В блоге:

2016-09-19

История системы Jeep Selec-Trac

На моем Jeep Cherokee (KJ) используется система полного привода Selec-Trac (раздатка NV242). У рычага переключения  режимов раздатки пять положений, поскольку система позволяет ездить и на заднем приводе, и в режиме полного привода (с межосевым дифференциалом), что весьма редкая возможность для автомобилей. Когда рассказываешь людям про эту систему, демонстрируя положения рычага, то иногда можно услышать: "А, как у Мицубиси Супер-селект..." А вот и нет. Это у Mitsubishi Super Select сделан в ответ на Jeep Selec-Trac (даже название сделали нарочито схожее).

Если вернуться в прошлое, то обязательно стоит отметить систему Select Drive, которая использовалась на легковых автомобилях AMC Eagle с 1981 года (в то время AMC владела и маркой Jeep до перехода AMC с марками Eagle и Jeep Крайслеру в 1987 году).




Трансмиссия (с использованием раздатки NP129) была очень необычна. Во-первых, можно было ездить в режиме заднего привода (2WD). Во-вторых, можно было перейти в режим полного привода с межосевым дифференциалом, который еще и был оборудован вязкостной муфтой для автоматической частичной блокировки.

Переход между режимами осуществлялся небольшим рычагом на передней панели. В первые годы для переключения нужно было полностью остановиться (для страховки переключение нужно было делать двумя руками, оттягивая "предохранитель"):




Через несколько лет появилась возможность переключения и при движении. Соответственно, исчез "предохранитель":




Система Select Drive интересна, но к внедорожникам, по большому счету, отношения не имеет из-за отсутствия принудительной блокировки межосевого дифференциала и пониженной передачи в раздатке. Но чуть позже Select Drive на автомобилях марки Jeep появилась и расширенная версия (с использованием раздатки NP229) как раз под упомянутым названием Selec-Trac .


(рекламная брошюра Jeep J-10 Pickup, Cherokee, Wagoneer 1982 года)

Очень похоже на Select Drive, но появилась возможность включения пониженного ряда в раздатке (передаточное отношение 2.6:1), одновременно блокировался межосевой дифференциал.




Как и у Select Drive имелась возможность передвижения как на заднем приводе (2WD), так и на полном приводе (с межосевым дифференциалом с частичной блокировкой вязкостной муфтой):




Управление было тоже в стиле Select Drive, такой же переключатель 2WD-4WD, но добавился рычаг включения нейтрали и пониженной передачи в раздатке:



Суммарно было четыре режима: 2WD, 4WD-HI (без блокировки межосевого дифференциала), N и 4WD-LO (с блокировкой межосевого дифференциала). А вот принудительно заблокировать межосевой дифференциал без включения пониженного ряда в этой системе нельзя.

Кроме раздаток NP129 и NP229 еще были упрощенные версии NP128 и NP228, которые отличались отсутствием вязкостной муфты, что ухудшило стабильность поведения на скользких поверхностях в режиме полного привода.

К сожалению, раздатки NP129 и NP229 получились не очень удачные в плане надежности. Использовалась сложная вакуумная система управления. А режим 2WD, судя по разным источникам, не обеспечивал полную смазку раздатки, поэтому рекомендовалось периодически кататься на полном приводе. Смазка раздатки, кстати, осуществлялась жидкостью для АКПП (Dexron II или аналог), что для тех лет не очень типично.

В 1987 вышла следующая версия системы Selec-Trac уже с использованием раздатки NP242 (потом она стала называться NV242). Здесь Jeep уже решил учесть недостатки предыдущей версии.

NP242/NV242 - это раздатка с более простым тросиковым управлением, соответственно переключение стало одним рычагом с пятью положениями (2WD, 4 Part Time, 4 Full Time, N, 4 LO) - появился новый режим 4 Part Time (полный привод с блокировкой межосевого дифференциала на повышенной передаче). Система смазки позволяет постоянно ездить в режиме 2WD. Пониженная передача стала 2.72:1. Для упрощения конструкции аналогично NP128 и NP228 убрана вязкостная муфта, что, конечно, ухудшило возможности использования на скользких поверхностях (до появления системы ESP). Раздатка стала проще и надежнее, хотя вполне резонно считается, что она не дотянула до надежности раздаток Part-time (что были на системах полного привода Command-Trac).

Система Selec-Trac прожила до 2007 года (мой Cherokee - это один из последних автомобилей Jeep с этой системой). В следующим поколении Cherokee/Liberty (KK) появилась система Selec-Trac II, но она уже не имеет никакого отношения к предыдущим Selec-Trac, поскольку является системой "on demand" (автоматическое подключение передней оси без использования межосевого дифференциала).

А что еще есть аналогичного кроме Jeep Selec-Trac и Mitsubishi Super Select? У Toyota есть MultiMode (это система полного привода, не путать с "роботом" Toyota MMT). И, пожалуй, все. Иногда упоминают Nissan All Mode 4WD (который с "понижайкой" на Pathfinder, а не та версия, что на паркетниках), но это не аналог из-за отсутствия межосевого дифференциала.



Изображения из альбомов:

2 комментария:

  1. Более того, на Нисцане передок подключается пакетом фрикционов. Так же видимо сделана понижайка (планетарка и фрики).
    Всё то вертится в АТФке с соленоидами для управления. Такой мини автомат...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, система "on demand". А это, все таки, не постоянный полный привод с межосевым дифференциалом.

      Удалить

Архив блога