В блоге:

2017-12-07

Кулон-305: дополнения про этапы зарядки

Для зарядки (и поддержания заряда) автомобильных аккумуляторов использую два устройства Кулон-305: один экземпляр с 2010 года, второй - 2012 года. Оба до сих пор исправны и работают.

У этого устройства есть некоторые недостатки (например, негерметичный корпус). Но меня оно устраивает как недорогое устройство именно для автоматической зарядки (достаточно лишь заранее выставить режим "Автомобиль" и можно больше ничего не трогать).

Еще для меня важно, что есть схематичная иллюстрация этапов зарядки:





И это весьма правдоподобно. Для примера запись истории зарядки одного аккумулятора:




Показания чуть-чуть завышены, но в целом картина реальности соответствует. При зарядке выдерживается примерно 14.8В.

Но наиболее важен для меня этап 5 ("хранение" после зарядки). Выдерживается 13.6В. Но особо интересно, что это делается не маленькими (<0.5А) токами, а импульсами по 1А. Их хорошо видно, если подключить амперметр. Импульсы по одной-две секунды, идут периодически. Мне нравится такое поведение, далеко не на всех зарядных устройствах есть подобное (многие просто отключаются или держат небольшой ток).

Хотя если брать более дорогое устройство, я бы смотрел в сторону Defa SmartCharge (4А или мощнее). При желании 4А версию можно найти за 5-6 т.р., но это зарядное устройство не особо популярно. А зря, очень интересное устройство, но опять же для автоматической и безопасной зарядки.



Изображения из альбомов:

7 комментариев:

  1. Ещё одна проблема полностью автоматических зарядных - редко кто из них может реально поднять плотность электролита.
    У меня много лет Орион 325, "расшитый" до 15 Вольт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно подробнее про подъём плотности электролита? Что это? Зачем это, когда это требуется? Чем можно воспользоваться для этого? Допустим, имею ручное ЗУ (с управлением, грубо говоря, подаваемым напряжением).

      Удалить
    2. Это когда напряжение соответствует заряженному аккумулятору, а плотность электролита ниже табличной для данных условий (при выставленном уровне) - проверяется ареометром или по "глазку" в аккумуляторе. При этом даже может присутствовать какая-никакая остаточная емкость (и даже неплохая емкость).
      Во-первых, это индикатор, что аккумулятору не очень хорошо. Во-вторых, при пониженной плотности электролит замерзает гораздо раньше.

      Причины могут быть разные и даже противоположные. С одной стороны это может быть вызвано сульфатацией от частых и глубоких разрядов. С другой стороны, такое бывает при увлечении импульсными зарядками сравнительно высокими токами (расслоение электролита и т.п.), при этом остаточная емкость может быть довольно высокой.

      Надо каждый случай рассматривать и не кидаться заменять электролит. Если сульфатация, то может помочь импульсная зарядка. Если результат импульсной зарядки, то, наоборот, может помочь отстаивание и аккуратная зарядка постоянным током. И т.д. Это целое искусство. Я, правда, не фанат таких дел, стараюсь просто аккумуляторы до такого состояния не доводить. :-)

      Удалить
    3. Если очень упрощённо, то плотность электролита - это процент заряда АКБ.
      При этом подавляющее большинство полностью автоматических зарядных устройств сделаны с расчётом на дурака, который может и переполюсовку сделат, и на зарядке держать неделями, и замёрзший или наоборот "кипяший" аккум поставить на подзарядку. Поэтому у них достаточно рано прекращается активная фаза "налива электронов", а в инструкции что-то вроде "окончательная зарядка АКБ производится бортовой электросистемой автомобиля".

      Удалить
    4. Но это уж совсем плохие устройства. Хотя не исключаю, что многие именно такие и используют. :-)

      Удалить
    5. Тут ещё производители аккумов массово перешли на другую химию и аккумы стали практически одноразовыми :(
      Стоит один раз высадить в ноль кальциевую и ёмкость катастрофически падает. Причём для некоторых "в ноль" это всего-то 11 Вольт!

      Удалить
    6. Давно есть мысли по защите кальциевого аккумулятора от глубокого разряда. Но доступность технических устройств, к сожалению, невелика. Хочется применить какое-нибудь мощное бистабильное реле. И алгоритм управления бы самописный (по моим принципам, с возможностью изменения). Но пока не увидел готового решения, доступного по цене и другим качествам.

      Ремарка: за спиной несколько случаев значительного разряда батарей по разным причинам. Финансовые потери значительные, неудобства при этих событиях тоже ощутимые. Если представить, что разряд случился на морозе, т.е. электролит, потеряв плотность, ещё и замёрз, то совсем грустно становится.
      Как-то автопроизводители не торопятся под батареи "новых" типов подстраиваться.

      Можно, конечно, как заботливый отец, ухаживать за АКБ, заряжать и лелеять. =) Но придёт другой "юзер" и испортит все старания.

      Удалить

Архив блога