В блоге:

2017-02-21

Нейтраль в раздаточной коробке (много текста и нет картинок)

В автомобильной раздаточной коробке (РК) с двумя ступенями есть нейтральное положение между этими двумя ступенями. Вопрос в том, сделал ли производитель возможность включения этого положения.

Самый простой (даже исторический) вариант - это явная обозначенная позиция рычага переключения (как, например, у меня сейчас на Jeep Cherokee и на многих внедорожниках прошлых лет).

На некоторых автомобилях нейтральная позиция рычага ощущается, но фиксации рычага (и, соответственно, обозначение позиции) отсутствует. А иногда нейтральная позиция рычагом не ловится даже при его механической связи с механизмом переключения.

При электронном управлении ступенями РК нейтральная позиция может быть обозначена, но ее включение будет требовать соблюдения некоторых условий и выполнения определенных манипуляций для переключения (как на той же Suzuki Grand Vitara после 2005 года). Иногда доступ к переключению в нейтраль намерено затрудняют: например, требуется нажатие скрытой кнопки "скрепкой" (на некоторых Jeep с 2005 года) или необходима установка предохранителя (как на Range Rover). Или же доступ до нейтральной позиции может и вовсе отсутствовать (как на моем Jimny с кнопочным управлением раздаткой).

А зачем нужна нейтраль в раздатке?

1. Для работы механизмов, приводимых от раздаточной коробки через коробку отбора мощности (КОМ).

Речь про работу механизмов на стоящей машине, когда мотор работает. Отсутствие нейтрали требовало бы движения автомобиля для привода механизмов.


2. Буксировка автомобиля.

Особо актуально для автомобиля с АКПП, смазка которой осуществляется только при работающем двигателе. Нейтраль в раздатке позволяет полностью исключить вращение частей АКПП при буксировке такого автомобиля.

Но необходимо учитывать конструкцию раздаточной коробки. При нейтральном положении в некоторых РК передняя и задняя ось жестко связаны (произведено подключение передней оси или блокировка межосевого дифференциала). Если у автомобиля нет принудительного отключения хабов (или подобного механизма, отключающего, например, одну переднюю полуось), то буксировка такого автомобиля с нейтральным положением в раздатке не допускается. Это относится, например, к сузуковским РК с ручным управлением.

Если же при нейтрали РК жесткой связи между осями нет, то буксировка разрешена, но надо учитывать работу смазочной системы раздаточной коробки. Например, насос (при его наличии) может работать только в прямом направлении, а при буксировке задним ходом возможны поломки РК из-за недостаточной смазки (видел такое предупреждение для некоторых Dodge).

Часто при буксировке рекомендуется в МКПП включить передачу переднего хода, а в АКПП - режим P. Вызвано такое требование тем, что густое (холодное) масло в РК может (даже при нейтральном положении) подкручивать входной вал раздатки, который, в свою очередь, будет вращать выходной вал КПП. Особого вреда это не должно принести, но лучше перестраховаться. Но если положение нейтрали не фиксируется (не является "документированным"), то разумнее от этого правила отступить: если рычаг РК на ходу выскочит из нейтрали, то это может привести к поломкам КПП или РК.

А еще бывает буксировка не только сломанного, но и полностью исправного автомобиля. Это называется Recreational Towing  (Dinghy Towing) - буксировка автомобиля за более тяжелой техникой до места отдыха, где автомобиль отцепляется и применяется для локальных перемещения. Во многих случаях для этого используется нейтральная позиция в раздатке. Такая буксировка даже может быть разрешена производителем при выполнении определенных условий.

Например, из инструкции к моему Cherokee:



Буксировка осуществляется как раз в нейтральном положении РК.


3. Трюки

Можно использовать нейтраль для нагрева или, наоборот, охлаждения КПП. Например, зимой можно прогревать МКПП или АКПП, включив в ней передачу при включенной нейтрали в раздатке.

Или летом при перегреве ATF в АКПП можно сравнительно эффективно остудить ее, аналогично включив передачу при нейтрали в раздатке на работающем двигателе (на Jimny мне этого не хватает, кстати).

При таких "недокументированных" трюках нужно опять же учитывать устройство системы смазки раздаточной коробки. Если смазка осуществляется разбрызгиванием или насосом от выходного вала (который при таких трюках остается без вращения), то это может привести к износу или поломке раздаточной коробки.

Впрочем, при кратковременном применении вероятность проблем не очень большая. А при наличии КОМ (или возможности ее установки) такой режим работы и вовсе считается производителем безопасным (см. пункт 1).


4. Осторожно: положение "P" АКПП.

Отдельно стоит упомянуть, что нейтраль в раздаточной коробке требует аккуратного обращения при наличии АКПП. В инструкции моего Cherokee есть даже довольно пространная пугалка:




Проблема вызвана наличием позиции P в АКПП. При ее включении выходной вал АКПП блокируется храповым механизмом. Соответственно, для нормального и безопасного включения P выходной вал АКПП должен быть неподвижным.

При обычной эксплуатации неподвижность выходного вала АКПП обеспечивается колесным тормозом (рабочим или стояночным). Даже при включенной передаче можно остановить этот вал тормозом, а затем включить положение P (что обычно и происходит при остановке).

Но при нейтральном положении РК колесный тормоз больше не влияет на выходной вал АКПП, поскольку между ними отсутствует механическая связь (она разрывается в раздатке). Даже если машина неподвижна и удерживается тормозом, то при включенной передаче выходной вал АКПП будет вращаться. Если резко переключить АКПП в положение P, то вращающийся по инерции выходной вал может даже сломать храповой механизм фиксатора. Или, как минимум, вызовет неприятный хруст.

Поэтому нужно использовать простые правила: либо включать P при заглушенном двигателе (как рекомендует приведенный кусок из инструкции). Или (при достаточных навыках) включать P через N-положение АКПП. Т.е. перевести селектор АКПП из положения движения в положение N, подождать (!), а затем резким движением переключить в положение P (чтобы не успел включиться задний ход).

Для неподготовленного (т.е. обычного) водителя такая битва с положением P может быть проблемой. Возможно, по этой причине нейтральное положение РК и стало постепенно исчезать - производитель предпочитает перестраховаться. А иногда на одной модели автомобиля нейтральное положение в раздатке есть на модификациях с МКПП, но отсутствует с АКПП (на Mitsubishi Pajero, например).

0 коммент.:

Отправить комментарий

Архив блога