В блоге:

2017-07-04

Крайслеровские моторы: V6 90° LA/Magnum 3.9 и V6 90° PowerTech 3.7

Унификация двигателей V8 и V6 (при сохранении угла развала цилиндров 90°) имеет свои плюсы, поэтому не обошла она и Крайслер.

Вообще у Крайслера был ходовой рядный шестицилиндровый мотор Slant-6 (Slant - это "уклон", цилиндры были наклонены в сторону на 30°), он же G-серия. Но в 1987 появился новый среднеразмерный пикап Dodge Dakota, который занимал промежуточное положение между компактным Dodge Ram 50 (реально это тогдашний Mitsubishi Forte/L200) и полноразмерным Dodge Ram.




Slant-6, который ставился на большой Ram, был слишком длинным для Dakota. И если Ram 50 вполне довольствовался четырехцилиндровыми (митцубисевскими) моторами, то для Dakota четырехцилиндровый мотор мог быть только базовым, а для полноценных версий требовался двигатель пообъемнее, но достаточно компактный (по сравнению с Slant-6). Таким мотором должен был стать V6 - шесть цилиндров при длине, сравнимой с четырехцилиндровыми моторами.

В качестве основы для нового V6 был взял двигатель V8 серии LA объемом 5.2 л (318 cu.in.). Без двух цилиндров (но с тем же рабочим объемом одного цилиндра) получился двигатель V6 3.9 л (239 cu.in.). Этот двигатель  стал первым крайслеровским V6.

Как уже неоднократно упоминал, угол развала 90°, который хорошо подходит для V8, не является оптимальным для моторов V6. Возникает проблема равномерной работы: либо можно сохранить общие шейки для пары шатунов, но получить неравномерность вспышек. Либо можно сделать раздельные шейки, получить равномерные вспышки, но тогда очень желателен балансирный вал для борьбы с моментами сил инерции первого порядка.

Опыт Buick V6 (odd fire) показал, что неравномерность вспышек (90°-150°-90°-150°-90°-150°) плохо воспринимается требовательными покупателями, но, с другой стороны, установка балансирного вала - это усложнение конструкции, кроме того, большой угол разделения шейки коленвала негативно сказывается на его прочности.

Крайслеровские разработчики выбрали промежуточный вариант: шейки разделили всего лишь на 22° (а не на 30°). Неравномерность вспышек несколько сгладилась (112°-128°-112°-128°-112°-128°), коленвал остался достаточно прочным, балансирный вал в конструкцию решили не добавлять. Этого было вполне достаточно для пикапа тех времен - предельно ровной работы двигателя от него не ожидали.



(двигатель LA V6 3.9)

В остальном мотор конструктивно очень похож на V8 версию (тот же механизм OHV, похожее расположение клапанов и т.д. и т.п.). Этот двигатель (как и V8) устанавливался только продольно.

В 1987 году мотор LA V6 появился на новом Dodge Dakota, а чуть позже заменил устаревший рядный Slant-6 и на большом Dodge Ram. Мощность LA V6 3.9 была примерно 125 л.с.

В 1992 году моторы LA превратились в серию Magnum. V6 не стал исключением. Рабочий объем 3.9 л сохранился, но изменения привели к ощутимому подъему мощности (до 175-180 л.с.).

Показательно, что моторы LA/Magnum V6 3.9 серийно на автомобили марки Jeep не ставились (в отличие от V8 версий) - в то время на Jeep использовались рядные шестерки AMC, благо места в длину под капотом хватало. На автомобилях Dodge двигатель Magnum V6 3.9л продержался до 2001-2003 годов, после чего был заменен мотором PowerTech V6 3.7.


Мотор PowerTech V6 3.7 тоже был результатом унификации, но уже с мотором PowerTech V8. Угол развала сохранился и составлял 90°. Но требования за годы возросли, поэтому здесь уже используются полностью равномерные вспышки (через 120° по коленвалу, разделенные шейки для пары шатунов), но был добавлен балансирный вал.


(PowerTech V5 3.7)

Про этот мотор я уже рассказывал. Он пришел на замену Magnum V6 3.9л и рядных шестерок AMC 4.0л (кроме Wrangler, который использовал шестицилиндровые двигатели только в рядной или V6 60° конфигурациях). Как и LA/Magnum V6 новый двигатель ставился на автомобили только продольно.

PowerTech V6 3.7 использовался на автомобилях Jeep и Dodge (на Dodge он еще назывался Magnum V6 3.7, хотя к серии LA/Magnum он не имел никакого отношения). Ставился до 2012 года, после чего был заменен двигателем Pentastar V6 (с углом развала 60°). Больше в Крайслере к моторам V6 90° не возвращались и, видимо, уже не будут возвращаться. При всех плюсах унификации с V8 угол развала 90° для V6 нельзя считать удачным по нынешним меркам.

Но, с другой стороны, в корпорацию Fiat Chrysler Automobiles входит сейчас и марка Alfa Romeo. А там (на Giulia Quadrifoglio) есть мотор V6 2.9л с углом развала 90°, что вызвано унификацией с мотором Ferrari F154 V8 3.9л. Причуды современного бизнеса: а вдруг маркетологи решат выпустить Giulia Quadrifoglio как Dodge Charger или Plymouth Barracuda? :-)

Если говорить про двигатели других производителей, то уже было использование мотора серии PRV (Peugeot-Renault-Volvo) 3л V6 (как раз с развалом 90°) на автомобиле Eagle Premier (1988-1992). Это детище сотрудничества AMC с Renault, после перехода в Крайслер этот автомобиль сохранился и даже продавался (недолго) под именами Dodge Monaco и Chrysler Premier. А мотор Mercedes M112 (E32 и C32) V6 (с развалом 90°) 3.2л ставился на Chrysler Crossfire в 2003-2008 гг.


И фотобонус. Реклама Dodge Dakota первого поколения в очень редкой версии кабриолет (да-да, пикап-кабриолет):





Изображения из альбомов:

1 комментарий:

  1. Пикап-кабриолет. И не приведи их везти что-то существенное незакреплённым в кузовке - нахлобучит по полной. И дуга за сиденьями не спасёт.
    Но красиво, эдакое приближение этой махины к багги-стилю. Двери ещё убрать надо было попробовать, как на этом чертёнке. =)

    ОтветитьУдалить

Архив блога