В блоге:

2016-09-14

Смазки для тормозных механизмов (мое мнение на 2016 год)

Вокруг вопроса применения смазок для тормозных механизмов легковых автомобилей много мифов, заблуждений и споров. Причина вполне понятна. Вопрос не такой простой, как кажется, а выбор смазок в "соседнем ларьке" сильно ограничен. И людям не хочется лезть в дебри, а есть желание купить одну единственную смазку на все случаи жизни (я и сам такой).

Ясности не способствуют и сами производители автохимии. Даже солидные производители часто недоговаривают области применения своих продуктов, заставляя автолюбителей делать неверные выводы (как то было с повальным и крайне ошибочным использованием медных смазок в направляющих суппортов).

Если искать информацию в интернете, то все еще усложняется маркетинговым мусором. Например, производители неплохих, в общем-то, силиконовых смазок в попытках продвинуть свои довольно дорогие продукты пишут в целом правильные мысли, но совершенно и принципиально неверно оценивают полигликолевые смазки. А один российский "производитель" вообще занимается, на мой взгляд, вредительством: через известное комьюнити автолюбителей, через вливание денег в (видео-) блогеров распространяет совершенно неверную информацию о применении смазок в тормозных механизмах.


Попробую высказать свое мнение, которое я на данный момент (2016 год) составил по собственному опыту, по анализу разных источников и чужого опыта. Совершенно не претендую на абсолютную истину. Это, скорее, попытка зафиксировать мысли для самого себя.


Сперва о видах смазок. Лично я пришел к использованию трех видов смазок для тормозных механизмов. Привожу номера для заказа через автодоки-экзисты-эмексы, поскольку действительно приличные и сравнительно недорогие смазки в соседнем автомагазине вряд ли получится купить. И, конечно, меня в первую очередь интересовали объемы смазок для регулярного использования (не одноразовые крохотные пакетики) за приемлемые деньги. Есть смазки и более эффективные и качественные, но за границами моего бюджета.

Силиконовые смазки. Довольно стабильные, нейтральные к резине (и не только), за счет очень высокой вязкости имеют хорошие демпфирующие свойства.

Раньше я использовал Slipkote 220-R DBC, но не могу его рекомендовать (с точки зрения доступности и цены). Сейчас использую смазку Ford XG-3-A (код для заказов XG3A) - на данный момент тюбик (85 г) стоит немного больше 1 т.р. Большая цена - это один из недостатков хороших силиконовых смазок.

Полигликолевые (полиалкиленгликолевые) смазки. Нейтральны к резине, хорошо противостоят фреттинговому износу (износ при небольших колебательных перемещениях деталей).

Раньше использовал Toyota 08887-01206 (Rubber Grease), но на данный момент в ней нет смысла (дорогая, но несколько проигрывает более дешевым альтернативам). Сейчас использую Febi 31942 (код для заказа 31942), 180 г тюбик стоит около 600-700 рублей. Еще есть хорошие отзывы о TRW PFG110 (код для заказа PFG110), 25 г тюбик стоит около 200 рублей.

Высокотемпературные медные смазки (предпочтение бентонитовой глине в качестве загустителя). Держат высокие температуры, устойчивые, есть демпфирующие свойства, дешевые.

Использую Comma Copper Ease (код для заказа CE500G), 500 г банка в данное время стоит примерно 500 рублей.



Теперь к областям применения той или иной смазки в тормозных механизмах.

1. Смазка резиновых деталей (например, под резинку поршня колесного тормозного цилиндра)

Высокотемпературные медные смазки нельзя использовать в контакте с резиной, поэтому для смазки резиновых деталей они не подходят (иначе эти детали, скорее всего, довольно быстро начнут распухать). Кроме того, для этой цели такие смазки не подходят и по своим характеристикам.

К резине нейтральны силиконовые и полигликолевые смазки, они же совместимы с тормозной жидкость (DOT 3/4 и более современные заменители). Считается, что силиконовые смазки более стойкие к внешнему воздействую. На практике и полигликолевые хорошо себя показывают при таком применении, но зато они дешевле.


2. Обратная сторона колодок (противоскрипные пластины, торцы, направляющие колодок), открытые места трения (например, в барабанных тормозах)

Полигликолевые смазки для этой цели не очень подходят. В очень крайнем случае можно их использовать (вреда не будет, но и толк небольшой).

Лучше всего подходят высокотемпературные медные смазки или силиконовые смазки. Медные смазки сильно дешевле, чем силиконовые, при этом они устойчивы даже к очень высоким (для тормозной системы) температурам и довольно устойчивы к смыванию.

Торцы колодок (основания колодок) смазываются в тех местах, которые ходят по направляющим. Обратная сторона колодок смазывается со стороны противоскрипных металлических пластин, сами пластины смазываются в местах контакта с суппортом. Если вместо пластин на колодках уже есть резиноподобное покрытие, то его смазывать не нужно.

Отдельная история с храповым механизмов разведения барабанных тормозов. По нему у меня пока нет мнения. Оставляю без смазки, только чищу.


3. Направляющие пальцы суппортов

Если направляющие суппортов (именно суппортов, а не колодок) открытые (не защищены резиновыми пыльниками), то см. предыдущий пункт (номер 2) - там указаны смазки для применения (высокотемпературная медная или силиконовая). Но такая конструкция довольно давно уже не используется, поэтому далее рассматриваются направляющие суппортов, которые закрыты резиновыми пыльниками.

Главное правило: нельзя использовать высокотемпературную медную смазку внутри направляющих, закрытых резиновыми пыльниками! Нарушение этого правила приведет к тому, что направляющие заклинит, а резиновые пыльники распухнут.

Внутри закрытых направляющих используется либо силиконовая, либо полигликолевая смазки, либо не используется смазка вообще. Если смазка используется, то ее не должно быть слишком много (иначе за счет возникающего разрежения направляющие пальцы потеряют подвижность). Применение же смазки зависит от конструкции:

а) Используются направляющие демпфирующие втулки (из цветного металла).

Такая конструкция сейчас считается устаревшей и потихоньку уходит со сцены, но одно время она была популярна на японских и американских автомобилей. А на Jimny, например, она используется до сих пор. Выглядит так (именно в варианте для Jimny):



8 и 9 - это демпфирующие втулки.

Аналогичная конструкция применяется в задних тормозах моего Cherokee KJ:



Здесь демпфирующие втулки обозначены номером 7.

Считается, что лучше в таких направляющих использовать силиконовые смазки. Но в крайнем случае можно использовать полигликолевые - прямого вреда от них не будет, но возможно, что они будут менее устойчивые и потребуют более частого обновления.


б) Направляющие пальцы ходят по полимерным втулкам.

Современная конструкция, которая, как утверждает производитель, не требует смазки, а только чистки. Насколько знаю, это только не особо распространенные механизмы Ate Teves.

Если ну очень хочется вопреки предписанию производителя смазать направляющие, то только силиконовой смазкой.


в) Используются металлические пальцы, работающие по металлу.

Металлические пальцы ходят по металлу без промежуточных втулок. На пальцах могут быть неметаллические вставки (они не должны вводить в заблуждение). Наиболее распространенная конструкция.

Например, Suzuki SX4 (передние, но задние аналогичны):





И много других механизмов (передние на Cherokee KJ, передние Tokico для вентилируемых дисков для Jimny и т.д.)

Здесь предпочтительной является полигликолевая смазка для защиты от фреттингового износа. Силиконовые смазки для этого применения считаются устаревшими (некоторые производители раньше рекомендовали в этих узлах силиконовые смазки, но потом поменяли рекомендации на полигликолевые).

В крайних случаях можно использовать силиконовые смазки (иногда они выигрышны своими демпфирующими свойствами для чрезмерно свободно сидящих и "звенящих" пальцев), но вероятность износа направляющих повышается.



Интересно посмотреть рекомендации производителя (хотя, как уже упомянул, они меняются со временем).

Сперва рекомендации для Jimny, а они довольно скупые:
===
Cylinder slide bush: Apply rubber grease to mating surface of caliper
Apply rubber grease to bush outer surface. Rubber grease should be the one whose viscosity is less affected by such low temperature as –40 °C (–40 °F).
===

Здесь под "rubber grease" понимается, скорее всего, полигликолевая смазка. Думаю, что силиконовая смазка здесь была бы не хуже, но, скорее всего, Сузуки подходит с точки зрения прагматизма - хорошие силиконовые смазки дороже.


Затем почитал рекомендации для Cherokee KJ:
===
Lubricate caliper bushings and interior of bushing boots with silicone grease. (rear)
Coat the caliper mounting slide pin bolts (2) with silicone grease. (front)
CAUTION: Use Mopar multi-mileage or high temperature grease to lubricate caliper slide surfaces, drum brake pivot pins, and shoe contact points on the backing plates. Use multi-mileage grease or GE 661 or Dow 111 silicone grease on caliper slide pins to ensure proper operation.
===

Здесь, наоборот, рекомендуется силиконовая смазка в направляющие суппорта (и вперед, и назад) и высокотемпературная смазка в направляющие колодок и другие места открытого трения. Это опять же соответствует моим предложениям, но для направляющих передних тормозов я бы, наоборот, предпочел полигликолевую смазку.



В качестве резюме три практических примера. Повторюсь, все, что я здесь описываю - это мое субъективное мнение без претензий на абсолютную истину.

1. Передние тормозные механизмы используют демпфирующие втулки в качестве направляющих, задние тормоза барабанные (это, в первую очередь, Suzuki Jimny)

Оптимальный вариант: в направляющие передних тормозов и для резинок использовать силиконовую смазку, для колодок и задних тормозов - высокотемпературную медную смазку.

Простой вариант: везде использовать силиконовую смазку.

Экономичный вариант: в направляющие передних тормозов полигликолевую смазку (но регулярно проверять), для резинок ее же, для колодок и задних тормозов - высокотемпературную медную смазку (и найти фасовку поменьше, чем 500 граммовая Comma).


2. Передние тормоза без использования демпфирующих втулок (палец "металл по металлу"), задние тормоза аналогичные дисковые или просто барабанные (у меня такой пример в виде Suzuki SX4)

Оптимальный вариант: в направляющие пальцев суппортов и для резинок использовать полигликолевую смазку, для колодок и для мест открытого трения - высокотемпературную медную смазку.


3. Передние тормоза без демпфирующих втулок, а вот задние с их использованием, возможно наличие стояночного барабанного тормоза (мой случай с Jeep Cherokee KJ)

Оптимальный вариант: в направляющие передних суппортов использовать полигликолевую смазку, в направляющих задних суппортов - силиконовую, для резинок - полигликолевую или силиконовую, для колодок и стояночного тормоза - высокотемпературную медную смазку.

Экономичный вариант: в направляющих суппортов и резинок использовать полигликолевую смазку, для колодок и стояночного тормоза - высокотемпературную медную смазку.


Другие практические варианты предлагаю рассмотреть самостоятельно.



И еще не стоит забывать про дополнительные области применения указанных видов смазок.

Силиконовая смазка хороша как универсальная/нейтральная/уплотнительная (кроме силиконовых деталей). Еще ее можно использовать в качестве диэлектрической смазки.

Полигликолевая смазка подойдет как уплотнительная для резины, а еще она хорошо подходит для разъемов, контактов, в том числе скользящих (надо было ее в актуаторе раздатки Jimny использовать, да поздно сообразил).

Высокотемпературные медные смазки пригодятся при сборке выхлопной системы и других мест, где возможно прикипание неподвижных открытых деталей.



Изображения из альбомов:

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive