
Упрощенно говоря,
1 группа - это минеральное масло
2 группа - это более очищенное минеральное масло
3 группа - это высокоочищенное гидрокрекинговое масло
4 группа - это синтезированные полиальфаолефины (ПАО)
Очень показательно примечание, что 3 группа может быть названа "Synthetic", поскольку это не химический, а маркетинговый термин, который не является частью классификации API. Это отголоски известной истории между Mobil и Castrol с участием National Advertising Division of the Council of Better Business Bureaus. Если интересно, можно почитать статью из Car and Driver (сходу не нашел ее на сайте, но нашел в веб-архиве). PATRICK BEDARD: Synthetic motor oil gets all new semantics: часть 1 и часть 2.
Поэтому не стоит гоняться за надписью "Сто-процентов синтетик" и т.п. С другой стороны, не нужно бояться гидрокрекинговых масел. Такое масло при правильных характеристиках будет очень радовать мотор. ;-) Производители, понятно, скрывают состав, поэтому придется очень потрудиться, чтобы узнать, масла какой группы использованы (да и то не всегда удается).
И про термины "минералка" и "полусинтетика". Обычно (но не всегда) это понятие отличается в европейских и североамериканских линейках. В Европе обычно "минералка" - это масло базовой группы 1, а "полусинтетика" - это смесь с использованием группы 1 и групп 3-4, тогда как в Северной Америке (США, Канада) "минералка" - это базовая группа 2, а "полусинтетика" - это смесь с использованием группы 2 и групп 3-4.
К чему это все? Названия - это маркетинг, нужно смотреть на характеристики, MSDS, допуски и т.д.