В блоге:

2017-09-05

Системы полного привода Jeep: Quadra-Trac (1973-1979 и 1980-1982)

Продолжаю про системы полного привода автомобилей под маркой Jeep. Уже несколько забежал вперед и кратко описал системы Quadra-Trac II и Quadra-Drive II в исполнении 2005-2010 годов. Но все же интересно вернутся к началу истории систем полного привода со словом Quadra в названии.

Первая система Quadra-Trac появилась в 1973 модельном году.




Она позиционировалась как автоматическая система полного привода, которая избавляет водителя от ненужных дополнительных действий. Такое направление сохранилось и позже (в других версиях систем со словом Quadra в названии).

Под автоматикой подразумевалось использование межосевого дифференциала с автоматической частичной блокировкой (дифференциал повышенного трения). Очень передовое решение на тот момент.

Блокировка осуществлялась за счет трения фрикционов c предварительным натягом (не очень типичное решение для американских автомобилей):




Система была в двух вариантах: с раздаткой Borg-Warner BW1305 и с раздаткой Borg-Warner BW1339. У BW1305 не было пониженной передачи (и, соответственно, нейтрального положения). У BW1339, наоборот, была возможность включения нейтрали и пониженной передачи 2.57, для этого использовался отдельный рычаг:




Поскольку обе раздаточные коробки обеспечивали только постоянный полный привод, то на машинах с такой системой Quadra-Trac отсутствовали колесные хабы на передних колесах.

Необычным по современным меркам решением является наличие аварийного переключателя, который располагался в бардачке (!):




Переключатель при помощи вакуумной системы блокировал межосевой дифференциал.



Предполагалось, что такая блокировка будет редким явлением (хотя рекомендовалось ее регулярно включать для проверки). В обычных условиях должна работать частичная автоблокировка, а принудительная блокировка переключателем должна применяться при необходимости ехать, например, со одним снятым карданным валом. В таких условиях автоматической блокировки не хватало, да и возникал сильный износ фрикционов.




Еще стоит отметить схему раздаток BW1305 и BW1339. Во-первых, это первые цепные раздатки, которые ставились на Jeep. Во-вторых, выходные валы располагались на одной линии:




У Borg-Warner это любимая тема (см. более поздние раздатки Range Rover). Пониженная планетарная передача ставилась отдельным блоком сразу на входе до цепи (с возможностью отбора мощности), что позволяло переделать BW1305 в BW1339.

В качестве рабочей жидкости предписано масло Quadra-Trac Lubricant, использование трансмиссионных масел или ATF инструкцией не допускалось.

Система полного привода Quadra-Drive использовалась вместе с АКПП с 1973 по 1979 модельные года. Она была стандартной для Jeep Wagoneer (SJ) и опциональной (c 1976 модельного года) для Jeep CJ-7 (предшественник Jeep Wrangler).


В 1980 модельном году система Quadra-Trac исчезла на Jeep CJ-7 (с тех пор на CJ-7 и Wrangler использовались только part-time системы полного привода Command-Trac и Rock-Trac), а на Wagoneer претерпела серьезные изменения.

Вместо раздатки Borg-Warner стала использоваться раздатка NP219. Ее конструкция более привычна для Jeep.




Здесь уже цепь используется только для привода переднего карданного вала. Присутствует (всегда) пониженная планетарная передача 2.61.

Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, который автоматически блокируется, но уже вязкостной муфтой.

Рычаг переключения имеет четыре позиции:




4L - это включение пониженной передачи с одновременной блокировкой межосевого дифференциала.

Есть нейтраль (N).

4H - это обычное (дорожное) положение с автоматической блокировкой межосевого дифференциала и без использования пониженной передачи.

Lock - блокировка межосевого дифференциала принудительно без включения пониженной передачи.

В качестве рабочей жидкости использовался ATF Dexron.

Система Quadra-Trac в обновленном исполнении прожила не очень долго, через пару лет на ее замену пришла еще более продвинутая система Selec-Trac, которая позволяла ездить (но крайне желательно, чтобы не очень долго) в режиме заднего привода, но при этом сохранила полный привод с межосевым дифференциалом. Но была утеряна возможность принудительно (вручную) заблокировать межосевой дифференциал без включения пониженного ряда.


Возвращение Quadra-Trac состоялось только через десять лет - при появлении первого поколения Jeep Grand Cherokee (ZJ), но это тема отдельного разговора.

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive