В блоге:

2013-03-19

Хватает ли замены ГП 4.09 на 5.375?

Весной 2011 года заменил в своем Jimny ГП с 4.09 на 5.375. Хватает ли мне этого понижения?

Отвечу на этот вопрос, но зайду с другой стороны. В чем суть этой чехарды с ГП, китами в раздатку и т.п? Современный автомобильный двигатель внутреннего сгорания характерен тем, что он развивает сравнительно небольшой крутящий момент, но на сравнительно больших оборотах. Соответственно, можно уменьшать угловую скорость, попутно пропорционально увеличивая крутящий момент.

Установка бОльших колес, во-первых, увеличивает длину рычага приложения силы, что при сохранении крутящего момента приводит к падению силы тяги. И, во-вторых, сами колеса создают бОльшее сопротивление (из-за ширины, из-за более грубого рисунка, более глубокого погружения и т.п.). Все это приходится компенсировать увеличением общего передаточного числа (точнее говоря, передаточного отношения, но так уж устоялась терминология).

Так вот, в случае исправногo двигателя M13A на Suzuki Jimny c АКПП минимальное общее передаточное число для грязевых шин 31x10.5 и 32x9.5 я бы оценил на уровне 40. Минимальное общее передаточное для шин 30x9.5 оценил бы примерно на уровне 30.

Теперь возьмем реальные передаточные числа Suzuki Jimny. Моего, например:
1 передачи: 2.875, передачи заднего хода: 2.300
Пониженного ряда РК: 2.643

Со штатной ГП 4.09 получается максимальное общее передаточное число:
При движении вперед: 2.875*2.643*4.09 = ~31.08
При движении назад:  2.300*2.643*4.09 = ~24.86

Маловато! Хотя 30x9.5 крутить теоретически можно (на пониженной!), но только при движении вперед.

С установленной ГП 5.375:

При движении вперед: 2.875*2.643*5.375 = ~40.84
При движении назад:  2.300*2.643*5.375 = ~32.67

Здесь уже можно рассчитывать на то, что вперед будут крутиться 31x10.5 и 32x9.5, но назад тяги хватать не будет. Напомню, что речь идет о минимальном уровне.

Моя практика показывает, что после замены ГП с 4.09  на 5.375 тяги хватает на кручение TSL 32x9.5 практически в любых условиях (в том числе в глубоком болоте, грязе, песке, снегу), но только при движении вперед и только на исправном двигателе. При движении задним ходом или при падении мощности двигателя (у меня была такая история с попавшим в воздухозаборник пакетом) тяги НЕ хватает провернуть колеса в тяжелых ситуациях!

А вот для 30x9.5 тяги на внедорожье хватает с запасом.

Но в моем случае спасает сравнительно большое число (2.643) пониженного ряда элекроуправляемой раздатки. Со ручной раздаткой (2.145) все заметно хуже!

С ГП 4.09 получается:
При движении вперед: 2.962*2.145*4.09 = ~25.99
При движении назад: 2.810*2.145*4.09 = ~ 24.65

Про 30x9.5 можно забыть.

Теперь с ГП 5.375:

При движении вперед: 2.962*2.145*5.375 = ~34.15
При движении назад: 2.810*2.145*5.375 = ~ 32.40

С таким понижением можно уверенно использовать 30x9.5 даже с двигателем G13B. Но с 31x10.5 и 32x9.5 будет тоскливо!

Повторюсь, речь только об АКПП. С МКПП отдельная история, но лень расписывать в связи с тем, что МКПП на Jimny меня не интересует.

Резюме: если Jimny с АКПП и старой раздаткой, то замена 4.09 на 5.375 позволит разве что довольно уверенно ездить с грязевыми шинами 30x9.5. На бОльшие шины лучше не рассчитывать. Ехать-то будет, но на хорошем бездорожье будет ощущаться нехватка тяги. Если Jimny с АКПП и электроуправляемой раздаткой, то ездить на 31x10.5 и 32x9.5 можно при исправном двигателе (M13A). Но иногда будут ситуации, когда тяги на передаче заднего хода будет не хватать!

В общем, ставьте шестеренчатую раздатку с китом. :-) Хотя я ставить не буду,  по крайне мере в этом году точно.


Еще по этой теме:

6 comments:

  1. пошел по второму пути с раздаткой и китом - теперь не могу дождаться когда же все прийдет

    ReplyDelete
  2. Привет. Одно дело в грязи, но до нее еще доехать надо. Как обстоят дела например с парой 5.375 в городе и на трассе?

    ReplyDelete
    Replies
    1. На верхнем ряду с 4.09->5.375, на мой взгляд, лучше, чем с китованной раздаткой. См. http://malykh.blogspot.com/2013/03/blog-post_24.html
      Обороты завышены, но тяги сравнительно хватает. А вот с китованной раздаткой верхнего ряда маловато для колес больше 30" (и АКПП)

      Delete
  3. Понятно, а какая комфортная скорость по трассе при 5,375 и 30-32 колесах? Какие обороты двигателя ну и расход?

    ReplyDelete
    Replies
    1. При АКПП в штатном виде (4.09 и 26") при 100 км/ч 3000 об/мин.

      5.375 и 30" при 100 км/ч примерно 3500 об/мин
      5.375 и 32" при 100 км/ч примерно 3250 об/мин.

      Скорость у каждого своя, расход тоже.

      Delete

Blog Archive