В блоге:

2018-10-02

Контактные педали Shimano PD-M530: первый опыт начинающего (много текста)

Никогда не ездил с контактными педалями, начитался, конечно, страшилок про падения. Но все же поставил на свой велосипед педали Shimano PD-M530. И вот набираюсь опыта. Некоторые вещи знал заранее, а вот некоторые весьма необычны, про них редко упоминают. Спешу зафиксировать, пока не забыл.


Но сперва о падениях. Конечно, они были. :-)

Первое падение было в первый день покатушек. Сперва все шло хорошо, аккуратно ездил, не забывал заранее выщелкиваться. Но под конец дня все же внимание рассеялось. Получилось смешно! Стояли на месте, что-то обсуждали. Правую ногу выщелкнул, на нее оперся. Левую не стал выщелкивать, но потом забыл об этом. Начать трогаться с места и решил левую ногу выставить для удобства. Так и уронил велосипед вслед за левой ногой.

Второе падение было уже позже. Подъезжал к неудобному бордюру (высокий и под углом), засомневалась, запрыгивать или пешком зайти. Пока думал, то уже подкатил. Решил выщелкиваться. Левую ногу выщелкнул, а правую не смог. Довольно нехило упал, да еще и на бордюр. Ладно хоть ничего не сломал (ни себе, ни велосипеду). После падения кое-как выдернул ногу с педали. Оказалось, что ослаб шип на ботинке, поэтому и не хватало поворота ботинка для выщелкиваня.

Третье падение было совсем уж обидное. Прикатался, все нормально. Ехал в подъем, который оказался сперва пологим, а потом достаточно резким. Чувствую, что инерции не хватает, а тяги на средней передней звезде недостаточно. Сбрасываю переднюю звезду на самую маленькую. И происходит то, за что терпеть не могу передние переключатели. Цепь слетает со звезды, да еще и застревает между рамой и звездой. Видимо, из-за тряской грунтовой дороги. Это очень редкое событие, поэтому готов не был. Подъем резкий, тяга моментально упала, даже не успел ничего сообразить и упал на бок. К счастью, опять без повреждений.


Но падения меня не остановили и не заставили снять контактные педали. Все же с ними интереснее ехать.

1. Нога работает не только вниз, но и вверх. Только надо приучиться к этому. Я первое время представлял, что у меня есть задача проверить крепость, даже оторвать шип от ботинка. Для этого сильно тянул педали вверх. Помогает! Потом уже это становится естественным.

2. При очень низкой скорости вращения педалей (каденсе) с контактами удается вытащить велосипед. С обычными педалями мне тяги не хватает (меньше эффективность, да и ноги слетают).

3. На неровностях ноги не слетают, а педали не прилетают сзади по лодыжке.

4. Не надо думать о правильности постановки ноги.


Еще отмечу, что с контактными педалями пришлось приподнимать сиденье, иначе было довольно некомфортно. То ли из-за более высоких педалей, то ли из-за положения ног. Вообще, создалось впечатление, что с контактами надо более точно выставлять положение сидения. С обычными педалями проще.


А основная первоначальная задача при контактных педалях - это выработка рефлекса самовыщелкивания. Для меня стало удивительно, но на левой ноге это стало проявляться почти сразу, пусть и не очень уверенно. Было несколько ситуаций, когда уже приготовился падать, а левая нога хитро сама отщелкивалась и успевала достать до земли. С правой стороной, к сожалению, это пока не работает.


И общие советы по моему опыту:

1. У шипов есть некоторый свободный ход (на поворот). Для безопасности я настроил (повернул) положение шипов так, чтобы люфт был при вращении пятки внутрь. А при повороте наружу шипы сразу начинают отщелкиваться без люфта.

2. Крайне желательно регулярно проверять затяжку винтов, крепящих шипы к ботинку. Если они ослабнут, то отщелкивание ноги может быть очень проблемным.

3. Пока нет рефлекса и уверенности, то в субъективно сложных местах лучше не ехать, а пройтись ногами. Считаю, что ничего зазорного в этом нет. Сперва нужно рефлекс выработать.

4. Нужно иметь запас для движения. Например, если кто-то едет впереди, то держать дистанцию. Если он внезапно остановится, то можно упасть из-за отсутствия рефлексов выстегивания.

5. Быть достаточно решительным. Если едешь, то едешь. Если не едешь, то заранее выщелкивать ноги.

6. Лучше первое время заранее выстегивать обе ноги. Если отщелкнуть только одну, то про вторую зафиксированную ногу можно и забыть, а затем упасть из-за этого. Это довольно частая ошибка начинающих.

7. Нога лучше (легче) выщелкивается в нижнем положении педали. Если вдруг есть ощущение, что выщелкивание какое-то неуверенное и нестабильное, то при наличии времени лучше прокрутить педаль в нижнее положение.

8. Как уже говорил, на совсем низком каденсе с контактами можно развить заметно большую тягу. Иногда чувствуешь, что скорость резко падает, готовишься падать. А может иметь смысл, наоборот, продолжить вращать педали и проехать.


Если говорить про хождение в ботинках с шипами. то многое зависит от конкретной модели. У меня Northwave Escape Evo, ходить вполне удобно. Но, во-первых, ботинки (подошва) довольно жесткая, хоть и с развитым протектором. Во-вторых, при хождении по камням, кафельной плитке и т.п. поверхностям шипы неприятно цокают и хрустят. К слову, грязная подошва (даже подсохшая) не особо мешает работе с контактами. Нормально защелкивается, нормально выщелкивается. Вот зимой, наверное, будет сложнее, если лед намерзнет. Но я зимой не особо катаюсь.



Еще по этой теме:

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive