В блоге:

2016-02-01

SZ-Viewer и λ-зонды

В недавней версии SZ-Viewer добавил информацию о текущих данных λ-зондов.

Выглядит это так:




В данном примере (с моего Jimny) присутствует строка:

λ-зонд 1: 0.325 В

Как это понимать?

Сперва про нумерацию. Здесь зонд один (и с номером один). Это датчик, который стоит перед катализатором. Основной датчик, т.н. "передний" датчик. Второй датчик, если он показан, - это датчик, установленный за катализатором, т.н. "задний" датчик. В моем Jimny его нет физически. Соответственно, через диагностику его данные не показываются.

Датчик обычный узкополосный, который принято (хотя и не совсем верно) называть датчиком кислорода. Его показания в вольтах. 0.5 В - это средний уровень, соответствующий стехиометрическому составу смеси. Подобные датчики работают в очень узких пределах отношения состава смеси, поэтому его показания используются только в определенных режимах работы для обратной связи (см. еще параметр Управление). В таких условиях показания датчика "плавают" (в пределах 0-1В) как реакция на изменения состава смеси блоком управления.



Может быть другой вариант. Такой, например (это с тестового SX4):

λ-зонд 1: 0.34 В
λ-зонд 2: 0.64 В

Первый зонд, как говорилось, установлен до катализатора. Но здесь присутствует второй, который установлен после катализатора для оценки эффективности его работы.

В данном случае оба датчика кислорода узкополосные, что видно опять же по единицам измерения (Вольт).



Сложнее вариант (встречается на свежих JDM):

λ-зонд 1: -1 мА
λ-зонд 2: 0.71 В

Опять два зонда ("передний" и "задний" относительно катализатор). Второй зонд показывает привычные вольты. А вот первый выдает значения в миллиамперах. Это т.н. A/F-датчик, широкополосный лямбда-зонд. Он работает в широких пределах соотношения воздуха и топлива, что позволяет блоку управления использовать его показания в самых разных режимах. Показанием такого датчика служит ток накачки, поэтому единица измерения для этого зонда мА, а не В.


Еще один вариант (Escudo TD94W - двигатель H27A V6):

λ-зонд 2: 0.12 В 0.72 В

Моя программа выводит только данные для второго зонда, но почему два значения? А здесь используются два т.н. Bank. Bank можно перевести как "ряд [цилиндров]", но в контексте диагностики лучше использовать "группа [цилиндров]". В данном случае это две группы по три цилиндра. Каждая из них использует свои зонды. Два передних и два задних. В программе представлены показания двух задних (в вольтах, поскольку это т.н. датчики кислорода).

Но группы цилиндров могут быть и на рядных двигателях. Например, две группы из двух цилиндров в каждой. Важно, что в группу входят те цилиндры, для анализа состава смести которых использует единый зонд. Если в SZ Viewer два значения для зонда, то это означает наличие двух групп. Но пока не всегда наличие двух групп приводит к отображению двух значений - работы в этом направлении еще ведутся.

Возвращаясь к TD94W. Почему в программе отсутствуют данные для первого (точнее первых) зондов? Из-за того, что в некоторых случаях показания широкополосных передних зондов не отображаются в SZ Viewer. А здесь именно такие зонды. Но, опять же, работы в данном направлении тоже ведутся.


Резюме:

λ-зонд 1 - это датчик(и) перед каталитическим нейтрализатором.
λ-зонд 2 - это датчик(и) после каталитического нейтрализатора.

Если для λ-зонда в строке два значения, то цилиндры двигателя объединены в группы, у каждой свои зонды.

Если единицей измерения показан вольт, то это узкополосный датчик кислорода.
Если единицей измерения показан миллиампер, то это широкополосный A/F-датчик.

Если значения показаны только для λ-зонда 2, то λ-зонд 1 - это, с большой вероятностью, широкополосный A/F-датчик.



Изображения из альбомов:

8 comments:

  1. Доброго времени.
    Периодически пользуюсь Вашими программами (и под Win, и под Android). Машина Suzuki GV, 2004 года, J20A, МКПП.
    Пожелания по Android версии:
    1. Хотелось бы видеть не просто текущие(мгновенные) значения по лямбдам, а MIN и MAX за текущую сессию. Т.е. минимально считанное значение и максимальное значение. По этим данным можно было бы точнее определить состояние лямбд. Кстати нижние значения циркониевых лямбд могут быть и немного отрицательными. (это в случае разгерметизации датчика). Наблюдал такое на своей машине осциллографом, но к сожалению снять показания в то время не мог.
    2. В андроид версии я не нашел где отображаются ошибки по кондиционеру и датчику положения заслонки обдува (заслонка печки: ноги, стекло и т.д.). У меня присутствуют две ошибки: -ошибка малого давления в системе кондиционирования и ошибка положения заслонки. По идее в закладке BCM.

    PS. Программа супер. Сам хотел года четыре назад написать по win, но не нашел именно сузучего протокола. Может плохо искал. Вам удачи. Жду с нетерпением продолжения темы и под андроид и под вин.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ошибки должны быть в HVAC (Heating/Ventilation, AC)

      Delete
    2. Там отображается только "вечная" ошибка по датчику освещенности. Который у меня как класс отсутствует.

      Delete
    3. Раз ошибка показывается, значит датчик есть. Только его хорошо осветить надо, ошибка сама уходит.
      Что блок выдает, то и показывается. Ошибки не придумываются и не прячутся.

      Delete
    4. Если есть подозрение, что ошибки показываются не все (что маловероятно, но теоретически возможно), то можно через Windows-версию посмотреть дополнительно. Напишите мне: anton@malykh.com

      Delete
    5. Датчика действительно нет. Даже на раъземе эти провода отсутствуют. Но не суть. Вин версией гляну завтра.

      Delete
    6. Машина без положений Auto на крутилках? Если есть Auto (климат-контроль), то датчик должен быть. Довольно странно, если Auto нет, а блок выдает такую ошибку.

      Надо не просто Windows-версией смотреть, а немного с дополнительными действиями. Подробности через anton@malykh.com

      Delete
  2. Антон, добрый день! спасибо Вам за программу!
    Подскажите пожалуйста неумелому пользователю какие кнопки нажать в WIN-версии чтобы вывести график работы верхней лябды на гранд витаре 2.4 2011 года.
    Спасибо.

    ReplyDelete

Blog Archive