Search in the blog:

2021-03-02

Медик-Таёжное, часть 1 (на Interco TSL 34x9.5-15)

В начале февраля на гравийной дороге до посёлка Тальяны встретилась большая группа полноприводных автомобилей (разные Subaru, Jimny и Toyota Carib). Как потом оказалось, они пытались проехать от СНТ "Медик" до СНТ "Таёжное" - там есть лесная дорога, по которой потом можно уехать вдоль реки Ода до Савватеевки. Но было сложно из-за глубокого снега (да и времени в запасе у них мало было).

Через несколько недель я проезжал в тех местах на Jimny, решил заглянуть на эту дорожку. Снега с той поездки ещё прибавилось, но на шинах TSL 34" легко проехал по их следам.



Дальше накатанной дороги не было. К моему разочарованию, накачанный до 0.7 бар TSL сразу резко перестал ехать. Снег очень рассыпчатый, в нём грязевая шина начинает ускоренно закапываться, выбирая весь дорожный просвет. Да ещё и дорога идёт в небольшой, но подъём.

С ощутимым трудом удалось протащиться несколько метров вперед:



Пробивание дорогие в планы не входило, но стало очень интересно, как ведёт себя TSL 34" в снегу. Поэтому решил уехать, чтобы через несколько дней ещё раз приехать, но уже попробовать сдуть шины.

Через несколько дней действительно удалось приехать, снега стало ещё больше.



Даже не стал проверять надутые TSL, сразу уменьшил давление до 0.2 бар (это видимый минимум при использовании манометра Беркут ADG-31 + дефлятор-переходник).



Машина поехала, но всё равно неуверенно. Уменьшил давление до 0.1 бар, включил дополнительно блокировку переднего моста.

И это вызывало двойственные чувства. С одной стороны, машина как бы едет и не сказать, что совсем уж ползком. Но езда только за счёт сильной пробуксовки колёс.

Двигатель начинает нагреваться, но хорошо хоть муфта новая. Останавливаешься, на нейтрали даёшь обороты под 2000, вентилятор шустро скидывает температуру с 100 до 90°C. Это хорошо.

Но стойкое ощущение, что трансмиссии в момент буксования очень нелегко. Большие тяжелые колёса, прямо ощущаешь их инерцию. Если они резко зацепят камень или землю под снегом, то обязательно что-нибудь сломается. Очень некомфортно! Это не на легких зимних 30" шинах буксовать.

Естественно, Jimny нагребает перед собой снег.




Регулярно нужно останавливаться и откатываться, чтобы пробить этот бугор с разгону.



Пробую разные траектории (левее-правее), но разниц нет, везде снег:



Мне становится очень жалко трансмиссию, решаю разворачиваться, поскольку до Таёжного ещё не так близко:



Ездить в таком снегу на грязевых колёсах можно, но они должны быть большие, давать хороший просвет, чтобы не нагребать снег, но докапываться почти до земли. Jimny даже на 34" для этого низковат. И TSL 34" надо ощутимо сдувать, на обычных 0.7 бар по рассыпчатому снегу едут плохо. Наверное, стоило вообще в 0 сдуть, но что-то сразу не сообразил.

Про огромную пользу межколесных блокировок по снегу даже говорить не буду.

(продолжение следует)

2021-03-01

Смазка GM Special Lubricant High Temperature (12345879)

Смазка GM Special Lubricant High Temperature (код 12345879) в жестяной банке:



Заявлена как смазка с PTFE (политетрафторэтилен, известный как тефлон).



"GM SPECIAL LUBRICANT HIGH TEMPERATURE is a high quality, multi-purpose grease. Contains PTFE, corrosion and rust inhibitors, along with water resistant additives. For use on gears, slides, bearings, cams and props shaft splines."

Обычно эту смазку рекомендуют в шлицевые соединения карданных валов GM.

Купил совершенно случайно. Так-то она довольно недешевая, но обошлась всего лишь в 165 рублей - для пробы совершенно не жалко.

Понятно, что за эти деньги это просроченный товар. Как таковой маркировки даты выпуска не нашёл, но о возрасте (и условиях хранения) говорит ржавчина снаружи на дне:



2021-02-27

Ледовая переправа на Ольхон (2021)

Вкратце про ледовую переправу на остров Ольхон (озеро Байкал) в этом году.

В степях снег (его в этом году много):



И на льду снег, но сама переправа довольно ровная, чистится.



Есть открытый лед:



Машин на длинных выходных было много, едут и едут:



Много машин, стоящих вдоль переправы:



Водоросли во льду:



В заливах тоже снег, но не везде:



Шипы и ABS по льду:



Вид с переправы на Ольхонские ворота:



И просто лед:



Изображения из альбомов:

2021-02-25

Свечи Nissan 22401-2F200 (Champion RC9MCC4): после 10 т.км

Свечи Nissan 22401-2F200 (а реально Champion RC9MCC4) пробежали 10 т.км в Jeep Cherokee. Какое же их состояние?



Обращает на себя внимание одна свеча со следами какой-то коррозии. 



В принципе, слегка грязноватые после использования свечи уже были (те же NGK ZFR6F-11G), но предыдущий комплект был чистый. И странно, что это коснулось только одной свечи. Колодец визуально чистый. Но может когда-то туда вода попала после небольшого брода.

А вот рабочая часть в хорошем состоянии у всего комплекта:



Попробую окисленную свечку переставить в другой цилиндр и понаблюдаю.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-02-23

Зимний Нухун-Гол и лесовозы: спутниковые снимки

После лесовозов и Нухун-Гола решил глянуть спутниковые снимки тех мест. Гугловские снимки очень плохого разрешения, а вот у Яндекса хорошо отснята эта часть:



Заявлено, что это максимум 2018 год. Севернее озера видна старая вырубка, которая толком не заросла за это время.

А теперь снимки ESRI ArcGIS.Clarity/Imagery и MapBox, которые доступны через SAS.Планету, фактически это один снимок с чуть разной обработкой:



Очевидно, что это более свежие снимки, хорошо видна ещё севернее новая вырубка. Скорее всего, 2019 или 2020 год.

В 2019 году, видимо, и начали рубить или готовиться к рубке. Тогда и попался на глаза отворот:



Он же в этом году:



В лучшем случае продолжают то направление. В худшем - взяли какое-то новое недалеко.



Еще по этой теме:
Изображения из альбомов:

2021-02-21

Зимний Нухун-Гол и лесовозы

Решили съездить на один день до зимнего Нухун-Гола. Было очень интересно состояние дороги от второго брода через Китой до самого озера. Предыдущие годы эта дорога была более-менее накатана, но в этом году снега довольно много. Тем более что перед поездкой опять его навалило.

Подъезжаем к Подкамню и видим свежую расчищенную дорогу. Да здесь даже на легковых можно ездить:



И кругом подозрительные предупреждения о лесовозах:



Между первым и вторым бродами такое же шоссе:



Шоссе идёт через второй брод. Ну это ладно, в том же 2019 году броды были подготовлены под лесовозы. Но к огромному удивлению вижу, что это шоссе идёт в сторону Нухун-Гола.



Первый подъём (самый сложный до Нухун-Гола) основательно почищен:



Но и шлак (?) для подсыпания под колёса и ведерки, чтобы его носить, присутствуют.



Довольно быстро догоняем и утыкаемся в трактор, который чистит дорогу прицепленной сзади гусеницей.



Была мысль, что он уйдет куда-нибудь в сторону, но он шёл ровно по направлению на Нухун-Гол:



Было очень интересно, что вообще такое происходит. Но, увы, поездка была мало того, что однодневная, да ещё и ограниченная по времени. А ползти за трактором, который выравнивает дорогу, буквально выдирая камни из земли, пришлось бы долго.

Поэтому кое-как развернулись (дорога ровная, но тесная) и поехали обратно к Китою, чтобы заехать на одно зимовье.



Погуляли-посмотрели.



Возле зимовья увидел знакомую вещь - винт от болотохода SPS. Забавно.



Время поджимало, поехали обратно.



Такие дела. В окрестностях Нухун-Гола, похоже, основательно рубят лес. Да, эта дорога (от второго брода) и возникла в результате давней лесозаготовки - это видно и по лысому северному берегу и по спутниковым снимкам заметно. Но я думал, что повторно косить лес не будут.

К слову, по дороге обратно попалось несколько пустых лесовозов навстречу. Ладно хоть не на том расчищенном, но узком шоссе, а на более широких участках. Но разъезд всё равно тяжелый, иногда приходилось прямо целиком нырять в снег.



Но снег в лесу красивый, ничего не скажешь.



Изображения из альбомов:

2021-02-17

Зимой без блокировки No-Slip на Jeep Cherokee KJ

Весной 2020 года я убрал блокировку No-Slip (Powertrax No-Slip 92-0382-2905) из заднего моста Jeep Cherokee.



Понятно, что проходимость ощутимо ухудшилась, имитации помогают, но заменить межколесную блокировку не могут. Но интереснее было ощутить влияние отсутствия/наличия задней блокировки на обычную эксплуатацию.

Летом особого влияния нет, но без блокировки на заднем приводе при интенсивном старте с места по грязноватому или пыльному асфальту вмешивается система стабилизации/антипробуксовки. С задней блокировкой это происходит гораздо реже. Но в целом для обычных летних асфальтовых дорог задняя блокировка практически не нужна.

А вот зимой отличия более заметны. Если в режиме полного привода без блокировки межосевого дифференциала пытаться быстро разогнаться по скользкой, почти ледяной дороге, то антипробуксовка сразу и довольно грубо срабатывает, в результате машина никуда не едет, возникает провал в разгоне. Приходится переключаться в  режим "part-time" (блокировать межосевой дифференциал). Становится получше, но если под одной стороной лёд, а с другой - снег, то разгона всё равно нет. С задней блокировкой было проще, переходить в "part-time" приходилось гораздо реже, антипробуксовка срабатывала не так часто. Нажимаешь педаль газа в обычном полноприводном режиме и разгоняешься.

Удивителен другой момент. С задней блокировкой я заметил склонность к заносу при нажатии на газ в сравнительно медленных, но скользких поворотах. Думал, что причина в межколёсной блокировке. Но оказалось, что и без задней блокировки всё аналогично, такая же склонность к заносу. Значит такой полный привод.

В целом под зиму (и, конечно, бездорожье) задняя блокировка просится обратно. Я уже несколько раз порывался вернуть её обратно, но жалко совсем свежее хорошее масло в заднем мосту, а заливать бу повторно как-то не хочется.

Другой момент психологический. Cherokee без задней блокировки, без лифта, на штатного размерах колёсах не вызывает желания куда-то съехать, где ему станет плохо. Уровень хорошего паркетника и ладно. А так, вернёшь блокировку, захочется вернуть лифт и колёса побольше. И опять пошло-поехало.

2021-02-15

2021-02-13

Муфта вентилятора Jimny: 17120-81A00 (оригинал Suzuki)

Заказанная муфта вентилятора для Suzuki Jimny приехала.



Да, в этот раз это не китайская "F193", а оригинал Suzuki 17120-81A00



Aisin 2DK, как гласит надпись на корпусе. Забавно, но оригинал (2005 года) у меня был 2BK, а Aisin под названием Sachs был 2CK.



Установил уже и опробовал. Пока работает (хотя зима, конечно). Сколько эта радость протянет? :-)



Изображения из альбомов:

2021-02-11

Ноутбук Lenovo x240: апгрейд Wi-Fi до 5ГГц (802.11ac)

Есть ноутбук Lenovo x240 (12.5"), который у меня появился в 2014 году. Мне он в целом нравится, его производительности хватает для моих задач. Но у него поддержка довольно устаревшего Wi-Fi протокола 802.11n c работой только в 2.4ГГц диапазоне, что совсем не соответствует остальным возможностям.

Самый простой вариант - это заменить соответствующую карту расширения (она отвечает для Bluetooth и Wi-Fi), но у Lenovo есть ограничение. Если карточка не из определенного списка, то BIOS блокирует загрузку. Если не хочется заниматься хакерством, то нужно аккуратно относится к выбору карты. Не вдаваясь в подробности, нужно искать карту с FRU (Field Replacement Unit) 04X6007. Благо на Али есть такие карты неизвестного происхождения. Не сказать, что совсем дешево, но и не сказать, что дорого. Там я её и купил.

Выглядит комплект карты так:



Для замены нужно лишь снять заднюю крышку и отщелкнуть несколько разъёмов. Подробнее см. видео (раз и два). Ничего сложного, больше всего я провозился с откручиваем болта, держащего карту (нужна хорошая маленькая крестовая отвёртка). Комплектная пластинка при установке не нужна.

Сравнении двух карт. Слева новая, справа старая-родная:



Обе на Intel 7260, но новая поддерживает 802.11ac и 5ГГц.

После сборки всё заработало, Bluetooth не потерялся.

Было (по словам роутера, с принудительным ограничением полосы 20МГц):



Стало:



Т.е. максимальные для роутера 866 (867) Мбит/с. Но, похоже, нет поддержки 802.11k/r/v (быстрый роуминг), впрочем, для ноутбука это не особо важно.



Изображения из альбомов:

Blog Archive