В блоге:

2015-08-19

Прямые и реверсивные ГП

Если посмотреть на историю установки ГП разных размеров в Suzuki Jimny, то можно заметить, что с поколения JAx2/JBx2 в передних редукторах стали устанавливаться т.н. реверсивные ГП. Что это означает?

Гипоидная передача в зависимости от направления вращения имеет разную прочность. Есть направление прямого вращения для предполагаемого основного режима работы. А есть обратное направление, которое рекомендуется использовать для более редкого движения задним ходом.

Для всех Jimny прямое направление соответствует движению вперед в случае гипоидной передачи заднего редуктора. Движение вперед происходит с упором зубьев ведущей шестерни в прямую (ненаклонную) поверхность зубьев ведомой шестерни.



(задний редуктор: движение вперед для прямой ГП)

Это наилучший режим работы для гипоидной передачи. Кроме того, это наилучший режим для подшипников ведущей шестерни. Дело в том, что при прямом вращении ведущая и ведомая шестерня "разъезжаются" друг от друга. И в этом случае нагрузка приходится на бОльший конусный подшипник ведущей шестерни (обозначен как B):



При обратном вращении ведущая и ведомая шестерни "подтягиваются" друг к другу. И тогда нагрузку воспринимает уже меньший подшипник (обозначен как A). Более того, при неудачных условиях ведущая шестерня из-за сдвижения под нагрузкой может задевать корпус дифференциала.

А какая ситуация с передним редуктором Jimny? К сожалению, при движении вперед ведущая шестерня переднего редуктора вращается в противоположную сторону по сравнению с ведущей шестерней заднего редуктора. Если не поменять наклон зубов гипоидной передачи, то при движении вперед передний редуктор вращается в сторону заднего хода, что отрицательно сказывается на его надежности. Спасет ситуацию только то, что передний мост испытывает меньшие нагрузки, чем задний.

Выходом из ситуации может быть использование т.н. реверсивных ГП, т.е. с наклоном зубов в другую сторону. Именно такие ГП появились впереди на Jimny JAx2/JBx2.


(передний редуктор: движение вперед для реверсивной ГП)

Преимуществом таких реверсивных ГП является полноценная работа в передних редукторах при обычном движении вперед. Производители даже считают, что применение реверсивных ГП позволяет уменьшить размеры редуктора без потери надежности (например, заменить передную прямую ГП 7" на реверсивную ГП 6.5"). Частично так и есть.

Например, джимниковская 7" ГП использует подшипники 30x72x20.75 (30306) и 35x80x22.75 (30307) для ведущей шестерни. Но если это прямая ГП, установленная в переднем редукторе, то при движении вперед нагрузку воспринимает маленький подшипник (30306). Джимниковская 6.5" ГП использует меньшие подшипники 25x62x18.25 (30305) и 30x72x20.75 (30306) для ведущей шестерни. Но при движение вперед для реверсивной ГП работать будет тот же подшипник (30306). Но при движении задним ходом все гораздо хуже! Уменьшенный передний редуктор с реверсивной ГП особо плохо воспринимает ударные нагрузки при движении задним ходом.

Вообще, лучшим вариантом является использование реверсивной ГП впереди, но без значительного уменьшения размеров. К такой схеме в результате и пришли сузуковцы: сейчас на Jimny (за исключением 660-кубовых моделей) впереди используется реверсивная ГП 7". Но, к сожалению, в достаточно компактном корпусе редуктора, что может приводить к таким случаям:




Ведущая шестерня переднего редуктора задевает корпус дифференциала принудительной блокировки ARB. Произошло это на моей машине с передним редуктором с реверсивной ГП 7" (4.09). Причиной являются попытки выдергивания другой машины рывком при движении задним ходом.

Вообще, вне зависимости от типа ГП в переднем редукторе следует воздерживаться от рывков и ударных нагрузок при движении задним ходом, поскольку в заднем мосту в любом случае используется прямая ГП, которая при этом будет вращаться в обратную (слабую) сторону.


Изображения из альбомов:

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive