Search in the blog:

2017-12-30

Резистор вентилятора отопителя (Jeep Cherokee KJ)

Внезапно заметил, что на Cherokee не работает вентилятор отопителя в положении 1 переключателя его скорости. Так-то его электромотор в этом положении почти бесшумен, но напора мне хватало, поэтому на положение 2 переключал только зимой на холодном автомобиле. При положении 2 вентилятор дует пошумнее - его слышно.

А с этого лета стал замечать, что в положении 1 тяга как-то не очень. Кондиционер не так холодит, а сейчас зимой как-то не очень тепло гонит. Стал чаще пользоваться положением 2. А потом проверил на заглушенном двигателе со включенным зажиганием. Оказывается, что при положении 1 мотор совсем молчит. :-/

Посмотрел схему. А здесь какой-то прошлый век - скорость мотора вентилятора регулируется последовательным подключением балластных резисторов.




Сам блок резисторов стоит в воздуховоде за бардачком.

Бардачок открывается, по краям отжимаются две защелки, бардачок откидывается дальше и сдвигается вправо в петлях, после чего его можно снять.

Разъем к блоку резисторов:




Сверху видны элементы вакуумной (!) системы управления заслонками.

После снятия разъема, открывается доступ к блоку резисторов:




После откручивания двух винтов можно извлечь блок:




Скорость 4 обдува будет работать и без этого блока, но на максимальной скорости, конечно.

В оригинале блок резисторов Valeo. Проверка показала, что нет контакта к первому резистору (он реализован в виде дорожек на плате). По внешнему виду похоже, что был перегрев. При такой конструкции это не удивительно. При минимальной скорости вентилятора на резисторах выделяется максимальное тепло, а обдув получается самый слабый. С учетом, что постоянно использовалась минимальная скорость, то, похоже, жаркое нынче лето добило этот блок.

Попытался восстановить, но дорожки уже как бумажные, просто рассыпаются. Поэтому решил менять. Можно поставить оригинал 5139719AA (должен, наверное, подойти и 5066552AA). На Алиэкспрессе есть китайский noname за $10. Выбрал промежуточный вариант: Dorman 973-025




Внешне похоже:




Разъемы идентичны:




На левом блоке (это родной) видно, кстати, трещины разъема - еще одно подтверждение перегрева.

Новый блок резисторов поставил, все подошло, все заработало.

Вообще, даже появилась мысль, а не сделать ли нормальное ШИМ-управление скоростью вентилятора? В идеале, конечно, с плавным вращением ручки изменения скорости. Но даже четыре фиксированных положения, но без поджаривающих балластных резисторов будет неплохо. Можно попробовать какой-нибудь китайский готовый блок на NE555 прикрутить. Но там тоже есть некоторые моменты. Пока лень заниматься. :-)



Изображения из альбомов:

6 comments:

  1. Тоже думал ШИМ сделать, сэкономить на электроэнергии.
    А вот в климат-контрольных печках всегда ШИМ, но например на ТЛК80 там такой радиатор на ключе, охлаждаемый в воздуховоде, что греется однако почище резисторов.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ага. Я изучал опыт использования схем на NE555 (т.е. без микропроцессорного управления) именно с автомобильными вентиляторами печки. Самый фокус в подборе выходной частоты. Сделать слишком маленькую - греться будет меньше, но мотор будет на низких скоростях гудеть. Сделать большую частоту - схему нужно хорошо охлаждать, зато мотор гудеть не будет. Нужен компромисс с возможным улучшением выходного сигнала (например, дроссель поставить).
      И, конечно, от мощности мотора зависит.

      Delete
    2. This comment has been removed by a blog administrator.

      Delete
    3. Ну не дорогой же брушлесс вентилятор ставить? :)

      Delete
    4. This comment has been removed by a blog administrator.

      Delete
    5. Так они асинхронные на переменный ток однако. Для автомобиля не вариант.

      Delete

Blog Archive