В блоге:

2013-03-24

Про киты и ГП

Немного лирики в продолжение темы "понижения" трансмиссии Jimny.

Установка шестеренчатой раздатки с китом в Jimny - это весьма эффективный способ увеличения максимального крутящего момента на колесах. Кроме того, убирается слабое звено в виде цепи в штатной раздатке (а для сравнительно свежих Jimny - еще и электрика переключения). И еще "нейтраль" как бонус. :-)

Замена же ГП гораздо менее эффективна в этом плане. Даже если заменить самые скоростные штатные 3.416 на самые тяговые 5.375, то это всего лишь 5.375/3.416=~1.57. Т.е. этот максимальный вариант замены ГП эквивалентен в плане увеличения общего передаточного числа замене электроуправляемой раздатки (2.643) на кит 4.16: 4.16/2.643=~1.57. А кит 4.16 - это минимальный вариант среди китов. "Промежуточные" замены ГП (например, 4.09 на 5.375) и до этого не дотягивают. А в случае штатной РК с 2.145 все еще тоскливее.

Другое дело, что понижения может быть и много, хотя есть люди, которые так не считают. Но это все зависит от условий эксплуатации и манеры вождения, конечно. Если брать случай АКПП, то надо помнить, что джимниковская АКПП умеет трогаться при движении вперед только с первой передачи (а вот для сравнения моя Интегра с АКПП умеет еще трогаться со второй передачи). Чрезмерное понижение приведет к очень короткой первой передаче, что не позволит выполнять резкие, но скоростные скачки с места. И, опять же, на моем Jimny четвертая на низкой скорости включаться не хочет, поэтому на пониженном ряду приходится довольствоваться только тремя передачами. При движении по бездорожью со сравнительно нормальными скоростными участками придется часто переключаться между нижним и верхним рядами. МКПП это касается в меньше степени, поскольку там и передач побольше, да и трогаться при желании можно хоть с пятой передачи. Да и МКПП требует большего понижения, чем АКПП из-за отсутствия такой замечательной вещи как гидротрансформатор. Но для движения задним ходом передача все равно одна. :-)

С одной стороны, наличие запаса тяги на колесах позволяет двигаться более уверенно и не "рвать" машины. С другой стороны, понижение в РК приводит к повышению нагрузки на трансмиссию, начиная с самой РК, поэтому мозг включать строго обязательно. Впрочем, на Jimny вообще надо мозг включать. Это не та машина, чтобы с газом в пол пролетать по бревнам и камням, и не та машина, чтобы плюхнуться в колею от Урала и на холостых протарахтеть по ней. :-)

Но это все достаточно субъективно, а вот объективный недостаток китов в недостаточном понижении на верхнем ряду. Собрал передаточные числа различных китов (на верхнем и нижнем рядах), получилось так:

1.58/4.16
1.66/4.89
1.63/4.9
1.67/5.14
1.65/6.4
1.69/6.5
1.75/8

Передаточное число верхнего ряда от 1.58 до 1.75. Не очень, если рассматривать замену РК с верхним рядом 1.320! Для сравнения, понижение верхнего ряда при переходе с ГП 4.09 на 5.375 эквивалентно увеличению передаточного числа верхнего ряда до 1.32*5.375/4.09=~1.73. И по опыту не могу сказать, что это избыточное понижение на верхнем ряду. На TSL 32x9.5 ездить по трассе, в принципе, можно, но запаса не ощущается (особенно по горам). А что будет с бОльшими колесами?

Идеальным вариантом, наверное, было бы одновременное понижение и заменой РК на шестеренчатую с китом, и заменой ГП. Навскидку не скажу, какую бы комбинацию кита и ГП выбрал бы, но при желании можно рассчитать. Но это дорого! Поэтому никто практически и не делает так. А если и делают, то в "обратном" порядке: меняют сперва ГП, убеждаются, что не хватает тяги, а затем меняют раздатку.

4 comments:

  1. надо будет обратить внимание переключается ли автомат на 4 передачу на пониженной.

    На прадиках есть подобная проблема, на пониженной тоже вроде дальше 3 не включается, но отрезание фишки на датчике лечит проблему. По идее то же самое можно реализовать тумблером.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ага, про Prado знаю. И знаю такое Prado, где это сделано. :-)

      А вот касаемо Jimny. Я не смотрел еще схему для АКПП до 2004-2005 года, но на поздних прямой связи между раздаткой и АКПП. Т.е. АКПП включает четвертую только при достижении некоторой скорости. Т.е. надо датчик скорости обманывать, завышая скорость на пониженной. Либо электронно, либо переносить датчик (и подбирать количество зубов) на промежуточный карданный вал, чтобы он на верхнем ряду показывал правильную скорость, а на нижнем - завышал соответственно.

      Delete
    2. Т.е. прямой связи между раздаткой и АКПП нет. (забыл слово "нет" написать :-)

      Delete
    3. попробую узнать у нашего мастера по автоматам, может быть он расскажет что-нить интересное.
      Просто на новых джимах ведь полноценный автомат с гидромозгом, а на предыдущих (например на моем) мозг куц и электронен. Так вот может быть старый мозг и проще обмануть

      Delete

Blog Archive