Продолжил серию
антинаучных экспериментов с маслами.
С моторными маслами в морозилке все ясно. Взялся за трансмиссионные (канистры, что в запасах были).
1.
Shell Spirax AX 80W-90 (GL-5)
2.
Petro-Canada Traxon XL Synthetic Blend 75W-90 (GL-4/GL-5)
3.
Castrol Syntrax Universal Plus 75W-90 (GL-4/GL-5)
4. Shell Getriebeoel EP 75W-90 (GL-4)
Вот они, в порядке перечисления:

Порядок соответствует субъективному восприятию вязкости при комнатной температуре. Petro-Canada и Castrol очень похожи, Shell Spirax AX погуще, а вот Shell Getriebeoel EP откровенно жидковат. Что же с ним будет при нагреве? Зря я его в раздатку Jimny заливал. Поленился разобраться с характеристиками вязкости. :-/
Первым делом поместил в морозилку на -32°С. Вот тут-то и стало ясно, что минералка 80W-90 не для нашей зимы. Ощущения очень напоминают таковые от моторного масла 10W-40. Какой-то вялотекущий, слоящийся мед-сгущенка. Жуть! Конечно, в мостах разогреется при движении, но сколько на это энергии потратится, какой износ будет?
У Petro-Canada и Castrol 75W-90 дела явно повеселее. Даже текут, а не слоятся. На бумаге Castrol лучше, но визуально особой разницы не видно (но это не показатель, конечно).
Shell Getriebeoel EP 75W-90 самый жидкий и при такой заморозке.
Результаты ожидаемые, хотя я надеялся, что 80W-90 поживее будет. Но чуда не произошло. Это вязкость для лета и теплой зимы.
Решил для интереса бухнуть в эти трансмиссионные масла воды и посмотреть, как они ведут себя при комнатной температуре. В 110 мл масла добавил по 25 мл воды.
Получилось странно. Однообразно вели себя Shell 80W-90 и Petro-Canada. При взбалтывании сперва эмульсия, а потом вода достаточно быстро оседала.
А вот Shell 75W-90 и Castrol вели себя странно. Сперва Shell 75W-90 при взбалтывании очень сильно побелел, превратился в молоко, с трудом стекая со стенок бутылки. Но после некоторого времени стал отстаиваться (вода снизу, масло сверху). Castrol же наоборот: сперва вел себя как Shell 80W-90 и Petro-Canada, а потом вода перестала осаживаться, осаживается только эмульсия, а масло уходит вверх. Вот так выглядят масла после отстоя:

Если сильно взболтать и сфотографировать буквально через пару минут, то выглядит так:

Т.е. вода в Petro-Canada осаживается быстрее всех. Затем в Shell'ах (обоих), а в Castrol остается эмульсией.
О чем это говорит? Понятия не имею. ;-) Это же антинаучный тест!