подвеска легковых тойот того времени, то этот RAV4 даже не смотрите. По ощущениям он будет очень жесткий и тряский. А мне как раз нормально. Единственное, жесткость подвески не совсем соответствует энергоемкости. При быстром движении по ямам начинает пробивать переднюю подвеску даже на пустой машине. На груженной начинает пробивать и заднюю. Но, повторюсь, подвеска мне нравится куда больше подвесок легковых тойот, где меня просто укачивает. Единственное, на этом экземпляре подвеска работает как-то шумновато (а ей вторит и салон). Планирую сделать замену "резинок". Амортизаторы по ощущениям работают нормально.

Настройка руля странноватая. При небольших поворотах руля реакция кажется острой, но затем потом ощущаешь заторможенность, вялость. Не очень удачная настройка. Хотели, видимо, придать некоторую игривость и легкую спортивность. Я бы предпочел на такой машине руль "помедленнее".

Рулевая рейка слабая, постоянно бежит, особенно при постоянно эксплуатации в сильные морозы. Мой экземпляр не исключение: рейка несколько подубита, внизу все в подтеках. К сожалению, замена рейки - это трудоемкий процесс из-за плотной компоновки агрегатов. Да и новая рейка дорогая (и дорожает с каждым днем).

Тормоза ожидаемые (впереди вентилируемые дисковые, сзади барабанные). Сперва резкие, но на нагруженной машине по горам запаса не остается. ABS на данном экземпляре нет с завода.

Повторюсь еще раз: машина при движении непривычно шумная. И шум плохо локализуется, поскольку шумит все. Шумный двигатель, шумно работает подвеска, немного подвывает трансмиссия, скрипит и дребезжит салон. Не то, чтобы это было страшно, но после Интегры и Джимни заметно. Но со временем привыкаешь.

Зато по скользким дорогам ездить на постоянном полном приводе очень хорошо. Все довольно стабильно. Но два момента:
1. Иногда при резких действиях "срывается" в пробуксовку одно колесо (из-за неблокирующихся автоматически дифференциалов), что резко изменяет поведение автомобиля.
2. В повороты машина заходит сперва нормально, а потом в какой-то момент вдруг появляется какая-то избыточная поворачиваемость, что даже слегка настораживает. Надо будет обязательно потренироваться на льду.

Теперь о проходимости. Колеса 215/70R16 (чуть больше 28"). Заявленный просвет довольно хороший: 205 мм. Но надо учитывать, что это "паркетные" миллиметры. Против 190 мм штатного Jimny здесь противопоставить нечего. Внизу все торчит, все хилое. Передней и особенной задней передач не всегда хватает для уверенного движения во всех условиях. Приходится жечь сцепление.

Но для паркетника, я считаю, внедорожные возможности такого RAV4 очень хорошие: бампера не висят, колесная база не особо большая, просвет хороший, есть даже блокировка межосевого дифференциала (см. выше). Для полного счастья не хватает разве что пониженного ряда, да и задний дифференциал повышенного трения был бы в помощь.

В целом машина достаточно органично воспринимается, мне нравится. Думаю, что при всех моих придирках и претензиях, это довольно надежная и крепкая машина, способная ездить по несложному бездорожью. Только не надо пытаться делать из него проходимца - это будет очень накладное мероприятие. И не стоит искать в ней большой комфорт, а то будет сильное разочарование.

А про расход бензина напишу попозже.

7 comments:

  1. Интегру продали?

    Может быть такой скрип шум просто от старости по сравнению с Джимоном? Джимка какого года? Наверное если бы Рав был на автомате он бы был еще менее шустрым? А как ведет сам кузов по старению и ржавению? А где теплее? В тойоте или в Джимоне?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Интегра у меня еще, до весны на прикол поставил.

      Старость, не старость, но Интегра 1991 года с два раза большим пробегом тише по салону и вообще по шумам.
      Джимни у меня 2005 года.

      На автоматном РАВ4 не ездил, не знаю.

      Кузов сравнительно живой.

      Печки сравнить пока не могу, практически не было морозов нормальных. А при -10 обе нормально работают. :-)

      Delete
  2. Если собираешься в городе пользовать - проклей виброй, особенно арки колёсные. Джима заклеил, совсем другие ощущения.

    PS: чота на некоторые картинки огнелис ругается на ошибки.

    ReplyDelete
  3. Так может поставить автомат туда? Думаю проблем с запчастями для переделки не должно быть.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Единственное, что леворуль. Какие-нибудь детали от праворуля не подойдут, наверное. Ладно, будут МКПП доламывать. :-)

      Delete
  4. Хороший отзыв получился)

    ReplyDelete
  5. Вверх должно окно на автомате закрываться,у вас видимо не работает что то)

    ReplyDelete

Blog Archive